Бюджетное устройство экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма. Для достижения указанной цели я рассматриваю следующие задачи:
-изучить сущность бюджета и бюджетного устройства;
- рассмотреть основные функции бюджета;
-исследовать бюджетное финансирование на современном этапе;
- дать анализ достижениям и проблемам бюджетной политики России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Сущность бюджета, основы бюджетного устройства и построения бюджетной системы…………………………………………………………………………………...4
1.1 Экономическая сущность и содержание бюджета. Общественные функции бюджета……………………………………………………………………………….4
1.2 Основы бюджетного устройства и построение бюджетной системы России……7
1.3 История развития бюджета и бюджетной системы России……………………....12
Основы организации бюджетного процесса…………………………………………..16
2.1 Бюджетный процесс: понятие и структура………………………………………...16
2.2 Этапы бюджетного процесса……………………………………………………..…18
2.3 Бюджеты Российской Федерации…………………………………………………..21
Бюджетная и налоговая реформа в Российской Федерации ………………………....28
3.1 Проблемы бюджетной политики. Реорганизация бюджетной системы………….30
Заключение ……………………………………………………………………………....34
Список использованной литературы………………………………………….………..36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа .docx

— 77.62 Кб (Скачать файл)

В 1862 г. в России были разработаны  правила государственной отчетности по составлению, утверждению и исполнению государственных финансовых средств, получивших название бюджетной реформы. Первая роспись государственных  доходов и расходов в России была составлена в 1863 г. Аналогичные росписи  стали составляться в губерниях, уездах, земствах. Земства ведали местными хозяйственными делами, дорогами, школами, больницами, социальной сферой. Для  решения этих задач в земствах формировались земские бюджеты  за счет земских повинностей и  сборов. Земские повинности взимались  со всех граждан земства и устанавливались  либо государством, либо губернскими  и уездными земствами. Земские сборы  взимались с земель, недвижимого  имущества, с промысловых патентов и устанавливались губернскими  и уездными земствами. Кроме того, источником земских доходов бюджета  были пособия из государственного бюджета, размер которых составлял до 25% общей  суммы земского бюджета.

После Февральской революции 1917 г. бюджетная система пришла в  расстройство. При Временном правительстве  доходы и расходы производились  на основании отдельных кредитов (иностранных займов).

С победой Октябрьской  революции 1917 г. для финансирования неотложных нужд Советское правительство  прибегало к контрибуциям с имущих слоев населения, а также с  купцов и спекулянтов. В январе 1918 г. правительство составило первый советский бюджет на период с января по июль 1918 г., который был утвержден  Советом Народных Комиссаров, что  послужило началом системы полугодовых  бюджетов.

Конституция 1918 г. установила федеральное устройство РСФСР и  заложила основы бюджетного устройства государства. В основу бюджетной  системы были положены принципы централизации  всех финансовых средств и единства государственного бюджета по доходам  и расходам. Конституция РСФСР  предусматривала разделение государственного и территориальных бюджетов (бюджетов автономных республик и областей). Государственные бюджеты Украинской и Белорусской социалистических республик существовали отдельно. Территориальные бюджеты формировались за счет:

* поступлений от налогов,  устанавливаемых губернскими, уездными, городскими и волостными Советами;

* надбавок в размере  до 40% к государственному подоходному  налогу;

* доходов от местных  предприятий и имущества;

* ссуд и пособий из  государственного бюджета.

С образованием в 1922 г. СССР и принятием в 1924 г. Конституции  СССР были внесены изменения в  бюджетную систему с образованием государственного бюджета СССР. В  его состав вошли государственные  бюджеты союзных республик.

Законодательно был закреплен  принцип подведомственности при  формировании государственного и территориальных  бюджетов, согласно которому все предприятия  и организации распределялись между  различными уровнями бюджетной системы  и вносили отчисления в соответствующий  бюджет. В частности, предприятия  союзного подчинения вносили платежи  в союзный бюджет, предприятия  республиканского, областного и городского подчинения -- в соответствующие бюджеты. В свою очередь, из этих же бюджетов финансировались предприятия, учреждения и организации союзного, республиканского и местного подчинения соответственно. В ходе налоговой реформы 1930--1932 гг. было внесено изменение в формирование доходов территориальных бюджетов. В частности, в территориальные бюджеты передавалась часть государственных доходов с налога с оборота и с поступлений от реализации государственных займов.

