Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании и обучении детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 20:38, дипломная работа

Краткое описание

В основе современных требований к взаимодействию детского сада и семьи лежит идея о том, что ответственность за воспитание детей несут родители, а все другие социальные учреждения, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Времена, когда родители приходили в детский сад на праздники и утренники, родительские собрания, для оказания помощи, но не все и не всегда, когда беседа с родителями является монологом воспитателя, прошли. В настоящее время требуются новые подходы к работе с родителями, установление иных отношений. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………….………………………….…….……4
ГЛАВА 1. Теоретический обзор проблем общественного и семейного воспитания и обучения детей…………………………………………....….…....9
Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и семьи в интересах развития личности ребенка…………………………………….9
Основы семейного воспитания…………………………………………………13
Особенности общественного воспитания……………………………...………32

ГЛАВА 2 Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в воспитании и обучении детей.......................................................................................................42
2.1.Формы сотрудничества ДОУ и семьи.……………………………………42
2.2.Воспитание здорового ребенка………………………………..………….54

ГЛАВА 3. Из опыта работы по установлению взаимодействия с родителями………………………………………………………………………..65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………………………………..72
ЛИТЕРАТУРА……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплном..doc

— 795.50 Кб (Скачать файл)

 

 

   Эффективной и  широко распространенной формой  пропаганды педагогических знаний, санитарно-просветительной работы  является оформление наглядной  агитации. Её действенность обусловлена  конкретностью и доступностью  представляемого материала. При оформлении средств наглядной агитации нужно продумывать её идейность, целенаправленность, конкретность, художественное оформление, единство текстового и иллюстративного материалов, что возбуждает интерес и способствует более глубокому восприятию её материалов.

   Средства наглядной  агитации могут быть подчинены  одной теме или охватывать  целый ряд различных вопросов, могут освещать самостоятельные  вопросы (например, санбюллетень, уголок  для родителей, тематические выставки) или выступать в качестве дополнения к другим формам педагогической пропаганды.

   В родительском  уголке содержатся:

  1. Информационный материал (режим дня, сетка занятий, план на месяц, меню);
  2. Сведения о воспитателях и других сотрудниках, работающих с детьми (Ф.И.О., должность, образование, стаж работы, квалификационные сведения);
  3. Сведения о событиях в группе «Сегодня на занятии», «Учим вместе», «Чем живет группа?», где содержатся сведения с занятий и наблюдений, их тема и содержание, задания на дом, стихи для заучивания дома с родителями.
  4. Место для поздравлений.
  5. Место для объявлений.
  6. Выставка детских работ.
  7. Папка-передвижка с педагогическими рекомендациями родителям, консультациями, рекомендациями для чтения или просмотра материалов педагогического характера в средствах массовой информации.
  8. Папка-передвижка с материалами правовой направленности, которая содержит такие документы:
    • Конвенция о правах человека;
    • Конвенция о правах ребенка;
    • Конституция РФ;
    • Закон об образовании;
    • Закон об образовании Пермского края;
    • Типовое положение о ДОУ;
    • Семейный кодекс РФ;
    • Закон об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации;

   Материалы, содержащиеся  в средствах наглядной агитации, пополняются и обновляются не  реже 1 раза в месяц. Следует следить  за их эстетичностью и соблюдением  единого стиля.

 

   Университеты педагогических знаний для родителей являются наиболее фундаментальной формой пропаганды, так как ставят перед собой задачи приближения проблем воспитания вплотную к семье, вооружения слушателей системой педагогических знаний, повышения их педагогической культуры.

   Для решения этих задач составляется учебная программа, рассчитанная на определенный период времени. Она предполагает проведение со слушателями различных по форме занятий - лекций, практических занятий, просмотров кинофильмов, встреч с известными педагогами, вечеров вопросов и ответов, решение педагогических задач и т.д.

   Решение задач, на наш взгляд, представляет большой интерес для родителей, так как связано с оценкой их опыта в воспитании детей.

   Составить эти задачи может сам старший воспитатель, так как их содержанием является сама жизнь.

   Анализ и обобщение ответов родителей даст дополнительный интересный материал для размышлений и поможет наметить пути дальнейшей работы.

   Для примера, несколько таких задач:

  Мать кормит своего сына, приговаривая: "Кушай, лапуся, кашку. Вот Жучка просит кашки, а мы ей не дадим. Сереженька сам съест!" Как вы оцените действия матери?

