Влияние ВТО на металлургию. Плюсы и минусы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 10:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель данного исследования состоит в том, чтобы оценить воздействие вступления в ВТО на объемы, географическую и товарную структуру экспорта металлургической продукции. В связи с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи:
 описать динамику объемов, изменение географической и товарной структур экспорта до вступления в ВТО и выявить сформировавшиеся тенденции,
 рассмотреть существовавшие государственные программы поддержки и развития отрасли,
 выявить сильные и слабые стороны отрасли,
 изучить инструментарий, используемый в регулирования импорта между странами-членами ВТО,
 сравнить этот инструментарий с мерами, применявшимися (применяющимися) основными торговыми партнерами для ограничения доступа российской металлопродукции на их рынки,
 проанализировать способы введения и особенности применения этих мер,
 провести оценку правомерности регулирующего воздействия стран-импортеров на поставки российской металлургической продукции с точки зрения положений отдельных Соглашений ВТО,
 выявить действительные и потенциально возможные изменения в ограничительном воздействии на экспорт металлургической продукции и инвестиционной привлекательности отрасли после вступления в ВТО,
 рассмотреть возможное влияние этих эффектов на объемы, географическую и товарную структуру экспорта металлургической продукции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………......3
1. Россия на мировом рынке металлургической продукции………………...…7
1.1. Структура, динамика и основные тенденции российского экспорта металлургической продукции…………………………………….…….…...7
1.2. Государственные программы поддержки и развития металлургического комплекса……………………………………………………………..……..17
1.3. Сильные и слабые стороны отрасли, оказывающие влияние на экспорт………………………………………………………………………28
2. Ограничительные меры, применяемые зарубежными странами в отношении российской металлургической продукции. ………………………………….38
2.1. Обзор мер ограничения доступа металлургических товаров на национальные рынки стран-членов ВТО……...……………………….….38
2.2. Особые пошлины……………………………...………………..…………..42
2.3. Количественные ограничения и разрешительный порядок импорта………………………………………………………………....…...50
2.4. Технические барьеры…………………………………………………........58
2.5. Прочие меры, сдерживающие экспорт российской металлопродукции…………………………………………….……………64
3. Воздействие присоединения к ВТО на металлургический экспорт……..... 74
Заключение…………………………….…………………………….…………….….88
Список литературы…………………………….………………………………….….95
Приложения…………………………….…………………………….………….....…99

Вложенные файлы: 1 файл

ВТО_влияние на металлургию.docx

— 284.48 Кб (Скачать файл)

Для ограничения импорта российской продукции также используются субсидии. Их эффективность зависит от способа введения: так как импортозамещаюшее субсидирование запрещено правилами ВТО, для успешного использования они должны де-юре соответствовать требованиям Соглашения ВТО о субсидиях и компенсационных мерах. Отличным примером применения этого инструмента является практика латентного субсидирования экспорта и импортозамещения ЕС, который по программам на 2007-2013гг. (и скорректированным в 2009г.) выделил 112 млрд. евро, что приблизительно равно бюджету ЕС в 2010г. Субсидии ЕС выделяются на финансирование НИОКР, реализацию экологических программ и стратегий  развития регионов, неспецифическую грантовую поддержку, а также обыгрывают пробелы в Соглашении ВТО по субсидиям и компенсационным мерам. Кроме того, экологические гранты покрывают большой спектр затрат, в том числе на оценку соответствия требованиям к продукции. Таким образом, через гранты европейским производителям  могут возмещаться затраты на оценку соответствия и регистрацию в системе REACH, что является нарушением национального режима.

Кроме того, негативный эффект на экспорт металлургической продукции, как черной, так и цветной, до вступления в ВТО оказывали ограничения политического характера, т.е. не имеющие экономических причин. Основная их часть связана с ограничением функционирования режима наиболее благоприятствуемой (РНБ) нации, применявшиеся  ЕС и США. 

В соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, подписанном 24 июня 1994 г., было установлено постепенное предоставление РНБ79 с изъятием из-под его действия некоторых групп товаров, в т.ч. металлургических.  Ввоз на территорию ЕС такой продукции осуществлялся в рамках количественных ограничений, утвержденных специальными соглашениями между Россией, Европейской комиссией и отраслевыми союзами ЕС.

