Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 15:09, курсовая работа
В данной курсовой работе раскрыта роль бюджетно-налоговой политики в государственной экономике, рассмотреть её цели, виды, структуру.
Введение
1. Бюджетно-налоговая политика государства
1.1 Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики и ее инструменты
1.1 Виды и формы бюджетно-налоговой политики
1.2 Эффективность бюджетно-налоговой политики. Её измерение
2.Монетаризм и кейнсианство о механизме реализации и эффективности бюджетно-налоговой политики
2.1 Бюджетно-налоговая политика. Кейнсианская концепция
2.2 Бюджетно-налоговая политика. Монетаристская концепция
3.Особенности формирования и реализации бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь
3.1Основные направления бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь
3.2Особенности фискальной политики в условиях современной Беларуси
Заключение
Список использованных источников
2.Эффективность бюджетно-
Для определения эффективности фискальной политики используются различные показатели.
Уровень (норма) налогообложения выступает общим количественным показателем деятельности государства в сфере налогообложения.
Он исчисляется как
отношение суммы налоговых
Практическая значимость оценки налогового потенциала, перспектив роста уровня налогообложения состоит в том, что она является одним из показателей возможности увеличения объема мобилизуемых внутренних финансовых ресурсов, критерием для определения платежеспособности государства.
Для определения уровня налоговой нагрузки на микро и макроуровне используются следующие показатели:
-предельная налоговая ставка (отношение абсолютных изменений суммы доходов, поступивших в бюджет, и абсолютного изменения ВВП);
-эластичность совокупных налоговых поступлений по доходу (коэффициент эластичности, показывающий степень оживления доходов);
-налоговый мультипликатор и индекс концентрации, отражающие степень контроля государства;
-уровень централизации финансовых ресурсов .
На протяжении
переходного периода
Бюджетно-налоговая политика в Республике Беларусь как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства.
Приоритетами налоговой политики Республики Беларусь по-прежнему остаются дальнейшее упрощение налоговой системы, снижение налогового давления на экономику и улучшение налогового администрирования.
Реализация намеченных подходов осуществлялась в 2009 г. по следующим конкретным направлениям:
-снижение ставок по следующим платежам в бюджет: сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки - с 2 до 1 %; налога на приобретение автомобильных транспортных средств - с 5 до 3 %; местного налога на услуги - с 10 до 5 %;
-установление единой ставки местного налога с продаж товаров в розничной торговле на отечественные и импортируемые товары в размере 5 %;
-исключение из объекта обложения налогом на недвижимость активной части основных производственных фондов и распространение этого налога только на здания и сооружения .
Существенные преобразования предусмотрены по налогообложению доходов граждан.
Так, с 1 января 2010 г. осуществлен переход от сложно-прогрессивной шкалы ставок подоходного налога к единой (линейной) ставке на уровне 15 %. Одновременно для выравнивания условий налогообложения всех групп населения с разными доходами стандартный налоговый вычет увеличен до 550 тыс. рублей.
Продолжается
Новым импульсом для развития малого и среднего бизнеса стало принятие Указа Президента Республики Беларусь от 3 января 2009 г. О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. 119, который усовершенствовал по всем основным направлениям упрощенную систему налогообложения.
Были снижены ставки налога при упрощенной системе налогообложения; значительно расширены критерии по валовой выручке, дающие право на ее применение; расширены сферы действия пониженных ставок за счет распространения их на всю территорию сельской местности; установлены ежеквартальные сроки подачи налоговых деклараций и уплаты налога для плательщиков, применяющих упрощенную систему без уплаты НДС; усовершенствована методика определения средней численности организаций; конкретизированы иные элементы упрощенной системы налогообложения.
В целом снижение налоговой нагрузки на экономику в прошедшем году составило 1,3 % к ВВП. В распоряжении субъектов хозяйствования осталось дополнительно более 2 трлн. рублей. В 2010 г. предусматривается снижение налоговой нагрузки еще на 1,1 % к ВВП.
