Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 18:18, курсовая работа
Краткое описание
Цель курсовой работы – рассмотреть взаимосвязь циклического развития, величины и структуры безработицы. Исходя из цели курсовой работы, необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить экономическую сущность безработицы и ее факторы. 2. Провести анализ безработицы в России. 3. Охарактеризовать меры по сокращению уровня безработицы.
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ 1 ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЕЕ ФАКТОРЫ 3 1.1. Сущность, виды и причины безработицы 3 Далее рассмотрим показатели безработицы. 5 1.2. Показатели безработицы 6 1.3. Социально-экономические последствия безработицы 8 Изучив и рассмотрев, экономическая сущность безработицы и ее факторы, перейдем к анализу безработицы в России. 13 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ 14 2.1. Анализ динамики уровня общей и регистрируемой безработицы 14 Далее проведем анализ структуры безработных по половозрастным группам, образованию. 16 2.2. Анализ структуры безработных по половозрастным группам, образованию 16 2.4. Анализ численности безработных по способу поиска работы и наличию прошлого опыта. Показатели продолжительности безработицы 17 Проанализировав безработицу в России, охарактеризуем меры по сокращению уровня безработицы. 20 ГЛАВА 3. МЕРЫ ПО СОКРАЩЕНИЮ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ 21 3.1. Мероприятия по сдерживанию высвобождения занятых и предупреждению массовой безработицы 21 3.2. Меры по оказанию помощи в новом трудоустройстве и социальной поддержке безработных 24 3.3. Экономическая эффективность мер по сокращению безработицы 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
В целях регулирования занятости государством
предприняты шаги по снижению коэффициента
экономической активности населения.
К ним относятся: сокращение сроков выхода
на пенсию, увеличение продолжительности
обязательного школьного обучения, расширение
практики образовательных отпусков, а
также жесткие ограничительные меры в
отношении миграции иностранной рабочей
силы. В современных условиях занятость
в России становится важнейшим объектом
социального управления. В мотивационном
ядре российских работников ведущая роль
принадлежит труду как инструменту зарабатывания
денег. По данным Всероссийского центра
изучения общественного мнения (ВЦИОМ)
примерно половина опрошенных ориентирована
на сравнительно небольшие заработки
и уверенность в завтрашнем дне, третья
часть – на высокие, пусть и не гарантированные
доходы, менее 10% отдают предпочтение самостоятельной
занятости и готовы нести связанный с
этим риск. Более уверены в себе молодые
респонденты, руководящие работники, а
также лица, занятые в негосударственном
секторе экономики. Иждивенческие настроения
и привычка рассчитывать на «авось» еще
сильны в сознании россиян.
В ситуации угрозы увольнений работники
также демонстрируют пассивные поведенческие
установки.
Менее всех готовы к переменам работники
государственных предприятий. Акционерные
предприятия занимают промежуточное положение
между государственными и частными. Работники
частных предприятий в большей мере готовы
к переменам. Чаще всего опасения потерять
работу высказывают работники бюджетных
отраслей. Наибольшая тревога по поводу
возможной потери работы характерна для
городского населения. Исключение составляют
жители Москвы и Санкт-Петербурга. Дело
в том, что живущие в обоих крупнейших
административных, промышленных и культурных
центрах имеют более широкий выбор сфер
приложения труда. Однако картина меняется,
когда речь заходит о вероятности массовых
сокращений на предприятиях, где работают
опрашиваемые: 48% из них полагают, что возможность
значительных сокращений по месту работы
вполне реальна, и не питают иллюзий на
этот счет [5].
Как и прежде, 30-40% респондентов включают
проблему роста безработицы в число пяти
наиболее острых проблем, стоящих перед
Россией и ее гражданами.
При этом половина респондентов уверена,
что в случае потери нынешнего рабочего
места они вновь легко трудоустроятся,
четверть опрошенных не имеет ясного представления
о своих перспективах, и примерно пятая
часть думает, что найти другую работу
будет трудно. Наиболее распространенный
мотив трудовой мобильности – неудовлетворенность
оплатой труда (65%). Второе место занимает
неудовлетворенность условиями и организацией
труда (24%). На третьем месте по значимости
– неудовлетворенность содержанием труда
и отсутствие возможностей профессионального
роста.
Закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости
населения в Российской Федерации» [18]
определил правовые, экономические и организационные
условия, а также гарантии государства
по реализации права на труд граждан, постоянно
(шесть месяцев и более) проживающих на
территории России.
