Влияние ВТО на металлургию. Плюсы и минусы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 10:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель данного исследования состоит в том, чтобы оценить воздействие вступления в ВТО на объемы, географическую и товарную структуру экспорта металлургической продукции. В связи с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи:
 описать динамику объемов, изменение географической и товарной структур экспорта до вступления в ВТО и выявить сформировавшиеся тенденции,
 рассмотреть существовавшие государственные программы поддержки и развития отрасли,
 выявить сильные и слабые стороны отрасли,
 изучить инструментарий, используемый в регулирования импорта между странами-членами ВТО,
 сравнить этот инструментарий с мерами, применявшимися (применяющимися) основными торговыми партнерами для ограничения доступа российской металлопродукции на их рынки,
 проанализировать способы введения и особенности применения этих мер,
 провести оценку правомерности регулирующего воздействия стран-импортеров на поставки российской металлургической продукции с точки зрения положений отдельных Соглашений ВТО,
 выявить действительные и потенциально возможные изменения в ограничительном воздействии на экспорт металлургической продукции и инвестиционной привлекательности отрасли после вступления в ВТО,
 рассмотреть возможное влияние этих эффектов на объемы, географическую и товарную структуру экспорта металлургической продукции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………......3
1. Россия на мировом рынке металлургической продукции………………...…7
1.1. Структура, динамика и основные тенденции российского экспорта металлургической продукции…………………………………….…….…...7
1.2. Государственные программы поддержки и развития металлургического комплекса……………………………………………………………..……..17
1.3. Сильные и слабые стороны отрасли, оказывающие влияние на экспорт………………………………………………………………………28
2. Ограничительные меры, применяемые зарубежными странами в отношении российской металлургической продукции. ………………………………….38
2.1. Обзор мер ограничения доступа металлургических товаров на национальные рынки стран-членов ВТО……...……………………….….38
2.2. Особые пошлины……………………………...………………..…………..42
2.3. Количественные ограничения и разрешительный порядок импорта………………………………………………………………....…...50
2.4. Технические барьеры…………………………………………………........58
2.5. Прочие меры, сдерживающие экспорт российской металлопродукции…………………………………………….……………64
3. Воздействие присоединения к ВТО на металлургический экспорт……..... 74
Заключение…………………………….…………………………….…………….….88
Список литературы…………………………….………………………………….….95
Приложения…………………………….…………………………….………….....…99

Вложенные файлы: 1 файл

ВТО_влияние на металлургию.docx

— 284.48 Кб (Скачать файл)

Страна

Доля конвертерной выплавки, %

Доля выплавки в электропечах, %

Доля выплавки в мартеновских печах, %

Нидерланды

97.5

2.5

0

Германия

91.8

8.2

0

Австрия

90.8

9.2

0

Китай

89.6

10.4

0

Япония

76.9

23.1

0

Россия

63.4

26.9

9.7


 

Источник: Steel Statistical Yearbook 2012, WorldSteel

Из Таблицы 1 видно, что, не смотря на усилия государства по модернизации отрасли и активному притоку инвестиций, в России до сих пор сохранилось устаревшее мартеновское производство и на нем производится около 10% от общего объема выпуска стали.

Низкое качество некоторых видов металлопродукции отечественного производства объясняется невысоким качеством сырья (за исключением никеля, сурьмы). Причины этого кроются в использовании при добыче устаревших технологий, допускающих загрязнение руды, и ограниченности сырьевой базы, в первую очередь, редкоземельных металлов, вольфрама, бокситов, олова и некоторых других металлов. На обеспеченности сырьем сказывается истощенность железорудной базы Урала и Западной Сибири, неосвоенность рудной базы по марганцу, хрому и титану, а также нерентабельность освоения большей части отдаленных месторождений в настоящее время31. Низкое качество сырья влечет повышение удельных расходов его на единицу конечной продукции, в сравнении с иностранными производителями, а также увеличивает затраты энергоресурсов на его переработку, что вызывает особое беспокойство ввиду ожидаемого повышения тарифов на них ввиду вступления России в ВТО.

