Безработица и ее формы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть взаимосвязь циклического развития, величины и структуры безработицы.
Исходя из цели курсовой работы, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить экономическую сущность безработицы и ее факторы.
2. Провести анализ безработицы в России.
3. Охарактеризовать меры по сокращению уровня безработицы.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЕЕ ФАКТОРЫ 3
1.1. Сущность, виды и причины безработицы 3
Далее рассмотрим показатели безработицы. 5
1.2. Показатели безработицы 6
1.3. Социально-экономические последствия безработицы 8
Изучив и рассмотрев, экономическая сущность безработицы и ее факторы, перейдем к анализу безработицы в России. 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ 14
2.1. Анализ динамики уровня общей и регистрируемой безработицы 14
Далее проведем анализ структуры безработных по половозрастным группам, образованию. 16
2.2. Анализ структуры безработных по половозрастным группам, образованию 16
2.4. Анализ численности безработных по способу поиска работы и наличию прошлого опыта. Показатели продолжительности безработицы 17
Проанализировав безработицу в России, охарактеризуем меры по сокращению уровня безработицы. 20
ГЛАВА 3. МЕРЫ ПО СОКРАЩЕНИЮ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ 21
3.1. Мероприятия по сдерживанию высвобождения занятых и предупреждению массовой безработицы 21
3.2. Меры по оказанию помощи в новом трудоустройстве и социальной поддержке безработных 24
3.3. Экономическая эффективность мер по сокращению безработицы 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по рынку труда.вар №2.docx

— 121.94 Кб (Скачать файл)

В целом ожидаемые изменения в численности и структуре населения приведут к сохранению высокого спроса на рабочие места. Помимо действия демографических факторов предложение рабочей силы увеличится по социальным и экономическим причинам.

Вследствие многообразия внутренних регуляторов, а также в силу социальной важности эффективного функционирования рынка труда он нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости – одна из основных социальных задач.

Решая проблемы занятости, необходимо:

  1. изучать конъюнктуру рынка труда;
  2. организовать научно обоснованную систему профориентационной работы и профессиональной переподготовки;
  3. активизировать влияние государства на систему общего  образования, профессиональной подготовки, общественных работ, создание новых рабочих мест, налаживание сотрудничества служб занятости со службами персонала.

При этом следует избегать чрезмерной централизации и «огосударствления» политики занятости. Государству должна принадлежать ключевая роль в организации сотрудничества и взаимодействия работодателей, профсоюзов и местных органов власти для обеспечения возможно более высокой и эффективной занятости [9, с. 86].

Следует отметить, что сложившаяся ситуация, связанная с нерациональным использованием кадрового потенциала, сокращение числа рабочих мест и недостаточной инвестиционной активностью в создании новых рабочих мест не способствовала снятию напряженности на рынке труда. Регистрируемая безработица из «открытой» формы трансформировалась в «невидимую», или «теневую», труднодоступную для реформирования.

Опираясь на опыт ведущих стран с развитой рыночной экономикой, можно выделить четыре основных направления прямого государственного регулирования занятости:

  1. во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе;
  2. во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; в-третьих, программы содействия найму рабочей силы;
  3. в-четвертых, программы по социальному страхованию безработицы, т.е. выделение средств на пособия безработным [9, с. 89].

Реализация указанных направлений возможна при соблюдении ряда принципов государственного регулирования занятости [9, с. 89-90].

1. Сбалансированное регулирование всех элементов рынка труда с целью не только удовлетворения спроса на рабочую силу (рабочие места) и достижения определенного уровня занятости, но и воздействия на цену труда, качество рабочих мест, трудовую мотивацию экономически активного населения.

2. Комплексный подход к решению проблем занятости, предполагающий необходимость взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов РФ, предпринимателей и общественных объединений в рамках системы федеральных, региональных и отраслевых программ.

3. Приоритетность финансирования политики занятости на основе согласованного использования возможностей бюджетов всех уровней, внебюджетных государственных фондов, средств предприятий, самих трудящихся и их объединений.

4. Поддержка малого предпринимательства и самозанятости как одного из факторов предотвращения массовой безработицы. Высвобождение работников из традиционных секторов экономики может проходить относительно безболезненно, если расширится самозанятость. Финансово-экономическая помощь предприятиям данного сектора должна быть адресной и четко увязанной с числом создаваемых рабочих мест.

5. Изменение методов поддержки производства и системы 
рабочих мест на смену фактически бездарным денежным вливаниям, приводящим к инфляционно опасной прокрутке коммерческими банками огромных средств, не доходящих по целевому назначению, должны прийти государственные инвестиционные программы. Расходы на эти программы должны включаться в государственный бюджет с обязательным учетом численности поддерживаемых и дополнительно создаваемых рабочих мест.

6. В качестве субъектов антикризисного регулирования занятости должны выступать высшие органы государственной власти и ключевые структуры Правительства РФ.

7. Поддержание существующей системы рабочих мест в отраслях, признанных приоритетными в плане структурной политики при одновременной отмене искусственного сдерживания высвобождения работников бесперспективных отраслей и предприятий. Всемерная реализация концепции санации предприятий позволит избежать обвального высвобождения персонала. Политика на рынке труда не может быть изолированной и самодовлеющей. Коренного решения проблем занятости можно достичь лишь общими мерами социально-экономической политики государства, обеспечивающими переход к рыночным методам хозяйствования. Без общей концепции регулирования механизмов хозяйствования и поддержания необходимого воспроизводственного режима меры по регулированию либо вступают в противоречие с объективными потребностями, либо остаются безрезультатными. Политику регулирования рынка труда необходимо дифференцировать по регионам, городам и другим населенным пунктам.

