Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании и обучении детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 20:38, дипломная работа

Краткое описание

В основе современных требований к взаимодействию детского сада и семьи лежит идея о том, что ответственность за воспитание детей несут родители, а все другие социальные учреждения, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Времена, когда родители приходили в детский сад на праздники и утренники, родительские собрания, для оказания помощи, но не все и не всегда, когда беседа с родителями является монологом воспитателя, прошли. В настоящее время требуются новые подходы к работе с родителями, установление иных отношений. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………….………………………….…….……4
ГЛАВА 1. Теоретический обзор проблем общественного и семейного воспитания и обучения детей…………………………………………....….…....9
Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и семьи в интересах развития личности ребенка…………………………………….9
Основы семейного воспитания…………………………………………………13
Особенности общественного воспитания……………………………...………32

ГЛАВА 2 Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в воспитании и обучении детей.......................................................................................................42
2.1.Формы сотрудничества ДОУ и семьи.……………………………………42
2.2.Воспитание здорового ребенка………………………………..………….54

ГЛАВА 3. Из опыта работы по установлению взаимодействия с родителями………………………………………………………………………..65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………………………………..72
ЛИТЕРАТУРА……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплном..doc

— 795.50 Кб (Скачать файл)

Предметный мир детства - это среда развития всех специфически детских видов деятельности. Ни один из них не может полноценно развиваться на чисто наглядном и вербальном уровне, вне реальных действий в предметной среде. Деятельность осуществима только при условии, что у ребенка есть соответствующие объекты и средства, сформированы соответствующие им  способы действии.  Если  нет

необходимой предметной среды, у ребенка исчезает желание узнать новое, возникает апатия.

Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным, содержательным. Развивающая среда должна быть современна.

Определение базового содержания компонентов развивающей предметной среды современного детского сада опирается на деятельностно-возрастной подход. Содержание развивающей предметной среды должно удовлетворять потребностям актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей на основе амплификации (обогащение) предметной базы развития конкретных видов деятельности. Единство педагогического процесса и преемственность этапов развития деятельности в раннем, младшем и старшем дошкольном возрастах обеспечиваются также и системной развивающей предметной среды, построенной с учетом специфики образовательного процесса в каждой возрастной группе детского сада.

Развивающая предметная среда моделирует ближайшее и перспективное развитие детской деятельности, что является ее базисным признаком и отличает от обычной бытовой предметной среды. Базисной характеристикой развивающей предметной среды является ее стилевое решение. Предметная среда детского учреждения не может быть загружена обилием разностильных и несомасштабных вещей, она призвана открыть ребенку пространство для ориентировки и действия.

Предметная среда дошкольного учреждения в целом должна отвечать канонам хорошего вкуса, создавать для детей ауру спокойствия и защищенности. Необходимо, чтобы предметная среда не утомляла, была уютной и удобной как для детей, так и для взрослых, работающих с детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод. В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Кто же должен быть инициатором установления сотрудничества? Конечно, педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что сотрудничество требуется в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить и родителей.

   Инициатива  в установлении взаимодействия  с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию.

   Важно  дать понять родителям, что общественное  дошкольное воспитание не снимает с родителей обязанностей по воспитанию детей. Наоборот, научно-технический, экономический, социальный и культурный прогресс нашего общества, развертывание сети детских учреждений, совершенствование их работы дает основание говорить о возрастании роли и ответственности семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения, так как она является составной органической частью общества и не может строить свой опыт независимо от нравственных требований общества. Семья имеет возможность более длительно и постепенно воздействовать на детей со стороны всех членов семьи. Это воздействие происходит в самых разнообразных жизненных ситуациях и имеет большое влияние на формирование у детей тех или иных навыков; семья с момента рождения ребенка "удобряет" или, наоборот, "истощает" почву для последующего общественного воспитания: дошкольным учреждениям часто приходится уже корректировать то, что заложено семейным воспитанием. Особенность семейного воспитания состоит в том, что отношения в семье носят эмоциональный, интимный характер, основанный на родственных чувствах. Ребенок повседневно ощущает, что его благополучие полностью зависит от отца, матери и других членов семьи. Семья располагает гораздо большими возможностями включения ребенка в трудовую деятельность: бытовую, хозяйственную и др. В большинстве случаев именно под воздействием семейного воспитания происходит формирование различных навыков и привычек у детей младшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ.