Не способствует развитию экспорта и сложившаяся специализация России на мировых рынках металлургической продукции. Как было показано ранее, российские металлурги поставляют за рубеж преимущественно продукцию низших переделов, в то время как доля товаров высокой степени переработки по-прежнему остается низкой. Сложившуюся ситуацию нельзя объяснить отсутствием или нехваткой производственных мощностей конечной металлургической продукции (например, принадлежащий ОАО «ЧТПЗ» современный цех по производству труб большого диаметра «Высота-239», открытый в июле 2010 г., прекратил свою работу уже в начале сентября 2011 г. из-за отсутствия спроса на продукцию). Причина, скорее, в слабости экспортной стратегии, не способствующей эффективному продвижению на рынки конечной продукции, конкуренция на которых очень высока вследствие исторического господства на них США, Германии, Японии и Франции. Следует отметить, что в последние полтора десятилетия российской металлургии все тяжелее противостоять усиливающейся конкуренции и на рынках сложившейся товарной специализации, так как свою долю на них активно наращивает Китай и другие азиатские страны.

 Россия имеет  научные наработки в области  высокотехнологической продукции, специализированных сталей и  сплавов, однако резко уменьшила  объемы их производства в 1998 г. В период кризиса спрос на  эту продукцию на внутреннем  рынке упал, а производители не  смогли вовремя переключиться  на экспорт. На данный момент  производственные мощности специализированных  сталей и сплавов, введенные преимущественно в 70-х – 80-х годах устарели морально и физически и остро нуждаются в модернизации. Кроме того, эта подотрасль предъявляет особые требования к качеству сырья и полуфабрикатов, в том числе легирующих элементов, цепь поставок которых разрушилась с распадом СССР, оставив большинство снабжающих предприятий за пределами РФ. Инвестиции в эту сферу приходят крайне неактивно ввиду обширности товарного ассортимента, требующего использование уникальных технологий и оборудования, и незначительных объемов спроса на каждый вид продукции. В результате действия всех вышеперечисленных факторов по расчетам Минпромторга «производство спецсталей и сплавов  против  уровня 1990 г. сократилось: проката из нержавеющей стали – в 7,3 раза, из подшипниковой стали – в 2,1 раза, из инструментальной (без буровой пустотелой) – в 8,9 раза, из прецизионных сплавов – в 18,4 раза. Мощности по получению высококачественной продукции электрошлаковым переплавом используются на 16%, вакуумно-дуговым переплавом и электронно-лучевой плавкой – на 10%, существует угроза окончательной утраты предприятиями профессиональных кадров и опыта производства  высокотехнологичной продукции». 32

Сырьевую специализацию российского металлургического экспорта усугубляют ограничительные меры торговой политики стран-импортеров, большинство из которых направлены на сокращение импорта товаров с высокой добавленной стоимостью. Вступление России в ВТО, безусловно, улучшило доступ российской металлопродукции на рынки членов этой организации, благодаря автоматическому предоставления РНБ и вытекающему из этого обложению российских товаров по базовым, а не генеральным (двойным) ставкам таможенного тарифа стран-импортеров, но на торговые барьеры оказало лишь незначительное влияние, сняв лишь часть количественных ограничений.

Также  к факторам, ограничивающим экспорт российской металлургической продукции, можно отнести международную экспансию отечественных производителей посредством строительства за рубежом мощностей по переработке и обогащению металлов, поглощение небольших компаний, создание совместных предприятий, как производственных, так и сбытовых. Такой способ чаще всего используется для доступа на рынки, закрытые жесткими ограничительными мерами (ЕС и США) или высоким уровнем тарифной защиты (страны Ближнего Востока и Северной Африки), или для приближения к отдаленным потребителям, если транспортные издержки существенно снижают эффективность экспортных операций   (страны Латинской Америки). Также в Африке, Индии и Латинской Америке крупными игроками российской металлургии открываются предприятия по добыче и первому переделу.

