Безработица и ее формы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть взаимосвязь циклического развития, величины и структуры безработицы.
Исходя из цели курсовой работы, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить экономическую сущность безработицы и ее факторы.
2. Провести анализ безработицы в России.
3. Охарактеризовать меры по сокращению уровня безработицы.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЕЕ ФАКТОРЫ 3
1.1. Сущность, виды и причины безработицы 3
Далее рассмотрим показатели безработицы. 5
1.2. Показатели безработицы 6
1.3. Социально-экономические последствия безработицы 8
Изучив и рассмотрев, экономическая сущность безработицы и ее факторы, перейдем к анализу безработицы в России. 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ 14
2.1. Анализ динамики уровня общей и регистрируемой безработицы 14
Далее проведем анализ структуры безработных по половозрастным группам, образованию. 16
2.2. Анализ структуры безработных по половозрастным группам, образованию 16
2.4. Анализ численности безработных по способу поиска работы и наличию прошлого опыта. Показатели продолжительности безработицы 17
Проанализировав безработицу в России, охарактеризуем меры по сокращению уровня безработицы. 20
ГЛАВА 3. МЕРЫ ПО СОКРАЩЕНИЮ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ 21
3.1. Мероприятия по сдерживанию высвобождения занятых и предупреждению массовой безработицы 21
3.2. Меры по оказанию помощи в новом трудоустройстве и социальной поддержке безработных 24
3.3. Экономическая эффективность мер по сокращению безработицы 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по рынку труда.вар №2.docx

— 121.94 Кб (Скачать файл)

Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного экономического воздействия для достижения полной занятости.

Прежде всего следует повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции.

Монетаристы выступили против кейнсианских методов.

Как я уже отмечала, в 1967 году М. Фридмен высказал мысль о существовании "естественного уровня безработицы", который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее "естественного уровня" с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.

Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны. Они обвиняют рабочих в том, что последние воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать резкое ухудшение жизненного уровня населения, что скажется на социальной обстановке.

Какие же шаги может применять государство для уменьшения уровня безработицы?

Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы. Используя опыт ряда иностранных государств, выделим некоторые пути решения проблемы безработицы.

Уровень фрикционной безработицы можно снизить следующими мероприятиями8:

  1. улучшить  информационное обеспечение рынка труда. Во всех странах эту функцию осуществляют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о возможных вакансиях и сообщают ее безработным;

2) устранить факторы, снижающие  мобильность рабочей силы. Для  этого необходимо, прежде всего:

а) создать развитый рынок жилья;

б) увеличить масштабы жилищного строительства ;

в) отменить административные преграды для переезда из одного населенного пункта в другой

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей. В ряде городов такая переподготовка осуществляется через городскую службу занятости и Центр социальной поддержки.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Способами увеличения спроса могут быть:

  1. стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, - занятости на них;
  2. поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентноспособности продукции.

Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатах мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Изучив и рассмотрев, экономическая сущность безработицы и ее факторы, перейдем к анализу безработицы в России.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ

 

 

2.1. Анализ динамики уровня общей  и регистрируемой безработицы

 

 

Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в 2011 году составляла 75,6 млн. человек, то есть  53% от общей численности населения страны9.

В численности экономически активного населения 70,9 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,6 млн. человек - как безработные с использованием критериев МОТ, а именно   не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю.

Рис. 3. Динамика численности экономически активного населения10

 

Уровень безработицы, то есть отношение численности безработных к численности экономически активного населения в 2011 году составляло 6,1% (без исключения сезонного фактора).

 

Рис. 4. Уровень безработицы по методологии МОТ11

 

Уровень занятости населения, то есть отношение численности занятого населения к общей численности населения упомянутого возраста в 2011 году составляло 64,0%.

Таблица 1 - Экономическая активность населения12

 

 

2011г.

2010г.

2011г. к 2010г. 
(+,-)

 

декабрь

IV  
квартал

в  
среднем 
за год

декабрь

IV  
квартал

в  
среднем  
за год

Тыс.человек

             

Экономически  активное население  
в возрасте 15-72 лет  (рабочая сила)

75575

75648

75752

75013

75288

75440

312

занятые

70933

70910

70732

69621

70115

69804

928

безработные2)

4643

4738

5020

5392

5172

5636

-616

В процентах

             

Уровень экономической активности  (экономически активное население к  численности населения в возрасте  15-72 лет)

68,2

68,2

68,3

67,3

67,6

67,7

0,6

Уровень занятости  (занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет)

64,0

64,0

63,8

62,5

62,9

62,7

1,1

Уровень безработицы (безработные к  численности экономически активного  населения)

6,1

6,3

6,6

7,2

6,9

7,5

-0,9


 

 

По сравнению с началом года   численность занятого населения понизилась на 37 тыс. человек, или на 0,1%, численность безработных за этот период понизилась  на 123 тыс. человек, или на 2,6%. По сравнению с 2010 годом численность занятого населения увеличилась на 1121 тыс. человек, или на 1,6%, численность безработных уменьшилась на 716 тыс.человек, или на 13,3% по сравнению с 2010 годом.

