Белорусско - российское научно- техническое сотрудничество как фактор экономического роста инновационного типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2014 в 11:34, курсовая работа

Краткое описание

В рамках методологии исследуемого вопроса инновационного развития обозначен уровень универсальности отнесения результатов исследования - «экономический объект». Предлагается логика «экономического объекта» как предметно выражающего универсальность форм объединения бизнес единиц, совокупность которых может быть выражена по социально-экономической логике синергетического рассмотрения и эндогенной, структуре, проявляемой» в инновационном развитии.
Научным и практическим результатом синтеза методологии: представляется модель инновационного развития экономического объекта, позволяющая прогнозировать фазовые изменения функции экономического объекта.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1.Понятие инноваций, теория инновационного развития……………………………………………………………….…5

2. Влияние инноваций на экономические работы: опыт зарубежных стран.. ……………………………………………..................................29

3.Состояние проблемы и перспектива инновационного сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации. …….......................45

Заключение……………….………….…………………………………...70

Список использованных источников….………….……….…………...72

Вложенные файлы: 1 файл

кУРСОВАЯ РАБОТА ПО МАКРОЭК-КЕ.docx

— 233.81 Кб (Скачать файл)

         Программой предусматривается расширение  международного научно-технического  сотрудничества, и в первую очередь  Беларуси и России, в рамках  межгосударственных научно-технических  программ, а также в рамках  двусторонних белорусско-российских  научно-технических проектов. Большое внимание будет также уделено созданию рыночных механизмов и инфраструктуры международного сотрудничества, условий для привлечения в науку зарубежных инвестиций с учетом последующего использования результатов, укреплению информационно-коммуникационного потенциала страны как условия повышения эффективности функционирования экономики, государственного управления, обеспечения прав на свободный поиск, передачу, распространение информации о состоянии экономического и социального развития общества.  В качестве одной из приоритетных задач в сфере государственного управления наукой и инновациями в Республике Беларусь рассматривается развитие национальной инновационной системы как механизма взаимодействия между наукой и производством, организуемой и направляемой государством в интересах распространения инноваций как главного фактора обеспечения конкурентоспособности национальной экономики.  Комиссией по вопросам государственной научно-технической политики при Совете Министров Республики Беларусь в 2006 г. одобрена Концепция национальной инновационной системы, в которой целью государственной политики в области формирования и развития национальной инновационной системы определено создание экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Республики Беларусь, повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны путем объединения усилий государства и предпринимательского сектора экономики на основе взаимовыгодного партнерства.  Предусмотренные Концепцией основные направления государственной политики в области формирования и развития национальной инновационной системы включают: создание благоприятной для инновационной деятельности институционально-правовой среды; перестройку действующих структурно-функциональных блоков национальной инновационной системы (научного сектора, сферы образования, производственных комплексов), повышения их интегрированности и эффективности в рыночных условиях; развитие инновационной инфраструктуры, инновационного предпринимательства, финансовой инфраструктуры; создание мотивационного механизма инновационной деятельности; развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности, системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности; подготовку кадров для инновационной деятельности; модернизацию экономики на основе технологических инноваций; государственное управление и обеспечение взаимодействия элементов национальной инновационной системы.  Реализация обоснованных в Концепции направлений государственной политики, преследующих цель перевода национальной экономики в режим интенсивного инновационного развития, обеспечивается в соответствии с Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь.  Программа предусматривает максимальное использование имеющихся в стране предпосылок и создание благоприятной экономической и правовой среды для построения национальной инновационной системы как эффективной институциональной модели генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых технологиях, продуктах, услугах во всех сферах жизни общества. Определены задания министерствам и концернам по выполнению ряда крупных инновационно - инвестиционных проектов в ведущих отраслях экономики, в том числе по созданию новых предприятий и новых производств на действующих предприятиях с освоением новых технологий, модернизации производственно-технического потенциала, технологическому обновлению основного капитала действующих производств.  В 2009 г. в соответствии с планом реализации Государственной программой инновационного развития осуществлялось выполнение 715 проектов, из них с вводом в эксплуатацию 213 объектов. В этот период создано на основе современных технологий 31 новое производство и важнейшее предприятие, 83 новых производства на действующих предприятиях, модернизировано 99 производств. Обеспечено освоение и выпуск новой продукции по 87 заданиям государственных научно-технических программ. В результате в 2009 г. объем производства инновационной продукции составил более 5 трлн. рублей, при этом создано и модернизировано 2407 рабочих мест. Результаты выполнения программы подтверждают, что в Республике Беларусь на основе программно-целевых подходов обеспечено наращивание инновационной составляющей национальной экономики. Одной из ключевых задач нынешнего года станет разработка и принятие Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы.