В последующем этот принцип  распространился на другие общегосударственные  источники и продолжает действовать  в бюджетной системе РФ как  механизм бюджетного регулирования  с целью пополнения средствами территориальных  бюджетов.

Принятие в 1936 г. Конституции  СССР усилило централизацию управления народным хозяйством и окончательно сформировало бюджетную систему  СССР. В соответствии с Постановлением СНК СССР от 1938 г. в состав государственного бюджета СССР были включены местные  бюджеты и бюджет государственного социального страхования. Бюджетная  система СССР состояла из Союзного бюджета (государственного бюджета), государственных  бюджетов 15 союзных республик и  бюджета государственного социального  страхования.

В Союзном бюджете сосредотачивалось 50~55% общего объема ресурсов государственного бюджета, в бюджетах союзных республик  сосредотачивалось 45-50%, из которых 35% находилось в распоряжении республиканских  бюджетов и 15% в местных бюджетах, что позволяло всем уровням власти решать свои задачи в сфере социально-экономического развития территорий и выполнять  возложенные на них функции.

 

 

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ  БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

 

 

2.1 Бюджетный процесс: понятие и структура

Бюджетный процесс -- важнейшая составная часть бюджетного устройства страны. В Бюджетном кодексе РФ под ним понимается «регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением».

Организацию бюджетного процесса обеспечивает система органов, обладающих бюджетными полномочиями. Эта система  включает финансовые органы, органы кредитно-денежного  регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Структура федеральных финансовых органов определяется указом Президента Российской Федерации. В настоящее  время финансовые органы представлены Министерством финансов РФ и подразделениями  федерального казначейства (центральный  аппарат, региональные и местные  отделения). Органом денежно-кредитного регулирования является Центральный  Банк России. К органам государственного или муниципального контроля относятся: Счетная палата РФ, контрольные и  финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы законодательных  органов субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления. Круг участников бюджетного процесса значительно  шире круга органов, обладающих бюджетными полномочиями. Бюджетный кодекс РФ относит к участникам бюджетного процесса Президента Российской Федерации, Правительство РФ, органы законодательной (представительной) власти, органы исполнительной власти (высших должностных лиц субъектов РФ, глав местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы), органы кредитно-денежного регулирования, государственные внебюджетные фонды, органы государственного и муниципального контроля, главных распорядителей и

распорядителей кредитов.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные  унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные  организации, осуществляющие отдельные  операции со средствами бюджетов. Бюджетные  полномочия перечисленных органов  определяются Бюджетным кодексом РФ, законодательными и нормативными актами по вопросам бюджетов субъектов РФ и нормативными актами органов местного самоуправления.

Составление проектов бюджетов, исполнение бюджетов, подготовка отчетов  об исполнении бюджетов находится в  ведении исполнительных органов. Непосредственно  данные вопросы подведомственны  финансовым органам. Рассмотрение проектов бюджетов, утверждение нормативных  актов о бюджете, утверждение  отчетов об исполнении бюджетов осуществляют законодательные (представительные) органы. Президент Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов РФ, главы  местного самоуправления наделены правом подписания законов (нормативных актов) о бюджете и правом возвращения проектов на доработку, если акты противоречат законодательству.

 

 2.2 Этапы бюджетного процесса

Разработка и исполнение бюджетов любого уровня представляет собой чрезвычайно сложную процедуру, включающую его составление, рассмотрение, утверждение, собственно исполнение, а  также контроль над исполнением, что получило название бюджетного процесса. Бюджетный процесс - не просто сложный, но и чрезвычайно длительный процесс. Его составление и рассмотрение длится более года, год (с 1 января по 31 декабря) продолжается его исполнение, около полугода занимает составление  отчета об исполнении бюджета и его  утверждение. Для завершения исполнения бюджета, кроме бюджетного периода (финансового года) предоставляется  еще и льготный период, составляющий один месяц, в течение которого заканчиваются  операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. Действующей  конституцией определен круг органов  государственной власти, участвующих  в разработке и утверждении бюджета, а также в контроле над его  исполнением.

