Безработица и её особенности в республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:34, курсовая работа

Краткое описание

Экономисты же изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики. Экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем.
Задачей курсовой работы является изучение теоретических основ безработицы:
выявить основные показатели безработицы, причины ее возникновения;
проанализировать развитие безработицы в Республике Беларусь;
найти пути снижения безработицы в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………….……… . . . . . . . . . . . . .
Глава 1. БЕЗРАБОТИЦА: СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ И ТИПЫ . . . . .. 1.1. Сущность безработицы и причины…………. . . . . . . . . . . . .
1.2. Типы безработицы и её показатели……. . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 2. ТЕОРИИ БЕЗРАБОТИЦЫ….…………….. . . . . . . . . . . . . . . .
2.1. Классическая концепция безработицы.. . . . . . . . . . .... . . . . .
2.2. Неоклассическая концепция безработицы………………….
2.3. Занятость и безработица в кейнсианской концепции . . . . . .
2.4. Неокейнсианская концепция....………………………………
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………. . . . . . . . . . . . .
3.1. Причины, структура и динамика безработицы в Республике Беларусь………………………………. . . . . . . . . . . . . . . .
3.2. Государственная программа борьбы с безработицей в Республике Беларусь………………………………. . . . . . . . . . . . . . . .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………….. . . . . . . . . . . .
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………. . . .

Вложенные файлы: 1 файл

НЬЮ2.docx

— 177.16 Кб (Скачать файл)

Разница между 2006 и 2011 составила около 22,4 тыс. человек, что является существенной цифрой.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что на протяжении 5 лет уровень безработицы к экономически активному населению сокращался.

 

Таблица 3.1 – Динамика численности безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости и уровень безработицы (тыс. чел.- на конец года).

 

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Численность безработных

52,0

44,1

37,3

40,3

33,1

29,6

Уровень безработицы,%

1,1

1,0

0,8

0,9

0,7

0,7


Составлено по: [11].

По оперативным  данным на протяжении всего 2011 года уровень безработицы оставался на неизменном уровне. Динамика уровня безработицы наглядно продемонстрирована в диаграмме [Рисунок 3.5].

Рисунок 3.5 – Динамика уровня безработицы в 2010-2011 годах, %.

Источник: [10].

Структура безработных  в Беларуси различается по полу, образованию, возрасту и по областям. 

Структура безработных  по полу отображена в таблице [Таблица 3.2]. 

Таблица 3.2 – Структура безработных  по полу.

2011 г.

Всего

Мужчины

Молодежь 16-29 лет

Женщины

Численность, тыс.чел.

30573

14892

11339

15681

%

100

48,7

37,1

51,3


Источник: [10]. 

Структура официальной  безработицы в Беларуси характеризуется  высокой долей женщин, что свидетельствует  о существовании женской безработицы, причем женщины являются более уязвимыми  на рынке труда, чем мужчины.

Очевидно, существует определенная дискриминация в отношении  женщин при найме на работу. Кроме  того, мужчины, вероятно, чаще прибегают  к параллельной или неформальной занятости, а социальная незащищенность и отсутствие правовой защиты переносятся  ими легче, нежели женщинами. Так, на конец 2011 года женщины составляли 51,3% безработных по отношению к мужчинам 48,7%.

Структура безработных по образованию отображена в таблице [Таблица 3.3].

Таблица 3.3 – Структура безработных по образованию.

Образование:

Численность, тыс.чел.

%

Общее базовое

3409

11,2

Общее среднее

12305

40,2

Профессионально техническое

7593

24,8

Среднее - специальное

4136

13,5

Высшее

3112

10,2

Послевузовское

18

0,1

Всего

30573

100


Источник: [10].

Наиболее  многочисленную группу безработных  в Беларуси составляют люди с общим средним  образованием 40,2%.

Структура безработных  по возрасту отображена в таблице [Таблица 3.4].

Таблица 3.4 – Структура безработных  по возрасту.

Возраст:

Численность, тыс.чел

%

16-17

863

2,7

18-19

1322

4,3

20-24

4941

16,2

25-29

4240

13,9

30-34

3733

12,2

35-39

3210

10,5

40-44

3119

10,2

45-49

3422

11,2

50-54

4160

13,6

55-59

1581

5,2

60 и старше

9

0,03

Всего

30573

100


Источник: [10].

В составе  безработных наиболее широко представлена возрастная группа безработных 30-49 лет, которая составляет 44,1 % безработных.

Безработные в этой возрастной группе находятся  в наиболее активном трудоспособном возрасте. Молодежь в возрасте 16-29 лет составляет 37,1%, из них молодежь до 18 лет - 2,7%. Возрастная группа безработных от 50 до 60 лет и старше составляет 18,8%.

Структура безработицы  по областям имеет следующий вид [Таблица 3.5].

Области:

Зарегистрировано безработных, тыс. чел.

Трудоустроено безработных, тыс. чел.

Уровень безработицы, %.

Брестская

2,5

1,9

0,8

Витебская

2,5

1,8

0,8

Гомельская 

2,9

2

0,9

Гродненская

2,1

1,5

0,7

Г.Минск

1,3

0,7

0,3

Минская

2,6

2

0,6

Могилевская

2,3

1,7

0,7


Таблица 3.5 – Структура безработных по областям

Источник: [10].