           Выбор предприятия объясняется  экономическими особенностями обновления  машин – установка новых узлов  и агрегатов в Белоруссии обойдется  значительно дешевле, чем в России.  Перспективы развития торговых  отношений Республики Беларусь  и Российской Федерации невозможно  рассматривать в отрыве от  создания Союзного Государства  Беларуси и России.

            Перспективы развития экономических  отношений Республики Беларусь  и Российской Федерации невозможно  рассматривать в отрыве от  создания Союзного Государства  Беларуси и России. На сегодняшний  день ощутимыми темпами растет  взаимный товарооборот между  Республикой Беларусь и Российской  Федерацией, что является свидетельством  необратимости процесса экономической  интеграции двух стран.

           Отбрасываются как позиции отказа  от государственной поддержки  инноваций; упования на всесильную и спасительную «невидимую руку ринка» (преобладающего у сторонников рыночного фундаментализма, особенно в России), так и стремление огосударствления всего инновационного поля, концентрации всех инновационных ресурсов у государства и осуществления нововведений по бюрократическому усмотрению. Обе крайние позиции преобладали в СССР (России) и с необыкновенной легкостью меняли знак на противоположный у иных теоретиков. Сторонники российской инновационной школы признавали необходимость оптимального сочетания рыночного инновационного механизмах и активной государственной поддержки освоения и распространения базисных инноваций. Большое внимание уделяется инновационному менеджменту, практическим вопросам коммерциализации технологий. 
                 Таким образом, получается, что даже при наличии распоряжения о переходе на отечественные шасси, белорусские машины в течение некоторого времени все равно будут оставаться в войсках. Более того, на адаптацию существующих моделей марки «БАЗ» к использованию в новых ракетных комплексах и другой боевой технике уйдет некоторое время, в течение которого все равно придется закупать колесные платформы у Белоруссии. В контексте разделения своей и чужой продукции стоит вспомнить еще одно недавнее заявление Лукашенко. Рассказывая о переговорах с Путиным, он упомянул о некой договоренности относительно изменения статуса белорусской техники. Президентам двух стран удалось решить вопрос с импортом оборонной продукции из Белоруссии, и в скором времени она будет иметь те же «права», что и российская. При желании эти намерения можно считать подтверждением версии о поставках самолетов в обмен на колесные шасси. 
          Так или иначе, Союзный договор, географическая близость России и Белоруссии, а также совместное прошлое не оставляют особого выбора и требуют продолжения сотрудничества в сфере общей безопасности. Стоит отметить, это сотрудничество является выгодным для обеих сторон: Россия получает хорошую технику и союзника у западных границ, а Белоруссия – поддержку сильной страны и новое вооружение с выгодными условиями покупки.

          В конце июня 2008 года Вологодчина принимала высоких гостей – ученых Российской и Белорусской академий наук, которые участвовали в двух мероприятиях: международной научно-практической конференции «Экономическое и научно-инновационное  сотрудничество  регионов России и Беларуси» и заседании Межакадемического совета по проблемам развития Союзного государства.

        Процесс  глобализации, охвативший все стороны  жизни мирового сообщества, поставил  страны СНГ перед проблемой  выбора пути дальнейшего развития. Поляризация интересов стран  СНГ (Россия – Европейский Союз) лишь обострила те противоречия, которые происходили на постсоветском  пространстве в течение шестнадцати  лет.

          Построение Союзного государства  Россия и Беларусь является, в  свою очередь, той альтернативой, которая на сегодняшний день  дает ощутимые результаты. Следует  отметить, что процесс интеграции, набирающий сейчас темпы, в Союзном  государстве опирается на научные  исследования.  Не случайно в  государственную структуру Союзного  государства входит Межакадемический  совет, участниками которого являются  ученые Российской и Белорусской  академий наук.

        Состоявшаяся недавно в Вологде международная научно-практическая конференция «Экономическое и научно-инновационное сотрудничество регионов России и Беларуси» и Межакадемический совет по проблемам развития Союзного государства показали, что заинтересованность России и Беларуси в процессе интеграции, несмотря на все сложности, дает определенный стимул для активизации и повышения эффективности экономического сотрудничества регионов, расширения их взаимодействия в научно-инновационной сфере, создания условий для улучшения качества жизни населения и развития человеческого потенциала.

