Влияние ВТО на металлургию. Плюсы и минусы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 10:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель данного исследования состоит в том, чтобы оценить воздействие вступления в ВТО на объемы, географическую и товарную структуру экспорта металлургической продукции. В связи с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи:
 описать динамику объемов, изменение географической и товарной структур экспорта до вступления в ВТО и выявить сформировавшиеся тенденции,
 рассмотреть существовавшие государственные программы поддержки и развития отрасли,
 выявить сильные и слабые стороны отрасли,
 изучить инструментарий, используемый в регулирования импорта между странами-членами ВТО,
 сравнить этот инструментарий с мерами, применявшимися (применяющимися) основными торговыми партнерами для ограничения доступа российской металлопродукции на их рынки,
 проанализировать способы введения и особенности применения этих мер,
 провести оценку правомерности регулирующего воздействия стран-импортеров на поставки российской металлургической продукции с точки зрения положений отдельных Соглашений ВТО,
 выявить действительные и потенциально возможные изменения в ограничительном воздействии на экспорт металлургической продукции и инвестиционной привлекательности отрасли после вступления в ВТО,
 рассмотреть возможное влияние этих эффектов на объемы, географическую и товарную структуру экспорта металлургической продукции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………......3
1. Россия на мировом рынке металлургической продукции………………...…7
1.1. Структура, динамика и основные тенденции российского экспорта металлургической продукции…………………………………….…….…...7
1.2. Государственные программы поддержки и развития металлургического комплекса……………………………………………………………..……..17
1.3. Сильные и слабые стороны отрасли, оказывающие влияние на экспорт………………………………………………………………………28
2. Ограничительные меры, применяемые зарубежными странами в отношении российской металлургической продукции. ………………………………….38
2.1. Обзор мер ограничения доступа металлургических товаров на национальные рынки стран-членов ВТО……...……………………….….38
2.2. Особые пошлины……………………………...………………..…………..42
2.3. Количественные ограничения и разрешительный порядок импорта………………………………………………………………....…...50
2.4. Технические барьеры…………………………………………………........58
2.5. Прочие меры, сдерживающие экспорт российской металлопродукции…………………………………………….……………64
3. Воздействие присоединения к ВТО на металлургический экспорт……..... 74
Заключение…………………………….…………………………….…………….….88
Список литературы…………………………….………………………………….….95
Приложения…………………………….…………………………….………….....…99

Вложенные файлы: 1 файл

ВТО_влияние на металлургию.docx

— 284.48 Кб (Скачать файл)

 

По оценкам М.Ю. Медведкова квота на 2000г. составляла менее 10% объема поставок аналогичной продукции на рынок США в 1998г, около 3,8 млн. т67.

Соглашением запрещалось выдавать экспортные лицензии, покрывающие более 60% годового лимита, а также предусматривались жесткие санкции за нарушение установленных лимитов. Так, за поставки в «период моратория» (с момента подписания до 31 декабря 1999 г. ввоз был запрещен) из лимита на первый год вычитался двукратный их суммарный объем и отказ в выдаче экспортных лицензий недобросовестным поставщикам в течение одного года со дня, следующего за днем последней поставки в течение «периода моратория». В прочие периоды действия соглашения за превышение установленных лимитов из лимита следующего года вычиталось 125% от абсолютного превышения. Несмотря на то, что количественные ограничения были введены на 14 видов продукции, ввоз только 6 из них был разрешен в течение первого периода, так как только на них были установлены ценовые ограничения, являющиеся необходимым элементом в соответствии с Соглашением.

30 ноября 2012 г в  Соглашение были внесены изменения, которые откорректировали уровень  и утвердили новый порядок  их перерасчета, но не коснулись  количественных ограничений.

По мнению О.В. Савельева, легкость, с которой Россия согласилась на подписание Соглашения и ограничение своих поставок, создала негативный прецедент для других стран-импортеров, и другие страны, озабоченные ростом российского экспорта металлопродукции, будут настаивать на повторении прецедента68.