Среди областей в Беларуси всегда устойчиво выше или равно   среднереспубликанскому значения уровня безработицы во всех областях Беларуси, кроме г. Минска, где наблюдается значительно низкий уровень безработицы в сравнении с другими областями.

В настоящее  время природа структурной безработицы  в Беларуси двоякая: с одной стороны, сохраняются устаревшие и неэффективные  производства, с другой – переход  экономики на инновационный путь развития, объективные процессы европейской  глобализации и интеграции сопровождаются потребностью в кадрах новых профессий  и специальностей, обусловливают  быстрое устаревание существующих знаний и потребность в повышении  квалификации, переподготовке. Все  это объясняет доминирующий характер структурной безработицы в Беларуси.

Главной особенность  безработицы в Беларуси является её низкий показатель в сравнении с другими странами мира [Рисунок 3.6].

Рисунок 3.6 – Уровень безработицы  в различных странах мира в 2011г.

Источник: [10].

Вместе с  тем, несмотря на значительное снижение уровня безработицы, ситуация на рынке  рабочей силы остается довольно непростой. Не в полной мере решены вопросы молодежной и женской безработицы, а также занятости в некоторых малых городах и поселках, сельской местности.

Как потенциальный  источник роста регистрируемой безработицы  можно рассматривать экономически неактивное население, хотя с другой стороны оно является резервом увеличения численности занятых в экономике.

 

3.2. Государственная программа борьбы с безработицей в

Республике Беларусь

 

Политика  занятости в Республике Беларусь является приоритетным направлением деятельности государства и направлена на снижение безработицы среди групп населения, наиболее уязвимых на рынке труда, и  усиление мер по их государственной  поддержке.

Одной из ключевых задач является содействие в трудоустройстве  граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда  и особо нуждающихся в социальной защите. Данным категориям населения  государство гарантирует занятость  путем создания дополнительных рабочих  мест и специализированных организаций (включая организации для труда  инвалидов), установления брони для  приема на работу, организации обучения по специальным программам [12].

С целью снижения молодежной безработицы и повышения  шансов молодых людей на рынке  труда государство предоставляет  им дополнительные гарантии занятости: обеспечение первого рабочего места  безработным в возрасте до 21 года, организацию профессиональной подготовки и профессиональной ориентации.

Немаловажной  гарантией трудоустройства выпускников  высших, средних специальных и  профессионально-технических учебных  заведений является их государственное распределение: в 2011 году распределено на работу 114,5 тыс. выпускников. Выпускники, не подлежащие распределению и испытывающие проблемы с трудоустройством, а также молодежь, прошедшая профобучение по направлению государственной службы занятости, получают возможность трудоустройства на специально созданные ученические места по программе «Молодежная практика».

Так, в 2011 году на забронированные рабочие места  принято на работу 6 820 безработных в возрасте до 21 года, в рамках «Молодежной практики» трудоустроено 1 492 молодых человека [13].

В рамках реализации государственной и региональных программ содействия занятости населения  особое внимание уделяется мерам, направленным на повышение трудового потенциала и занятости женщин.

Первоочередное  право направления на профобучение получают безработные матери, которые длительное время не работали в связи с отпуском по уходу за ребенком до 3 лет.

В 2011 году обучение основам предпринимательской деятельности по направлению службы занятости  прошли более 300 женщин. Для снижения остроты женской безработицы в республике ежегодно проводятся специализированные ярмарки вакансий с преимущественным использованием женского труда. Активное содействие занятости женщин дает результаты: за прошедших 5 лет их удельный вес в численности безработных сократился с 56,9% до 51,3%.

В республике уделяется повышенное внимание социально-психологической  и трудовой реабилитации длительно  неработающих граждан. Государственная  служба занятости организует для  них психологическую поддержку  и обучение приемам активного  поиска работы. Они получают направление  на профессиональную подготовку и переобучение преимущественно по конкретным заявкам  нанимателей с гарантией последующего трудоустройства [2, c.4]. Для этой категории безработных организуются также временные оплачиваемые общественные работы. Ежегодно проводятся информационные мероприятия – «Ярмарка вакансий», «День предприятия» и др.

Проблемы  трудоустройства и трудовой реабилитации инвалидов в нашей стране решаются путем создания и бронирования для  них приспособленных рабочих мест.

Одной из существенных проблем в сфере занятости  населения является структурный  и территориальный дисбаланс  спроса и предложения рабочей  силы. За последние годы на национальном рынке труда сложилась ситуация, когда спрос на работников и количество имеющихся вакансий превысили численность  безработных. Но при этом почти 77% имевшихся  вакансий связаны с рабочими профессиями. Такое положение дел кардинально не меняется на протяжении ряда лет.

Для обеспечения  количественного и качественного  соответствия между предложением кадров и спросом на них служба занятости  совместно с органами образования, отраслевыми министерствами и местной  властью должны осуществлять постоянный мониторинг ситуации на рынке труда, прогнозировать возможные изменения  потребностей в специалистах в обозримом  будущем.

Особо значимую проблему составляет присущая ряду населенных пунктов и районов неразвитость производственной и социальной инфраструктур. Наличие там лишь единичных предприятий  ограничивает для местного населения  возможности и сферу приложения труда. Решить проблемы занятости сельчан в немалой степени позволяет развитие агро- и экотуризма. В прошлом году граждане, желающие заниматься этим видом бизнеса, получили льготы.

Информация о работе Безработица и её особенности в республике Беларусь