Влияние ВТО на металлургию. Плюсы и минусы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 10:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель данного исследования состоит в том, чтобы оценить воздействие вступления в ВТО на объемы, географическую и товарную структуру экспорта металлургической продукции. В связи с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи:
 описать динамику объемов, изменение географической и товарной структур экспорта до вступления в ВТО и выявить сформировавшиеся тенденции,
 рассмотреть существовавшие государственные программы поддержки и развития отрасли,
 выявить сильные и слабые стороны отрасли,
 изучить инструментарий, используемый в регулирования импорта между странами-членами ВТО,
 сравнить этот инструментарий с мерами, применявшимися (применяющимися) основными торговыми партнерами для ограничения доступа российской металлопродукции на их рынки,
 проанализировать способы введения и особенности применения этих мер,
 провести оценку правомерности регулирующего воздействия стран-импортеров на поставки российской металлургической продукции с точки зрения положений отдельных Соглашений ВТО,
 выявить действительные и потенциально возможные изменения в ограничительном воздействии на экспорт металлургической продукции и инвестиционной привлекательности отрасли после вступления в ВТО,
 рассмотреть возможное влияние этих эффектов на объемы, географическую и товарную структуру экспорта металлургической продукции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………......3
1. Россия на мировом рынке металлургической продукции………………...…7
1.1. Структура, динамика и основные тенденции российского экспорта металлургической продукции…………………………………….…….…...7
1.2. Государственные программы поддержки и развития металлургического комплекса……………………………………………………………..……..17
1.3. Сильные и слабые стороны отрасли, оказывающие влияние на экспорт………………………………………………………………………28
2. Ограничительные меры, применяемые зарубежными странами в отношении российской металлургической продукции. ………………………………….38
2.1. Обзор мер ограничения доступа металлургических товаров на национальные рынки стран-членов ВТО……...……………………….….38
2.2. Особые пошлины……………………………...………………..…………..42
2.3. Количественные ограничения и разрешительный порядок импорта………………………………………………………………....…...50
2.4. Технические барьеры…………………………………………………........58
2.5. Прочие меры, сдерживающие экспорт российской металлопродукции…………………………………………….……………64
3. Воздействие присоединения к ВТО на металлургический экспорт……..... 74
Заключение…………………………….…………………………….…………….….88
Список литературы…………………………….………………………………….….95
Приложения…………………………….…………………………….………….....…99

Вложенные файлы: 1 файл

ВТО_влияние на металлургию.docx

— 284.48 Кб (Скачать файл)

Так как выигрыш от либерализации торговли достается экспортоориентированным отраслям, следует ожидать рост инвестиционной привлекательности российской металлургии. По результатам 2012 г. инвестиционная привлекательность России, по оценкам Ernst & Young возросла на 8% и металлургия вошла в пятерку наиболее привлекательных отраслей96. Влияние инвестиций в основные фонды на товарную структуру экспорта черной металлургии показано на Рисунке 10.

Рисунок 10. Товарная структура экспорта продукции черной металлургии и объемы инвестиций в основные фонды, 1996-2012гг.

Источник: по данным United Nations Statistics Division  (товарная структура) и  Центральная статистическая база данных Росстат (объемы инвестиций)

Рисунок 10 указывает на обратную зависимость между объемами инвестиций в основные фонды, привлеченных в черную металлургию, и долей экспорта высших переделов. Из этого можно сделать вывод, что привлеченные инвестиции предприятия черной металлургии используют на  расширение существующих мощностей, а не на развитие производства продукции высших переделов. Поэтому повышение инвестиционной привлекательности черной металлургии окажет положительное влияние на объемы экспорта и негативное – на его товарную структуру.

Для оценки влияния повышения инвестиционной привлекательности цветной металлургии на товарную структуру ее экспорта следует  проследить их взаимосвязь на основании данных с Рисунка 11

 

Рисунок 11. Товарная структура экспорта продукции цветной металлургии и объемы инвестиций в основные фонды, млрд. руб. 1996-2012гг.

Источник: по данным United Nations Statistics Division  (товарная структура) и  Центральная статистическая база данных Росстат (объемы инвестиций)

В цветной металлургии напротив существует прямая  зависимость между объемами привлеченных инвестиций в основные фонды и долей экспорта высших переделов. Можно считать, что в цветной металлургии инвестиции, привлеченные в основные фонды, направлены на увеличение выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью, поэтому что повышение инвестиционной привлекательности цветной металлургии окажет положительное воздействие и на объемы экспорта продукции, и на его товарную структуру.