   Родители часто жалуются, что они своим детям покупают очень много игрушек. Дети же дома не умеют играть, ломают игрушки. С чем это связано? Как вы поступите в такой ситуации?

   Взрослые иногда спрашивают детей: "Кого ты больше любишь – маму или папу?" Можно ли задавать такой вопрос детям?

   Вы купили своему 6-летнему сыну в подарок лыжи. Кататься еще нельзя - снега очень мало. Ребенок настаивает, плачет. Что сделаете вы в данной ситуации?

   Вы наказали своего ребенка, потом убедились в его невиновности. Ребенок об этом знает. Как вы поступите?

   Правильно ли поступают родители, когда говорят своему ребенку: "Вот ты поломал игрушку, запомни, я больше тебе ничего не куплю!"

   Мать отказалась выполнить желание ребенка. Он упал на пол и стал колотить ногами. Какой выход из этой ситуации нашли бы вы?

   Часто можно наблюдать, как в автобусе, троллейбусе ребенок требует, чтобы взрослые уступили ему место у окна. Взрослые иногда очень охотно это делают. Правильно ли поступают взрослые? Как вы будете реагировать на требования своего ребенка?

   Утром в детском саду маленькие дети иногда очень неохотно расстаются со своими родителями. Для того чтобы успокоить ребенка, они обещают ему купить велосипед, машину и т.д. И так каждый день. Правильно ли поступают такие родители? Что бы сделали вы в подобной ситуации?

   Поскольку слушателями университета педагогических знаний являются в основном родители воспитанников детских садов, при определении программы занятий университета следует учитывать, что такого рода программа не должна дублировать тематику родительских собраний, конференций.

   При составлении программы нужно исходить из контингента родителей, учитывая их образование, возраст, опыт в воспитании детей. Отсюда вытекает необходимость создания нескольких групп слушателей университета.

   Тематика университета должна охватывать различные проблемы дошкольной педагогики, детской психологии, физиологии, гигиены и т.д. Эти проблемы следует рассматривать в диалектическом единстве и взаимозависимости. Например, родителям читается лекция по физиологии на тему "Строение высшей нервной системы". Следующую лекцию желательно прочесть по психологии: "Типы высшей нервной деятельности, характеристика их". И как итог этой темы можно прочесть лекцию по педагогике: "Причины нарушения уравновешенного поведения детей" или "Методы преодоления капризов и упрямства у детей".

   Важно при определении тематики серьезное внимание уделить изучению педагогического наследия прошлого.

   Чтение лекций обязательно предполагает использование наглядных пособий (экранных, изобразительных средств). Для родителей организуются выставки детского творчества, детской литературы, одежды.

   Практические занятия направлены на более детальное рассмотрение того или иного вопроса, на вооружение родителей практическими умениями и навыками, чтобы родители могли обменяться личным опытом воспитания детей, высказать свои суждения.

   Таким образом, университеты педагогических знаний для родителей охватывают широкий круг вопросов, которые рассматриваются с использованием самых разнообразных форм.

   Необходимо следить  за всеми новинками педагогической  литературы для родителей, составлять  библиографию статей по темам, которые можно рекомендовать родителям, делать вырезки из газет. Важно заинтересовать этой работой отцов и матерей. Кроме этого нужно быть в курсе всех педагогических передач по радио и телевидению, кинофильмов на педагогические темы, для того чтобы вовремя подсказать родителем, какие из них им нужно посмотреть. Родительские конференции и эпизодические лекции, в отличие от университетов педагогических знаний, не предполагают вооружения родителей цельной системой знаний, они касаются более узких, частных вопросов воспитания и их тематика обычно диктуется практической необходимостью сегодняшнего дня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Воспитание здорового ребенка.

   Наряду с пропагандой  педагогических знаний решаются  вопросы и санитарно-просветительной работы.

   Ведущая  роль в организации этой работы  принадлежит врачу детского учреждения.

   Санитарно-просветительная  работа с родителями по своему  содержанию очень разнообразна. Основная цель, которую она преследует,- добиться единства в соблюдении режима дня детей и закрепление формируемых у детей культурно-гигиенических навыков, познакомить родителей с основами организации полноценного и рационального питания, с мерами профилактики различных заболеваний.

