Бюджетное устройство экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма. Для достижения указанной цели я рассматриваю следующие задачи:
-изучить сущность бюджета и бюджетного устройства;
- рассмотреть основные функции бюджета;
-исследовать бюджетное финансирование на современном этапе;
- дать анализ достижениям и проблемам бюджетной политики России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Сущность бюджета, основы бюджетного устройства и построения бюджетной системы…………………………………………………………………………………...4
1.1 Экономическая сущность и содержание бюджета. Общественные функции бюджета……………………………………………………………………………….4
1.2 Основы бюджетного устройства и построение бюджетной системы России……7
1.3 История развития бюджета и бюджетной системы России……………………....12
Основы организации бюджетного процесса…………………………………………..16
2.1 Бюджетный процесс: понятие и структура………………………………………...16
2.2 Этапы бюджетного процесса……………………………………………………..…18
2.3 Бюджеты Российской Федерации…………………………………………………..21
Бюджетная и налоговая реформа в Российской Федерации ………………………....28
3.1 Проблемы бюджетной политики. Реорганизация бюджетной системы………….30
Заключение ……………………………………………………………………………....34
Список использованной литературы………………………………………….………..36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа .docx

— 77.62 Кб (Скачать файл)

Наконец, именно Казначейство осуществляет управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ и другими  уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга  РФ.

Заключительным этапом бюджетного процесса является составление отчета об исполнении бюджета и утверждение  его в законодательных органах  власти. Вся работа по составлению  отчетов возложена на Министерство финансов РФ и его финансовые органы, Государственную налоговую службу и налоговые инспекции, Государственный  таможенный комитет и его органы. Эти отчеты направляются соответствующим  органам государственной власти. Отчет о федеральном бюджете  РФ докладывается Федеральному Собранию РФ, которое его утверждает. Для  осуществления контроля за исполнением федерального бюджета существует Счетная палата, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом.

Таким образом, бюджетная  система Российской Федерации чрезвычайно  сложна, как сложны и все ее составляющие: федеральный бюджет, бюджеты субъектов  Федерации, местные бюджеты. Федеральный  бюджет балансирует доходы и расходы  государства в целом, осуществляет необходимое перераспределение  доходов между социальными группами, между регионами. Территориальные  же бюджеты способствуют осуществлению  конкретных программ на местах. И то, и другое жизненно важно для функционирования экономики страны и успешного  ее развития. И налицо вывод - оптимальное  функционирование бюджетного механизма  возможно лишь при двух основополагающих условиях: правильного построения межбюджетных отношений между бюджетами различных  уровней и четкого, справедливого  баланса его доходов и расходов. Именно тогда возможно говорить о  стабильной и быстрорастущей экономике, эффективной бюджетной политике, ибо только тогда в полной мере проявятся основные принципы бюджета: единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность.

 

2.3.Бюджеты Российской Федерации

 

 

Консолидированный бюджет.

 

Понятие консолидированный  бюджет было включено в ЗаконРСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением Государственного бюджета Российской Федерации, в которыйвходили все звенья бюджетной системы России.В ст. 8 этого Закона зафиксировано, что единство бюджетной системы обеспечивается не только единой правовой базой,единством бюджетной классификации и документации, но и представлением необходимой статистической и бюджетной информации для составления консолидированных бюджетов. В ст.165 Бюджетного кодекса РФ также отмечается обязанность Ми-нистерства финансов РФ составлять отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.             Консолидированный бюджет  Российской  Федерации — это   свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Консолидированный бюджет Российской Федерации включает федеральный  бюджет и консолидированные бюджеты  субъектов Российской Федерации. В  свою очередь консолидированный  бюджет субъекта  Российской Федерации  включает региональный бюджет,   т. е. бюджет  субъекта  Российской Федерации, и местные бюджеты.

 Консолидированные бюджеты  Российской федерации и субъектов  Российской Федерации не рассматриваются  и не утверждаются законодательными (представительными) органами

власти всех уровней. Эти  бюджеты являются в первую очередь  статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в  целом Российской Федерации и  отдельных субъектов Российской Федерации.

