Бюджетно-налоговая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 15:09, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе раскрыта роль бюджетно-налоговой политики в государственной экономике, рассмотреть её цели, виды, структуру.

Содержание

Введение
1. Бюджетно-налоговая политика государства
1.1 Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики и ее инструменты
1.1 Виды и формы бюджетно-налоговой политики
1.2 Эффективность бюджетно-налоговой политики. Её измерение
2.Монетаризм и кейнсианство о механизме реализации и эффективности бюджетно-налоговой политики
2.1 Бюджетно-налоговая политика. Кейнсианская концепция
2.2 Бюджетно-налоговая политика. Монетаристская концепция
3.Особенности формирования и реализации бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь
3.1Основные направления бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь
3.2Особенности фискальной политики в условиях современной Беларуси
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

переделанная курсовая работа по макроэкономике.doc

— 225.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

 

1. Бюджетно-налоговая политика государства

 

1.1 Краткосрочные и долгосрочные  цели бюджетно-налоговой политики  и ее инструменты

 

1.1  Виды и формы бюджетно-налоговой политики

 

1.2 Эффективность бюджетно-налоговой  политики. Её измерение

 

2.Монетаризм и кейнсианство  о механизме реализации и эффективности  бюджетно-налоговой политики

        2.1 Бюджетно-налоговая политика. Кейнсианская концепция

        2.2 Бюджетно-налоговая политика. Монетаристская концепция

        3.Особенности формирования и реализации бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь

        3.1Основные направления бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь

         3.2Особенности фискальной политики в условиях современной Беларуси

         Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В данной курсовой работе мне хотелось бы раскрыть роль бюджетно-налоговой  политики в государственной экономике, рассмотреть её цели, виды, структуру.

  Методологические основы бюджетно-налоговой политика государства были заложены Дж.М. Кейнсом. Он сформулировал принципы активной экономической политики государства, воздействующей на совокупный спрос. В отличие от классиков, полагавших, что предложение рождает спрос, кейнсианцы считали, что совокупный спрос создает совокупное предложение.

  Значение фискальной политики возросло в 30-е годы ХХ века. Последователи Дж. Кейнса считают фискальную политику наиболее эффективным механизмом воздействия на экономический рост. Фискальную политику проводят законодательные органы страны, которые контролируют налогообложение и расходование полученных средств.

  В настоящее время экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую систему

 Тема бюджетно-налоговой политики очень актуальна, так как в условиях мирового экономического кризиса крупнейшие промышленно развитые страны переживают глубокий спад, инфляция достигает высокого уровня вследствие быстрого роста цен на биржевые товары, а в развивающемся мире происходит резкое замедление роста.

  Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики) посредством инвестирования, дотаций и т.д.

   Целью каждой страны является замедление и выход из рецессии, удержание инфляции под контролем, стабилизация национальной экономики. Бюджетно-налоговая политика является одним из важных инструментов государства на пути к достижению данных целей.

   Национальная экономика нашего государства, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся в постоянной динамике, и от того, насколько грамотно правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику, зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.

Каждое правительство  всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной. Поэтому правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы, отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.

Актуальность работы в том, что определяющую роль в  формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, и ее главные составляющие - государственный бюджет и налоги, которые, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, и насколько правильно государство распоряжается бюджетом зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Фискальная  политика представляет огромный интерес как способ воздействия на экономическую  активность, и многие авторы, анализирующие  ее механизм, акцентируют внимание не на политике в целом, а на отдельных  ее инструментах или видах. Иногда сущность фискальной политики сводится к проблеме построения налоговых систем, уплаты налогов, исчисления налогового бремени, структуры расходов бюджета, организации бюджетного процесса. Мероприятия по регулированию в сфере налогообложения и бюджетной системе отождествляются с фискальной политикой. Именно в этом кроется неверный методологический подход к рассмотрению сущности фискальной политики.

  Несмотря на все вышеперечисленное нельзя произвести цельный анализ фискальной политики по следующей причине. Стандартная схема ее применения такова. Правительства проводят дискреционную фискальную политику, которая в зависимости  от фазы экономического цикла может  быть сдерживающей или стимулирующей. Сдерживающая политика проводится в  условиях быстрого роста экономики. Для того чтобы ограничить деловую  активность, преодолеть инфляционную тенденцию, используются такие инструменты, как увеличение чистых налогов и (или) сокращение государственных расходов. Стимулирующая политика осуществляется в условиях спада производства. Для  стимулирования совокупного спроса используют сокращение чистых налогов  и (или) увеличение государственных  расходов. Но в условиях глубокого  кризиса правительство невольно обращает внимание в первую очередь  на фискальную функцию налогообложения  — налоги призваны пополнить доходную часть госбюджета (сдерживающая фискальная политика). Одновременно правительство  пытается решить проблему стимулирования роста экономики и совокупных расходов, что достигается при  увеличении государственных расходов (стимулирующая фискальная политика). Таким образом, на практике рассматривается  не совокупность мер определенной дискреционной  фискальной политики, а отдельные  меры бюджетного и налогового регулирования.

 

  Именно так   в переходных экономиках часто  реализуется  фискальная политика, т.е. как две  отдельные политики (бюджетная и  налоговая), не связанные между собой. Итак, грубо нарушается системный  подход к анализу, достаточно полезные выводы и закономерности явления  не рассматриваются в совокупности, происходит абстрагирование без  последующего синтеза.