Развитие торгово-экономических отношений России и США было ограничено из-за поправки Джексона-Вэника 1974г. к Закону о торговле США, девствовавшей в отношении России до 20 декабря 2012г80.. В соответствии с ней  предоставление режима нормальных торговых отношений, аналогичного РНБ, на постоянных условиях не допускается  в торговле со странами, нарушающими права человека, в особенности право на иммиграцию.  В 1989г.  был подписан мораторий на использование поправки Джексона-Вэника в торговых отношениях с СССР. С момента распада СССР этот мораторий ежегодно пролонгировался Президентом США  для стран СНГ,  предоставляя РНБ на временных основаниях. Это влияло на готовность участников ВЭД заключать длительные внешнеторговые контракты, многократно увеличивало риски и снижало привлекательность американского рынка для российских поставщиков металлопродукции.

Кроме того, США постоянно усложняет процедуру таможенного оформления ввозимых товаров. Среди последних нововведений нужно отметить «правило 10+2»,  введенное в 2009г. Оно обязывает перевозчиков  не менее, чем за 48 часов до погрузки товаров на борт судна предоставить в Агентство таможенной и пограничной охраны  подробную информацию о товаре.  Процедура получила название «правило 10+2», т.к. расширила список минимальных требуемых для таможенного оформления и выпуска товаров  документов и сведений  (10 пунктов) на два элемента:  предоставление плана загрузки судна  и сообщения статуса контейнера. Без предоставления этих данных перевозчик не имеет права принять груз к транспортировке. Штраф за невыполнения правила «10+2» составляет 5000 долларов. Дополнительная сложность заключается в форме предоставления этих сведений. Например, план загрузки предоставляется не в виде схемы, а в качестве подробной пояснительной записки. Для ее создания нужно воспользоваться специализированным программным обеспечением,  интерфейс которого доступен исключительно на английском языке и полон логистической и таможенной терминологии.

Вторая антитеррористическая инициатива США, оказывающая сдерживающее влияние на импорт  – стопроцентное сканирование морских контейнеров (радиационный и рентгеновский контроль), которое должно быть осуществлено до погрузки на борт судна в порту отправления.  Грузы в контейнерах, не прошедших  процедуру сканирования, подлежат таможенному досмотру. Постановление Комиссии 9/11 США было опубликовано в 2007 г., на период до 2012 г. носило исключительно рекомендательный характер. В связи с переносом сроков окончательного ввода в действие до 2014, сканирование используется только в пробном режиме, в шести  зарубежных портах. Его противники – отдельные перевозчики, порты, Федерация международных транспортно-экспедиторских ассоциаций FIATA и Комиссия ЕС – настаивают на избыточности такой меры, т.к. морем обычно перевозятся низкорисковые с точки зрения террористической угрозы товары и, кроме того, этим же видам контроля грузы обязательно подвергнутся по прибытии в США. Среди их аргументов снижение пропускной способности портов,  появление заторов на дорогах, ведущих к портам, повышение  затрат на временное хранение и потребности в складах и др. В противовес этим доводам ряд исследователей утверждает, что скорость движения контейнеров через современные инспекционно-досмотровые комплексы и порталы радиационного и рентгеновского контроля (10 миль в час)  и время, требуемое на визуальную оценку одного изображения со сканера (около 2 минут)  позволяет осуществлять сканирование контейнеров без какого-либо негативного влияния на движение автотранспорта к местам разгрузки81. Этот вывод был сделан со ссылкой на особенности сканирования в порту Гонконга, втором по грузообороту порту мира. Исследователи не учли, что установка и обслуживание инспекционно-досмотровых комплексов и порталов радиационного и рентгеновского контроля, а также обучение операторов требует значительных финансовых вложений, что не способствует их появлению в каждом порту. В связи с этим возможно изменение маршрутов доставки, массовый перевод грузопотока на крупные, хорошо технически оснащенные порты  и значительное усиление нагрузки на них, что и приведет к последствиям, описанным противниками инициативы США. 

Основные цели инициатив - повышение эффективности  борьбы с контрабандой оружия и взрывчатых веществ, а следовательно, предотвращение террористических актов. Но в дополнение к ним «правило 10+2» и  стопроцентное сканирование грузов являются избыточным административным обременением, дополнительно понижающим в глазах иностранных поставщиков привлекательность экспорта своей продукции в США. 