Негативные моменты вступления в ВТО вытекают из смягчения базиса таможенно-тарифного регулирования экспорта и импорта и возможности применения против российского экспорта металлопродукции новых инструментов ограничения и дискриминации. Рассмотрим снижение средневзвешенных импортных пошлин с учетом адвалорных и специфических составляющих (база -  структура импорта в 2006 г.) до и после вступления в ВТО показанное в Таблице 10.

Таблица 10. Тарифное регулирование импорта металлопродукции в 2011 г. и после завершения испытательного срока: средневзвешенные ставки.

 

Ставка               в 2011 г., %

Ставка по окончании переходного периода, %

Изменение, %

Черная металлургия

3,08

2,78

-9,97

Цветная металлургия

6,44

4,72

-26,73


 

Источник: Ernst&Young и РЭШ «ВТОрична для России?», 2012 г. с. 43

Снижение импортных пошлин приведет к росту импорта и дальнейшему падению коэффициента покрытия импорта экспортом. В товарной структуре импорта продукции как черной, так и цветной металлургии будет расти доля продукции высших переделов, что обострит конкуренцию на данных сегментах внутреннего рынка. По оценкам экспертов Мирового Банка в товарной структуре российского импорта с 3,1% в 2011 г. до 2,4% 2020 г. снизится доля изделий из черных металлов, а доля изделий из цветных металлов напротив возрастет с 0,5% до 0,6% в том же периоде.97

Для черной металлургии сокращение объемов сбыта на внутреннем рынке (в течении последних 3 лет средняя доля внутреннего рынка в реализации продукции черной металлургии, как упоминалось ранее, составляла около 60%) может повлечь новую волну демпинга в целях реализации накопленного избытка товаров высших переделов (преимущественно, третьего), что вызовет очередной всплеск количества антидемпинговых мер, а следовательно,  еще большее ухудшение товарной структуры экспорта.

Для цветной металлургии этот факт не вызовет очевидного негативного воздействия на товарную структуру экспорта, так как значительная часть продукции реализуется на внутреннем рынке по долгосрочным контрактам и инфраструктурным проектам, в том числе в рамках государственно-частного партнерства, участие иностранных компаний в которых ограничено.

Отмена в 2015 г. экспортных пошлин на отходы и лом  в черной металлургии повлечет за собой отток вторичного сырья за рубеж, что повлияет на издержки комбинатов, и ухудшение товарной структуры за счет повышения доли продукции низших переделов.  По мнению руководителя департамента металлургии и тяжелого машиностроения В.В. Семенова отмена экспортнх пошлин на лом «поставит под угрозу стабильную работу ряда металлургических предприятий, основным сырьем для которых является металлический лом, в первую очередь это электросталеплавильные заводы и предприятия спецметаллургии».98

Экспортные пошлины в цветной металлургии затрагивают не только лом и отходы, но и некоторые виды продукции других переделов. Повышение объемов низших и верхних переделов произойдет с  ощутимым преобладанием продукции с более высокой добавленной стоимостью, что окажет положительное влияние на товарную структуру экспорта продукции цветной металлургии.

Вступив в ВТО, Россия вышла из-под действия некоторых дискриминационных ограничительных мер, однако повысила вероятность применения против своего металлургического экспорта гораздо более дискриминационной «концепции справедливой торговли»99. Согласно этой концепции нормальная конкуренция может существовать тогда и только тогда, когда товары производятся в приблизительно равных условиях с точки зрения регулирующего воздействия государства. В противном случае допускается использование против импортных товаров любых ограничительных мер торговой политики, необходимых для устранения конкурентных преимуществ, возникающих вследствие более либеральных требований к условиям производства. Эта концепция зародилась в США и открыто применяется только ими. Она активно критикуется ВТО, однако, в той или иной мере проявляется в торговой политике большинства развитых стран-членов ВТО. Чаще всего основанием для введения мер служат «экологический демпинг» (например, более мягкие требования к уровню выбросов парниковых газов в атмосферу) и «социальный демпинг» (например, отсутствие запрета на использование женского или детского труда). Основанием для ограничения поставок российской металлопродукции (черной и цветной) могут стать более низкие требования государства в экологической сфере.