 

  В настоящее   время существует множество публикаций, имеющих отношение к фискальной политике государства. Так, проблемы бюджетной политики в системе госрегулирования рассматривали в разное время Дж. М. Кейнс, В. Леонтьев, А. Маршалл, П. Сэмуэльсон, X. Хаузер, С. Фишер, Э. Прескотт. Вопросы эффективности бюджетной  политики были приоритетными в работах  В.Г. Панскова, СЮ. Глазьева, В.Л. Перламутрова. Отдельные аспекты налоговой  политики и бюджетно-налогового регулирования  изложены в работах таких белорусских  ученых, как Г.А. Шмарловская, И.В. Новикова, Е.Ф. Киреева, Е.Г. Каштанова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Цели и формы реализации  бюджетно-налоговой политики.

 

   Важнейшим инструментом макроэкономического регулирования, наряду с кредитно-денежной, является бюджетно-налоговая политика государства. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат.fiscus-государственная казна и .fiscalis-относящийся к казне).С английского языка термин fiscal policy переводится на русский язык по разному .В одних случаях- как фискальная политика, а в других – как бюджетно-налоговая политика.

Фискальная политика-система  мер, которые предпринимаются государством по изменению государственных расходов (G), и налогов (T), предоставлению льгот , субсидий, трансфертных платежей с целью регулирования деловой активности, занятости и предотвращение роста цен. Для лучшего понимания сути бюджетно-налоговой политики необходимо иметь четкое представление о том, что такое государственный бюджет и налоги.

Государственный бюджет можно определить кА к финансовый счет, в котором представлена сумма доходов т расходов государства за определенный период времени (обычно за год).Признание бюджета основным финансовым планом определяет его важное место в перераспределение национального дохода, главенствующие положение в системе финансовых планов.

Бюджет выполняет следующие  функции:

1)Распределительную (через  государственный бюджет перераспределяется  от 20% до 60% национального дохода);

2)контрольную(движение  бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать);

3)Регулирующую(изменение  расходов и доходов государственного  бюджета позволяет смягчить спад  производства, снизит уровень безработицы,  т.е. стабилизировать экономику).

Используя функциональный принцип. Государственные расходы можно классифицировать по целевому назначению:

1)Военные;

2)Экономические;

3)На социальные цели;

4)На векшнеэкономическую  и внешнеполитичскую деятельность;

5)На содержание аппарат управления.

Но расходная часть  государственного бюджета невозможна без формирования государственных доходов.

 Под государственными  доходами принято понимать текущие  денежные и имущественные переводы  средств частного сектора государству.  Среди разнообразных государственных  доходов наиболее распространенной формой являются налоги. Налоги- это обязательные платежи физических и юридических лиц, взымаемых государством для выполнения своих функций.

Таким образов . бюджетно-налоговая  политика-это воздействие государства  на уровень деловой активности посредствам изменения государственных расходов и налогообложения. Поскольку осуществление  государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом. Бюджетно-налоговая политика влияет на  уровень национального дохода и следовательно на уровень объема  производства и занятости , а так же на уровень цен;  она направлена против нежелательных изменений экономической конъюктуры, связанных как с безработицей, так и с инфляцией .Фискальная политика может благотворно , так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как , например антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости , борьба с инфляцией. Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. Потребность в разработке и систематическом проведении фискальной политики усилилась, особенно во второй половине XX в., когда финансы государства стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста. Бюджетно-налоговая политика направлена

На разрешение многочисленных задач стоящих перед обществом, которые образуют так называемое дерево целей. Основными из них являются:

1.в краткосрочном периоде:

1.1.Эффективное формирование  доходной части бюджета;

1.2.Реализация бюджетной политики государства;

1.3.Принятие мер по  снижению бюджетного дефицита;

1.4.Управление государственным долгом;

1.5.Сглаживание циклических  колебаний экономики;

2.в долгосрочном периоде:

2.1.Поддержание стабильного  уровня совокупного объема выпуска(ВВП);

2.2.Поддержание полной  занятости ресурсов;

2.3.поддержание стабильного  уровня цен.

Вышеперечисленные цели достигаются с помощью инструментов фискальной политики, которые включают в себя:

1)налоговые регуляторы: манипуляцию различными видами  налогов и налоговых ставок, их структуру, объекты обложения, источники налогов, льготы, санкции, сроки взымания, способы внесения.

2) бюджетные ругуляторы: уровень централизации средств государством, соотношение между федеральными или республиканскими и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами. Бюджетную классификацию статей доходов и расходов и т.д..

Важнейшим комплексным  инструментов и показателем эффективности  фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Различные инструменты  по разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и  частные расходы, государственные

закупки увеличивают  уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов, а именно- трансфертные платежи. Трасфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Налоги являются инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы. Любые  налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого  дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

В зависимости от состояния  экономики и стоящих пред правительством целей фискальная политика может  носить  стимулирущий или сдерживающий характер. Стимулирующая бюджетно-налоговая  политика(фискальная экспансия) осуществляется в период спада, депрессии. Она предполагает снижение налогов и увеличение государственных расходов, что ведет к возникновению или увеличению бюджетного дефицита. В краткосрочной перспективе имеет соей целью преодоление циклического спада экономики  и предполагает  увеличение госрасходов, снижение налогов или в более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.

 Сдерживающая бюджетно-налоговая  политика (фискальная рестрикция)- осуществляется в период бума и инфляции, имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и снижение государственных расходов , повышение налогов и предполагает  снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции (спад, или значительное замедление экономического развития). Особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфоструктуру рынка труда.

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика государства