Беларусь находится в числе лидеров среди стран СНГ по скорости развития инноваций. Такую точку зрения высказал директор Института катализа имени Г.К. Борескова академик РАН Валентин Пармон в ходе конференции «Россия — Беларусь — Сколково: единое инновационное пространство», которая прошла в Минске. 
       По его мнению, Беларусь, равно как и Россия, обладает большим научным потенциалом. Сотрудничество России и Беларуси в научно-исследовательской сфере представляет большой интерес для обеих стран. 
В данной связи Валентин Пармон сообщил, что Российский фонд «Сколково» может открыть свое представительство на территории Беларуси. «Мы рассматриваем «Сколково»  не как проект, а как идеологию. Основная цель — стимулировать научно-исследовательскую деятельность», — пояснил ученый.  
          В настоящее время, сказал Валентин Пармон, фонд «Сколково» совместно с Национальной академией наук Беларуси изучает возможность участия республики в деятельности фонда. «Это не так просто, поскольку деятельность фонда в России регулируется отдельными нормативно-правовыми актами. Но я не исключаю, что могут быть сделаны поправки специально для Беларуси», — отметил российский академик.  
По его словам, у Беларуси большой научный потенциал. Существуют области, где Россия могла бы помочь Беларуси, и сферы, где России был бы интересен белорусский опыт. «Тем самым могло бы сложиться хорошее сотрудничество», — убежден Валентин Пармон. 
        Эту точку зрения разделяет президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» академик РАН Евгений Велихов. Отметив, что научный опыт, который есть у Беларуси, интересен российской науке, он констатировал взаимообогащающее развитие связей между академиями наук России и Беларуси. «Есть много программ, по которым мы взаимодействуем. Прежде всего это касается направления суперкомпьютерных систем», — уточнил ученый. 
Белорусская наука не изолирована от мирового научного сообщества, поддерживает тесные контакты с научно-исследовательскими центрами других стран, сказал Евгений Велихов, особо подчеркнув при этом, что большинство белорусских исследований носит прикладной характер и их результаты применяются в промышленном производстве. 
Вице-президент Российской академии наук, академик РАН, лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов в свою очередь отметил, что взаимодействие России и Беларуси в научно-исследовательской сфере должно усиливаться, особенно с учетом существования Союзного государства.  
            Белорусская наука, по его словам, начала активно развиваться после Великой Отечественной войны. Первой в Беларуси получила развитие физика, за ней последовало материаловедение. Ученый обратил внимание на роль НПО «Планар» в развитии белорусской науки. На предприятии созданы приборы, которые не уступали мировым аналогам, но были гораздо дешевле. 
Одним из самых перспективных направлений Жорес Алферов назвал электронику. По его словам, она была и остается стимулом развития науки, привела к существенным изменениям в социальной сфере (появлению компьютеров, мобильных телефонов, сетей передачи данных). 
По его словам, Беларусь подготовила предложения по различным направлениям, включая физику и биомедицину. «У нас есть проекты, которые мы предлагаем к реализации по всем пяти кластерам, представленным в фонде «Сколково», — подчеркнул Анатолий Русецкий. По его мнению, участие белорусских ученых в деятельности фонда будет способствовать сотрудничеству в научно-исследовательской сфере между Беларусью и Россией.  
            Председатель Президиума НАН также отметил, что приезд в Беларусь ученых с мировым именем позволит продемонстрировать им возможности белорусской науки, показать институты, доказать, что научно-исследовательские разработки востребованы в экономике страны. Среди наиболее развитых в Беларуси направлений Анатолий  
Русецкий выделил сферу космических технологий.

Как отмечают некоторые исследователи, адекватное определение термина «инновация» требует учета присущих ей наиболее общих признаков

новизна, т. е. объект, выступающий в качестве инновации, должен быть новым по сравнению с другими аналогичными объектами, призван обладать свойствами и качествами, которых нет у аналогов: широкая область возникновения, т. е. инновационные объекты могут возникать в самых различных вариациях, новые продукты, новые технологии, новые решения в сфере организации, финансов, социальной и военной сфере и т. д.).

 Существует  позиция, что в доли инновации могут также выступать новые технологии в сфере культуры, обучения и подготовки кадров, организации досуга, новые методы научного познания. Это вполне правомерно, если рассматривать инновации в самом широком смысле: безусловно, инвестирующая в культурное развитие работника фирма получит отдачу в виде усиления корпоративной культуры со всей совокупностью возникающих, в результате этого положительных эксперналий (повышение мотивации, производительности труда, прибыли и т. п.). Однако, на наш взгляд, инновационная политика не должна превращаться в теорию всего»: в рамках ее реализации область возникновения инноваций должна быть существенно сужена, ограничиваясь секторами экономики, где возможно непосредственно оценить влияние инноваций на экономическую динамику.

