Белорусско - российское научно- техническое сотрудничество как фактор экономического роста инновационного типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2014 в 11:34, курсовая работа

Краткое описание

В рамках методологии исследуемого вопроса инновационного развития обозначен уровень универсальности отнесения результатов исследования - «экономический объект». Предлагается логика «экономического объекта» как предметно выражающего универсальность форм объединения бизнес единиц, совокупность которых может быть выражена по социально-экономической логике синергетического рассмотрения и эндогенной, структуре, проявляемой» в инновационном развитии.
Научным и практическим результатом синтеза методологии: представляется модель инновационного развития экономического объекта, позволяющая прогнозировать фазовые изменения функции экономического объекта.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1.Понятие инноваций, теория инновационного развития……………………………………………………………….…5

2. Влияние инноваций на экономические работы: опыт зарубежных стран.. ……………………………………………..................................29

3.Состояние проблемы и перспектива инновационного сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации. …….......................45

Заключение……………….………….…………………………………...70

Список использованных источников….………….……….…………...72

Вложенные файлы: 1 файл

кУРСОВАЯ РАБОТА ПО МАКРОЭК-КЕ.docx

— 233.81 Кб (Скачать файл)

БЕЛКООПСОЮЗ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ 
УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»

  


Кафедра экономической теории

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по макроэкономике

на тему: «Белорусско - российское научно- техническое сотрудничество как фактор экономического роста инновационного типа»

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

факультета экономики и управления

группы Шс-21

специальности «Экономика и управление

Клименкова Виктория Викторовна

Научный руководитель:

ст. преподов. Новиков Н.Д.

 

 

 

                                                        Гомель 2013

Содержание

 

 

     Введение……………………………………………………………………3 

1.Понятие инноваций, теория  инновационного развития……………………………………………………………….…5

 

2. Влияние инноваций на  экономические работы:  опыт зарубежных стран.. ……………………………………………..................................29

 

3.Состояние проблемы и  перспектива инновационного сотрудничества  Республики Беларусь и Российской  Федерации. …….......................45

 

Заключение……………….………….…………………………………...70

 

Список использованных  источников….………….……….…………...72

               

Приложение  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие человеческой цивилизации можно рассматривать как последовательную цепь инноваций в различных сферах деятельности. В настоящее время роль инноваций существенно возрастает. Из спонтанного фактора развития инновации становятся целенаправленной силой, обеспечивающей конкурентоспособность, как отдельных хозяйствующих субъектов, так и различных государств в мировой экономической системе.

Обусловленность современных процессов развития хозяйствующих объектов переманенным потоком инновационных решений не вызывает сомнения ни у кого из исследователей в области экономики. Более того, понимание места инноваций в системе предпринимательства смещается от «вынужденного решения в сохранение конкурентоспособности равной  к составной части ведения современного бизнеса». В последние десять лет появляется множество новых научных направлений исследований и методических решений, свидетельствующих о развитии данного научного направления. Причем многие научные направления в области исследования; инноваций строятся, не только на базисе экономических знаний - но и на фундаменте междисциплинарных теорий, методов и подходов (теории систем, структурализма, синергетики самоорганизации нелинейных, систем). Что свидетельствует о смене доминирующей точки зрения на инновации: от вопросов у правления отдельными товарными нововведениями к: вопросам сложных с энергетически связанных экономических сетей, структур и систем.

  Анализ интегральной совокупности всех новаций (в какой-либо точке мониторинга) методически не позволяет предсказать возможные функциональные изменения в рыночной позиции предприятия. Именно поэтому предлагается считать актуальной разработку методологии  управления, инновационным развитием: экономического объекта в рамках всей совокупности синхронно и асинхронно протекающих товарных и организационных новаций.

В рамках методологии исследуемого вопроса инновационного развития обозначен уровень универсальности отнесения результатов исследования - «экономический объект». Предлагается логика «экономического объекта» как предметно выражающего универсальность форм объединения бизнес единиц, совокупность которых может быть выражена по социально-экономической логике синергетического рассмотрения и эндогенной, структуре, проявляемой» в инновационном развитии.