В соответствии с Законом для содействия
полной, продуктивной и свободно избранной
занятости населения государство предусматривает:
осуществление мер финансово-кредитной,
инвестиционной и налоговой политики,
направленных на рациональное размещение
производительных сил, повышение мобильности
трудовых ресурсов, создание новых технологий,
поощрение гибких режимов труда и других
мер, способствующих сохранению и развитию
системы рабочих мест;
правовое регулирование в области занятости
на основе соблюдения законных прав и
интересов граждан и соответствующих
государственных гарантий;
создание службы занятости населения
и Государственного фонда занятости РФ.
С целью выработки согласованных решений
по определению и осуществлению политики
занятости населения на республиканском
и местном уровнях создаются координационные
комитеты содействия занятости населения
из представителей, рекомендуемых профессиональными
союзами, ассоциациями (союзами) предпринимателей,
органами службы занятости и общественными
организациями, представляющими интересы
граждан, особо нуждающихся в социальной
защите.
Вместе с тем необходимо избегать чрезмерной
централизации и «огосударствления» политики
занятости. Государству должна принадлежать
ключевая роль в организации сотрудничества
и взаимодействия работодателей, профсоюзов
и местных органов власти для обеспечения
возможно более высокой и эффективной
занятости.
Решение проблемы занятости предполагает
не только материальную помощь безработным
и их трудоустройство. При этом изучается
конъюнктура рынка труда, организуются
научно обоснованная профориентация и
профессиональная переподготовка, активизируется
влияние на систему общего образования,
профессиональной подготовки, общественных
работ, создаются новые рабочие места,
налаживается сотрудничество служб занятости
со службами персонала.
3.2.
Меры по оказанию помощи в
новом трудоустройстве и социальной
поддержке безработных
Реализация направлений повышения занятости
требует в условиях РФ подъема производства,
капиталовложений для создания рабочих
мест и переподготовки персонала. Формирование
спроса на рабочую силу подчинено потребностям
и интересам работодателя и может быть
осуществлено по следующим направлениям
[9, с. 79]:
сохранение и модернизация рабочих мест,
создание новых и ликвидация излишних
или неэффективных. Эти меры осуществляются
на действующих предприятиях при поддержке
местных и региональных органов власти,
содействующих привлечению необходимых
средств в первую очередь в сфере производства потребительских
товаров и услуг;
создание рабочих мест путем развития
предпринимательства. Эффективно в этом
плане создание малых предприятий и развитие
внутреннего предпринимательства на действующих
крупных предприятиях в процессе их приватизации
и преобразования структурных подразделений
в самостоятельные организации, которые,
помимо их экономической связи со своими
учредителями и спонсорами, расширяют
масштабы собственной деятельности за
счет внешних заказов;
организация оплачиваемых общественных
работ, означающая предоставление безработным
временной работы, связанной со строительством,
ремонтом, уборкой, обслуживанием на объектах,
находящихся в ведении местных органов
управления. Масштабы общественных работ
и их конкретные виды определяются ситуацией
на местном рынке труда и составом лиц,
нуждающихся в таких работах, хотя эта
мера носит в значительной степени паллиативный
характер, обеспечивая лишь кратковременную
занятость преимущественно для лиц с низкой
квалификацией. В малых городах с неразвитой
инфраструктурой целесообразно направлять
безработных граждан на работу по контрактам
в выездных бригадах, занятых на строительстве
объектов регионального и федерального
значения. Сфера применения рассматриваемого
направления может быть расширена за счет
ее распространения на предприятия. В
этом случае предприятие определяет круг
работ, не входящих в его прямые обязанности,
организуя для их выполнения рабочие места
с привлечением безработных и оплатой
их труда из средств предприятия и фонда занятости;
создание рабочих мест для лиц с ограниченной
возможностью использования трудового
потенциала. Несмотря на явно выраженную социальную
направленность, и в данном случае сохраняется
первичное значение спроса на рабочую
силу, с тем лишь отличием, что содержание
и характер работы при выполнении заказов
на те или иные виды изделий или услуг
должны в полной мере учитывать индивидуальные
ограничения физических возможностей
человека, способствуя в то же время его
трудовой реабилитации. С этой целью должна осуществляться
политика поддержки организаций, создающих
указанные рабочие места по собственной
инициативе, так и в порядке квотирования
путем освобождения их от налогов на прибыль
от реализации соответствующей части
продукции.
Формирование предложения рабочей силы
отражает потребности и интересы работника,
руководствующегося главным мотивом –
получить работу, устраивающую его по
содержанию, условиям труда и оплате [9,
с. 80]. · Первое направление данной политики
– повышение качества рабочей силы с точки
зрения ее профессиональноквалификационного
уровня, развития, совершенствования и
использования индивидуальных способностей.
