Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 15:09, курсовая работа
В данной курсовой работе раскрыта роль бюджетно-налоговой политики в государственной экономике, рассмотреть её цели, виды, структуру.
Введение
1. Бюджетно-налоговая политика государства
1.1 Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики и ее инструменты
1.1 Виды и формы бюджетно-налоговой политики
1.2 Эффективность бюджетно-налоговой политики. Её измерение
2.Монетаризм и кейнсианство о механизме реализации и эффективности бюджетно-налоговой политики
2.1 Бюджетно-налоговая политика. Кейнсианская концепция
2.2 Бюджетно-налоговая политика. Монетаристская концепция
3.Особенности формирования и реализации бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь
3.1Основные направления бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь
3.2Особенности фискальной политики в условиях современной Беларуси
Заключение
Список использованных источников
3.2 Формирование Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы.
Государственная политика
в 2011 — 2015 годах будет направлена
на решение указанных проблем
и преодоление ограничений
Основные цели бюджетно–налоговой
политики на предстоящее пятилетие
— повышение
- совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное приближение по их составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран;
- радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах;
- оптимизацию бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств;
- концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях социально–экономического развития страны;
- повышение эффективности управления государственным долгом.
Направлениями реализации бюджетно–налоговой политики являются:
- снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы организаций;
- упрощение порядка исчисления и переход к квартальным срокам уплаты основных налогов и сборов, развитие системы электронного налогового декларирования;
- повышение эффективности управления государственными финансами;
- диверсификация финансовых инструментов заимствований и повышение эффективности использования государственных займов;
- совершенствование системы управления долгом в органах местного управления и самоуправления.
Реализация указанных направлений бюджетно–налоговой политики позволит довести долю налоговых доходов консолидированного бюджета в ВВП до 25,4 процента, уменьшить дефицит консолидированного бюджета до 1,5 процента от ВВП. Денежно–кредитная политика будет содействовать созданию условий для поддержания стабильных темпов роста в экономике. Главными задачами являются обеспечение устойчивости белорусского рубля и поддержание финансовой стабильности путем проведения эффективной монетарной политики. Направления реализации этих задач предусматривают:
- постепенный переход в рамках привязки к корзине иностранных валют к более гибкому формированию обменного курса по мере повышения внутренней и внешней сбалансированности экономики в целях поддержания конкурентоспособности отечественных производителей и ограничения инфляционных процессов;
- формирование золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны;
- совершенствование системы рефинансирования
банков, основанной на рыночных условиях
формирования цены ресурсов, что позволит
повысить эффективность процентной политики
и снизить процентные риски для банковской
системы;
- поддержание
процентных ставок на положительном уровне,
обеспечивающем сохранность и привлекательность
ресурсов в национальной валюте, а также
доступность банковского кредита для
нефинансового сектора экономики.
В результате названных действий будет обеспечена стабильность курса белорусского рубля к корзине валют в коридоре плюс (минус) 10 процентов, ставка рефинансирования Национального банка будет снижена до 6 — 8 процентов к концу пятилетия. Предполагается, что к 2015 году прирост индекса потребительских цен не превысит 5 — 6 процентов.
3.Особенности формирования и реализации бюджетно-налоговой политики в Республики Беларусь.
Практика поддержки за счет бюджета предприятий, нередко осуществляющих производство низкоэффективной, неконкурентоспособной продукции и услуг, должна трансформироваться в оказание всемерной помощи предприятиям - экспортёрам продукции при условии обеспечения ими своевременного возврата используемых средств.
Необходимо добиваться сокращения объёмов льготного кредитования субъектов хозяйствования за счёт средств бюджета. Для этого необходимо разработать экономический механизм мобилизации собственных средств заёмщиков на указанные цели. При этом целесообразно установить в законодательном порядке, предоставляемым банками субъектам хозяйствования на льготных условиях, не выдаются.
Таким образом, политика государственных расходов, с одной стороны, не должна быть расточительной и на деле ориентировать бюджетную политику на умеренно жесткие показатели, притом что, с другой стороны, эти расходы должны принимать форму инвестиций, когда можно будет добиваться больших результатов за счет мультипликационного эффекта.
Дальнейшее развитие должна получить инфраструктура фондового рынка, главным образом за счет активизации работы таких финансовых институтов, как центральный депозитарий и фондовая биржа. Одновременно требуется принятие системы мер по повышению их привлекательности для первичных инвесторов и поддержанию ликвидности государственных ценных бумаг на вторичном рынке. С целью активизации первичного и вторичного рынков государственных ценных бумаг необходимы следующие меры:
-в случае ухудшения ликвидности банковской системы (особенно в периоды перечисления налоговых платежей) - поддержание Национальным банком ликвидности рынка государственных ценных бумаг за счет расширения операций на открытом рынке и предоставления ломбардных кредитов;
-возврат к практике предоставления льгот по обязательному резервированию для банков - держателей государственных ценных бумаг;
-совершенствование системы торгов на межбанковской валютной бирже;
-расширение числа инвесторов через организацию Национальным банком региональных торговых площадок на базе Национального банка, а также путем подготовки Министерством финансов условий выпуска государственного облигационного сберегательного займа для физических лиц;
-создание условий для расширения доступа нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг.
