Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 20:38, дипломная работа
В основе современных требований к взаимодействию детского сада и семьи лежит идея о том, что ответственность за воспитание детей несут родители, а все другие социальные учреждения, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Времена, когда родители приходили в детский сад на праздники и утренники, родительские собрания, для оказания помощи, но не все и не всегда, когда беседа с родителями является монологом воспитателя, прошли. В настоящее время требуются новые подходы к работе с родителями, установление иных отношений. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
ВВЕДЕНИЕ………………………………….………………………….…….……4
ГЛАВА 1. Теоретический обзор проблем общественного и семейного воспитания и обучения детей…………………………………………....….…....9
Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и семьи в интересах развития личности ребенка…………………………………….9
Основы семейного воспитания…………………………………………………13
Особенности общественного воспитания……………………………...………32
ГЛАВА 2 Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в воспитании и обучении детей.......................................................................................................42
2.1.Формы сотрудничества ДОУ и семьи.……………………………………42
2.2.Воспитание здорового ребенка………………………………..………….54
ГЛАВА 3. Из опыта работы по установлению взаимодействия с родителями………………………………………………………………………..65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………………………………..72
ЛИТЕРАТУРА……………………………………
Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, в чем хотим помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.
Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение»).
Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.
Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.
Групповые собрания проводятся раз в 2 - 3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор - друг или враг в воспитании детей?».
Основная цель родительской конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию.
Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка»). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.
Для приобщения родителей к педагогической литературе целесообразно создавать библиотеки-передвижки, подбирая в специальные папки статьи на определенную тематику. Однако следует помнить, что всякий раз нужно побеседовать с родителями по прочитанной литературе, выяснить, что заинтересовало, что можно позаимствовать для воспитания ребенка.
Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей; спортивные развлечения, посиделки, подготовки спектаклей, собрания в форме «Давайте знакомиться», «Порадуем друг друга» и др.
Во многих дошкольных учреждениях работает «телефон доверия», проводятся «День добрых дел», вечера вопросов и ответов.
Таким образом, сотрудничество детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.
В родительской группе могут использоваться следующие методы и приемы работы:
1. Беседы для родителей на различные темы:
«Карта вашей семьи»;
«Ваша семья глазами вашего ребенка» (с элементами комментирования);
«Умеем ли мы любить своих детей?»;
«Знаем ли мы своего ребенка?» (об особенностях психического развития младшего школьника) и др.;
«Типы семейного воспитания»
2. Групповые дискуссии.
Главной задачей групповой дискуссии является повышение мотивации и вовлеченности участников группы в решение обсуждаемых проблем.
Дискуссия может проводиться в двух формах: тематическая дискуссия и дискуссия по типу анализа конкретных ситуаций и случаев. Возможные темы дискуссий первого типа: «Что лучше: оставаться с пьющим мужем или одной с ребенком?» «Кто лучше: родной отец или отчим?» «За что ребенка наказывать, а за что поощрять?» и т. д. Темы дискуссий второго типа проводятся по темам, предложенным самими родителями. Целью таких дискуссий является выработка оптимального подхода к той или иной жизненной ситуации, пониманию ее психологического смысла.
3. Групповой анализ анонимных трудных ситуаций.
Этот прием используется для разрешения знакомых проблемных ситуаций новыми способами и направлен на активизацию творческого подхода в воспитании детей. Ситуации для обсуждения предлагаются анонимно, через заранее переданные записки. В процессе рассмотрения подобных ситуаций происходит обучение родителей наиболее эффективному способу взаимодействия с ребенком. При этом очень важно найти правильный тон, интонацию обсуждения, чтобы не превратить его в поучение и морализирование.
4. Библиотерапия.
Этот прием состоит в обсуждении содержания специально подобранных книг. Лучше использовать книги научно-популярного характера, посвященные проблематике семейной жизни и семейного воспитания. В этих целях рекомендую мою книгу «Семейная академия: вопросы и ответы».
В связи с тем, что в практике детских учреждений ведущей была и остается такая форма работы с родителями, как общие и групповые собрания, методика их должна постоянно совершенствоваться. Тематика общих и групповых родительских собраний может быть составлена на весь период пребывания детей в дошкольном учреждении. Считается, что работа детского сада с родителями должна начинаться с разъяснения прав и обязанностей родителей, их гражданского долга, ответственности перед Родиной, необходимости соблюдений единства требований по всем линиям, понимания места и роли нравственного воспитания в развитии личности, умения родителями понимать ребенка, считаться с его желаниями, интересами, потребностями. На этой основе успешнее будут решаться все остальные вопросы.
Педагоги часто испытывают трудности в организации и проведении коллективных мероприятий для родителей. Условия труда и быта (сменный график работы, отсутствие возможности забирать ребенка каждый день домой и т.д.) не позволяют всем родителям одновременно присутствовать на собраниях и консультациях. Возникает необходимость создания такой формы работы, которая помогала бы детскому саду и семье совместно решать вопросы воспитания детей, и не была бы строго регламентированной по времени. Для решения этой проблемы можно организовать проведение консультационного дня.
Примерные темы консультационных дней:
«Спортивная азбука»
Практическая
часть.
Примерный план проведения консультационных дней по теме «Берегиня» (основы безопасности жизнедеятельности детей).
Цель. Помочь родителям осознать важность их непосредственного участия в жизни своего ребенка, личную и социальную ответственность за него;
помочь дошкольнику распознать и оценить опасные для жизни и здоровья ситуации, научить способам защиты, оказания самопомощи и взаимопомощи.
Первый день.
Тема. «Безопасность в доме»
Консультант: воспитатель.
Материал. Альбом плакатов «Основы безопасности детей дошкольного
возраста»
Вопросы для обсуждения.
Практическая часть.
Решение ситуативных задач по иллюстрациям из альбома.
Второй день.
Тема. «Огонь - друг, огонь - враг».
Консультант: работник пожарной охраны.
Материал. Плакаты о причинах возникновения пожара. Вопросы для обсуждения.
Третий день.
Тема. «Животные могут быть опасны».
Консультант: воспитатель.
Материал. Изображения диких и домашних животных.
Вопросы для обсуждения.
• Как заботиться о животных.
Четвертый день.
Тема. «Улица, дорога, транспорт».
Консультант: работник ГАИ.
Материал. Плакаты с правилами дорожного движения. Альбом плакатов «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Вопросы для обсуждения.
Пятый
день.
Тема. «Правила поведения на воде».
Консультант: инструктор по плаванию ДОУ (консультация может сопровождаться показом занятия с детьми в бассейне).
Материал. Оборудование для обучения детей плаванию.
Вопросы для обсуждения.
Шестой день.
Тема. «Ребенок и природа»
. Консультант: воспитатель или инструктор по физическому воспитанию ДОУ.
Материал. Альбом плакатов «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Рюкзаки и походные принадлежности.
Вопросы для обсуждения.
Седьмой день.
Тема. «Оказание первой помощи».
Консультант: старшая медсестра ДОУ,
Материал. Предметы и оборудование для оказания первой помощи.
Вопросы для обсуждения.
Информация о работе Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании и обучении детей