К 2011 г. была обеспечена подготовка проектов необходимых решений, предусматривающих полную отмену оборотных налогов, упразднение ряда местных налогов и сборов (в частности, налога с продаж, налога на услуги, целевых сборов из прибыли), реформирование ресурсных платежей, отмену нормирования расходов на маркетинговые, информационные и консультационные услуги и др.
Завершающим этапом формирования налоговой системы Республики Беларусь является вступление в силу с 1 января 2010 года Особенной части Налогового кодекса. По сути, Особенная часть представляет собой свод налоговых законов, но созданный не путем простого объединения в одном документе ранее действовавших актов, а с одновременным их совершенствованием.
Налоговый кодекс Республики
Беларусь стал единым, комплексным
актом, который собрал воедино все
то, что связано с
В условиях мирового финансового кризиса бюджетная политика Беларуси направлена на обеспечение устойчивости и бездефицитности бюджетов всех уровней.
Концентрация финансовых
ресурсов осуществляется в первую очередь
на приоритетных государственных программах.
Это позволяет выполнять
Значительную часть в государственной казне, как и прежде, составляют расходы на выполнение государственных социальных стандартов, пенсий, стипендий, социальных пособий и других выплат социального характера. При этом упор делается на адресную социальную поддержку.
Основными направлениями бюджетной политики в 2010 г. стали:
-развитие и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования на всех уровнях бюджетной системы;
-переход бюджетов всех уровней к среднесрочному финансовому планированию;
-совершенствование межбюджетных отношений;
-формирование реестра расходных обязательств бюджетов (перечня нормативных правовых актов и расходов на их реализацию);
-оптимизация состава распорядителей бюджетных средств исходя из выполнения ими государственных функций;
-приведение бюджетной классификации и бюджетного учета в соответствие с международными стандартами
В прогнозируемом году основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь является выход экономики страны на траекторию устойчивого сбалансированного экономического роста, активизация процессов модернизации, структурной перестройки национальной экономики и повышение на этой основе ее конкурентоспособности.
Исполнение бюджета в 2011 году определялось негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса на экономику республики.
Объем ВВП за 2011 год составил 110% к уровню 2010 года, производство промышленной продукции – 98,2%, сельского хозяйства – 101,3%, инвестиций в основной капитал – 108,6%, объем внешней торговли товарами и услугами – 70,1%. Инфляция на потребительском рынке составила 110,1% (декабрь 2011 года к декабрю 2010 года).
Снижение экономической активности обусловило сокращение поступлений в бюджет страны. В 2011 году в консолидированный бюджет поступило 62 807,6 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН). В реальном выражении это на 15,4% меньше (скорректировано на индекс потребительских цен), чем за 2010 год. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП составил 45,9% (в 2008 году – 50,6%).
Основными доходными источниками консолидированного бюджета были НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы. Их доля в доходах консолидированного бюджета составила 45,1%. При этом 19,2% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 12,7% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности. Взносы на государственное социальное страхование составили 25,2% всех доходов консолидированного бюджета.
При сокращении в целом расходов консолидированного бюджета по сравнению с 2010 годом расходы на «Социальную политику» (с ФСЗН) увеличились в реальном выражении на 1,9%. Значительная часть расходов бюджета по этому разделу была направлена на возмещение банкам процентов по кредитам, выданным на жилищное строительство гражданам, а также на оказание финансовой помощи семьям, воспитывающим детей. Эти виды расходов возросли более чем в 1,7 раза в реальном выражении по сравнению с 2010 годом. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2011 году в структуре расходов консолидированного бюджета составил 29,2%, увеличившись по сравнению с 2010 годом на 3,9 процентных пункта. Расходы по другим статьям бюджетной классификации относительно предыдущего года сократились в реальном выражении.
Ресурсы бюджета на государственную поддержку предприятий, главным образом, направлялись на наиболее эффективный ее вид – на возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами. Это применялось в отношении не всех предприятий, а только тех, которые реализуют высокоокупаемые, импортозамещающие проекты, и имеющие высокий экспортный потенциал.