Регулирование занятости представляет собой совокупность мер государственного прямого и косвенного воздействия на рынок труда. Прямое влияние на рынок труда оказывает законодательство – о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т.п. Меры косвенного регулирования рынка труда одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на динамику занятости посредством влияния на экономическую конъюнктуру в стране. Таким образом, государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, организационных, законодательных и иных мер.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Курсовая работа посвящена актуальной теме: «Безработица и ее особенности в современной России». Актуальность характеризуется тем, что рост, причины и методы борьбы с безработицей являются сложным и жизненными вопросами, ответы на которые нам предстоит найти в нижеизложенной работе.

Безработица представляет собой социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти работу, становится относительно избыточной, пополняя резервную армию труда.

Выделяют следующие виды безработицы:

  1. Фрикционная.
  2. Структурная.
  3. Циклическая.

Равновесие на рынке труда существует тогда, когда количество запрашиваемого труда равняется количеству предлагаемого.

Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в 2011 году составляла 75,6 млн. человек, то есть  53% от общей численности населения страны.

Уровень безработицы, то есть отношение численности безработных к численности экономически активного населения в 2011 году составляло 6,1% (без исключения сезонного фактора).

Общая численность безработных, классифицируемая в соответствии с принципами МОТ, в 3,6 раза увеличилась численность безработных, которые зарегистрированы в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце 2011 года в государственных учреждениях службы занятости населения числилось на учете в качестве безработных 1286 тыс.человек.

Социально-экономические последствия безработицы необходимо рассматривать вместе  с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее главных глобальных и национальных проблем.  
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации.- М.:ПРИОР,2009.-320с.

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. № 145- ФЗ от 31.07.98г.

  1. Агапова T. A., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник.— М.: МГУ; Дело и Сервис, 2010. – 523 с.

  1. Базиков А.А. Экономическая теория: Курс лекций. - М.: Инфра-М, 2010. – 412 с .

  1. Базылев Н.И., Гурко С.П. Макроэкономика. - М.: Инфра-М, 2009. – 529 –с.

  1. Бирюков В. В. О сбалансированности консолидирование бюджетов РФ в 2010 году // Финансы. 2012. - № 2. – С. 7-10

  1. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. - СПб.: Питер, 2010. – 741 с.

  1. Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория (политическая экономия): Учебник. - М.: Инфра-М, 2010. – 589 с.

  1. Грязнова А.Г., Думная Н.Н и др. Макроэкономика: Теория и российская практика. -М.: Кнорус, 2009. – 621 с.

  1. Гладков И.С, Марыганова Е.А., Суслова Е.И Экономика. - М.: Кнорус, 2009.-856 с.

  1. Голикова Т.А. Основные направления реструктуризации бюджетного сектора и совершенствования бюджетного процесса // Финансы. – 2012. - № 2.-С 4-6.

  1. Гусев С. И., Швецов Ю. Г. Федеральное Казначейство в системе бюджетного регулирования. – Новосибирск: Наука, 2010. – 425 с.

  1. Илларионов А. Бремя государства // Вопросы экономики. 2011. -  № 1. – С. 45-59

  1. Коков В., Любимцев Ю. Финансовая политика государства: проблемы и перспективы // Экономист. 2011. - № 11. – С. 78-96\

  1. Кашин В.А. Взаимосвязь циклического развития, величины и структуры безработицы  //Финансы.-2011.-№ 8.-С. 23-26.
  1. Киселева Е. Макроэкономика: Курс лекций. - М.: Эксмо, 2010. – 412 с.

  1. Куликов Л.М. Экономическая теория: Учебник. - М.: Тк Велби, Проспект, 2010. – 523 с.

  1. Лутохина Э. Макроэкономика: социально-ориентированный подход. - М.: Тесей, 2010. – 589 с.

  1. Лавров А. Бюджетный федерализм и финансовая стабилизация // Вопросы экономики. 2011. - № 8. – С. 102-109

  1. Лившиц А. Я. Основные ориентиры безработицы в России // Финансы. 2011. - №9 – С. 63-69

  1. Павлова Л. Бюджетное финансирование и проблема труда и занятости // Экономист. 2011. - № 4  – С. 52-69

  1. Подпорина И. Современные проблемы безработицы в России// Экономист. 2011. - № 7 – С. 15-23

  1. http://www.gks.ru

 

1 Агапова T. A., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник.— М.: МГУ; Дело и Сервис, 2010. –с.253-254

2 Агапова T. A., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник.— М.: МГУ; Дело и Сервис, 2010. –с.255-256

3 Агапова T. A., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник.— М.: МГУ; Дело и Сервис, 2010. –с.258-259

4 Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория (политическая экономия): Учебник. - М.: Инфра-М, 2010. –с. 183-184

5 Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория (политическая экономия): Учебник. - М.: Инфра-М, 2010. –с. 185-186

6 Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория (политическая экономия): Учебник. - М.: Инфра-М, 2010. –с. 188-189

7 Коков В., Любимцев Ю. Финансовая политика государства: проблемы и перспективы // Экономист. 2011. - № 11. – С. 78-79

8 Подпорина И. Современные проблемы безработицы в России// Экономист. 2011. - № 7 – С. 17-18

9 http://www.gks.ru

10 http://www.gks.ru

11 http://www.gks.ru

12 http://www.gks.ru

13 http://www.gks.ru

14 http://www.gks.ru

15 http://www.gks.ru

16 http://www.gks.ru


Информация о работе Безработица и ее формы в России