Критерий дефицита бюджета по сути выполняет роль регулятора с отрицательной обратной связью, а потому должен играть ведущую роль в иерархии индикаторов экономической безопасности страны.
Подводя итог можно также отметить, что существенное значение имеют активная позиция и координация деятельности центрального аппарата и местных органов власти.
Бюджетно-налоговая политика должна быть направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа.
Одним из приоритетных направлений налоговой реформы должно быть упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику. Этот процесс должен сопровождаться мерами по существенному расширению базы налогообложения и увеличению фактической собираемости налогов и будет включать следующие мероприятия по реформированию налоговых платежей:
- завершение работы по отмене всех оборотных налогов и сборов, взимаемых с выручки от реализации товаров и услуг на республиканском и местных уровнях;
- снижение нагрузки
на фонд заработной платы
-снижение и унификация таможенных пошлин.
При сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика должна быть направлена на оптимизацию государственных обязательств, повышения эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования. Упорядочению государственной поддержки реального сектора экономики будут способствовать сокращение объема субсидий и льгот, ликвидация перекрестного субсидирования в сфере жилищно-коммунальных услуг на основе пересмотра тарифов и рационализации ценообразование, оптимизация бюджетных субсидий на оказание транспортных услуг населению, принятие мер по совершенствованию процедур государственных закупок.
Заключение
В данной курсовой работе мы раскрыли роль бюджетно-налоговой политики в государственной экономике рассмотрели следующие вопросы:
-Основные понятия бюджетно-налоговой политики и ее инструменты, краткосрочные и долгосрочные цели БНП ;
-Виды и формы БНП;
-Эффективность и бюджетно-
-особенности формирования и реализации БНП в РБ;
-Особенности обеспечения стаби
Одним из основных инструментов макроэкономического регулирования является фискальная политика. Под этим термином понимают совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных расходов и налогообложения. Ее основными задачами являются: сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.
Фискальная политика в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации делится на стимулирующую и сдерживающую.
В области налогового
регулирования упор следует
сделать помимо снижения
Часть налогов, например, налог с продаж, целесообразно, на наш взгляд, отменить, остальные должны быть просты в расчетах и необременительны для экономических агентов.
В последние годы, несмотря на относительно высокие темпы экономического роста, происходит ухудшение отдельных качественных параметров реального сектора экономики. Это касается, прежде всего, финансовых показателей - прибыли и рентабельности, количества убыточных предприятий и организаций, показателей платежеспособности, ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами, особенно высоколиквидными, качественного состояния производственного потенциала. Так, физический износ (не говоря о моральном) активной части основных фондов по народному хозяйству превышает 75%, а в промышленности - основной экспортной отрасли - он более 80%. В этих условиях конкурентоспособность белорусской экономики и экономический рост в Беларуси обеспечивается за счет значительного занижения рыночного обменного курса белорусского рубля по сравнению с паритетным (почти в 6 раз), т.е. за счет демпингового экспорта и проедания основных и оборотных средств, других видов ресурсов. Для сравнения, в Словении, наиболее успешно среди транзитивных стран реформирующей свою экономику, данное соотношение составляет 1,6, в Польше, Чехии, Венгрии и Эстонии - 2,3, в Литве - 2,5, Все это свидетельствует о неустойчивости экономического развития национальной экономики в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В результате белорусская экономика уже не в состоянии выдержать существующую фискальную нагрузку. Уровень ее конкурентоспособности по сравнению с российской будет неизбежно снижаться.
Литература
1. Бартенев С.А. История экономических учений: Учебник/ С.А.Бартенев: - М.- Экономист -2004 - 45с.
2. Закон о бюджете РБ на 2008 год. // Консультант плюс (электронная база данных).
3. Корбут Н.П. Об итогах исполнения бюджета за 2005 год и задачах на 2006 год // Финансы. Учет. Аудит.- 2006. - №2. с.3-4
4. Корбут Н.П. Финансы Беларуси: оснований для пессимизма нет.// Экономика Беларуси.- 2007- №1, стр.24-27
5. Лейонхуфвуд А.
6. Лемешевский И.М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Часть 3). Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. - МН.: ООО “ФУАинформ” 2004-576с.
7. Макроэкономика : учеб. пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям / Т.С. Алексеенко [и др.]; Л.П.Зеньковой.- Минск: ИВЦ Минфина, 2007. -38с.
8. Макроэкономика: учеб.
пособие/И.В.Новикова,А.П.
9. Околова С., Борисова
В. Социально-экономические
10. Полоник С.С. Проблемы
и перспективы социально-
11. Постановление Совета
Министров Республики Беларусь 4
ноября 2006 г. №1475. Об утверждении
основных направлений
12. Учебник им. М.В.Ломоносова. М.А. Миклашевская, Холопов. Международная экономика. 1998. Москва. cтр.252-254
13. Экономическая теория.
Учебное пособие М.И.