Белорусско - российское научно- техническое сотрудничество как фактор экономического роста инновационного типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2014 в 11:34, курсовая работа

Краткое описание

В рамках методологии исследуемого вопроса инновационного развития обозначен уровень универсальности отнесения результатов исследования - «экономический объект». Предлагается логика «экономического объекта» как предметно выражающего универсальность форм объединения бизнес единиц, совокупность которых может быть выражена по социально-экономической логике синергетического рассмотрения и эндогенной, структуре, проявляемой» в инновационном развитии.
Научным и практическим результатом синтеза методологии: представляется модель инновационного развития экономического объекта, позволяющая прогнозировать фазовые изменения функции экономического объекта.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1.Понятие инноваций, теория инновационного развития……………………………………………………………….…5

2. Влияние инноваций на экономические работы: опыт зарубежных стран.. ……………………………………………..................................29

3.Состояние проблемы и перспектива инновационного сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации. …….......................45

Заключение……………….………….…………………………………...70

Список использованных источников….………….……….…………...72

Вложенные файлы: 1 файл

кУРСОВАЯ РАБОТА ПО МАКРОЭК-КЕ.docx

— 233.81 Кб (Скачать файл)

       В целом считается, что НИИ  обладают потенциалом ускорять  реструктуризацию и трансформировать предприятия в крупных экспортеров продукции или услуг на мировой рынок. Поэтому особенно активная борьба ведется за экспортно-ориентированные инвестиции. Например,  наши соседи Украина. Россия. Польша, материально-технической базы производства. В Реальном секторе экономики в определенной мере может быть использована стратегия заимствования наукоемкой продукции». Рациональное сочетание государственного и предпринимательского секторов в отдельных случаях позволит эффективно использовать основные элементы стратегии «заимствования наукоемкой продукции», активизировать инновационную деятельность, нарастить объемы производства наукоемкой конкурентоспособной продукции.

  Стратегия государственной  инновационной политики Республики  Беларусь должна строиться применительно  к группам отраслей реального  сектора экономики и группам  промышленных производств. Приоритетными - выбранной стратегии государственной инновационной политики должны быть ключевые высокоэффективные, достаточно быстро окупаемые инновационные проекты, в реализации которых государство может совместно участвовать на долевых началах:

* сформировать постоянно действующую  межотраслевую рабочую группу по выработке рекомендаций и созданию концепции инновационной стратегии.

* учредить межотраслевой  интеллектуальный центр для осуществления анализа инновационных процессов в Республике Беларусь, странах Таможенного союза, ближнего зарубежья и в промышленно развитых странах мира с целью разработки тактики и стратегии разрешения инновационных проблем. Постоянно действующий в инновационной сфере центр по формированию нового мышления, поиску новых ресурсов для финансирования научных исследований поможет ускорить структуризацию науки, усилить инновационную активность в реализации новшеств.

В Республике Беларусь завершился первый этап построения национальной инновационной системы. Реализованные мероприятия позволили я определенной мере снизить влияние негативных последствий мирового кризиса, сохранить остойчивость экономического развития  предприятий за счет использования эффективных механизмов получения, передачи и использования в хозяйственной практике результатов научно-технической и инновационной деятельности.

Сущностным критерием качества экономического роста является способ наработки абсолютного размера ВВП и его темпов, а также способ распределения вновь созданной стоимости. Бесспорно, важнейшими характеристиками качества экономического роста является его социальная составляющая, т.е. положительная динамика уровня и качества жизни населения,  а также состояние окружающей среды.

             Каждая локальная цивилизация  проходит различные стадии своего жизненного цикла: в фазах оживления и подъема она отличается высокой инновационной активностью, в фазах застоя и кризиса — низкой. Китай в конце I — начале II тысячелетий был инициатором многих эпохальных инноваций, изменивших лицо мира; в это время средневековая Европа отличалась инновационным консерватизмом. В индустриальную эпоху роли полярно переменились: Китай и Индия отличались высоким консерватизмом, Западная Европа, а затем США стали лидерами промышленного прорыва. В основе «японского чуда» 50-70-х годов лежало инновационное лидерство, которое затем во многом было утрачено. В истории СССР (России) XX в. инновационный порыв 50-60-х годов уступил место консерватизму 80-х и технологической деградации 90-х годов, когда технологические инновации были свернуты, а многие радикальные экономические перемены оказались антиинновациями, имели разрушительный эффект.

