Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании и обучении детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 20:38, дипломная работа

Краткое описание

В основе современных требований к взаимодействию детского сада и семьи лежит идея о том, что ответственность за воспитание детей несут родители, а все другие социальные учреждения, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Времена, когда родители приходили в детский сад на праздники и утренники, родительские собрания, для оказания помощи, но не все и не всегда, когда беседа с родителями является монологом воспитателя, прошли. В настоящее время требуются новые подходы к работе с родителями, установление иных отношений. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………….………………………….…….……4
ГЛАВА 1. Теоретический обзор проблем общественного и семейного воспитания и обучения детей…………………………………………....….…....9
Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и семьи в интересах развития личности ребенка…………………………………….9
Основы семейного воспитания…………………………………………………13
Особенности общественного воспитания……………………………...………32

ГЛАВА 2 Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в воспитании и обучении детей.......................................................................................................42
2.1.Формы сотрудничества ДОУ и семьи.……………………………………42
2.2.Воспитание здорового ребенка………………………………..………….54

ГЛАВА 3. Из опыта работы по установлению взаимодействия с родителями………………………………………………………………………..65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………………………………..72
ЛИТЕРАТУРА……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплном..doc

— 795.50 Кб (Скачать файл)
  • Диктат характеризуется тем, что во главу угла ставятся требования, правила, которые родители «вводят» в жизнь ребенка с помощью приказа, насилия, угроз и других жестких мер. Безнравственность диктата не требует особой аргументации: ломается воля ребенка, на корню «вянет» стремление к самостоятельности, инициативе, топчется личное достоинство. «Плоды» такого воспитания - страх, лицемерие, ложь, вспышки грубости плюс возможные отклонения в здоровье ребенка. Естественно, что родители не стремятся к таким результатам, возможно, они прибегают к повышенной требовательности из благих намерений, но ущерб, нанесенный развитию личности, восполнить невозможно.
  • Опека на первый взгляд прямо противоположна диктату: освободить ребенка от трудностей, избавить от «лишних» требований. Но, по сути, диктат родителей и опека - явления одного порядка, различаются они формой, а не по существу, их результаты во многом совпадают.
  • Мирное существование на основе невмешательства - достаточно распространенная тактика в современных семьях, где молодые, зачастую образованные родители придерживаются принципа: дети должны расти самостоятельными, независимыми, раскованными, свободными. Отсюда - минимум требований, правил, норм поведения. Более отчетливо курс на независимость двух миров - родителей и детей - наблюдается в семьях, где взрослые заняты своими проблемами, в том числе и карьерными, где мать и отец «берегут» свой покой, занимают позицию невмешательства, предпочитая комфортное и не требующее душевных затрат сосуществование. Результат такого воспитания - отчуждение родителей и детей, эмоциональная автономия.
  • Сотрудничество характеризуется балансом любви, уважения и требовательности к ребенку (впрочем, и к другим членам семьи). Здесь требования «не выпячиваются», они естественны, если все действенно проявляют свою любовь и заботу друг о друге. У ребенка нет страха перед выполнением и невыполнением норм, правил, требований, поскольку ему напомнят, подскажут, в случае необходимости - помогут. Но самое главное - ему внушают веру в собственные силы, возможности, другими словами, положительно стимулируют его компетентность.

   У ребенка выражена потребность в собственной компетентности, которая формируется по мере накопления жизненного опыта. Можно привести много доказательств тому, что ребенок достаточно рано хочет сам познавать мир, пробовать свои силы. Вот трехлетний малыш кинулся к ледяной дорожке: «Я хочу прокатиться!» Как поступает мама? Та, что опекает ребенка или диктует ему свою волю, скажет: «Нет, мал еще. Упадешь, разобьешь нос, будет больно...» Она пресекает желание ребенка быть активным, попробовать свои силы. В подобных случаях говорят об отрицательном стимулировании компетентности ребенка. Другая мама, которая понимает, что стремление ребенка к самостоятельности надо всячески поддерживать, скажет по-другому: «Ты сможешь, но я тебе помогу, дай мне руку». Подбадривание ребенка, разрешение что-либо выполнить характеризуют положительное стимулирование компетентности.