 Исходя  из этого, целесообразно выделить  несколько ключевых критериев, характеризующих  инновации, которые необходимо принимать  во внимание в процессе разработки и реализации государственной инновационной политики.

1. Наличие не только  положительного внутреннего эффекта  от применения, но и внешнего эффекта. Так. например, инновации, применяемые в энергетической отрасли страны, должны способствовать развитию отечественного машиностроения (например, импортозамещению оборудования).

2. Наличие качественных  изменений, которые могут иметь  в количестве измерение. При рассмотрении целесообразности поддержки той 
или иной инновации либо группы инновационных процессов обязательным критерием на первоначальном этапе должна стать возможность оценки экономического эффекта от ее применения. 3 этой связи в общем случае 
в рамках ГИП должны рассматриваться лишь два типа инноваций — продуктовые и процессные, в том числе нематериальные, в то время как маркетинговые и организационные инновации — это часть внутренней стратегии инновационной компании.

Следует особо подчеркнуть, что смешение понятий в данном аспекте недопустимо. Так, нельзя ставить знак тождества между нематериальными процессными инновациями и организационными изменениями, последовавшими за ними. Например, государство инвестирует средства в такую процессную инновацию, как электронное таможенное декларирование. Для ее применения компания должна перестроить свои организационные процессы. Задача государства — реализовать и стимулировать первое, в то время как задача эффективно функционирующего предприятия — принять решение о внедрении данных процессных инноваций с последующей перестройкой с учетом их влияния на организационную и маркетинговую деятельность. Необходимо констатировать, что в рамках эффективной реализации ГИП возможно не прямое, а опосредованное стимулирование маркетинговых и организационных инноваций, которые, как правило, сопутствуют технологическим. Их отдельное рассмотрение и продвижение не является целесообразным.

      Наличие  существующего рынка сбыта либо  актуализация нерешенной проблемы, которую данная инновация способна решить. Механизм реализации ГИП в ряде стран предусматривает, в том числе и государственные инвестиции в инновационное развитие, результатом которых должны быть существенные положительные эксперналии. При этом возможны две ситуации: либо существует рынок сбыта, на который компания может выйти с новым видом продукции, либо рынок сбыта отсутствует, т. е. продукт принципиально новый, но существует практическая нерешенная проблема, которую данная инновация способна эффективно решить, сформировав, таким образом новый рынок сбыта. В отличие от предлагаемой Д.М. Степаненко формулировки — «ее реальное использование в практической деятельности людей» — наш критерий подразумевает наличие рынка такого объема, который способен обеспечить отдачу от вложенных в инновации средств. Понятие «рынок сбыта» мы рассматриваем в более широком смысле, чем коммерческий успех инновационного продукта, т. е. инновация, может быть эффективно использована и в некоммерческом секторе, принося экономические выгоды.

    Существуют различные  уровни характеристики новизны  инновации: от новых комбинаций в конкретной организации до глобальных мировых инноваций. Представляется, что в рамках ГИП должны рассматриваться инновации, обладающие новизной, по крайней мере, в национальном масштабе. Это связано с самим феноменом инновации, а именно, с отмеченной еще классиками присущей ей рисковой природой. В случае если в национальном масштабе уже имеется положительный опыт реализации конкретной инновации, следовательно, фактор именно инновационного, а не коммерческого риска существенно снижается, что выдвигает на первый 
план вопросы качества менеджмента, относящиеся к исключительной при неготиве конкретной организации. 

При этом следует согласиться, что «в контексте технологического наверстывания процесс инновационной деятельности в какой-либо стране в решающей степени зависит от ее взаимосвязей с остальным миром. Приобретение технологии странами, следующими за лидерами, зависит от передачи технологии. 3 рамках данного процесса доступ к иностранной технологии равнозначен ее эффективному использованию.

Из этого следует, что инновационная политика стран с переходной экономикой, в отличие от наиболее развитых стран, должна быть нацелена не на создание собственными силами в условиях ограниченных и явно недостаточных ресурсов потенциала для изобретения новых продуктов и процессов, а на изучение и внедрение новейших процессов, адаптацию л совершенствование технологий, используемых в странах, выступающих технологическими лидерами.

Информация о работе Белорусско - российское научно- техническое сотрудничество как фактор экономического роста инновационного типа