Современные интерпретации качества экономического роста в трудах его исследователей отличают от существовавших до 30-х годов XX века. т.е. до изучения  экономики, следующие признаки:

*  неудовлетворенность  составляющей роста и ее принципиальная критика:

*  перенос центра тяжести  с материально-производственной  сферы на сферу слуг и качество  жизни населения:

*  новые методы учета  структурных отношений:

*  постановка вопроса  о правильности методов расчета ВВП, конечного и промежуточного продуктов и др.

Разработанный в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН метод оценки качественных приращений в экономике основан на продуктивности первичных ресурсов и изменений в пропорциях обмена.

Результатом теоретических исследований являются многовариантные модели и практические расчеты по ним, которые в силу своей многочисленности по-разному оценивают вклад этого фактора в рост ВВП - от 30 до 70%. Именно он заставляет страны и бизнес изменять специализацию, сокращать производство традиционных товаров и развивать высокотехнологичные кластеры.

      Технологическим  предвидением за рубежом занимаются  многие специализированные организации. Их менеджеры определяют будущее воздействие будущих технологий на емкость рынка и цены на товары, а также дистанцию технологического отрыва страны, отрасли, предприятия в целях ее ликвидации.

     Развитые и  развивающиеся страны имеют, как  правило, разные способы приобщения  к научно-техническому прогрессу. Развивающиеся страны могут копировать эффективные и не повторять неэффективные пли малоэффективные варианты и типы инновационной политики. Чаше всего они выбирают политику наверстывания,  в  том числе путем интегрирования.

     Опасным является  вариант инновационной политики, оставшийся от советских времен, основанный на декларативности, а также сама концепция инновационной политики как совокупности государственных программ, недостаточно увязанных в единое целое и не имеющих четкого механизма реализации и мотивации.

Анализ опыта вхождения различных стран: мировой рынок свидетельствует: все начинаюсь с партнерства с зарубежными компаниями посредством заключения соглашений. В 80-ые годы XX века так «прорывалась» Южная Корея в производстве компьютеров с иностранным программным обеспечением. Ее ведущая фирма «Samsung» использовала стратегические технологические альянсы с японскими компаниями. Но со временем Samsung стала конкурентом японским компаниям в производстве сложных инструментов и гидролизных технологиях.

    Структурным образованием  в экономике, направленным на  развитие высокотехнологичного сектора, в наибольшей степени способствует открытость экономики и ее интеграция в мировую экономическую систему.        В закрытой стране отрасли оказываются в пользу существующих технологий. Но если передовые технические знания в стране есть, их внедрение, распространение и зашита прав обходятся так дорого, что малая страна не справляется с этой задачей. Международное научно-техническое сотрудничество МНТС позволит решить эти проблемы, а также оценить инновационный потенциал Беларуси рыночными методами.

        Опыт пост социалистических стран Центральной и Восточной Европы показал, что национальные системы исследований и разработок не сыграли ни решающей, ни лаже заметной роли в структурной перестройке и технологической модернизации их экономик. Источниками и движущими силами в них стали прямые иностранные рекомендации для Беларуси.

        Привлечение  иностранных инвестиций посредством организации разных  международного сотрудничества должно войти в число приоритетов государственной экономической политики Беларуси, так как самостоятельно решить проблему достижения определенной степени концентрации Финансового, научного и технологического потенциала Беларусь пока не может в силу хронического и масштабного решения денежных и финансовых средств.

Фактор зарубежного или  отечественного кооперационного сотрудничества может и должен помочь разрешить многие проблемы, связанные с технико-технологической не сбалансированностъю экономики Беларуси и ее отраслей. Технологически сбалансированной признается такая структура экономики, которая обеспечена как научно-техническим потенциалом, так и потенциалом внутренних и внешних рынков. МНТС дает возможность выхода с высокотехнологичной продукцией на платежеспособный спрос мирового рынка л его сбытовую сеть. Преимущества международной кооперации состоят и в том, что научные и инженерные наработки одной страны соединяются с восприимчивостью к ним производства другой и сбытом их продукции в третьей.

        Задача государства состоит в создании законодательства в унифицированных формах, адекватных международным, и поощрении инициатив по вхождению страны и ее субъектов хозяйствования в научно-технические альянсы наряду с развитием разных видов партнерских отношений по совместному производству и реализации высокотехнологичной продукции.