Основными источниками налоговых доходов консолидированного бюджета являются: НДС — 19 138,8 млрд. бел. руб. (35,1%); налоги на доходы и прибыль — 7001,9 млрд. бел. руб. (12,8%); доходы от внешнеэкономической деятельности — 7263,9 млрд. бел. руб. (13,3%); подоходный — 5482,1 млрд. бел. руб. (10,1%); акцизы — 5370,7 млрд. бел. руб. (9,8%). При этом поступления от НДС и налога на прибыль в республиканский бюджет должны вырасти на 18,5% каждый, подоходного налога — на 15,6%, акцизов — на 17,1%. Доходы инновационных фондов составят 1209,1 млрд. бел. руб., государственных целевых бюджетных фондов — 2154,5 млрд.
В 2011 г. увеличился доход бюджета от ввозных таможенных пошлин. В Таможенном союзе, членом которого является Беларусь, эти платежи, взимаемые на границе каждой из стран-участниц, «зачисляются в общий котел и распределяются по бюджетам трех стран». Наша доля здесь — 4,7%. Таким образом, доходы от ввозных таможенных пошлин будут зависеть не только от объемов белорусского импорта, но также и от объемов ввоза товаров на территорию РФ и Казахстана.
В числе основных задач принимаемого бюджета можно выделить укрепление действующих социальных гарантий, поддержку реального сектора экономики. Особое внимание уделяется социальным программам, финансирование которых увеличится в среднем до 40%. Значительную часть здесь составят расходы на оплату труда, пенсии, стипендии, пособия.
Среднемесячная заработная плата в бюджетной сфере на конец 2011 г. достигает 1600 тыс. бел. руб. (или 108,2% к декабрю 2010 г.).
Будет продолжено оказание господдержки реальному сектору экономики в виде средств, направляемых на льготирование процентов по кредитам, что, по словам министра, снижает нагрузку на бюджет и внедряет рыночные механизмы финансирования инвестиционных проектов. Господдержка малому и среднему бизнесу будет предоставляться в основном на конкурсной основе, и направляться на создание и расширение производства товаров и услуг, выпуск экспортоориентированной, импортозамещающей продукции и продукции, направленной на энерго- и ресурсосбережение, внедрение новых технологий.
Для обеспечения источниками финансирования запланированных расходов бюджетов областей и г. Минска из республиканского бюджета предусмотрены трансферты в сумме 12 006,0 млрд. бел. руб., из которых 981,1 млрд. — в виде субвенций на финансирование расходов, связанных с преодолением последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС .
Расходы на национальную оборону в проекте консолидированного бюджета на следующий год запланированы в сумме 2 101,9 млрд. бел. руб., на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности — 3 992,9 млрд. бел. руб.
Заметно увеличатся ассигнования на развитие инновационных технологий. На поддержку отраслей национальной экономики предусмотрено 12 279,7 млрд. бел. руб., на финансирование сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности (без учета средств государственной инвестиционной программы) — 6 625,9 млрд. бел. руб., на охрану окружающей среды — 586,1 млрд.
На здравоохранение будет израсходовано 9000 млрд. бел. руб. При этом 80% средств будет направлено на оснащение местных больниц, поликлиник и центров современным оборудованием. На образование за счет всех источников финансирования (без учета средств выделяемых по государственной инвестиционной программе) предусмотрено 11 959,4 млрд. бел. руб., или 6% к ВВП.
На предоставление жилищно-коммунальных услуг и жилищное строительство выделяется 3 802,8 млрд. бел. руб.
В 2012 г. все поступления налога на прибыль от предприятий коммунальной или частной собственности останутся в местных бюджетах и половина — от республиканских.
Кроме того, в источниках внутреннего финансирования на 2012 г. резервируются средства на выполнение гарантийных обязательств правительства по погашению и обслуживанию кредитов, выданных отечественными банками.