Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 18:18, курсовая работа
Краткое описание
Цель курсовой работы – рассмотреть взаимосвязь циклического развития, величины и структуры безработицы. Исходя из цели курсовой работы, необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить экономическую сущность безработицы и ее факторы. 2. Провести анализ безработицы в России. 3. Охарактеризовать меры по сокращению уровня безработицы.
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ 1 ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЕЕ ФАКТОРЫ 3 1.1. Сущность, виды и причины безработицы 3 Далее рассмотрим показатели безработицы. 5 1.2. Показатели безработицы 6 1.3. Социально-экономические последствия безработицы 8 Изучив и рассмотрев, экономическая сущность безработицы и ее факторы, перейдем к анализу безработицы в России. 13 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ 14 2.1. Анализ динамики уровня общей и регистрируемой безработицы 14 Далее проведем анализ структуры безработных по половозрастным группам, образованию. 16 2.2. Анализ структуры безработных по половозрастным группам, образованию 16 2.4. Анализ численности безработных по способу поиска работы и наличию прошлого опыта. Показатели продолжительности безработицы 17 Проанализировав безработицу в России, охарактеризуем меры по сокращению уровня безработицы. 20 ГЛАВА 3. МЕРЫ ПО СОКРАЩЕНИЮ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ 21 3.1. Мероприятия по сдерживанию высвобождения занятых и предупреждению массовой безработицы 21 3.2. Меры по оказанию помощи в новом трудоустройстве и социальной поддержке безработных 24 3.3. Экономическая эффективность мер по сокращению безработицы 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
В целом ожидаемые изменения в численности
и структуре населения приведут к сохранению
высокого спроса на рабочие места. Помимо
действия демографических факторов предложение
рабочей силы увеличится по социальным
и экономическим причинам.
Вследствие многообразия внутренних
регуляторов, а также в силу социальной
важности эффективного функционирования
рынка труда он нуждается в квалифицированном
регулировании. Представляется, что создание
такой действенной системы регулирования
в сфере занятости – одна из основных
социальных задач.
Решая проблемы занятости, необходимо:
изучать конъюнктуру рынка труда;
организовать научно обоснованную систему профориентационной работы
и профессиональной переподготовки;
активизировать влияние государства
на систему общего образования, профессиональной
подготовки, общественных работ, создание
новых рабочих мест, налаживание сотрудничества
служб занятости со службами персонала.
При этом следует избегать чрезмерной
централизации и «огосударствления» политики
занятости. Государству должна принадлежать
ключевая роль в организации сотрудничества
и взаимодействия работодателей, профсоюзов
и местных органов власти для обеспечения
возможно более высокой и эффективной
занятости [9, с. 86].
Следует отметить, что сложившаяся ситуация,
связанная с нерациональным использованием
кадрового потенциала, сокращение числа
рабочих мест и недостаточной инвестиционной
активностью в создании новых рабочих
мест не способствовала снятию напряженности
на рынке труда. Регистрируемая безработица
из «открытой» формы трансформировалась
в «невидимую», или «теневую», труднодоступную
для реформирования.
Опираясь на опыт ведущих стран с развитой
рыночной экономикой, можно выделить четыре
основных направления прямого государственного
регулирования занятости:
во-первых, это программы по стимулированию
роста занятости и увеличению числа рабочих
мест в государственном секторе;
во-вторых, программы, направленные на
подготовку и переподготовку рабочей
силы; в-третьих, программы содействия
найму рабочей силы;
в-четвертых, программы по социальному
страхованию безработицы, т.е. выделение
средств на пособия безработным [9, с. 89].
Реализация указанных направлений возможна
при соблюдении ряда принципов государственного
регулирования занятости [9, с. 89-90].
1. Сбалансированное регулирование всех
элементов рынка труда с целью не только
удовлетворения спроса на рабочую силу
(рабочие места) и достижения определенного
уровня занятости, но и воздействия на
цену труда, качество рабочих мест, трудовую
мотивацию экономически активного населения.
2. Комплексный подход к решению проблем
занятости, предполагающий необходимость
взаимодействия федеральных органов исполнительной
власти и органов власти субъектов РФ,
предпринимателей и общественных объединений
в рамках системы федеральных, региональных
и отраслевых программ.
3. Приоритетность финансирования политики
занятости на основе согласованного использования
возможностей бюджетов всех уровней, внебюджетных
государственных фондов, средств предприятий,
самих трудящихся и их объединений.