Кроме того, как уже было отмечено раньше меры принимаемые государством в поддержке металлургической отрасли, направлены в первую очередь на увеличение объемов и улучшение товарной структуры поставок на внутренний рынок. Несмотря на то, что стратегии развития отрасли содержат некоторые инструменты поддержки экспорта, в них недостаточное внимание уделено мерам, имеющим ощутимый «эффект рычага» в увеличении объемов экспорта и улучшении его структуры: например, страхованию и госгарантиям.

Среди проблем отрасли, сдерживающих развитие экспорта, также следует отметить низкую производительность труда. По информации Минэкономразвития, текущая производительность труда у ведущих российских металлургических компаний в 2 - 5 раз ниже, чем у иностранных конкурентов 33 (стоимость 1 человеко-часа  на крупнейших комбинатах в 6–10 раз ниже, чем за рубежом34). После распада СССР из-за оттока квалифицированных кадров из ВУЗов и СУЗов начал снижаться уровень образования специалистов металлургических специальностей. По данным Минэкономразвития почти половина кадрового потенциала сосредоточено в Уральском регионе35. Также не способствуют повышению производительности и осложняют ситуацию с квалификацией кадров в отрасли низкая мотивация персонала, особенно среди рабочих специальностей, вредные и опасные условия труда. Производительность труда можно было бы повысить благодаря внедрению инноваций, но отрасль характеризуется слабой восприимчивостью к ним36.

Влияние на производство и экспорт металлопродукции оказывает и сохранение экспортных пошлин на некоторые виды металлургической продукции и отходов, образующихся при ее производстве. Постановлением Правительства от 21 июля 2012 г. N 756 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном Союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» затронуты некоторые статьи экспорта как черной, так и цветной металлопродукции.

Таблица 2. Ставки вывозных пошлин на лом черных и цветных металлов

Продукция

Ставка вывозной пошлины

Отходы и лом чугуна, рельсы б/у

15%, но не менее    15 евро за 1000 кг.

Отходы и лом кобальта, вольфрама, молибдена, циркония, титана и др.

6,5%

Отходы и лом свинцовые

30%, но не менее 105 евро за 1000 кг

Отходы и лом магния

20%, но не менее 138 евро за 1000 кг

Отходы и лом цинковые

30%, но не менее 180 евро за 1000 кг

Отходы и лом титана

30%, но не менее 225 евро за 1000 кг

Отходы и лом меди и ее сплавов

50%, но не менее 420 евро за 1000 кг

Отходы и лом из алюминия

50%, но не менее 380 евро за 1000 кг

Отходы и лом никеля и его сплавов

30%, но не менее 720 евро за 1000 кг

Отходы и лом кобальта

30%, но не менее 1200 евро за 1000 кг


 

Источник: Постановление Правительства от 21 июля 2012 г. N 756

Отношение к экспортным пошлинам на лом неоднозначно: с одной стороны,  ломоперерабатывающая промышленность, выступающая за их отмену и свободный экспорт отходов и лома, с другой – металлургические комбинаты, не желающие остаться без вторичного сырья. Если отбросить интересы отраслей рассматривать национальную экономику в целом, экспортные пошлины на лом являются обоснованными, так как принцип обратной эскалации вывозных пошлин позволяет улучшить товарную структуру экспорта, служит профилактикой дефицита сырья и стимулирует вывоз продукции более высоких степеней готовности.

Таблица 3. Экспортные пошлины на некоторые виды продукции цветной металлургии

Продукция

Ставка вывозной пошлины

Вторичные сплавы алюминия, в т.ч. в слитках или в жидком состоянии

3%

Штейн никелевый, никель нелегированный, агломераты оксидов никеля и другие промежуточные продукты металлургии никеля

5%

Штейн медный, лигатура на основе меди, медь цементационная, нерафинированная и рафинированная; медные аноды и катоды для электролитического рафинирования, заготовки для изготовления проволоки, прокатки, сплавы на основе латуни, бронзы и прочие медные сплавы

10%,


 

Источник: Постановление Правительства от 21 июля 2012 г. N 756

Как видно из Таблицы 3 экспортные пошлины на продукты первого передела из цветных металлов не носят запретительного характера, но притом, уровень пошлины на медь  достаточно высок.