 

2.1.Формы сотрудничества ДОУ и семьи.

   В дошкольных учреждениях взаимодействию с родителями уделяется особое внимание. Организуется систематическая работа с семьями воспитанников, проводятся открытые занятия для родителей, занятия с участием родителей, индивидуальные проекты для совместного выполнения родителями и детьми, родительские собрания с участием специалистов, в том числе в нетрадиционных формах, индивидуальное консультирование родителей специалистами, родительские гостиные.

   Хотя в целом, как родители, так и воспитатели весьма высоко оценивают деятельность детского сада по организации взаимодействия с родителями, не все они удовлетворены характером взаимодействия, считая, что пока не все вопросы решаются с достаточной эффективностью.

   Более того, почти половина воспитателей ждет от взаимодействия с родителями гораздо большего. Это позволяет предположить, что воспитатели практически полностью соответствуют ожиданиям со стороны родителей, в то время как родители ожиданиям воспитателей соответствуют явно в меньшей степени, то есть взаимодействие родителей и воспитателей в определенной мере носит односторонний характер.

   Кроме того, родители, как правило, в большей степени удовлетворены работой конкретных воспитателей, чем работой дошкольного учреждения в целом. Можно предположить, что это связано с тем, что родители и не требуют от воспитателей многого, понимая, с одной стороны, ограниченность их возможностей, а с другой — то, что воспитатели даже в этих условиях делают все, что они должны.

  Итак, суммируя вышесказанное, можно говорить о следующих тенденциях: воспитатели от родителей ожидают большего, чем получают, и поэтому значительная их часть недостаточно удовлетворена взаимодействием. Родители, наоборот, считают, что воспитатели делают для них достаточно, но при этом ожидают большего от детского сада в целом. Это означает, что у родителей, помимо некоторого набора ожиданий от воспитателей, есть также ожидания от ДОУ в целом.

   В целях выяснения, каковы же ожидания родителей относительно дошкольного учреждения, а также того, каким именно ожиданиям воспитателей не соответствуют родители, был предпринят качественный анализ особенностей взаимодействия. В ходе анализа сферы актуального взаимодействия сопоставлялись с теми сферами, в которых родители и воспитатели ожидают получить помощь друг от друга, с целью выявления их возможного рассогласования; рассматривались также трудности во взаимодействии как дополнительный показатель тех сфер взаимодействия, в которых возникают проблемы.

 

Чтобы определить сферы взаимодействия родителей и воспитателей, в нашем ДОУ был проведен анализ ответов родителей и педагогов на вопросы о поводах обращения друг к другу.

1. Перспективы развития и обучения ребенка (такие высказывания, как «подготовка к школе», «психологическая помощь по воспитанию и развитию ребенка», «левши» и т. п.).

2. Ситуативные  поводы, связанные с поведением  и обучением ребенка (высказывания, отражающие поведение ребенка в течение прошедшего дня: «чем занимался», «как спал», «как чувствовал», «конфликты со сверстниками», «успехи и проблемы в развитии ребенка», «какие занятия проводились» и т. п.).

3. Организационные  поводы (такие высказывания, как «выучить стихотворение к утреннику», «просьбы принести что-то из дома», «необходимая помощь по группе», «оплата» и т. п.).

