Белорусско - российское научно- техническое сотрудничество как фактор экономического роста инновационного типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2014 в 11:34, курсовая работа

Краткое описание

В рамках методологии исследуемого вопроса инновационного развития обозначен уровень универсальности отнесения результатов исследования - «экономический объект». Предлагается логика «экономического объекта» как предметно выражающего универсальность форм объединения бизнес единиц, совокупность которых может быть выражена по социально-экономической логике синергетического рассмотрения и эндогенной, структуре, проявляемой» в инновационном развитии.
Научным и практическим результатом синтеза методологии: представляется модель инновационного развития экономического объекта, позволяющая прогнозировать фазовые изменения функции экономического объекта.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1.Понятие инноваций, теория инновационного развития……………………………………………………………….…5

2. Влияние инноваций на экономические работы: опыт зарубежных стран.. ……………………………………………..................................29

3.Состояние проблемы и перспектива инновационного сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации. …….......................45

Заключение……………….………….…………………………………...70

Список использованных источников….………….……….…………...72

Вложенные файлы: 1 файл

кУРСОВАЯ РАБОТА ПО МАКРОЭК-КЕ.docx

— 233.81 Кб (Скачать файл)

С одной стороны, инновационная деятельность предприятия является системой последовательно проводимых производственных и коммерческих мероприятий, где качество инноваций всецело зависит от состояния и технико-организационного уровня производственной среды.

С другой стороны, именно рынок выступает решающим арбитром отбора инноваций. Он отвергает самые приоритетные новшества, если они не отвечают коммерческой выгоде и сохранению конкурентных позиций предприятия. Вот почему технологические новшества подразделяются на приоритетные, важные для экономической и технологической безопасности страны, и на коммерческие инновации, необходимые предприятию в условиях перехода к рынку. Критерии технического уровня и эффективности новых технологий должны быть адекватны и требованиям научно-технической государственной политики, и коммерческой целесообразности, и соответствующим источникам финансирования.

Так, для показателей рентабельности и финансовой устойчивости предприятия новая технология в более чем половине случаев является нежелательной. Более того, изменчивость технологии в отраслях, характеризующихся длительным жизненным циклом, капиталоемких и фондоемких производствах может нанести поправимый ущерб при неправильном прогнозировании, внедрении и эксплуатации.

В наукоемких, прогрессивных отраслях дело обстоит наоборот: именно технологические «сдвиги и прорывы» и внедрение новых технологий резко повышают конкурентоспособность предприятия и ведут к максимизации прибыли в долгосрочном периоде.

Переход на выпуск новых систем и новых поколений продукции возможен лишь на основе новых технологий. Специальные методы адаптации организации, управления и маркетинга в этом случае необходимы.

При внедрении принципиально новых технологических решений может возникнуть убыточность производственной деятельности не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде этому можно дать объяснение вследствие нескольких причин:

  • использование новой технологии начато преждевременно, до того как издержки приведены в соответствие с реальным уровнем цен;
  • предприятие не имеет достаточного опыта во внедрении и эксплуатации новой технологии;
  • НИОКР, лежащие в основе разработки новой технологии, не конкурентоспособны;
  • не проведен реальный анализ экономической конъюнктуры, фирменной структуры и сегментации рынка;
  • отсутствует потенциальный спрос;
  • неверно выбрана стратегия маркетинга;
  • не учтено поведение возможных конкурентов;
  • не выявлено влияние фирменных факторов (имиджа фирмы, ее товарного знака, ее отраслевой принадлежности).

Последнее заслуживает дополнительного объяснения, так как в структурно слабых или старых отраслях появление новинки высокого качества, но не соответствующей цене, может вызвать резкое падение спроса, в том числе и на модели предыдущего поколения. Для устранения неэффективности принимаемых технологических решений важно выявить взаимосвязь внедряемой технологии с конкурентоспособностью фирмы и ее поведением. Такая взаимосвязь выявляет следующие стратегические технологические факторы:

  •   инвестиции в НИОКР (доля затрат на НИОКР в прибыли, доля затрат от объема продаж);
  •   позиции в конкуренции (лидерство в НИОКР, лидерство в продукции, лидерство в технологии);
  •   динамику новой продукции (длительность жизненного цикла, частота появления новой продукции, технологическая новизна продукции);
  •   динамику технологии (длительность жизненного цикла, частота появления новых технологий, число конкурирующих технологий);
  •   динамику конкурентоспособности (технологические различия в производстве продукции, технология как орудие конкуренции, интенсивность конкуренции).