В Беларуси технологическую политику целесообразно направлять:

♦   на выявление и развитие производств (отраслей) по выпуску высокотехнологичной продукции и критических технологии, их обслуживающих, характеризующихся низким материалопотреблением и высокой долей добавленной стоимости в цене продукции, ориентированной на внешние рынки:

*  на повышение качества  и конкурентоспособности экспортной продукции, динамика цен на которую должна постоянно опережать динамику цен на промежуточный импорт в целях преодоления сложившегося отрицательного торгового баланса страны;

♦  соблюдение единого технологического уровня производственной кооперации, недопущение возможных технологических провалов путем сопряженности технологий, качества используемого сырья и квалифицированной подготовки кадров, что существенно снижает потери при переходе от одной технологической стадии к другой.

     Речь идет  о возможности государственно-корпоративной интеграции производств и средств с последующим частником (корпорацией) государственной доли. При этом необходимо отметить большую значимость малого бизнеса. Предоставленные ему льготы могут стать мощным мотивационным двигателем развития производственного малого бизнеса - более сдвижного и гибкого, оперативно и меняющего отраслевую структуру в соответствии с потребностями рынка.

  Опыт России свидетельствует о том, что вхождение частной собственности в промышленный сектор должно происходить не за счет разрушения государственной, а путем ее постепенного преобразования в частную, доказавшую свою эффективность на данном производстве. Интегрированная государственно-частная собственность может стать переходной формой, уступающей место частной после проверки ее жизнеспособности.

Качество технологического процесса реализуется в его способности создать новшество. Оно оценивается как с позиций технико-технологических характеристик, так и системой экономических показателей. Широко применяемые технико-экономические и функционально-стоимостные методы анализа позволяют установить зависимость между техническими и экономическими показателями процессов и найти алгоритм оптимального функционирования производственных систем.

Как следует из вышеизложенного, весьма важным этапом инновационной деятельности, является поиск кардинальных взаимосвязей и взаимозависимостей между показателями технического уровня, качества применяемых новшеств с условиями их производства и эксплуатации и с экономической эффективностью. Дело в том, что в отдельности решить проблему качества и экономической эффективности новой техники и технологии невозможно. Наиболее целесообразно применить обобщенную технико-экономическую модель (или в простейшем варианте блок-схему), которая выявляет воздействие показателей технического уровня на обобщающие технико-экономические показатели: себестоимость, производительность, приведенные затраты. Для этого необходимо на самом начальном этапе проектирования новшества избрать альтернативный вариант: 1) оптимальные свойства новшества при максимальной экономической эффективности или 2) максимально совершенный уровень новшества при удовлетворительной экономической эффективности.

Полезный эффект новшества как в производстве, так и в эксплуатации не всегда можно оценить с помощью стоимостных оценок. Поэтому применяют два критерия: критерий минимума приведенных затрат и интегральный (обобщающий) показатель качества новшества. Если невозможно установить количественную функциональную зависимость между частными показателями качества и приведенными затратами, то используют экспертные или статистические методы по определению средневзвешенного обобщенного показателя новшества, рассчитанного как средневзвешенное арифметическое либо как средневзвешенное геометрическое.

Следующим этапом может служить установление зависимости между значением приведенных затрат и обобщающим показателем технического уровня изделия или процесса. Инструментом такого подхода является корреляционное и регрессионное моделирование.

Предлагаемая методика использует как традиционные нормативные подходы, так и метод «затраты – эффективность». С изменением хозяйственной ситуации при переходе к рыночной экономике для предприятия произошла переориентация критериев технического и технологического уровня и экономической эффективности нововведений. В краткосрочном плане внедрение нововведений ухудшает экономические показатели, увеличивает издержки производства, требует дополнительных капиталовложений в развитие НИОКР. Помимо того, интенсивные инновационные процессы, в том числе внедрение новой техники и технологии, нарушают стабильность, увеличивают неопределенность и повышают риск производственной деятельности. Более того, инновации не позволяют полностью использовать производственные ресурсы, снижают загрузку производственных мощностей, могут привести к неполному использованию персонала, к массовым увольнениям.

Информация о работе Белорусско - российское научно- техническое сотрудничество как фактор экономического роста инновационного типа