Второе направление – развитие самозанятости.
Основные возможности в этом направлении
связаны с индивидуальной трудовой деятельностью
по изготовлению потребительских товаров
и оказанию услуг, осуществляемой самим
работником по собственной инициативе.
В этом отношении самозанятость может
рассматриваться как индивидуальная форма
предпринимательства, при которой предприниматель
и работник выступают в одном лице, сочетая
функции спроса и предложения.
Третье направление – регулирование
продолжительности рабочего времени.
Политика сокращения рабочего времени
и увеличения свободного не должна препятствовать
развитию противоположной тенденции –
«вторичной занятости», что фактически
означает совместительство, предусматривая
возможность предложения рабочей силы
работником какой-либо организации сверх
его основной занятости в этой же или в
другой организации в целях получения
дополнительного заработка.
Четвертое направление – регулирование
миграционных процессов в целях обеспечения
максимального сочетания интересов и
потребностей работников и работодателей.
Связанная с этими процессами мобильность
рабочей силы предполагает способность
и готовность работников к изменениям
их трудовой деятельности в связи с изменениями
в производимой продукции, технологии
и организации на предприятии, а также
с их профессионально-квалификационным
и должностным ростом, что отражает политику
стимулирования таких изменений на внутреннем
рынке труда. Согласование этой политики
с политикой на местном рынке труда обеспечивает
возможность регулирования мобильности
рабочей силы в масштабах района, поселка,
города, области, когда изменение места
работы не требует изменения места жительства.
Регулирование миграционных процессов
со стороны местных, региональных и федеральных
органов власти и управления осуществляется
совместно со службами занятости во всех
случаях, когда изменение места работы
обусловлено предоставлением жилья.
3.3.
Экономическая эффективность мер
по сокращению безработицы
Реализация рассмотренных выше направлений
может дать наибольший эффект, если государственные
структуры, контролирующие ситуацию на
рынке труда, будут ответственны за организацию
механизмов поддержки экономически активной
части населения, способного при определенных
условиях заняться малым предпринимательством,
например семейным, или освоить новые
профессии, но пока не имеющего возможности
реализовать свой потенциал.
Среди мер в области занятости населения
особое место должно быть отведено проведению
активной кадровой политики, означающей
перенос акцентов с пассивной политики
занятости на меры активного характера.
Главная роль принадлежит здесь программам
обучения и переобучения, повышения квалификации
и переквалификации для безработных, а
также лиц, высвобождаемых из производства,
системы управления, Вооруженных сил.
В этих условиях возрастает роль государства
в отборе, подготовке и закреплении кадров
для государственного сектора. Эти вопросы
должны найти отражение в соответствующей
федеральной программе содействия организациям
в подготовке персонала на производстве.
Для успешной реализации такой программы
необходимо проведение следующих мер
[9, с. 82]:
организация высокоэффективной службы
по профессиональной переподготовке и
повышению квалификации высвобождающейся
рабочей силы в соответствии с запросами,
обусловленными реализацией программ
промышленной политики;
организация многоуровневых (федеральный, региональный, муниципальный) банков
данных высвобождающихся вакансий, доведение
этой информации до лиц, ищущих работу;
организация общественных работ, направленных
на улучшение производственной и социальной
инфраструктуры, улучшение экологической
ситуации;
подготовка разнообразных схем неполной
занятости, таких, как переход на сменный
режим работы, неполная рабочая неделя
и т.д.
При этом основная часть финансовых ресурсов,
выделяемых для регулирования занятости,
должна расходоваться не на выплату и
индексирование пособий по безработице,
а на создание общероссийской инфраструктуры
рынка труда, которая должна включать
службы по профориентации и профподготовке
кадров, центры переквалификации и т.д.
Если обратиться к опыту стран с развитой
рыночной экономикой, то мы увидим, что
она предполагает высокую активность
государства на рынке труда. Базой для
индивидуальных способностей в этих странах
(особенно западноевропейских) служит
общедоступная система образования и
профессиональной подготовки. Современный
рынок труда требуют формирования разветвленной
общегосударственной системы подготовки,
переквалификации и трудоустройства кадров.
Вопросы, связанные с профессиональным
обучением, приобретают все большее значение.
Предприниматели рассматривают его как
важный фактор повышения производительности
и конкурентоспособности. Профсоюзы заинтересованы
в первую очередь в приобретении работниками
квалификации, гарантирующей последующее
трудоустройство. Что касается интересов
государства, то они сконцентрированы
главным образом на профессиональной
подготовке безработных и высвобождаемых
работников.