Приведенные стратегические технологические факторы выявляют зависимость рыночной стратегии фирмы от характеристики НИОКР и применяемой технологии. Для успеха необходимы такие качества новой технологии, как адаптивность, гибкость, способность к «встроенности» в старое производство, возможности синергизма, четкая стратегия НИОКР и наличие патентов и лицензий на технологию, высококвалифицированный персонал, адекватные организационно-управленческие структуры. Все эти понятия свести к каким-либо единым показателям невозможно, поэтому в рыночной экономике арбитром и экспертом качества технологии выступает рынок, а критерием всего многообразия свойств может быть только экономическая эффективность.

Инновационная деятельность – вид деятельности, связанный с трансформацией идей-инноваций в новый усовершенствованный продукт, внедренный на рынке; в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности; в новый подход к социальным услугам.

Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий.

Выделяют следующие основные виды инновационной деятельности: инструментальная подготовка и организация производства; пуск производства и передпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса; переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования; маркетинг новых продуктов; приобретение неосуществленной технологии в виде патентов, лицензий, ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания; приобретение машин или оборудования, связанных с внедрением инноваций; производственное проектирование, необходимое для разработки, производства и маркетинга новых товаров, услуг; реорганизация структуры управления.

Выбор способа и направления инновационной деятельности предприятия зависит от ресурсного и научно-технического потенциала предприятия, требований рынка, стадий жизненного цикла техники и технологии, особенностей отраслевой принадлежности.

При проектировании, разработке и внедрении инноваций следует определить необходимые затраты для их реализации, возможные источники финансирования, оценить экономическую эффективность от внедрения инноваций, сравнить эффективность различных инноваций путем сравнения доходов и затрат.

Общим моментом для всех оказанных стратегий являемся активизация инновационной деятельности и достижение лучших экономических показателей приоритет той или иной стратегии определяется, прежде всего, финансовыми и материально-логическими возможностями организации, поддержкой государства и соотношением достигаемых результатов. С учетом сложившейся ситуации в экономике Республики Беларусь на сегодняшний день не представляется возможным широко задействовать стратегию  приобретения передовых технологий» из-за ограниченных ресурсов, невысокого технического состояния.

В целом считается, что НИИ обладают потенциалом ускорять реструктуризацию и трансформировать предприятия в крупных экспортеров продукции или услуг на мировой рынок. Поэтому особенно активная борьба ведется за экспортно-ориентированные инвестиции. Например,  наши соседи Украина, Россия, Польша материально-технической базы производства. Рациональное сочетание государственного и предпринимательского секторов в отдельных случаях позволит эффективно использовать основные элементы стратегии «заимствования наукоемкой продукции», активизировать инновационную деятельность, нарастить объемы производства наукоемкой конкурентоспособной продукции. Такие условия и ограничения характерны для стратегии «наращивания потенциала». Ее можно успешно применять в передовых отраслях промышленности.

 Стратегия государственной  инновационной политики Республики  Беларусь должна строиться дифффиринцированно применительно к группам отраслей реального сектора экономики и группам промышленных производств, при этом необходимо максимально использовать их конкурентные возможности и нейтрализовать угрозы. Приоритетными - выбранной стратегии государственной инновационной политики должны быть ключевые высокоэффективные, достаточно быстро окупаемые инновационные проекты, в реализации которых, государство может совместно участвовать на долевых началах с частными инвесторами, беря на себя часть рисков.             Политика, инструменты и институты поддержки инновационной деятельности должны предполагать существенные различия между инновациями с неизбежным риском и инвестицией в технологическое обновление производства. Соответствующие изменения требуют механизмов финансирования, включая деятельность отраслевых инновационных фондов с фондом международного и национального опыта: организовать систему мониторинга, позволяющую накапливать и анализировать опыт строения национальной - инновационной системы, а также внедрения инноваций в различных отраслях экономики.