4. Поддержка малого предпринимательства
и самозанятости как одного из факторов
предотвращения массовой безработицы.
Высвобождение работников из традиционных
секторов экономики может проходить относительно
безболезненно, если расширится самозанятость.
Финансово-экономическая помощь предприятиям
данного сектора должна быть адресной
и четко увязанной с числом создаваемых
рабочих мест.
5. Изменение методов поддержки производства
и системы
рабочих мест на смену фактически бездарным
денежным вливаниям, приводящим к инфляционно
опасной прокрутке коммерческими банками
огромных средств, не доходящих по целевому
назначению, должны прийти государственные
инвестиционные программы. Расходы на
эти программы должны включаться в государственный
бюджет с обязательным учетом численности
поддерживаемых и дополнительно создаваемых
рабочих мест.
6. В качестве субъектов антикризисного
регулирования занятости должны выступать
высшие органы государственной власти
и ключевые структуры Правительства РФ.
7. Поддержание существующей системы
рабочих мест в отраслях, признанных приоритетными
в плане структурной политики при одновременной
отмене искусственного сдерживания высвобождения
работников бесперспективных отраслей
и предприятий. Всемерная реализация концепции
санации предприятий позволит избежать
обвального высвобождения персонала.
Политика на рынке труда не может быть
изолированной и самодовлеющей. Коренного
решения проблем занятости можно достичь
лишь общими мерами социально-экономической
политики государства, обеспечивающими
переход к рыночным методам хозяйствования.
Без общей концепции регулирования механизмов
хозяйствования и поддержания необходимого
воспроизводственного режима меры по
регулированию либо вступают в противоречие
с объективными потребностями, либо остаются
безрезультатными. Политику регулирования
рынка труда необходимо дифференцировать
по регионам, городам и другим населенным
пунктам.
Регулирование занятости представляет
собой совокупность мер государственного
прямого и косвенного воздействия на рынок
труда. Прямое влияние на рынок труда оказывает
законодательство – о социальном обеспечении,
о трудовых отношениях, о равных гражданских
правах и т.п. Меры косвенного регулирования
рынка труда одновременно являются и мерами
общеэкономического регулирования и воздействуют
на динамику занятости посредством влияния
на экономическую конъюнктуру в стране.
Таким образом, государственное регулирование
рынка труда представляет собой комплекс
экономических, административных, организационных,
законодательных и иных мер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа посвящена актуальной
теме: «Безработица и ее особенности в
современной России». Актуальность характеризуется
тем, что рост, причины и методы борьбы
с безработицей являются сложным и жизненными
вопросами, ответы на которые нам предстоит
найти в нижеизложенной работе.
Безработица представляет
собой социально-экономическое явление,
при котором часть трудоспособного населения
не может найти работу, становится относительно
избыточной, пополняя резервную армию
труда.
Выделяют следующие виды
безработицы:
Фрикционная.
Структурная.
Циклическая.
Равновесие на рынке труда
существует тогда, когда количество запрашиваемого
труда равняется количеству предлагаемого.
Численность экономически активного
населения в возрасте 15-72 лет (занятые
+ безработные) в 2011 году составляла 75,6
млн. человек, то есть 53% от общей численности
населения страны.
Уровень безработицы, то есть отношение
численности безработных к численности
экономически активного населения в 2011
году составляло 6,1% (без исключения сезонного
фактора).
Общая численность безработных, классифицируемая
в соответствии с принципами МОТ, в 3,6 раза
увеличилась численность безработных,
которые зарегистрированы в государственных
учреждениях службы занятости населения.
В конце 2011 года в государственных учреждениях
службы занятости населения числилось
на учете в качестве безработных 1286 тыс.человек.
Социально-экономические
последствия безработицы необходимо рассматривать
вместе с проблемами бедности и социальной
нестабильности как одни из наиболее главных
глобальных и национальных проблем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Налоговый кодекс Российской Федерации.-
М.:ПРИОР,2009.-320с.
Бюджетный кодекс Российской Федерации.
№ 145- ФЗ от 31.07.98г.
Агапова T. A., Серегина С.Ф.
Макроэкономика: Учебник.— М.: МГУ; Дело
и Сервис, 2010. – 523 с.
Базиков А.А. Экономическая теория: Курс лекций. - М.: Инфра-М, 2010. – 412 с .