Научным и практическим результатом синтеза методологии: представляется модель инновационного развития экономического объекта, позволяющая прогнозировать фазовые изменения функции экономического объекта.

Инновации являются наиболее эффективным, но и наиболее рисковым источником прибыли предприятий.

Данная курсовая содержит 3 главы в них 74 страницы, 8 рисунков, 1 таблица. Литературных источников 24.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие инноваций, теория инновационного развития

Под инновацией (англ. "innovation" - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия "новшество", "нововведение", "инновация" нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.

Понятие "инновации" как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист И. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций:

  • использование новой техники, технологических процессов или нового         рыночного обеспечения производства;
  • внедрение продукции с новыми свойствами;
  • использование нового сырья;
  • изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
  • появление новых рынков сбыта.

  В соответствии с  международными стандартами инновация  определяется как конечный результат  инновационной деятельности, получивший  воплощение в виде нового или  усовершенствованного продукта, внедренного  на рынке, нового или усовершенствованного  технологического процесса, используемого  в практической деятельности, либо  в новом подходе к социальным  услугам.

Инновация не обязательно должна быть технической и вообще чем-то вещественным. Мало технических инноваций могут соперничать в своем влиянии с такой идеей, как продажа в рассрочку. Использование этой идеи буквально преображает экономику. Инновация - это новая ценность для потребителя, она должна отвечать нуждам и желаниям потребителей.

Таким образом, непременными свойствами инновации являются их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей.

Понятие «инновация» (нововведение) в экономическую науку было введено Йозефом Шумпетером, который рассматривал инновацию как средство преодоления экономических кризисов. На основе теории «длинных» конъюнктурных волн деловой активности он выявил новую возможность вывода производственной системы из кризиса, связанную не с ростом масштабов деятельности, сокращением издержек или ростом цены на прежнюю продукцию, а с изменением в хозяйственном процессе за счет создания и внедрения инноваций. По Шумпетеру, с помощью нововведений предприятие может использовать новые конкурентные приемы, отличные от прежних ценовых форм конкуренции.

Данные конкурентные приемы ученый назвал эффективной конкуренцией, а исключительное положение компании, созданное благодаря неценовым формам конкуренции, – эффективной монополией. Эффективной монополией, в соответствии с концепцией Шумпетера, является положение компании, при котором она может извлечь дополнительные преимущества от осуществления инновационных изменений в собственной хозяйственной системе (выпуск новой продукции, не представленной на рынке; использование новых приемов управления, неизвестных конкуренту; освоение новой технологической линии; использование новых материалов и пр.).

Под нововведением Шумпетер понимал «новые комбинации, изменения в развитии». В своем основополагающем труде «Теория экономического развития» (1912) он выделяет пять случаев нововведений (сам термин «инновация» ученый стал использовать только в 1930-х гг.). К ним относятся:

  1. введение нового продукта либо неизвестного потребителям, либо нового вида продукта (потребительская новизна);
  2. внедрение нового метода производства;
  3. открытие нового рынка, на который данная отрасль промышленности не была представлена ранее;
  4. открытие нового источника сырья;
  5. внедрение новой организационной структуры в какой-либо отрасли промышленности.

  Шумпетером было введено также понятие кластера инноваций – совокупности (пакета) базисных инноваций, реализуемых в единый момент времени. Ученый отметил, что нововведения появляются не равномерно, а группами (кластерами). Стимулом к зарождению новых кластеров инноваций служат новые научные открытия. Концепция неравномерности инновационной активности составляет основу современных концепций научно-технического развития. 

В формировании и развитии теории инноваций выделяют три этапа:  10-30-е годы - формирование фундаментальных основ теории (М. И. Туган-Барановский, Н.Д.Кондратьев, Й. Шумпетер, П.Сорокин); 40-60-е годы - развитие и детализация идей предыдущего этапа (Дж. Бернал, С.Кузнец, Б. Твисс); с середины 70-х годов - новый теоретический прорыв, связанный с освоением и распространением пятого технологического уклада (Г. Менш, Я.Ван Дейн, К. Фримен, Дж. Кларк, Ю. В. Яковец, С.Ю.Глазьев и др. ).