В Республике Беларусь завершился первый этап построения национальной инновационной системы. Реализованные мероприятия позволили в определенной мере снизить влияние негативных последствий мирового кризиса, сохранить остойчивость экономического развития  предприятий за счет использования эффективных механизмов получения, передачи и использования в хозяйственной практике результатов научно-технической и инновационной деятельности. Вместе с тем уровень наукоемкости и инновационной активности белорусской экономики в сравнении с ведущими странами остается невысоким. Ее переход в новое качественное состояние предопределяет значимость активизации инновационной деятельности, - то требует структурных изменений в общественном производстве, образовании, воспитании в составе кадров. Кроме того, необходима корректировка вектора развития, базирующегося на использовании достижения четвертого технологического уклада, по направлению к пятому-шестому технологическому укладам на основе знаний и экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Состояние проблемы и перспектива инновационного сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации

               Становление  «новой экономики» в ведущих индустриальных странах в значительной мере обусловлено изменением экономической роли инноваций, темпов, направлений и механизмов реализации инновационных процессов. В связи с этим особую актуальность приобретает исследование современных теоретико-методологических подходов к трактовке категории «инновации» и их рост в экономической политике государства.

    Как показывает анализ, в современной  научной литературе отсутствует  единая точка зрения относительно  сущности инноваций. Вместе с  тем можно выделить два концептуальных  подхода к определению ее трактовки.

   Экономическая политика развитых стран в значительной степени ориентирована на косвенные методы регулирования и стимулирования инновационного развития, основной целью которого является не - поддержка конкретных инноваций (результата), а обеспечение условий для функционирования определенного процесса. Исходя из этого следует, что определение, представленное в законе Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики», не в полной мере соответствует современным требованиям, так как не учитывает возможности инновационного процесса как такового (существование инновационного процесса само по себе ведет к повышению эффективности инновационного развития, даже если его результат нельзя отнести к инновации). Это обусловливает необходимость уточнения данной категории в контексте разработки государственной инновационной политики.

          С тех пор, как был подписан  договор о создании союзного государства России и Белоруссии, прошло много времени, сделано немало шагов для интеграции, но осталось немало проблем. Одним из главных элементов экономики Союзного государства является постоянное сотрудничество Москвы и Минска в различных сферах. Среди прочих направлений присутствует и взаимовыгодные договоренности в военно-технической сфере. Судя по событиям последних лет, такое сотрудничество не только не прекратится, но и усилится. Руководство Белоруссии прямым текстом подтверждает подобные намерения. В середине октября президент страны А. Лукашенко заявил, что белорусское военное ведомство в дальнейшем планирует использовать все возможности для обновления вооруженных сил с российской помощью. Вполне очевидно, что белорусская армия сейчас не может называться мировым лидером, но и явным аутсайдером ее тоже признать нельзя. После ряда последних обновлений вооруженные силы Белоруссии по некоторым статьям не отстают от ряда европейских государств. При помощи России команда Лукашенко надеется поднять обороноспособность армии и обезопасить свою страну от нападения. Одна из последних новостей о российско-белорусском военном сотрудничестве пришла в сентябре. После встречи с президентом России В. Путиным его белорусский коллега рассказал о существовании соглашений на предмет поставки новых истребителей, предназначенных для прикрытия западных границ Союзного государства. Вскоре в средствах массовой информации появились первые сведения о типе самолетов.

         Инновационная политика Российской  Федерации представляет собой  совокупность направлений и мер  прямого и косвенного регулирования  деятельности субъектов национальной  инновационной системы (хозяйствующие  субъекты и инвесторы; научные, проектные  и другие организации; институты  инфраструктуры инновационной деятельности, в том числе соответствующие  типы финансово-кредитных учреждений). Ее задача -- пронизать инновационными  процессами все отрасли и сферы  экономики, сделать экономику и  всех субъектов хозяйствования  инновационно -генерирующими и инновационно -восприимчивыми. Единая государственная инновационная политика, все виды инновационной деятельности и ее основные ресурсы вместе и образуют национальную инновационную систему. Последняя может быть определена и как единая и неразрывная система экономических отношений, обеспечивающая на основе последовательного генерирования и воплощения достижений НТП предпосылки устойчивого и высоко конкурентного функционирования всего народно-хозяйственного комплекса страны. Однако всякая политика, в том числе и в сфере инноваций, нуждается в финансовой подпитке. Она может осуществляться и в прямой (государственное финансирование науки, передовых технических разработок), а также институтов коммерциализации инновационных продуктов), и в косвенной форме (налоговые и иные льготы для различных субъектов инвестиционной и инновационной деятельности).

Информация о работе Белорусско - российское научно- техническое сотрудничество как фактор экономического роста инновационного типа