Эта гипотеза подтверждается действиями ЕС, который в конце 1999 г. собирался ввести против российской металлопродукции компенсационные пошлины, признав субсидией сохранение экспортной пошлины на лом, т.к. это сдерживает рост цен на него на внутреннем рынке и дает металлургическим комбинатам возможность снижать свои издержки. Не сумев доказать наличие субсидии, ЕС начал антидемпинговое расследование. В итоге 7 февраля 2000г. было подписано Генеральное соглашение о поставках стали в рамках уже действовавшего Соглашения между Правительством Российской Федерации и Европейским объединением угля и стали о торговле некоторыми изделиями из стали 1994 г. Данное Генеральное соглашение неоднократно продлевалось и утратило силу в день присоединения России к ВТО. 

Таблица 6 – Максимально разрешенные объемы экспорта продукции черной металлургии на рынок ЕС, тыс. тонн.

Год

Количественное ограничение, тыс. тонн

2002

2360

2003

2500

2004

2643

2005

2815

2006

2885

 

.Продолжение Таблицы 6

2007

2957

2008

3031

2009

3107

2010

3185

2011

3264

2012

3346


 

Источник: Генеральное соглашение о поставках стали между Правительством РФ и Европейской Комиссией от 7 февраля 2000 г. и дополнительные соглашения о продлении его действия.

Количественные ограничения на экспорт в рамках Соглашений о добровольном ограничении экспорта практически перекрыли доступ российской продукции черной металлургии на эти емкие рынки. Однако именно после их введения российские компании начали проводить политику слияний и поглощений, как в самих США и ЕС, так и в странах, входящих в зоны свободной торговли с ними или являющихся получателями тарифных преференций.

 

 

 

2.4. Технические  барьеры

По данным Минэкономразвития в отношении российского экспорта металлургической продукции используется 3 меры, считающиеся техническим барьеров в торговле: Система REACH и «научно необоснованная классификация никелевых солей» в ЕС и обязательная сертификация некоторых видов металлопродукции в Индии69.

В соответствии с регламентом ЕС №1907/2006, вступившим в силу 1 июня 2007 г. в ЕС введен технический барьер в отношении химических веществ - система REACH (Регистрация, Оценка и Авторизация Химикатов). Цель этого регламента – повышение уровня здравоохранения, защиты окружающей среды, использование вместо потенциально опасных химических веществ безвредными заменителями,  и конкурентоспособности европейской промышленности, в первую очередь химической.

Этот регламент обязывает производителей ЕС  регистрировать в Европейском химическом агентстве все химические вещества (как произведенные в ЕС, так и импортированные), обращающиеся на территории ЕС в объеме, превышающем одну тонну в год. Это ограничивает импорт  ряда товаров, преимущественно химических, нефтехимических и металлургических.

На этапе подготовки к регистрации производители или импортеры производят оценку безопасности производства и использования веществ и рисков работы с ними за свой счет и отражают ее в паспорте безопасности.

Оценка химической безопасности является частью системы управления рисками и заключается в поиске потенциально опасных веществ и веществ, для определения статуса которых необходимы дополнительные сведения. Она включает в себя оценку регистрационных досье, сбор дополнительных сведений от потребителей и ежегодную оценку веществ, которые были классифицированы как потенциально опасные. В регистрационное досье включается отчет производителя о безопасности товара с оценкой рисков причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью людей на этапе производства. Также отчет должен содержать все известные производителю способы и цели использования регистрируемого вещества.  Информацию об использовании вещества в течение всего жизненного цикла товара, в котором оно используется, и воздействии его на экологию и население получают от потребителей на территории ЕС в форме отчета потребителя о химической безопасности. На основании этих отчетов  каждое заинтересованное лицо (производитель, импортер или потребитель) должно составить описание «сценария воздействия» - программу мер, требующихся для недопущения причинения вреда окружающей среде, здоровью и жизни людей. Сценарий воздействия является необходимым приложением к паспорту безопасности вещества. Паспорт безопасности передается следующему потребителю, который описывает собственное использование вещества  и  дополняет паспорт рекомендациями по безопасному использованию. Прилагаемые к паспорту сценарии использования после утверждения Европейским химическим агентством являются обязательными к соблюдению.

Регистрация представляет собой передачу собранных данных в виде регистрационных досье в Европейское химическое агентство. Перечень необходимой документации и регистрационный взнос зависят от суммарного количества вещества в поставках продукции за год. Каждое вещество каждого производителя регистрируется отдельно.