Сложив положительные и негативные эффекты вступления в ВТО можно сделать следующие выводы о дальнейшем развитии российского экспорта металлургической продукции:

    • Изменение величины экспорта: присоединение России к ВТО вызовет рост объемов продукции черной и цветной металлургии (сделанный вывод подтверждается расчетами экспертов Ernst&Young: металлургия находится на первом месте по темпам прироста объемов производства в результате вступления в ВТО: объемы производства в цветной металлургии возрастут на 14.45%,  в черной - на 3.63%, основная часть этого прироста будет направлена на внешние рынки)100
    • Изменение географической структуры экспорта: присоединение России к ВТО увеличит объемы поставок продукции черной металлургии на рынок ЕС (снятие количественных ограничений), цветной – в США (отмена поправки Джэксона-Вэника), увеличение стран-партнеров по РНБ существенного влияния на географическую структуру не окажет,
    • Изменение товарной структуры экспорта: присоединение России к ВТО само по себе поддержит тенденцию к улучшению товарной структуры экспорта продукции цветной металлургии, но значительно ухудшит товарную структуру экспорта черной металлургии. Улучшения товарной структуры экспорта черной металлургии благодаря вступлению в ВТО возможно только в случае снятия через Орган по урегулированию споров ограничительных мер (в первую очередь, антидемпинговых), применяемых в отношении продукции высших переделов.

Подводя итоги влияния, необходимо вернуться к гипотезе исследования: “Вступление России в ВТО окажет положительное воздействие на объемы, географическую и товарную структуру экспорта металлургической продукции”.

Гипотеза исследования опровергнута в части улучшения товарной структуры экспорта продукции черной металлургии. Это подтверждает тезисы некоторых исследователей о том, что вступление в ВТО приведет к усилению сырьевой специализации101.

В завершении следует отметить, что вступление России в ВТО не обязательно приведет к описанным выше эффектам. Присоединение к этой международной организации порождает изменения в торгово-политической сфере и инвестиционном климате, но, ни в коем случае, не решает всех проблем отрасли. Поэтому описанные выше эффекты следует рассматривать как потенциальные. Степень их проявления в торгово-экономических отношениях России со странами-членами ВТО, зависит от того, насколько эффективно будут решаться существующие проблемы отрасли.

Заключение

Цель и задачи выпускной квалификационной работы можно считать выполненными. По окончании подготовки работы были сделаны следующие выводы:

  1. Благодаря численности занятых на предприятиях отрасли, высокой доле в ВВП, промышленном производстве и  экспорте  металлургия имеет большое значение для экономической и социальной стабильности России. Вследствие высокой экспортной квоты (0,4 – черная, 0,69 – цветная) в объемах сбыта металлургической продукции и того факта, что отрасли-потребители на внутреннем рынке являются импортозамещающими, и поэтому понесут убытки от вступления в ВТО, значимость экспорта металлургической продукции возрастает.
  2. Россия - один из основных поставщиков металлопродукции на мировой рынок. По итогам 2012 г. Россия занимала 2 место по экспорту никелю и 5 место по черным металлам, меди, алюминию и прочим базовым металлам.
  3. Несмотря на отчетливый восходящий тренд объемов экспорта и хорошие темпы наращивания поставок на внешние рынки после  кризиса, и по черной, и по цветной металлургии быстрыми темпами снижается коэффициент покрытия импорта экспортом (КПИЭ), показывающий, что темпы роста экспорта отстают от темпов роста импорта. Также КПИЭ опосредовано указывает на усиление конкуренции на внутреннем рынке со стороны импортируемой аналогичной продукции. По черной металлургии снижение КПИЭ началось в  2004 г. (4.54) и составляет в настоящее время (1.83), т.е. снижение в 2,48 раза. По цветной КПИЭ начал падать с 1999 г. (18.97) и по итогам 2012 г. составил 5.32, снизившись в 3,57 раза.
  4. Товарная структура экспорта продукции металлургии, как черной, так и цветной изначально неэффективна (удельный вес продукции с высокой добавленной стоимостью относительно мал, преобладает продукция низших переделов). Но по черным металлам она имеет тенденцию к дальнейшему ухудшению, а по цветным плавно улучшается.
  5. Импортируются, преимущественно, товары более высокой степени готовности. Однако их удельный вес в общем объеме импорта продукции черной металлургии продолжает расти, а по цветной – медленно снижается. Таким образом, в металлургии Россия выступает в качестве экспортера сырья и полуфабрикатов и импортера готовой продукции.
  6. Товарная структура металлургического экспорта в страны СНГ сравнительно более эффективна, чем общая, и намного более эффективна, чем товарная структура экспорта в страны дальнего зарубежья.
  7. Для поддержки и развития предприятий отрасли государство использует инструментарий поддержки экспорта и отраслевые программы. Экспортерам отрасли доступен весь инструментарий поддержки экспорта, кроме предоставления финансовой поддержки Внешэкономбанка и страхование экспортных кредитов от политических и предпринимательских рисков, на которые могут претендовать только производители специальных сталей. За прошедшие 20 лет Правительство вводило 4 отраслевые программы развития, которые благоприятно влияли на состояние отрасли, но больше были нацелены на внутреннее потребление, чем на экспорт.
  8. Среди преимуществ отрасли выделяют обеспеченность сырьем, низкий уровень заработной платы, значительные объемы основных фондов и накопленных средств, низкие затраты на энергоносители, развитая инфраструктура крупных предприятий, низкие амортизационные отчисления, развитую сеть НИИ, оставшихся со времен СССР, отличная техническая база предприятий лидеров, постепенно восстанавливающиеся кооперационные связи со странами СНГ и слабые экологические требования к производству со стороны государства.
  9. Факторами, сдерживающими развитие экспорта металлургической продукции, являются плохая репутация страны как поставщика (демпинг), специализация на продуктах низших переделов, критически малый объем высокотехнологической продукции, специализированных сталей и сплавов, относительно низкое качество продукции, невысокое качество сырья (при добыче используются устаревшие технологии, загрязняющие руду), ограниченность сырьевой базы по некоторым редким металлам, уровень морального и физического износа производственных мощностей (около 10% от общего объема стали  выплавляется в устаревших мартеновских печах),  низкая производительность труда, ограничительные меры торговой политики стран-импортеров и создание производственных мощностей на закрытых этими мерами рынках, несовершенство государственной поддержки экспорта, сохранение экспортных пошлин на некоторые виды продукции цветной металлургии.
  10. При анализе инструментов регулирования импорта, применяемых странами-импортерами для сокращения объемов поставок российской металлургической продукции, было выявлено, что до вступления в ВТО в отношении российского экспорта  использовались или ограничительные меры, запрещенные правилами ВТО, или разрешенные способы, но с нарушением процедур введения, закрепленных в Соглашениях ВТО.
  11. Причинами преобладания в ограничительных мерах антидемпинговых пошлин преобладание антидемпинговых пошлин связано со спецификой отрасли, влияющей на ценовую политику. В силу особенностей технологии изготовления многих видов металлопродукции, связанных с процессами непрерывного литья, не представляется возможным, приостановив производство, запустить его вновь без значительных издержек.
  12. В применении антидемпинговых мер обнаружен и объяснен «эффект домино»: после введения на одном из зарубежных рынков  антидемпинговых мер российские производители, не желая нести дополнительных издержек на реализацию своих товаров и, тем более, останавливать или приостанавливать производство,  переориентируют экспортные товарные потоки по демпинговым ценам в другие страны, что вызывает новые антидемпинговые расследования.
  13. Дополнительно к использованию количественных ограничений страны-импортеры имеют возможности дополнительного ограничения объемов поставок через использование специфических условий осуществления разрешительного порядка импорта квотируемых товаров.
  14. В результате анализа европейских технических барьеров было выяснено, что их установление имеет протекционистский характер. Сбор за регистрацию в системе REACH де-юре уплачивается всеми производителями и поставщиками товаров, однако развитая система экологических грантов возмещает производителям их затраты на выполнение требований технического регламента, что является очевидным отступлением от  национального режима.  
  15. В целях снижения вероятности проведения террористических актов США применяют  «правило 10+2» и намерены ввести стопроцентное сканирование морских контейнеров, в которых прослеживаются черты мер ограничения импорта.
  16. Вступив в ВТО, Россия вышла из-под действия некоторых дискриминационных ограничительных мер, однако повысила вероятность применения против своего металлургического экспорта гораздо более дискриминационной «концепции справедливой торговли» (использования против иностранного импорта инструментов торговой политики исходя из предпосылки того, что существующие в стране-экспортере более либеральные требования, например, к использованию женского или детского труда, создают для нее конкурентные преимущества, нарушающие нормальные условия конкуренции). Основанием для ограничения поставок российской металлопродукции (черной и цветной) в США теперь могут стать более низкие требования государства в экологической сфере.
  17. Рассмотрено возможное влияние положительных (возможность оспаривать действующие ограничительные меры благодаря доступу к Органу по урегулированию споров ВТО; снижение дискриминации при введении странами-импортерами новых ограничительных мер, ввиду обязательности соблюдения требований Соглашений ВТО в торговле между членами; увеличение количества стран, которые предоставляют России режим наибольшего благоприятствования;  снятие количественных ограничений в торговле с ЕС; отмена поправки Джексона-Вэника и установление режима нормальных торговых отношений с США; рост инвестиционной привлекательности отрасли) и отрицательных эффектов вступления России в ВТО (смягчение таможенно-тарифного регулирования импорта и экспорта) на объемы, географическую и товарную структуру российского металлургического экспорта.
  18. Выводы, полученные в результате анализа: присоединение России к ВТО положительно повлияет на возможности роста объемов продукции черной и цветной металлургии, увеличения объемов поставок продукции черной металлургии на рынок ЕС, цветной – в США, поддержание тенденции к улучшению товарной структуры экспорта продукции цветной металлургии, но может значительно ухудшить аналогичную структуру по черной металлургии.
  19. Степень проявления последствий вступления зависит от того, насколько эффективно будут решаться проблемы отрасли.
  20. Гипотеза исследования опровергнута в части ожидаемого улучшения товарной структуры экспорта продукции черной металлургии.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