Далее проведем анализ структуры безработных по половозрастным группам, образованию.

 

 

2.2. Анализ структуры безработных  по половозрастным группам, образованию

 

 

Общая численность безработных, классифицируемая в соответствии с принципами МОТ, в 3,6 раза увеличилась численность безработных, которые зарегистрированы в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце 2011 года в государственных учреждениях службы занятости населения числилось на учете в качестве безработных 1286 тыс.человек.

Как демонстрируют  документы обследований населения по проблемам занятости в декабре, 66,3% безработных искали работу сами без помощи служб занятости. При всем притом мужчины реже обращались в службы занятости с целью  поиска работы, чем женщины.

Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в 2011 году составляла 29,2%, среди безработных женщин - 38,6%. Наиболее плодотворными считаются обращение с целью поиска работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его предпочитают  около половины безработных.

Далее проанализируем численность безработных по способу поиска работы и наличию прошлого опыта. Показатели продолжительности безработицы.

 

 

2.4. Анализ численности безработных  по способу поиска работы и  наличию прошлого опыта. Показатели  продолжительности безработицы

 

 

Рис. 5. Способы поиска работы безработных13

 

Среди безработных, по принципу МОТ, доля женщин в 2011 году составляла 47,6%, доля городских жителей - 61,1%.

Безработица городского и сельского населения характеризовалась превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В 2011 году это превышение составляло 1,9 раза.

Таблица 2 - Уровень безработицы по полу и виду поселения в процентах14

 

 

Всего

Мужчины

Женщины

Городское население

Сельское  
население

2011г.

         

Январь

7,8

8,4

7,1

6,5

11,4

Февраль

7,6

8,3

6,8

6,3

11,2

Март

7,1

7,9

6,3

6,2

10,0

Апрель

7,2

7,9

6,5

5,9

11,0

Май

6,4

6,6

6,2

5,3

9,5

Июнь

6,1

6,4

5,7

5,2

8,5

Июль

6,5

6,9

6,2

5,6

9,2

Август

6,1

6,2

6,0

5,2

8,9

Сентябрь

6,0

6,5

5,5

5,1

8,7

Октябрь

6,4

6,6

6,1

5,5

9,0

Ноябрь

6,3

6,6

6,0

5,2

9,5

Декабрь

6,1

6,3

6,0

5,0

9,6


 

 

Средний возраст безработных в 2011 году составлял 35,3 года. Молодежь до 25 лет составляла среди безработных 26,8% (в ноябре 2011г. - 26,0%), а именно в возрасте 15-19 лет - 5,6%, 20-24 лет - 21,2%. Высокий уровень безработицы прослеживался в возрастной группе 15-19 лет (35,0%) и 20-24 лет (12,8%). По сравнению с ноябрем 2011 года уровень безработицы в возрасте 15-19 лет увеличивалась на 0,9 %, в возрасте 20-24 лет - на 0,6 %.

Рис. 6. Уровень безработицы по возрастным группам и в виду поселений15

 

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в 2011 году. составляло 14,8%, а именно среди городского населения - 13,2%, среди сельского населения - 18,3%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляло 3,0 раза, а именно среди городского населения - 3,5 раза, сельского населения - 2,2 раза.

Среди безработных 29,4% составляли граждане, период пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более искали  работу 32,6% безработных, что является застойной безработицей.

Среди сельских жителей доля застойной безработицы составляла 36,4%, среди городских - 30,2%.

В численности безработных 27,6% составляли лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В 2011 году их численность по сравнению с 2010 годом оставалась на том же уровне и составляла 1,3 млн.человек. В числе безработных, которые не имеют опыт трудовой деятельности, 16,8% составляли молодежь до 20 лет, 48,1% - от 20 до 24 лет, 19,5% - от 25 до 29 лет.

В 2011 году среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией предприятия или собственного дела, составляла 18,0%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 24,0%.

Самый низкий уровень безработицы, соответствующей покозателям МОТ, отмечался в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.

Рис. 7. Уровень безработицы по методологии МОТ, по федеральным округам16

 

Проанализировав безработицу в России, охарактеризуем меры по сокращению уровня безработицы.

 

ГЛАВА 3. МЕРЫ ПО СОКРАЩЕНИЮ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ

 

 

3.1. Мероприятия по сдерживанию высвобождения  занятых и предупреждению массовой безработицы

 

 

Неразвитость практики государственной поддержки отдельных слоев и категорий работников требует разработки и реализации целевых социальных программ в целях смягчения негативных последствий индивидуализации трудовых отношений. Ослабление социальных гарантий работников может преодолеваться путем установления государством ряда норм для всех работников независимо от того, являются ли они постоянно или временно занятыми. Во всех случаях государство должно контролировать развитие гибких форм занятости, в противном случае последует нарастание социальной нестабильности, и государство окажется перед необходимостью значительного увеличения социальных выплат или применения репрессивных мер против недовольных.

Информация о работе Безработица и ее формы в России