Бюджетно-налоговая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 15:09, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе раскрыта роль бюджетно-налоговой политики в государственной экономике, рассмотреть её цели, виды, структуру.

Содержание

Введение
1. Бюджетно-налоговая политика государства
1.1 Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики и ее инструменты
1.1 Виды и формы бюджетно-налоговой политики
1.2 Эффективность бюджетно-налоговой политики. Её измерение
2.Монетаризм и кейнсианство о механизме реализации и эффективности бюджетно-налоговой политики
2.1 Бюджетно-налоговая политика. Кейнсианская концепция
2.2 Бюджетно-налоговая политика. Монетаристская концепция
3.Особенности формирования и реализации бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь
3.1Основные направления бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь
3.2Особенности фискальной политики в условиях современной Беларуси
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

переделанная курсовая работа по макроэкономике.doc

— 225.00 Кб (Скачать файл)

   Главными приоритетами бюджетной политики в 2012 г. должны стать устойчивость бюджетов всех уровней при полном выполнении бюджетных обязательств с концентрацией ресурсов на финансировании национальных приоритетов и государственных программ.

 

3.Особенности формирования и  реализации бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь

3.1 Результаты реализации бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь

 

 Бюджетно-налоговая  политика Республики Беларусь  проводится согласованно с денежно-кредитной,  ценовой, валютной и таможенной  политикой Республики Беларусь. В прошедшем пятилетии работа  всех органов управления, коллективов  и организаций была направлена на решение задач и достижение параметров Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы. Ежегодно на ее основе разрабатывались прогнозы социально–экономического развития, денежно–кредитной и бюджетной политики. Республика Беларусь последовательно реализует избранную модель социально ориентированной рыночной экономики.Достигнуты высокие темпы ее развития.

Единство политики Республики Беларусь в сфере бюджетно-финансовых отношений определяется Конституцией Республики Беларусь.

С 1 января 2009 года вступил  в силу Бюджетный кодекс Республики Беларусь . Его разработка была продиктована необходимостью обеспечить полное системное  регулирование правовых норм, на основе которых осуществляется бюджетный  процесс.

Сферой правового регулирования Бюджетного кодекса определены отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. В состав Кодекса вошли нормы действовавших ранее законов в этой сфере – в значительно расширенном и актуализированном виде, и введены новые положения, необходимые для решения вопросов, стоящих в настоящее время перед экономикой. В Кодекс включены нормы, регулирующие основные положения составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов, что дает возможность для совершенствования системы межбюджетных отношений, повышения ответственности и заинтересованности местных органов власти в эффективности использования бюджетных средств.

В бюджетную систему  Республики Беларусь как самостоятельные  части включаются республиканский  и местные бюджеты.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством  особых экономических форм - доходов  и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства. Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы – удовлетворению общегосударственных потребностей.

Доходы бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых  для выполнения его функций.

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Рассмотрим показатели исполнения государственного бюджета  за январь-сентябрь 2010 года

 

 

 

Рисунок 1 - Динамика поступления доходов консолидированного бюджета

 

С 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения Министерства труда  и социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета. Его показатели на 2010 год  утверждены Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 года №70-З «О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2010 год». В целях сопоставимости данных показатели республиканского и консолидированного бюджетов за 2009 год также приведены без ФСЗН.

В январе-сентябре 2010 года доходы консолидированного бюджета  составили 34,6 трлн. рублей, что на 5,1% больше, чем в январе-сентябре 2009 года (в реальном выражении, скорректированные  на индекс потребительских цен, меньше на 1,8%). Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 32,9% в январе-сентябре 2009 года до 29,7% в январе-сентябре 2010 года.

Основными доходными  источниками остаются налог на добавленную  стоимость, доходы от внешнеэкономической  деятельности, налог на прибыль и  акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с январем-сентябрем 2009 года. Наиболее значительно увеличились поступления налога на добавленную стоимость – на 19,5%, налога на прибыль – на 15,8%, акцизов – на 13,8% в реальном выражении.

Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 64,8%. При этом 32,4% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,3% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности

Задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые  бюджетные фонды по состоянию  на 1 октября 2010 года составила 44,2 млрд. рублей и уменьшилась по сравнению  с началом года на 29,6%, по сравнению  с тем же периодом 2009 года – на 40,6% в реальном выражении. Отношение недоимки к скользящим годовым доходам консолидированного бюджета сократилось с 0,15% на 1.10.2009 г. до 0,09% на 1.10.2010 г.

Расходы консолидированного бюджета в январе-сентябре 2010 года профинансированы в сумме 37,2 трлн. рублей. По сравнению с январем-сентябрем 2009 года расходы в реальном выражении увеличились на 0,9%.

Расходы консолидированного бюджета в разрезе функциональной классификации увеличились по всем разделам, кроме «Национальной экономики». Наиболее значительно (в реальном выражении) возросли расходы по разделам «Социальная политика» – на 18,9%, «Общегосударственные расходы» - на 12,7% (в том числе расходы на Государственную инвестиционную программу – на 19,2%), «Здравоохранение» - на 10%. Финансирование по разделу «Национальная экономика» сократилось на 22,2% .

Рост расходов по разделу «Социальная  политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении  граждан жильем. За девять месяцев  текущего года на эти цели направлено в 1,4 раза в реальном выражении средств больше, чем за тот же период 2009 года. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в январе-сентябре 2010 года в структуре расходов консолидированного бюджета увеличился по сравнению с январем-сентябрем 2009 года на 1,5 процентных пункта.

В расходах консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2010 года в разрезе экономической классификации  преобладали текущие расходы  – 74% в общих расходах, в том  числе расходы на заработную плату  рабочих и служащих в бюджетном секторе и начисления на нее – 26,9%, субсидии и текущие трансферты – 27,1%, обслуживание государственного долга – 2,2%. Доля капитальных расходов составила 23,5%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 15,1% всех бюджетных расходов.

В январе-сентябре 2010 года консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 2,5 трлн. рублей, или 2,2% к ВВП (в январе-сентябре 2009 года дефицит составлял 1,5 трлн. рублей, или 1,5% к ВВП).

Расходы консолидированного бюджета в январе-сентябре текущего года сложились на 46,3% из расходов республиканского бюджета и 53,7% - расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета в доходах консолидированного бюджета составил 61,8%.

Доходы республиканского бюджета составили 21,4 трлн. руб., или 93,8% (в реальном выражении) к уровню января-сентября 2009 года. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 23,5 трлн. руб., что на 1,9% больше, чем в январе-сентябре 2009 года.

Более трети (37,3%) всех поступлений в республиканский бюджет обеспечено за счет поступлений налога на добавленную стоимость. По сравнению с январем-сентябрем 2009 года его объем увеличился на 24,2% в реальном выражении. Налог на прибыль в январе-сентябре 2010 года увеличился на 16,6%, составив 11,3% всех доходов республиканского бюджета. Поступления акцизов возросли на 19%. Удельный вес этого источника доходов республиканского бюджета составил 14,9%.

В январе-сентябре 2010 года финансирование расходов из республиканского бюджета почти по всем разделам функциональной классификации осуществлялось выше уровня января-сентября 2009 года. Наиболее значительно увеличились расходы по разделам «Общегосударственная деятельность», «Социальная политика», «Здравоохранение». Финансирование расходов по разделу «Национальная экономика» сократилось на 29,9% по сравнению с январем-сентябрем прошлого года.

В январе-сентябре 2010 года расходы республиканского бюджета  превысили доходы на 2,1 трлн. рублей, или 1,8% ВВП.

В 2011 году бюджетно-финансовая и налоговая политика ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом.

Налоговое законодательство Республики Беларусь включает в себя:

-  налоговый Кодекс  государства и принятые в соответствии  с ним законы, регулирующие вопросы  налогообложения; 

-  декреты, Указы  и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;

-  постановления Правительства  Республики Беларусь, регулирующие  вопросы налогообложения и принимаемые  на основании и во исполнение  Налогового Кодекса, налоговых  законов и актов Президента  Республики Беларусь;

-  нормативные правовые  акты республиканских органов  государственного управления, органов  местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения  и издаваемые в случаях и  пределах, предусмотренных Налоговым  Кодексом, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь и Постановлениями Правительства Республики Беларусь.