   Представляя собой исходные положения, которые лежат в основе воспитания, принципы предписывают постоянство и последовательность действий взрослых при различных условиях и обстоятельствах. Принципы воспитания проистекают из цели воспитания, определяются природой воспитания как социального явления. Если цель воспитания взрослыми воспринимается как те или иные вершины, к которым хотят подвести своих детей, то принципы устанавливают возможности реализации намеченного в конкретных социально-психологических условиях. Таким образом, принципы воспитания - практические рекомендации, которыми следует руководствоваться всегда и везде, что поможет педагогически грамотно выстраивать тактику воспитательной деятельности.

   К важнейшим принципам современного семейного воспитания можно отнести следующее:

   Принцип целенаправленности. Воспитание как педагогическое явление характеризуется наличием социально-культурного ориентира, который представляет собой и идеал воспитательной деятельности, и ее предполагаемый результат. В значительной степени современная семья ориентируется на объективные цели, которые формулируются в каждой стране как главный компонент ее педагогической политики. В последние годы в качестве объективных целей воспитания выступают непреходящие общечеловеческие ценности, изложенные в Декларации прав человека, Декларации прав ребенка. Конституции РФ. Естественно, что не каждая семья, думая о цели воспитания ребенка, оперирует такими научными педагогическими понятиями, как «всестороннее гармоническое развитие личности». Но любая мать, прижимая к себе новорожденного ребенка, желает ему здоровья, мечтает, чтобы он вырос хорошим человеком, жил в гармонии с самим собой и окружающим миром, был счастлив. А что же это такое, если не общечеловеческие ценности?

   Субъективную окраску целям домашнего воспитания придают представления конкретной семьи о том, какими она хочет вырастить своих детей. При этом во внимание принимаются реальные и мнимые способности ребенка, другие его индивидуальные особенности. Подчас родители, отмечая в своем образовании, жизни в целом какие-либо просчеты, пробелы, хотят воспитать ребенка иначе, чем это делалось в отношении их самих, и видят цель воспитания в том, чтобы развить у ребенка те или иные свойства, способности, которые не удалось реализовать в собственной жизни. В целях воспитания семья также учитывает этнические, культурные, религиозные традиции, которым она следует.

   Носителями объективных целей воспитания являются общественные институты воспитания, с которыми семья так или иначе связана. Так, многие семьи, исходя из интересов ребенка, учитывают цели и задачи образовательной работы современного детского сада, школы, что обеспечивает известную преемственность в воспитательной деятельности. Противоречия в целях воспитания между членами семьи, между семьей и детским садом (школой) негативно сказываются на нервно-психическом и общем развитии ребенка, дезорганизуют его. Определение цели воспитания в конкретной семье часто затрудняется ввиду того, что родители не всегда имеют представление о половозрастных особенностях ребенка, тенденциях его развития, природе воспитания как такового. Поэтому в функции профессиональных педагогов входит оказание помощи семье в конкретизации цели воспитания.

   Принцип научности. В течение веков домашнее воспитание зиждилось на житейских представлениях, здравом смысле, традициях и обычаях, передаваемых из поколения в поколение. Педагогика, как и все науки, продвинулась далеко вперед. Получено много научных данных о закономерностях развития ребенка, о построении воспитательного процесса. Осмысление родителями научных основ воспитания помогает им добиться более высоких результатов в развитии собственных детей. В ряде исследований  выявлено, что ошибки и просчеты в семейном воспитании, связаны с непониманием родителями азов педагогики и психологии. Так, незнание возрастных особенностей детей приводит к использованию случайных методов и средств воспитания. Нежелание и неумение взрослых создать в семье благоприятный психологический климат причина детских неврозов девиантного поведения подростков. Между тем еще достаточно живуче представление о том, что воспитание детей - дело нехитрое и в нем каждый может преуспеть. Некоторые родители считают себя достаточно компетентными воспитателями и поэтому не испытывают потребности проконсультироваться у специалистов, познакомиться с психологической и педагогической литературой. Иную позицию, как свидетельствуют социологические исследования, занимают образованные молодые родители. Они проявляют интерес к специальным знаниям по проблеме воспитания, развития детей, стремятся повысить свою педагогическую культуру.

   Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка. Суть этого принципа заключается в том, что родители должны принимать ребенка как данность, таким, каков он есть со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам. Ребенок пришел в мир не по своему желанию и хотению: в этом «повинны» родители, поэтому не следует сетовать на то, что малыш в чем-то не оправдал их ожидания, а уход за ним «съедает» много времени, требует самоограничения, терпения, выдержки и т.п. Родители «наградили» ребенка определенной внешностью, природными задатками, особенностями темперамента, окружили вещной средой, используют в воспитании те или иные средства, от чего зависит процесс формирования черт характера, привычек, чувств, отношения к миру и многое другое в развитии малыша. Да, не всегда ребенок отвечает тем идеальным представлениям о нем, которые сложились в сознании его родителей. Но необходимо признать самобытность, уникальность и ценность личности ребенка на данный момент его развития. А это значит, принять его индивидуальное своеобразие и право проявлять свое «Я» на том уровне развития, которого с помощью родителей он достиг. Родителям свойственно видеть «пробелы» в развитии ребенка при сравнении с каким-либо образцом.

   Принцип гуманности регламентирует отношения взрослых и детей и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Если взрослые пекутся о собственных правах и негодуют, когда на них кто-то посягает, то они обязаны уважать права ребенка, такие, как право на знание и незнание, право на неудачи и слезы, право на собственность. Одним словом, право ребенка быть тем, что он есть, - его право на текущий час и сегодняшний день.

   К сожалению, у родителей достаточно распространена позиция по отношению к ребенку - «стань таким, как я хочу». И хотя делается это из хороших побуждений, но по существу это пренебрежение к личности ребенка, когда во имя будущего ломается его воля, гасится инициатива.

  Родители обязаны любить, понимать, уважать ребенка, создавать условия для развития его способностей, интересов, помогать в выборе жизненного пути. Взрослым нужно ощущать в себе детство, мудро относиться к проступкам ребенка, верить, что он ошибается, а не нарушает с умыслом, защищать его, не думать о нем плохо, не ломать детскую инициативу, а исправлять и направлять ее, помня, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.

   Принцип планомерности, последовательности, непрерывности. Согласно этому принципу, домашнее воспитание должно развертываться в соответствии с поставленной целью. Предполагается постепенность педагогического воздействия на ребенка, причем последовательность и планомерность воспитания проявляются не только в содержании, но и в средствах, методах, приемах, отвечающих возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей. Например, чтобы переключить ребенка раннего возраста с одного вида деятельности на другой, удачен прием отвлечения, в воспитании детей 5-6 лет он уже «не сыграет», здесь уместны объяснение, убеждение, личный пример. Воспитание представляет собой процесс длительный, результаты которого «прорастают» не сразу, часто много времени спустя. Однако бесспорно, что они тем реальнее, чем планомернее и последовательнее осуществляется воспитание ребенка.

   Последовательность и планомерность воспитательной деятельности взрослых дают маленькому ребенку ощущение прочности, уверенности, а это основа формирования личности. Если близкие люди ведут себя с ребенком в тех или иных ситуациях сходным образом, одинаково ровно по отношению к нему, то окружающий мир делается яснее, предсказуемое. Ребенку становится понятно, чего от него хотят, что можно делать, а что не разрешается. Благодаря этому он начинает осознавать границы своей свободы, а значит, не перейдет ту грань, где начинается несвобода других. Не будет, например, требовать, чтобы его одевали на прогулку, если все члены семьи изо дня в день приучают его к самостоятельности, прививают необходимые для этого навыки, одобряют старание и достижения. Последовательность в воспитании обычно ассоциируется со строгостью, однако, это не одно и то же. При строгом воспитании во главу угла ставится подчинение ребенка требованиям взрослых, их воле, т.е. ребенок - объект манипуляции взрослых. Взрослые, последовательно воспитывающие ребенка, содействуют развитию у него не только операциональной стороны деятельности, но и организационной.