   Формы  организации этой работы могут быть разнообразны. Среди них можно выделить две основные группы: индивидуальные и коллективные.

   К индивидуальным  формам работы мы относим посещение  детей на дому (патронаж); беседы с родителями, консультации; папки-передвижки.

   Целью  патронажа является изучение условий жизни и воспитания ребенка в семье: соблюдение режима дня, организация сна, кормления, игр и занятий, гигиена жилища и т.д. Параллельно оказывается необходимая помощь в организации условий для сна ребенка, в подборе игрушек, книг.

   Особо  важное значение имеет первичный  патронаж. Он проводится до поступления  ребенка в детское учреждение.

   Анализ  поведения детей в первые дни  пребывания в детских учреждениях показывает, что малыши очень трудно переносят изменения условий жизни при переходе из семьи в ясли. Меняется материальная и социальная среда, режим дня, питание. Дети на эти изменения реагируют болезненно: изменяется температура тела, деятельность кишечника, нарушается поведение, иногда происходят изменения в речи (заикание).

   Поэтому  основная цель первичного патронажа  заключается в облегчении для ребенка процесса привыкания к новым условиям.

   Старший  воспитатель должен подготовить  воспитателя к этому посещению, подсказать, на что следует обратить особое внимание, какие советы дать родителям в плане сближения режимов дня, познакомить с методикой кормления в детском саду, проведения гигиенических процедур.

   Важной  формой санитарно-просветительной  работы является проведение бесед и консультаций с родителями. Они могут быть индивидуальными и коллективными.

   Ценность  индивидуальных бесед в том, что  они располагают к более откровенному разговору о всех сторонах жизни ребенка, помогают воспитателю информировать родителей об изменениях в развитии и поведении их детей и самому знать, какие воспитательные воздействия оказывает семья на ребенка в тот или иной период. Поэтому содержание таких бесед определяется обычно поведением ребенка.

  Индивидуальные  беседы помогают воспитателю  выяснить, что затрудняет родителей в воспитании детей, какие вопросы их интересуют. Это дает возможность сделать эти вопросы предметом коллективных бесед, а при необходимости - и консультаций. Старший воспитатель обязан помочь воспитателю в подборе литературы по данному вопросу, в определении наиболее существенных моментов, на которые следует обратить особое внимание, в рекомендации наглядных пособий, помогающих раскрыть содержание вынесенного на обсуждение вопроса.  Желательно, чтобы он сам принимал участие в проводимом мероприятии.

   Кроме  того, у опытного старшего воспитателя, уделяющего серьезное внимание санитарно-просветительной работе с родителями, всегда должна быть примерная тематика бесед и консультаций. Эта тематика охватывает обычно частные вопросы организации жизни и воспитания ребенка в семье. Например, организация детского уголка в семье, что читать детям, чем руководствоваться при покупке игрушек, одежда детей в разные сезонные периоды, чем заняться с ребенком в выходной день и т.д.

   Важной  формой организации работы с  родителями, в частности санитарно-просветительной, являются папки-передвижки. Папка-передвижка включает в себя ряд материалов, характеризующих различные аспекты развития ребенка. Основное назначение ее - привлечь внимание родителей к индивидуальным особенностям в развитии ребенка (положительным и отрицательным) и оказать помощь в воспитании.

   За содержанием  папки-передвижки следит старший  воспитатель детского сада. В ней могут быть такие материалы: характеристика ребенка с указанием положительных сторон и недостатков в развитии; могут находиться детские работы, начиная с третьего года жизни детей; в папке должны быть представлены рекомендации родителям по воспитанию ребенка и различные материалы методического характера (статьи из газет и журналов, брошюры и др.). Желательно в папке-передвижке иметь тетрадь отзывов и предложений, в которой родители записывают свои впечатления о прочитанной литературе, о том, что они еще хотели бы почитать по интересующему их вопросу. Материалы папки-передвижки должны концентрироваться вокруг особенностей развития конкретного ребенка. Эта форма санитарно-просветительной работы является продолжением индивидуальных бесед и консультаций с родителями.

  Санитарно-просветительная  работа должна являться составной  частью пропаганды педагогических  знаний среди родителей.

Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов. Это Законы Российской Федерации «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации». Это и «Положение о дошкольном образовательном учреждении», и «Конвенция о правах ребенка», и будущий федеральный закон «О дошкольном образовании».

Информация о работе Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании и обучении детей