Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 12:25, курсовая работа
Планирование и бюджетирование является одним из тех методов управления экономикой, которые весьма активно и успешно разрабатывались учеными в советское время. В этой области был накоплен немалый положительный опыт, однако в начале 90-х годов процесс реформирования отечественной экономики сопровождался довольно негативным отношением к идее планирования.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………...………………………………………… 2
Глава 1. Бизнес-планирование……………………………………………………………………… 5
1.1 Бизнес-планирование в США ………………………………………………………………… 14
1.2 Бизнес-планирование в Японии …………………………………………………………… 17
1.3 Бизнес-планирование в России……………………………………………………………… 20
Глава 2. Порядок разработки бизнес-плана………………………………………… 23
Глава 3. Структура бизнес-плана ……………………………………………………………… 26
Глава 4. Сущность бюджетирования ……………………………………………………… 29
Глава 5. Методика бюджетирования ……………………………………………………… 32
Заключение …………………………………………………………………………………………………………… 34
Список использованной литературы …………………………………………
В "Общем описании предприятия"
Раздел "Продукция и услуги"
содержит описание товаров и
услуг, предлагаемых
Цель раздела бизнес-плана "
Раздел "Производственный план"
содержит описание
В разделе "Управление и
организация" нужно коротко
представить основных
Цель "Финансового плана" заключается в том, чтобы сформулировать и представить детальную систему проектировок, отражающих ожидаемые финансовые результаты деятельности компании. Для уже существующего бизнеса целесообразно показать финансовые данные за предыдущие годы. Необходимо также в ясной и сжатой форме изложить все предположения, которые стали основой представляемых проектировок. Можно рассмотреть в финансовом плане несколько возможных сценариев развития компании.
Финансовый план должен содержать график выполнения работ и потребностей в финансовых ресурсах для их реализации (предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий, график погашения кредитов), подробную смету расходов.
В финансовый план включают отчет о движении денежных средств, отчет о прибылях и убытках, показатели эффективности проекта (внутренняя норма доходности, NPV, срок окупаемости, индекс рентабельности, точка безубыточности, операционный рычаг и т.д.).
В разделе "Оценка рисков"
требуется ориентировочно
В "Приложения" включаются документы,
которые могут служить
4. Сущность бюджетирования
Бюджетирование как одна из составляющих систем управления финансами интенсивно применяется во многих российских предприятиях. Смысл любой системы бюджетирования - управление бюджетными данными, бюджетами.
Бюджет - это в первую очередь план, план чего-то. Он может быть выражен в денежных величинах, а может и в количественных. Как и в любых планах, величины прогнозируются на какую-либо будущую дату или за какой-либо будущий период.
Конечно, любой план должен преследовать какую-то цель. Также и составление бюджета как такового преследует ряд целей: установление потребностей в тех или иных ресурсах; эффективное управление имеющимися ресурсами. Бюджет также позволяет понять и оценить возможности и слабые места, оптимизировать использование и распределение ресурсов. Бюджет всегда ставит определенные цели, к которым надо стремиться.
Действующее предприятие (организация) постоянно перерабатывает различного рода ресурсы (запасы и материалы, профессионализм работников, приобретенные товары и услуги и т.д.) и превращает их в свой товар (услугу, работу), который должен продаваться. Таким образом, в любом предприятии есть объекты, которые могут быть подвержены процедурам планирования, а значит и составления бюджета.
Классический набор бюджетов, использующихся в планировании деятельности коммерческого предприятия - бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс. Конечно, наличие этих трех бюджетов не исключает применение и других бюджетов. Появляются бюджеты по подразделениям, налоговый бюджет, бюджет реализации ключевого вида продукции предприятия и т.д.
Бюджет доходов и расходов (БДР). Название говорит само за себя: это план получаемых доходов и осуществляемых расходов предприятия на определенный период. Предприятие оформляет этот бюджет в зависимости от планируемых доходов и расходов. Конкретные статьи включаемые в бюджеты зависят от особенностей функционирования организации, и разрабатываются ею самостоятельно.
Бюджет
движения денежных средств (БДДС) - учитывает
планы поступлений и
Под инвестиционными движениями денежных средств понимаются поступающие инвестиции в предприятие со стороны акционеров, сторонних инвесторов; инновационные и инвестиционные расходования, например, с целью приобретения внеоборотных активов.
Под финансовыми движениями денежных средств понимаются поступающие кредиты и займы, расходования на их погашение и обслуживание (процентные платежи).
Любое движение денежных средств, любое получение доходов или начисление расходов изменяет баланс предприятия. А значит, при так или иначе оформленных БДР и БДДС можно сделать прогнозные балансы на определенные даты, которые будут отражать планируемое состояние предприятия, структуру его активов и пассивов.
