Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:03, курсовая работа
Целью исследования является изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма. Для достижения указанной цели я рассматриваю следующие задачи:
-изучить сущность бюджета и бюджетного устройства;
- рассмотреть основные функции бюджета;
-исследовать бюджетное финансирование на современном этапе;
- дать анализ достижениям и проблемам бюджетной политики России.
Введение………………………………………………………………………………….3
Сущность бюджета, основы бюджетного устройства и построения бюджетной системы…………………………………………………………………………………...4
1.1 Экономическая сущность и содержание бюджета. Общественные функции бюджета……………………………………………………………………………….4
1.2 Основы бюджетного устройства и построение бюджетной системы России……7
1.3 История развития бюджета и бюджетной системы России……………………....12
Основы организации бюджетного процесса…………………………………………..16
2.1 Бюджетный процесс: понятие и структура………………………………………...16
2.2 Этапы бюджетного процесса……………………………………………………..…18
2.3 Бюджеты Российской Федерации…………………………………………………..21
Бюджетная и налоговая реформа в Российской Федерации ………………………....28
3.1 Проблемы бюджетной политики. Реорганизация бюджетной системы………….30
Заключение ……………………………………………………………………………....34
Список использованной литературы………………………………………….………..36
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального
Восточно-Сибирский
(ФГОБОУ ВПО ВСГУТУ)
Кафедра: “Экономическая теория, национальная и мировая экономика”
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине
“Экономическая теория”
На тему:
Бюджетное устройство экономики
Улан-Удэ
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Сущность бюджета, основы
бюджетного устройства и построения
бюджетной системы…………………………………
Основы организации бюджетного процесса…………………………………………..16
2.1 Бюджетный процесс: понятие и структура………………………………………...16
2.2 Этапы бюджетного процесса……………
2.3 Бюджеты Российской
Федерации…………………………………………………..
Бюджетная и налоговая реформа в Российской Федерации ………………………....28
3.1 Проблемы бюджетной политики. Реорганизация бюджетной системы………….30
Заключение …………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….………
ВВЕДЕНИЕ
Реформирование финансовой системы России и ее основного звена - бюджетной системы обусловлено переходом от административно-командных методов управления к рыночным. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах всех членов общества. Бюджет и денежное обращение остаются барометром экономического и социального состояния и политического положения государства. В условиях СССР вопросы формирования, утверждения и исполнения бюджета интересовали сравнительно узкий круг профессионалов, сейчас эта проблема волнует не только специалистов, но и многочисленную группу налогоплательщиков, для которых далеко не безразлично, на какие цели пойдут и насколько эффективно для всех слоев населения будут использованы налоговые поступления. Важность и актуальность рассматриваемой мной проблемы подтверждается авторитетными экономистами, посвящающими ей немалую часть своих исследований. Подтверждается она и самой жизнью. Большинство из стоящих перед государством проблем в той или иной мере обусловлено продолжающимся кризисом бюджета.
Эта тема актуальна тем, что развитие общества еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений, и в настоящий момент их роль значительна для каждого современного государства, в системе государственных финансов бюджет занимает центральное место. С помощью бюджета государство осуществляет перераспределение валового внутреннего продукта между отраслями, регионами страны, а также между отдельными субъектами экономики. Бюджетный механизм служит важным инструментом долгосрочной структурной политики. Он используется для более быстрого развития наукоемких производств, научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих в экономическом отношении регионов.
Предметом курсовой работы является экономическая теория - бюджетное устройство российской экономики.
Объектом является бюджетная система, исполнение бюджетов разных уровней в РФ.
Целью исследования является изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма. Для достижения указанной цели я рассматриваю следующие задачи:
-изучить сущность бюджета и бюджетного устройства;
- рассмотреть основные функции бюджета;
-исследовать бюджетное финансирование на современном этапе;
- дать анализ достижениям
и проблемам бюджетной
Методы исследования составляет изучение нормативных актов, в частности, Бюджетного Кодекса РФ, а также научной литературы, статистических данных, периодических изданий.
СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА, ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА И ПОСТPОЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
1.1 Экономическая сущность и содержание бюджета. Общественные функции бюджета
Центральным элементом финансовой
системы страны является государственный
бюджет. Бюджет служит для аккумуляции
финансовых ресурсов и их использования
на выполнение основных функций государства.
Таким образом, бюджет является инструментом
экономической и социальной политики,
служит для перераспределения части
валового внутреннего продукта страны
с учетом общественных интересов. Вопрос
об определении понятия «
Иное определение бюджета закреплено в Бюджетном кодексе РФ. В нем бюджет понимается как «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» (статья 6). У каждого из определений бюджета есть свои преимущества и недостатки. Определение, содержащееся в Бюджетном Кодексе РФ, является более функциональным. Оно отражает задачи, решаемые бюджетной системой, ее многоуровневую структуру, а также двойственность структуры бюджета.
С одной стороны, в нем
выделяется доходная часть, представляющая
собой совокупность финансовых ресурсов
для осуществления
Бюджет -- это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций. Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
Основное назначение бюджета
заключается в том, что он позволяет
аккумулировать финансовые средства в
руках государства и
1. Контрольная функция. Бюджет позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти, который может осуществляться в различных формах - со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата), со стороны вышестоящей организации и др. В странах с развитыми демократическими традициями важное значение отводится общественному контролю, для развития которого принимаются специальные программы повышения прозрачности бюджетной системы. Бюджет принимается как закон и тем самым накладывает ограничения на действия правительства.
В нем законодательно закреплены
лимиты отдельных статей доходов
и расходов, которые государство
должно четко соблюдать при проведении
социально-экономической
2. Информационная функция. Бюджет - это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете на очередной год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными.
3. Регулирующая функция. В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами.
Осуществляя расходы на здравоохранение,
образование, социальное обеспечение,
государство регулирует социальное
развитие и уровень жизни населения
страны. С помощью расходов на поддержку
отдельных отраслей экономики обеспечивается
производство общественно-значимых товаров
и услуг, которое с точки зрения
рынка может быть неэффективным.
Бюджет является инструментом региональной
политики, поскольку за счет средств
регионов-доноров
Влияние бюджета не ограничивается государственным сектором экономики и выходит далеко за его пределы. Регулирующее влияние оказывают не только бюджетные расходы, но и налоги, стимулирующие или сдерживающие развитие отдельных отраслей или сфер деятельности.
4. Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя, таким образом, экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.
Названные функции бюджета
носят объективный характер и
имеют место в любой стране
мира, независимо от уровня развития демократических
институтов и характера государственной
экономической политики. Некоторые
из них могут противоречить друг
другу. Например, для успешной реализации
контрольной и информационной функции
бюджет должен быть стабильным, а регулирующая
функция, наоборот, предполагает его
изменение в зависимости от текущих
условий социально-
1.2 Основы бюджетного устройства и бюджетная система России
Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права, совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов» Бюджетный кодекс Российской Федерации.. Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. .
Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает в себя три уровня:
· федеральный бюджет и
бюджеты государственных
· бюджеты субъектов РФ
и бюджеты территориальных
· местные бюджеты.
Первый и второй уровни
бюджетной системы, в соответствии
с Бюджетным Кодексом, толкуются
расширительно, т.е. включают в себя
помимо непосредственно
Федеральный бюджет РФ, по сути,
представляет собой основной финансовый
план государства, через который
мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые
для последующего их перераспределения
и использования для реализации
целей государственной