23 января 2013 г. Владимир  Потанин, генеральный директор "Норильского  никеля", обратился к Владимиру  Путину с письменной просьбой  освободить компанию от обязательств по уплате таможенных вывозных пошлин37.  Сэкономленные суммы Норникель планирует потратить на выплату дивидендов, модернизацию производства и программы социальной ответственности. Этот факт еще раз подтверждает гипотезу о том, что российский бизнес не понимает новых правил игры, изменившихся в связи со вступлением в ВТО. Дело в том, что в случае удовлетворения просьбы Норникеля, в отношении его продукции будут введены компенсационные пошлины, т.к. отказ государства от взимания причитающихся ему доходов является одной из форм субсидий38, а в случае отказа от взимания вывозных пошлин в отношении товаров одного или нескольких экспортеров эта субсидия автоматически становится специфической и экспортной, оба вида запрещены ВТО.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Ограничительные  меры, применяемые зарубежными странами в отношении российской металлургической продукции

2.1. Обзор  мер ограничения доступа металлургических товаров на национальные рынки стран-членов ВТО

По данным ВТО металлургия является одним из наиболее активных пользователей инструментария торговой политики, направленного на сокращение объемов импорта, снижение его ценовой конкурентоспособности и изменение его товарной и географической структуры.

В большинстве стан мира металлургическая продукция относится к так называемым чувствительным товарам. Потому меры, применяемые для ограничения его импорта, чаще всего, носят ответный характер: закрытие национального рынка одним государством приводят к введению аналогичных мер другими странами против его экспорта. Для описания этого феномена существует отдельное понятие - «стальные войны». В целях анализа ограничительных мер необходимо рассмотреть инструментарий стальных войн в его развитии. Это предоставит возможность оценить, насколько отсутствие статуса члена ВТО затрудняло доступ российской металлопродукции на зарубежные рынки, давая возможность государствам-импортерам применять устаревшие (запрещенные в ВТО) инструменты регулирования импорта.

Начало стальных войн приходится на конец 60-х. Точкой отсчета можно считать заключение США в 1969 г. соглашений о добровольном ограничении экспорта стали и других видов металлопродукции из Европы и Японии. Европа и Япония в этот период активно субсидировали свое производство, делая американскую металлопродукцию неконкурентоспособной по цене на своих и многих внешних рынках.

По истечении срока  действия этих соглашений американские производители металлопродукции активно начали требовать у Правительства США ограничить импорт, настаивали на повторном введении количественных ограничения и инициировали многочисленные антидемпинговые расследования. Для стабилизации ситуации в 1977г. в США был введен ко всему металлургическому импорту механизм триггерных цен, заключавшийся в рекомендации американским производителям не инициировать антидемпинговые расследования до тех пор, пока экспортные цены демпингующих поставщиков не снизятся до уровня, превышающего на 8%  издержки на производство металлургической продукции в Японии39 (самый низкий уровень издержек по миру). В Европе в это время готовился план Дэвинона, позволяющий повысить эффективность металлургического производства и сделать продукцию более конкурентоспособной, в том числе с помощью мер торговой политики.

В 1982, после снятия триггерного механизма, американские производители инициировали более 100 расследований антидемпинговых и компенсационных расследований преимущественно против Европейских поставщиков. Во избежание введения соответствующих пошлин Европейское сообщество в октябре 1982 г. подписало с США очередное соглашение о добровольном ограничении экспорта, носившее характер «всеобъемлющего». В 1984 ту же схему США использовали против неевропейских стран. С этого момента и до 1992 г. американский рынок был закрыт жесткими количественными ограничениями по всеобъемлющим соглашениям об ограничении экспорта по отношению практически ко всему миру. В Европе реализовывался план Дэвинона. Благодаря усилиям правительств по сокращению мощностей с рынка ушли или перепрофилировались нежизнеспособные предприятия, повысилась производительность труда. Из мер торговой политики использовались преимущественно импортозамещающие субсидии и  установление минимальных цен, делавший импорт металлопродукции в Европу экономически нецелесообразным.

Информация о работе Влияние ВТО на металлургию. Плюсы и минусы