При регистрации Европейское химическое агентство производит проверку заявленных данных, экспертизу предоставленных образцов (оценку соответствия минимальным требованиям безопасности) и запрашивает дополнительные сведения.  Вещества, успешно прошедшие процедуру регистрации, получают уникальный регистрационный номер, который вместе с детальной информацией о нем фиксируется в базе данных Европейского химического агентства.

Авторизация также направлена на эффективное функционирование системы управления рисками, а также стимулирование перехода к использованию более безвредных веществ. Авторизация применяется в отношении веществ, классифицирующихся в ЕС как потенциально опасные, и заключается  в выдаче Комиссией при Европейском химическом агентстве разрешений на использование. Такое разрешение выдается только в случае предоставления производителем, импортером или потребителем неоспоримых доказательств того, что угроза окружающей среде и жизни и здоровью людей, возникающая при использовании вещества, не превышает допустимых параметров. Также разрешение выдается и в случае, если потенциально опасное вещество не имеет безвредных аналогов, способных его заменить, и экономический эффект от использования вещества многократно превышает социальные и экологические риски.

Также ЕС предусмотрел в регламенте возможность запрещать и ограничивать производство, распределение, сбыт и использование веществ.

Система REACH подверглась серьезной критике со стороны членов ВТО. По подсчетам начальника отдела урегулирования споров департамента торговых переговоров Минэкономразвития В.О. Никишиной на заседаниях Комитета ВТО по техническому регулированию против применения REACH выступали 26 членов ВТО,  считая ее скрытым торговым барьером 70.

В подтверждение того, что эта система может считаться средством ограничения импорта можно привести следующий пример. В рамках системы REACH не разработаны единые правила классификации товаров на «вещества», «смеси», «полупродукты» и «изделия» (к последним REACH не применяется). При отнесении конкретного вида металлопродукции к какой-либо из вышеперечисленных групп Европейское химическое агентство использует документ «Позиция Европейской конфедерации черной металлургии по определению разграничения между смесями и изделиями для стали и стальных продуктов» (EUROFER position paper  determining the borderline between preparations/articles for steel and steel products) или запрашивает консультацию у этой конфедерации.71 Таким образом, возможность и условия доступа товаров российских металлургов на рынок ЕС определяет их главный конкурент. Начальник управления службы технологии и оптимизации производства «Сибур Холдинг» Александр Крюков  считает, что такие консультации недопустимы, т.к. при классификации товаров  конкурирующие организации получают доступ к переданной производителями в Европейское химическое агентство информации, содержащей коммерческую тайну: составы, ноу-хау, секреты технологии и производства и др.72

Кроме того сложности процедуры REACH и очевидного  несовершенства нормативной базы, ограничительное воздействие на импорт, в том числе металлургической продукции оказывают издержки на регистрацию. По оценкам начальника отдела по связям с государственными организациями  ОАО «НМЛК» М.А. Ивановой, за одно вещество экспортеру придется заплатить 100-300 тыс. евро, в зависимости от тоннажа и класса вещества.73

Структура издержек входа на рынок ЕС в связи с введением системы REACH состоит из регистрационного взноса и дополнительных затрат. Размер стандартного регистрационного взноса по состоянию на 23 марта 2013 г. показан в Таблице 7.

Таблица 7. Размер регистрационного взноса по состоянию на 23 марта 2013 г.

Годовой тоннаж

Регистрационный взнос, Евро

Индивидуальная регистрация

Совместная регистрация

Свыше 1000 т

33 201

24 901

100-1000 т

12 317

9 237

10-100 т

4 605

3 454

1-10 т

1 714

1 285


 

Источник: сайт поддержки российских экспортеров Reach.ru

Дополнительные затраты складываются из расходов на обучение сотрудников компании, взносы за членство в профильных консорциумах, возмещение расходов ведущего регистранта на подготовку досье, расходы на экспертизу товаров, оплату услуг консалтинговых компаний и единственного представителя REACH в России, покупку письма о доступе к данным и др. Итоговые издержки могут оказаться  достаточно велики. Например, ОАО «НЛМК»  на регистрацию 3 веществ в системе REACH потратило около 10 миллионов рублей74, а ОАО «УК Металлоинвест» зарегистрировано 8 веществ, заплатив около 400 тысяч евро75. Различия в затратах обусловлена тем, что первая компания регистрировала потенциально опасные вещества в категории максимального тоннажа.