В литературе существуют многочисленные разнообразные определения категории «инновация», что объясняется многогранностью этого явления, а также том, что это понятие может иметь разные значения в разных контекстах и выбор их зависит от конкретных целей измерения и анализа. По нашему мнению, инновация – это конечный результат всех этапов инновационного процесса. Инновационный процесс, в свою очередь, - это комплекс последовательных этапов или событий, связанных с инициацией, разработкой и изготовлением новой продукции, технологии и т.д. С развитием теории инноваций, эволюционировали и модели инновационного процесса от простых линейных к более сложным нелинейным моделям. Хотя инновационная практика существует много тысячелетий, но предметом специального научного изучения инновации стали лишь в 20 веке.  
         В формировании и развитии теории инноваций вырисовываются три значимых этапа: 10-30-е годы - формирование фундаментальных основ теории (период базисных инноваций в этой сфере научного познания);        40-60-е годы - развитие и детализация базовых инновационных идей предыдущего периода; с середины 70-х годов - новый теоретический прорыв, связанный с освоением и распространением пятого технологического уклада, волной эпохальных и базисных инноваций в период становления постиндустриального общества. Этот период охватит, вероятно, и первые десятилетия XXI в. Рассмотрим вкратце основные особенности и достижения каждого периода.

Различают два типа технологических инноваций: продуктовые и процессные. Внедрение нового продукта определяется как радикальная продуктовая инновация. Такие новшества основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом их применении. Усовершенствование продукта – инкрементальная продуктовая инновация – связано с существующим продуктом, когда меняются его качественные или стоимостные характеристики. [12, с 98] Процессная инновация – это освоение новых или значительно усовершенствованных способов производства и технологий, изменения в оборудовании или организации производства. По степени новизны, инновации подразделяются на принципиально новые, т.е. не имеющие аналогов в прошлом и в отечественной и зарубежной практике, и на новшества относительной новизны. Принципиально новые виды продукции, технологии и услуг обладают приоритетностью, абсолютной новизной и являются оригинальными образцами, на основании которых тиражированием получают новшества-имитации, копии.

Среди инноваций-имитаций различают технику, технологию и продукцию рыночной новизны, новой сферы применения и новшества сравнительной новизны (имеющие аналоги на лучших зарубежных и отечественных предприятиях) и нововведения-усовершенствования. В свою очередь нововведения-усовершенствования по предметно-содержательной структуре подразделяются на вытесняющие, замещающие, дополняющие, улучшающие.

Жизненный цикл инновации представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов и стадий создания новшества. Жизненный цикл инновации определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства реализованного на ее основе инновационного продукта.


Рисунок 1. 1 Обобщенная схема жизненного цикла инноваций.[11, c 12]

 

Инновация в своем жизненном цикле проходит ряд стадий, включающих:

  • зарождение, сопровождающееся выполнением необходимого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработкой и созданием опытной партии новшества;
  • рост (промышленное освоение с одновременным выходом продукта на рынок);
  • зрелость (стадия серийного или массового производства и увеличение объема продаж);
  • насыщение рынка (максимальный объем производства и максимальный объем продаж);
  • упадок (свертывание производства и уход продукта с рынка).

С позиций инновационной деятельности целесообразно различать как жизненные циклы производства, так и жизненные циклы обращения новшества. Графическая интерпретация жизненного цикла производства показана на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 Жизненный цикл производства инновационного продукта. [11,c12]

Первая стадия – внедрение новшества – является наиболее трудоемкой и сложной. Именно здесь велик объем расходов на освоение производства и выпуск опытной партии нового товара. На первой стадии воспроизводится и совершенствуется технология, отрабатывается регламент производственного процесса, И именно на данной стадии наблюдается высокая себестоимость продукции и не загруженность мощностей.

Вторая стадия – стадия промышленного освоения производства – характеризуется медленным и растянутым во времени наращиванием выпуска продукции.

Третья стадия – стадия подъема – отличается быстрым наращиванием производства, значительным увеличением загрузки производственных мощностей, отлаженностью технологического процесса и организации производства.

Информация о работе Белорусско - российское научно- техническое сотрудничество как фактор экономического роста инновационного типа