Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:03, курсовая работа
Целью исследования является изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма. Для достижения указанной цели я рассматриваю следующие задачи:
-изучить сущность бюджета и бюджетного устройства;
- рассмотреть основные функции бюджета;
-исследовать бюджетное финансирование на современном этапе;
- дать анализ достижениям и проблемам бюджетной политики России.
Введение………………………………………………………………………………….3
Сущность бюджета, основы бюджетного устройства и построения бюджетной системы…………………………………………………………………………………...4
1.1 Экономическая сущность и содержание бюджета. Общественные функции бюджета……………………………………………………………………………….4
1.2 Основы бюджетного устройства и построение бюджетной системы России……7
1.3 История развития бюджета и бюджетной системы России……………………....12
Основы организации бюджетного процесса…………………………………………..16
2.1 Бюджетный процесс: понятие и структура………………………………………...16
2.2 Этапы бюджетного процесса……………………………………………………..…18
2.3 Бюджеты Российской Федерации…………………………………………………..21
Бюджетная и налоговая реформа в Российской Федерации ………………………....28
3.1 Проблемы бюджетной политики. Реорганизация бюджетной системы………….30
Заключение ……………………………………………………………………………....34
Список использованной литературы………………………………………….………..36
В 1862 г. в России были разработаны
правила государственной
После Февральской революции 1917 г. бюджетная система пришла в расстройство. При Временном правительстве доходы и расходы производились на основании отдельных кредитов (иностранных займов).
С победой Октябрьской
революции 1917 г. для финансирования
неотложных нужд Советское правительство
прибегало к контрибуциям с имущих
слоев населения, а также с
купцов и спекулянтов. В январе 1918
г. правительство составило первый
советский бюджет на период с января
по июль 1918 г., который был утвержден
Советом Народных Комиссаров, что
послужило началом системы
Конституция 1918 г. установила федеральное устройство РСФСР и заложила основы бюджетного устройства государства. В основу бюджетной системы были положены принципы централизации всех финансовых средств и единства государственного бюджета по доходам и расходам. Конституция РСФСР предусматривала разделение государственного и территориальных бюджетов (бюджетов автономных республик и областей). Государственные бюджеты Украинской и Белорусской социалистических республик существовали отдельно. Территориальные бюджеты формировались за счет:
* поступлений от налогов,
устанавливаемых губернскими,
* надбавок в размере
до 40% к государственному
* доходов от местных предприятий и имущества;
* ссуд и пособий из государственного бюджета.
С образованием в 1922 г. СССР
и принятием в 1924 г. Конституции
СССР были внесены изменения в
бюджетную систему с
Законодательно был закреплен принцип подведомственности при формировании государственного и территориальных бюджетов, согласно которому все предприятия и организации распределялись между различными уровнями бюджетной системы и вносили отчисления в соответствующий бюджет. В частности, предприятия союзного подчинения вносили платежи в союзный бюджет, предприятия республиканского, областного и городского подчинения -- в соответствующие бюджеты. В свою очередь, из этих же бюджетов финансировались предприятия, учреждения и организации союзного, республиканского и местного подчинения соответственно. В ходе налоговой реформы 1930--1932 гг. было внесено изменение в формирование доходов территориальных бюджетов. В частности, в территориальные бюджеты передавалась часть государственных доходов с налога с оборота и с поступлений от реализации государственных займов.
В последующем этот принцип распространился на другие общегосударственные источники и продолжает действовать в бюджетной системе РФ как механизм бюджетного регулирования с целью пополнения средствами территориальных бюджетов.
Принятие в 1936 г. Конституции
СССР усилило централизацию
В Союзном бюджете
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
2.1 Бюджетный процесс: понятие и структура
Бюджетный процесс -- важнейшая составная часть бюджетного устройства страны. В Бюджетном кодексе РФ под ним понимается «регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением».
Организацию бюджетного процесса
обеспечивает система органов, обладающих
бюджетными полномочиями. Эта система
включает финансовые органы, органы кредитно-денежного
регулирования, органы государственного
(муниципального) финансового контроля.