Федеральный бюджет Российской Федерации.

 

Основные функции управления государством возложены на центральные  органы власти. Для выполнения ими  их обязанностей, для финансового  обеспечения общегосударственных  мероприятий формируется централизованный финансовый фонд —

федеральный бюджет. В ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что  в ведении Российской Федерации  находятся федеральный бюджет, федеральные  налоги и сборы, федеральные фонды  регионального развития. Через федеральный  бюджет осуществляется процесс распределения  и перераспределений внутреннего  валового продукта и созданного на-ционального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.

 Средства федерального  бюджета являются главным источником  финансирования структурной перестройки  экономики, конверсии предприятий  военно-промышленного комплекса,  развития перспективных направлений  в сфере производства, пионерного

освоения новых территориально-производственных комплексов. Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развития искусства, культуры, средств массовой информации.

 

Доходы федерального бюджета

 

1. К налоговым доходам  федерального бюджета относятся:

• федеральные налоги и  сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке

бюджетного регулирования  между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской .федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

• таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

• государственная пошлина  в соответствии с законодательством  Российской федерации;

 

2. К неналоговым доходам  федерального бюджета относятся:

• доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

• доходы от продажи имущества, находящегося в государственной  собственности, — в порядке и  по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими

нормативными правовыми  актами органов государственной власти Российской

Федерации;

• часть прибыли унитарных  предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;

• прибыль Банка России — по нормативам, установленным федеральными законами;

• доходы от внешнеэкономической  деятельности;

• доходы от реализации государственных  запасов и резервов.

 

Расходы федерального бюджета.

 

1. В соответствии с  действующим в Российской Федерации законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов (основные):

• обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

• функционирование федеральной  судебной системы;

•   национальная   оборона   и   обеспечение    безопасности    государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

• осуществление международной  деятельности в общефедеральных  интересах;

• проведение  выборов  и референдумов Российской Федерации;

• обеспечение осуществления  отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

• финансовая поддержка  субъектов Российской Федерации;

• официальный статистический учет и др.

2. Кроме того, средства  федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы.

 По согласованию с  региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской  Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:

• государственная поддержка  отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

• обеспечение правоохранительной деятельности;

• обеспечение противопожарной  безопасности;

• научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

• обеспечение социальной защиты населения;

• обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства  природных ресурсов, обеспечение  гидрометеорологической деятельности;

• обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

• развитие рыночной инфраструктуры;

• обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

• обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов  Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• обеспечение деятельности средств массовой информации;

• финансовая помощь другим бюджетам;

• прочие расходы, находящиеся  в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований.

 Федеральный бюджет  является важным инструментом  межрегионального перераспределения  общегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируется Фонд финансовой поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам Российской Федерации выделяются дотации и субвенции.

 

 

 

 

 

Региональные бюджеты.

 

Региональные бюджеты  — центральное звено территориальных  бюджетов. Они предназначены для  финансового обеспечения задач, возложенных на государственные  органы управления субъекта Российской Федерации.

В современных условиях все  в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное  развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях.

Значительно возрастает их координационная функция в экономическом  и социальном развитии территорий.

            В последнее десятилетие наблюдается  регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования

расширяется.

      Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского

хозяйства, строительства  и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых  мероприятий расширяется.

           С помощью региональных бюджетов  государство осуществляет выравнивание  уровней экономического и социального  развития территорий, которые в  результате исторических, географических, военных и других условий отстали  в своем экономи-ческом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.

В соответствии с Бюджетным  кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных  и регулирующих доходов.

           Собственные доходы включают  следующие региональные налоги  и сборы:

        налог  на имущество предприятий;

        налог  на недвижимость;

        дорожный  налог;

        транспортный  налог;

        налог  с продаж;

        налог  на игорный бизнес;

        региональные  лицензионные сборы.

К собственным доходам  относятся также доходы от использования  имущества, находящегося в собственности  субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Регулирующие доходы включают отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очеред-

ной финансовый год, а также  дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.

 

 Местные бюджеты.

 

Местное самоуправление —  обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы.

Информация о работе Бюджетное устройство экономики