Налоговый Кодекс - это основной документ, регламентирующий в комплексе все  направления налоговых отношений в государстве.

На территории Республики Беларусь установлены и действуют  две группы налогов, сборов (пошлин), - республиканские и местные. Такая  структура налогов позволяет  говорить об установлении в Республике Беларусь двухуровневой налоговой системы, соответствующей бюджетному устройству государства.

В 2010 году величина налоговой  нагрузки на экономику (без учета  взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и  социальной защиты) составила 27,5 процента к ВВП и по сравнению с 2009 годом сократилась на 2,6 процентного пункта.

Снижение уровня налоговой  нагрузки связано с упразднением ряда налоговых платежей, снижением  ставок налогов, сокращением объектов налогообложения и исключением  отдельных субъектов из состава плательщиков налогов, что обусловило более низкий темп роста налоговых доходов бюджета (темп роста 98,6 процента) по отношению к росту ВВП (темп роста – 107,6 процента).

Так, в 2010 году отменены сбор в республиканский фонд поддержки  производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог на приобретение автотранспортных средств и налог с продаж, а также сбор с пользователей за парковку (стоянку) транспортных средств. Из объектов налогообложения экологическим налогом исключены выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками, из объектов налогообложения налогом на добычу природных ресурсов – вода, используемая на технологические нужды при производстве алкогольных и безалкогольных напитков, из состава плательщиков экологического налога исключены субъекты предпринимательской деятельности, у которых годовой объем образования неопасных отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, составляет 50 и менее тонн.

В результате удельный вес  в ВВП косвенных налогов и сборов по сравнению с 2009 годом снизился на 0,2 процентного пункта, смешанных – на 0,5 процентного пункта, прочих налогов, сборов, пошлин – на 2,1 процентного пункта.

Одновременно доля прямых налогов и сборов в ВВП выросла  на 0,2 процентного пункта, что связано с улучшением в 2010 году финансового состояния плательщиков.

Несмотря на рост поступления  косвенных налогов и сборов на 6,1 процента, их доля в ВВП сократилась  и составила 13,6 процента.

В общей сумме косвенных налогов  и сборов более 73 процентов приходится на налог на добавленную стоимость.

Удельный вес прямых налогов и сборов в ВВП составил 8,2 процента, темп роста поступлений  – 110,4 процента. Структура прямых налогов  и сборов приведена на рисунке 3.

 

 

                         Рисунок 2- Структура прямых налогов и сборов

 

В разрезе прямых налогов  и сборов наибольший удельный вес  – почти 44 процента – занимают налоги на прибыль и доходы. Поступления  их возросли на 9,8 процента, а доля в  ВВП – с 3,5 до 3,6 процента. Как отмечалось выше, такая динамика обусловлена улучшением финансовых результатов хозяйствования субъектов предпринимательской деятельности.

Следует отметить, что  с 2010 года отменены целевые сборы  из прибыли (транспортный сбор, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города) и одновременно введен сбор на развитие территорий, облагаемый также по ставке 3 процента от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Удельный вес сбора в ВВП составил 0,3 процента.

В заключение следует  отметить, что в течение последнего пятилетия в Республике Беларусь проводилась последовательная работа по совершенствованию налогового законодательства и снижению налоговой нагрузки на экономику страны. За этот период отменено 26 неэффективных налогов и сборов, включая «оборотные» налоги с выручки, тормозившие развитие производства и увеличение экспорта. В результате величина налоговой нагрузки в 2010 году снизилась по сравнению с 2006 годом на 6,5 процентного пункта.

В целях дальнейшего  упрощения налоговой системы  и сокращения величины налоговой нагрузки на экономику с 2011 года отменены сбор на развитие территорий, налог на услуги и три платежа в составе экологического налога (за переработку нефти и нефтепродуктов; за перемещение по территории республики нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом; за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений). Таким образом, в текущем году налоговое бремя предположительно снизится до 27,1 процента к ВВП.

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика государства