Расходы увеличиваются из-за тоннажной категории, класса опасности и необходимости пользоваться услугами консалтинговых компаний для помощи в соблюдении процедур оценки соответствия и правильной классификации веществ. Чтобы избежать доступа посторонних лиц (ЕВРОФЕР) к коммерчески значимой информации, экспортеры вынуждены оплачивать услуги консалтинговых фирм.

Второй технический барьер, применяемый ЕС, - «Научно необоснованная классификация никелевых солей», в соответствии с которой более 140 никелевых соединений отнесены к потенциально опасным, по мнению Минэкономразвития, для этого нет соответствующих научных обоснований76. Она является логическим продолжением системы КУФСР и закреплена в Регламенте № 1272/2008, в соответствии с которым упаковка и маркировка товаров, содержащих потенциально опасные вещества, должны содержать соответствующие информационные знаки.

В Индии Распоряжением Правительства «О контроле качества стали и стальной продукции» № 2 от 12 марта 2012 г.  введено обязательная сертификация в отношении импортируемых товаров десяти позиций Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (горячекатаной стали, стальных листов, электрической стали, стальных прутков, стальной проволоки и т.д.). В случае несоответствия импортируемых товаров требованиям Бюро стандартов Индии, разрешительные документы не выдаются и ввоз такой продукцию запрещен. На упаковку товаров, прошедших процедуры оценки и подтверждения соответствия, на момент начала таможенного оформления должны быть нанесены соответствующие знаки. В соответствии с постановлением Министерства стали Индии от 10 сентября 2012 г. вступления в силу процедур сертификации для большей части импортируемой в Индию металлопродукции  перенесены с 12 сентября 2012 года на 31 марта 2013 года77.

 

 

 

2.5. Прочие меры торговой политики, сдерживающие экспорт российской металлопродукции

Инструментарий, применяемый зарубежными государствами для снижения объемов импорта российской металлургической продукции,  не ограничивается особыми пошлинами, количественными ограничениями, национальными особенностями разрешительного порядка импорта и техническими барьерами. Ввиду широты применения продукции металлургии, как черной, так и цветной, в производстве других товаров, правительства многих стран любыми способами пытаются избежать зависимости от импорта и не допускают значительного повышения импортной квоты (отношения объема импорта к объему внешнеторгового оборота или ВВП).

Например, США в дополнение к описанным ранее количественным ограничениям, установленным в соответствии с Соглашением между Министерством торговли Соединенных Штатов Америки и Министерством торговли Российской Федерации о приостановлении антидемпингового расследования в отношении некоторых видов горячекатаной плоской углеродистой сталепродукции из Российской Федерации от 12 июля 1999 года с изменениями от 30 ноября 2012 г., использует также ценовые ограничения на товарные подсубпозиции, подпадающие под действие этого соглашения. Эти ограничения заключаются в ежеквартально установлении минимальных (справочных) цен на условиях FOB Порт экспорта, начиная с 255-280 долларов за  метрическую тонну в январе-марте 2000 г. При расчете цен на следующие периоды Минторг США ориентировался на темпы роста или падения средневзвешенных цен за единицу импортируемой аналогичной продукции из всех стран, кроме объектов антидемпингового расследования.

Аналогичное ценовое ограничение действует в США и по толстолистовой стали (16 товарных подсубпозиций), на основании подписанного на рыночных условиях соглашения о приостановлении антидемпингового расследования ОАО «Северсталь», ОАО «ММК» и ОАО «НОСТА» и Минторгом США (23.01.2003 г.). Этом соглашении отсутствуют количественные ограничения, динамика минимальных справочных цен привязана к динамике средних цен на аналогичную продукцию по США. М.Ю. Медведков подчеркивает, что российские производители металлопродукции в очередной раз выбрали заведомо проигрышную позицию при ведении переговоров. Вместо того, чтобы предоставить доказательства отсутствия своей вины, заверенные Правительством РФ, они решились на подписание соглашение о добровольном самоограничении, притом еще до окончания расследования.78

Информация о работе Влияние ВТО на металлургию. Плюсы и минусы