Чаще всего первую роль в бюджетном управлении играет бюджет движения денежных средств. БДДС дает еще больше возможностей для управления, в первую очередь в части контроля за денежными потоками различных направлений. Не следует забывать и про прогнозный баланс, благодаря которому мы можем получать целевые показатели финансового состояния предприятия, а также планировать и контролировать его ликвидность, устойчивость, капитализацию и т.п. А сбалансированная система показателей? А под бюджеты по направлениям деятельности? А внутрикорпоративная консолидация бюджетов? Развивать тему бюджетирования как связующего звена между будущим и настоящим предприятия можно и нужно.
Что
же позволяют делать бюджеты? При
наличии грамотно составленного
бюджета руководство получает возможность
так или иначе видеть будущее
предприятия. Анализ исполнения бюджетов
также дает свои результаты: обнаруживаются
скрытые резервы или, наоборот, неизвестные
слабые стороны. На основе оперативной
информации по исполнению того или иного
бюджета руководство может принимать
оперативные решения. С помощью бюджетов
очень часто организовывают системы поощрения
сотрудников.
5. Методика бюджетирования
На многих предприятиях методика бюджетирования не менялась в течение долгих лет. В своем нынешнем виде она малоприменима для управления, как и данные классического бухгалтерского учета.
Принимая решения на основе предоставляемой таким образом информации, следует иметь в виду, что она или не соответствует специфическим требованиям предприятия, поскольку построена на основе регламентных положений, или поступает не в срок, в результате чего руководитель использует «мертвую» либо негибкую, скованную действующим законодательством отчетность.
Поэтому при внедрении бюджетирования необходимо внимательно проанализировать управленческий учёт на предмет его пригодности для бюджетирования.
Существует два общепризнанных подхода к составлению бюджетов:
Приростное бюджетирование - составление бюджетов на основе фактических результатов, достигнутых в предыдущем периоде.
При таком подходе фактические показатели предыдущего периода корректируются с учетом маркетинговой стратегии, налоговой политики государства и других факторов.
Преимуществом данного метода является его простота, поскольку он не требует значительных затрат на расчеты. Но данный метод имеет и существенный недостаток, т. к. в процессе бюджетирования не анализируется эффективность затрат, а достигнутые результаты автоматически переносятся на следующий период.
Бюджетирование “с нуля”- метод планирования, при котором менеджеры каждый раз должны обосновывать показатели бюджета, словно деятельность осуществляется впервые.
Этот метод требует от каждого бюджетного центра детального анализа деятельности для выявления неэффективных операций и выбора наиболее выгодных направлений использования ресурсов.
В отличие от приростного бюджетирования он дает возможность выявить проблемы и решить их на стадии планирования. В то же время данный метод — наиболее дорогой подход, поскольку требует значительных затрат времени и средств.
По мнению специалистов CITY целесообразно совмещать оба подхода, планировать на основании данных предшествующих периодов с учетом изменяющейся внешней и внутренней среды и проводить анализ деятельности и возможности изменения существующего положения, обосновывая значительные изменения затрат и продаж по сравнению с фактическими результатами.
Методика
бюджетирования оформляется отдельным
документом, который входит в состав
Положения о бюджетировании. К
сожалению, на большинстве отечественных
предприятий методика существует только
в головах сотрудников, занимающихся подготовкой
и консолидацией бюджетов и отчетов, что
порой вызывает трудности расчета показателей.
Заключение
Общеизвестно, что процесс планирования в современной России крайне осложнен общей экономической и политической неопределенностью, а также несовершенством системы финансового и бухгалтерского учета. Поэтому в большинстве случаев методики бизнес-планирования принятые на Западе в России неприменимы.
Так, например, основополагающие документы бизнес-плана (Поток наличных средств, баланс и отчет о доходах и убытках) в условиях российской действительности не информативны. Например, баланс предприятия составляется с учетом нормированных коэффициентов переоценки основных фондов, разрабатываемых Министерством экономики. Это означает, что, к примеру, купленный в 1993 г. компьютер с 286 процессором за 10000 долларов в 1998 г. с учетом физического износа и переоценки может стоить согласно балансовой ведомости более 5000 долларов, то есть быть переоцененным в 100 раз! То же самое происходит в отношении зданий и оборудования. Поэтому для предприятий, чьи фонды формировались достаточно давно, бухгалтерский баланс нужен только как форма официальной отчетности.
Безусловно, можно провести переоценку фондов в соответствии с современными рыночными ценами для нужд планирования, однако работа эта очень трудоемка, да и к тому же пока что не существует более или менее достоверных единых методик такой переоценки, так что методика должна разрабатываться для каждого конкретного предприятия. Отчет о прибыли и убытках имеет тот недостаток, что доходы и расходы, лежащие вне анализируемого периода не отражаются в нем и очень сильно нарушают картину. К примеру, оплата за услуги была произведена в прошлом году, это означает, что в отчете за текущий год эти расходы не будут учтены и отчет может указывать на прибыль, несмотря на то, что на самом деле предприятие убыточно. За рубежом эти недостатки устраняются путем "сведения" (reconciliation) баланса, отчета и потока наличности, тогда то, что не может быть учтено в одном документе, обязательно отразится в другом.