    1. Официальные документы:
  1. Генеральное Соглашение по тарифам и торговле 1947 г.
  1. Договоренность ВТО в отношении положений о платежном балансе Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994
  2. Доклад Департамента торговых переговоров Министерства экономического развития Российской Федерации «Доступ российских товаров, услуг и инвестиций на зарубежные рынки». Москва, 2010
  3. Доклад Минэкономразвития «Об условиях доступа российских товаров на зарубежные рынки»
  4. Закон «О таможенном тарифе» №5003-1 от 21 мая 1993, в редакциях до 2005 года
  5. Комплекс мер по развитию металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2010 года, одобренный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2002 г. N 1228-р
  6. Меморандум о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», утвержден Распоряжением Правительства РФ от 27 июля 2007 г. N 1007-р
  7. Постановление Правительства РФ от 12.05.1992 N 306 "О мерах по стабилизации работы металлургической промышленности Российской Федерации
  8. Постановление Правительства РФ от 21 июля 2012 г. N 756 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном Союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
  9. Постановление Совета Министров Республики Беларусь  24 марта 2006 г. № 402 «О Государственной программе импортозамещения на 2006–2010 годы»
  10. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (разработан Минэкономразвития России)
  11. Соглашение ВТО о субсидиях и компенсационных мерах
  12. Соглашение ВТО по процедурам импортного лицензирования
  13. Соглашение ВТО о специальных защитных мерах
  14. Стратегия развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденная Приказом Минпромэнерго России от 29 мая 2007 г. N 177
  15. Стратегия развития металлургической промышленности на период до 2020 г., утвержденная приказом Минпромторга России от 18 марта 2009 г. № 150
  16. Communication from Ukraine, dated 14 May 2009 Notification under Paragraph  9 of the Understanding on the Balance-of-Payments Provisions of the General Agreement on Tariffs and Trade 1994.
  17. Determinations and Views of the Commission “Certain Cold-rolled steel Products from Argentina, Brazil, Japan, Russia, South Africa and Thailand. Investigations Nos. 701-TA-393 and 731-TA-829-830, 833-834, 836, and 838 (Final)”. USITC Publication No. 3283, March 2000
  18. Determinations and Views of the Commission  “Certain hot-rolled Steel From Brazil and Russia. Investigations Nos. 701-TA-384 (Final) and 731-TA-806 and 808 (Final)”. USITC Publication No. 3223, August 1999)
  19. OECD Economic Department “Trade and Competitions: Frictions after the Uruguay Round”, OECD, Paris,1996.
  20. Presidential Proclamation To Extend Nondiscriminatory Treatment (Normal Trade Relations Treatment) to the Products of the Russian Federation and the Republic of Moldova.  December 20, 2012 
  21. Обзор черной металлургии России 1998-2012 гг. и прогноз до 2020 г. Издание 10-е, дополненное и переработанное Москва Ноябрь, 2012                          

Информация о работе Влияние ВТО на металлургию. Плюсы и минусы