Структура федеральных
распорядителей кредитов.
Участниками бюджетного процесса
также являются бюджетные учреждения,
государственные и
Составление проектов бюджетов, исполнение бюджетов, подготовка отчетов об исполнении бюджетов находится в ведении исполнительных органов. Непосредственно данные вопросы подведомственны финансовым органам. Рассмотрение проектов бюджетов, утверждение нормативных актов о бюджете, утверждение отчетов об исполнении бюджетов осуществляют законодательные (представительные) органы. Президент Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления наделены правом подписания законов (нормативных актов) о бюджете и правом возвращения проектов на доработку, если акты противоречат законодательству.
2.2 Этапы бюджетного процесса
Разработка и исполнение
бюджетов любого уровня представляет
собой чрезвычайно сложную
Первым этапом бюджетного процесса является его составление исполнительными органами власти. Составлению бюджета предшествует разработка планов - прогнозов развития территорий и целевых программ, на основе которых создается сводный финансовый баланс государства по территории России (СФБ). В денежной форме он выражает социально-экономическое развитие страны, позволяет полнее анализировать движение стоимости общественного продукта и национального дохода, учитывать объем и направления использования финансовых ресурсов. СФБ выражает финансовую программу в общем виде, задача же бюджета- ее конкретное, развернутое выражение. СФБ помогает органам исполнительной власти определять доходы бюджета и постатейно разрабатывать его расходы.
Непосредственная работа по составлению проектов бюджетов проводится Министерством финансов РФ, а также налоговыми и таможенными органами. При этом используются различные методы: метод экономического анализа, позволяющий, на основе анализа выполнения бюджета за прошлый год установить причины отклонений и соответствующем образом откорректировать проектируемый бюджет;
нормативный метод, определяющий нормы всех статей расхода в общей сумме бюджета; экстраполяционный метод, определяющий бюджетные показатели исходя из их динамики за предыдущие годы. Полученные данные сообщаются вышестоящими органами исполнительной власти непосредственно нижестоящим или исполнительным органам власти в установленные сроки, обеспечивающие утверждение бюджета до начала финансового года.
Составленный и согласованный
проект федерального бюджета РФ Правительство
РФ до 1 сентября вносит на рассмотрение
в Государственную Думу. Вместе с
ним направляется ряд документов,
отражающих прогнозы социально-экономического
развития страны на предстоящий период,
направления бюджетной и
Следующая стадия бюджетного процесса - его рассмотрение и утверждение в законодательных органах: Федеральном Собрании (Парламенте) РФ, представительных органах субъектов Федерации и местных самоуправлениях. Проект Федерального бюджета и сопутствующие документы направляются в Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы для принятия бюджета к рассмотрению Государственной Думой. Все материалы передаются Президенту РФ, Совету Федерации, комитетам Думы и в Счетную палату. Получив заключения от комитетов, Государственная Дума начинает рассмотрение бюджета в нескольких чтениях (так, бюджет на 1997 г. принимался в четырех чтениях). Принятый Госдумой бюджет по Конституции в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. В случае его отклонения Федеральным Собранием бюджет передается в Госдуму для повторного голосования и считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов (ст. 105 Конституции РФ).
Принятый Федеральный закон о бюджете в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания.
После этого начинается непосредственное исполнение бюджета, организуемое Кабинетом министров РФ по согласованию с нижестоящими исполнительными органами. Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей и доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет. Непосредственная работа по исполнению федерального бюджета РФ проводится Минфином РФ, его подразделениями и органами, а также Государственной налоговой службой РФ и Государственным таможенным комитетом РФ и их органами на местах. Правительство РФ ежемесячно предоставляет в Государственную Думу информацию о ходе исполнения текущего федерального бюджета, консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Важнейшее значение в бюджетной
системе играет не так давно созданная
новая структура Минфина - Федеральное
казначейство РФ, состоящее из Главного
управления Федерального казначейства
и подчиненных ему