   К сожалению, родители, особенно молодые, отличаются нетерпением, зачастую не понимая, что для формирования того или иного качества, свойства ребенка необходимо многократно и разнообразно воздействовать на него, они желают видеть «продукт» своей деятельности «здесь и сейчас». Не всегда в семье понимают, что ребенка воспитывают не только и не столько слова, но вся среда родного дома, его атмосфера, о чем мы говорили выше. Так, ребенку говорят об аккуратности, предъявляют требования к порядку в его одежде, в игрушках, но одновременно он изо дня в день видит, как папа небрежно хранит свои бритвенные принадлежности, что мама не вещает в шкаф платье, а бросает его на спинку стула... Таким образом, действует так называемая «двойная» мораль в воспитании ребенка: от него требуют то, что для других членов семьи оказывается необязательным. В таком случае, учитывая, что для маленького ребенка всегда актуальнее непосредственный раздражитель (вид беспорядка в доме), чем словесный («убери все на место!»), не следует рассчитывать на успех в воспитании. Дезорганизуют ребенка, вредно действуют на его психику воспитательные «атаки» взрослых. Например, приехавшая погостить к детям бабушка стремится наверстать за короткий срок все, что упущено, с ее точки зрения, в воспитании внука. Или папа после родительского собрания в детском саду (чтения популярной психолого-педагогической литературы) начинает усиленно развивать логическое мышление пятилетнего сына, давая ему задания, обучая игре в шахматы, вовлекая в решение головоломок. Сама по себе такая работа заслуживает положительной оценки, если не «выливается» в кратковременное массированное воздействие на ребенка.

   Принцип комплексности и систематичности. Суть принципа заключается в том, что в семье осуществляется многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания, при этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса. Известно, что современный ребенок растет в многоплановой социальной, природной, культурной среде, которая не ограничивается рамками семьи.

   Научная педагогика условно дифференцирует целостный процесс формирования личности на отдельные виды воспитания (нравственное, трудовое, умственное, эстетическое, физическое, правовое, половое и т.д.). Однако личность не воспитывается по частям, поэтому в реальном педагогическом процессе ребенок осваивает знания, они влияют на его чувства, стимулируют деятельность, поступки, т.е. осуществляется разностороннее развитие. Согласно научным данным, семья, по сравнению с общественными институтами воспитания, обладает особыми возможностями развить детей нравственно, приобщить к труду, ввести в мир культуры, помочь их половой идентификации. Несомненно, что в семье закладываются основы здоровья ребенка, получает первоначальное развитие его интеллект, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. Но, к сожалению, далеко не все родители понимают необходимость разностороннего развития ребенка и часто ограничиваются какими-либо отдельными задачами воспитания. Например, направляют все свои усилия на физическое или эстетическое воспитание ребенка (заботятся о полноценном питании, оптимальном двигательном режиме, приобщают к спорту, организуют занятия музыкой, посещение изостудии). В настоящее время многие семьи озабочены ранним образованием детей, поэтому основное внимание обращено на их умственное развитие. При этом не уделяется должного внимания трудовому воспитанию. Наблюдается тенденция «освободить» ребенка первых лет жизни от обязанностей, поручений, а ведь они так необходимы для его полноценного развития, тем более что доказано: дошкольный возраст наиболее благоприятный для воспитания интереса к труду, желания трудиться, формирования трудовых навыков, привычек.

Информация о работе Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании и обучении детей