Были получены следующие результаты: основные поводы, по которым воспитатели общаются с родителями, ситуативные (47 % воспитателей и 53 % родителей) и организационные вопросы (57 % воспитателей и 60 % родителей). Гораздо реже они взаимодействуют по поводу перспектив развития и обучения ребенка, а также вопросов, выходящих за пределы того, как ребенок провел день в детском саду. Причем, если оценка того, насколько часто родители и воспитатели обращаются друг к другу по ситуативным и организационным поводам, у них совпадают, то относительно обращений, касающихся перспектив развития ребенка, мнения педагогов и родителей сильно расходятся. Так, 30 % воспитателей утверждают, что они обращаются к родителям по вопросам перспектив развития ребенка, и только 2 % родителей могли вспомнить обращения воспитателей по этому поводу.

  Далее был проведен анализ ответов родителей и воспитателей на вопросы, какую помощь друг от друга они хотели бы получить:

  • Помощь по вопросам долговременного развития ребенка, например «подготовка к школе», «консультации по вопросам развития ребенка».
  • Помощь организационного характера («участие в организации утренников», «помощь по группе», «хоть что-то для блага детского сада»).
  • Отношение к детям («ответственность за воспитание собственных детей», «любовь к ребенку»).
  • Ожидаемые личные качества («отзывчивость», «ответственность», «обязательность»).
  • Помощь по ситуативным поводам («в каждой конкретной ситуации решение проблем ребенка», «своевременное выявление проблем и совместное их устранение»).
  • Хотели бы получить разную помощь.
  • Не хотели бы получить помощь.              

Анализ ответов на вопрос «Какую помощь от воспитателя вы хотели бы получить?» в анкете для родителей, и ответов на вопрос «Какую помощь  вы хотели бы получить от родителей?» в анкете для воспитателей, выявил их диаметрально противоположные ожидания.

  Основным содержанием помощи, которую хотели бы получить воспитатели от родителей, оказались помощь организационного характера (23 %) и личные качества родителей, имеющие прямое отношение к организации взаимодействия (43 %), такие как ответственность, обязательность, активность в отношении решения проблем детского сада.

  Основным содержанием помощи, которую хотели бы получить родители от воспитателей, оказалось консультирование по проблемам развития и обучения ребенка, а также подготовка к школе, то есть помощь, связанная с развитием ребенка (40 %). Многие родители ответили, что помощи достаточно или что они не ждут никакой помощи вообще (26 %).

   Работу с родителями  следует начинать задолго до поступления ребенка в детский сад. Для этого желательно организовывать  рекламу или презентацию ДОУ, чтобы родителям была знакома деятельность детского сада, его традиции, образовательные программы, возможности развивающей среды, квалификация и профессиональные достижения педагогических кадров, а также наиболее близкие родителям вопросы: питание, режим дня, затраты на содержание, методы физического развития и укрепления здоровья. Особое внимание следует уделять первой встрече с родителями, проявляя при этом максимум внимательности, такта, желания установить с ними доверительные отношения, сходные с семейными. Во-первых, следует попросить родителей рассказать о ребёнке, из этого рассказа можно сделать вывод о том, какая это семья, достаточно ли внимания уделяют родители детям, всерьёз ли они обеспокоены их развитием и воспитанием, прививают ли  культурно-гигиенические навыки. Желательно, впервые дни посещения ребенком  детского сада предложить родителям оформить фотоальбомы «Моя семья», «Я и моя семья», «Здравствуйте, это я!», они позволяют педагогам составить представление о семье, а ребенок не чувствует себя одиноким, оставаясь один в новой и незнакомой обстановке. Обязательным условием является посещение семьи педагогами при поступлении ребёнка в детский сад, во время которого следует обращать внимание на:

  1. Поведение ребенка в семье.
  2. Характер взаимоотношений в семье.
  3. На наличие предметно - развивающей среды (книги, игрушки, спортивные принадлежности) дома.

   Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Переступив порог дома, педагог улавливает атмосферу семьи: как и кто из членов семьи встречает, поддерживает разговор, насколько непосредственно обсуждаются поднятые вопросы. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.

    День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая или методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Информация о работе Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании и обучении детей