Первым этапом бюджетного процесса является его составление  исполнительными органами власти. Составлению  бюджета предшествует разработка планов - прогнозов развития территорий и  целевых программ, на основе которых  создается сводный финансовый баланс государства по территории России (СФБ). В денежной форме он выражает социально-экономическое  развитие страны, позволяет полнее анализировать движение стоимости  общественного продукта и национального  дохода, учитывать объем и направления  использования финансовых ресурсов. СФБ выражает финансовую программу  в общем виде, задача же бюджета- ее конкретное, развернутое выражение. СФБ помогает органам исполнительной власти определять доходы бюджета и постатейно разрабатывать его расходы.

Непосредственная работа по составлению проектов бюджетов проводится Министерством финансов РФ, а также  налоговыми и таможенными органами. При этом используются различные  методы: метод экономического анализа, позволяющий, на основе анализа выполнения бюджета за прошлый год установить причины отклонений и соответствующем  образом откорректировать проектируемый  бюджет;

нормативный метод, определяющий нормы всех статей расхода в общей  сумме бюджета; экстраполяционный метод, определяющий бюджетные показатели исходя из их динамики за предыдущие годы. Полученные данные сообщаются вышестоящими органами исполнительной власти непосредственно нижестоящим или исполнительным органам власти в установленные сроки, обеспечивающие утверждение бюджета до начала финансового года.

Составленный и согласованный  проект федерального бюджета РФ Правительство  РФ до 1 сентября вносит на рассмотрение в Государственную Думу. Вместе с  ним направляется ряд документов, отражающих прогнозы социально-экономического развития страны на предстоящий период, направления бюджетной и налоговой  политики, федеральные целевые программы  и т. п. Одновременно в Государственную  Думу вносятся проекты федеральных  законов о бюджетах государственных  внебюджетных фондов.

Следующая стадия бюджетного процесса - его рассмотрение и утверждение  в законодательных органах: Федеральном  Собрании (Парламенте) РФ, представительных органах субъектов Федерации и местных самоуправлениях. Проект Федерального бюджета и сопутствующие документы направляются в Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы для принятия бюджета к рассмотрению Государственной Думой. Все материалы передаются Президенту РФ, Совету Федерации, комитетам Думы и в Счетную палату. Получив заключения от комитетов, Государственная Дума начинает рассмотрение бюджета в нескольких чтениях (так, бюджет на 1997 г. принимался в четырех чтениях). Принятый Госдумой бюджет по Конституции в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. В случае его отклонения Федеральным Собранием бюджет передается в Госдуму для повторного голосования и считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов (ст. 105 Конституции РФ).

Принятый Федеральный  закон о бюджете в течение  пяти дней направляется Президенту РФ для подписания.

После этого начинается непосредственное исполнение бюджета, организуемое Кабинетом  министров РФ по согласованию с нижестоящими исполнительными органами. Важнейшая  задача исполнения бюджета - обеспечение  полного и своевременного поступления  налогов и других платежей и доходов  в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий  в пределах утвержденных по бюджету  сумм и в течение того финансового  года, на который утвержден бюджет. Непосредственная работа по исполнению федерального бюджета РФ проводится Минфином РФ, его подразделениями и органами, а также Государственной налоговой службой РФ и Государственным таможенным комитетом РФ и их органами на местах. Правительство РФ ежемесячно предоставляет в Государственную Думу информацию о ходе исполнения текущего федерального бюджета, консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Важнейшее значение в бюджетной  системе играет не так давно созданная  новая структура Минфина - Федеральное  казначейство РФ, состоящее из Главного управления Федерального казначейства и подчиненных ему территориальных  органов на местах. Казначейство непосредственно  организует исполнение бюджета, а так  же внебюджетных фондов: его органы управляют зачислением доходов  и проведением взаиморасчетов между  бюджетами, осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета РФ. Казначейство регулирует финансовые отношения между федеральным бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, обеспечивает финансовое исполнение этих фондов. В функции Казначейства входит краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на определенный период государственных расходов; именно Казначейство проводит сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов, предоставляет высшим органам государственной власти отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету, о государственных внебюджетных фондах, а также о состоянии всей бюджетной системы.

Информация о работе Бюджетное устройство экономики