Особого внимания заслуживает инструментарий ограничения импорта, используемый в СНГ. Эти страны представляют собой особый с точки зрения применяемых инструментов торговой политики рынок сбыта российской металлопродукции, который интересен из-за возможности государств применять некоторые меры автономного регулирования импорта, запрещенные для членов ВТО.  И этой возможностью страны СНГ активно пользуются. Судя по всему, это поведение продиктовано стремлением доказать лояльность Западу. Наиболее интересной представляется торговая политика Украины и Белоруссии.

До вступления в ВТО 16 мая 2008 г. Украина использовала в своей практике временные ставки ввозных таможенных пошлин -  ставки ввозных пошлин, устанавливаемые Правительством или аналогичным органом на определенный период, по истечению которого товары будут облагаться по ставке, указанной в тарифе.

В применении этого инструмента возможны 2 сценария. Первый - применение более низкой ставки, чем базовая ставка Таможенного тарифа (для насыщения внутреннего рынка, если такие товары не производятся в национальной экономике, удовлетворения избыточного спроса, который не может покрыть недостаточное отечественное производство аналогичных товаров, модернизации и технического перевооружения отраслей национальной  экономики, нагнетания конкуренции на конкретных рыночных сегментах для получения ее положительных эффектов (улучшение специализации, применение достижений НТП,  санирование рынка и пр.). Второй - применение более высокой ставки, чем базовая ставка Таможенного тарифа (в целях  защиты отечественных производителей аналогичных товаров, корректировки структуры  внутреннего рынка по облагаемым товарам, смягчения уровня конкуренции на внутренних рынках (с помощью подрыва ценовой конкурентоспособности импортных товаров), создания условий для реализации временного избытка данного товара на складах оптовой и розничной торговли).

Члены ВТО не могут использовать второй сценарий, т.к. при вступлении фиксируется уровень связывания тарифа, поэтому этот инструмент медленно уходит в прошлое. Однако, на постсоветском пространстве он по-прежнему очень популярен: например, в России за всю историю суверенного таможенного регулирования они эффективно использовались в отношении более чем 3 тысяч подсубпозиций, что составляло почти четверть ТН ВЭД РФ82.  Причины  этого в том, что временные ставки имеют ряд преимуществ перед другими инструментами торговой политики:

  • не требуют соблюдения дополнительных формальностей (подача заявления, проведение расследования и консультаций и пр.), в отличие от особых пошлин,

  • не имеют товарной специализации и могут использоваться по отношению к любой позиции ТН ВЭД,

  • не ограничены в максимальных сроках применения, частоте использования и др.,

  • благодаря  минимальным временным промежуткам между установлением необходимости применения временных ставок и их введением, относятся к инструментам оперативного регулирования импорта,

  • в силу отсутствия нормативно-правовых ограничений  могут частично заменять остальные инструменты таможенно-тарифного регулирования импорта: как селективного, так и общего,

  • являются протекционистским инструментом, не нарушающим общей фритредерской тональности таможенного тарифа, т.к. используются в «дополнительной колонке».

Став членом ВТО Украина также  использовала временные ставки по второму сценарию, которые трактуются членами ВТО как меры по ограничению импорта, принятые по соображениям платежного  баланса, обязательные к скорейшей отмене83.  Они вводились в соответствии с Законом Украины N 923-VI от 4 февраля 2009 «О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью улучшения состояния платежного баланса Украины в связи с мировым финансовым кризисом», действовавшим с 15 февраля 2009 г.  по 13 марта 2012 г.

В соответствии эти Законом временные ставки применялись в отношении широкого спектра позиций ТНВЭД Украины с целью восстановления равновесия платежного баланса, состояние которого определено критическим. Срок применения  введения составлял до 6 месяцев с возможным продлением до полного года. В Законе особо отмечено, что временные ставки не должны трактоваться как  протекционистская мера для отдельной отрасли или товара (группы товаров).

 Временные ставки  рассчитывались как сумма базовой  ставки Единого таможенного тарифа  Украины и надбавка, утвержденная  Верховной Радой по представлению  Кабинета Министров. Однако, пунктом 2 Заключительных положений Закона  со дня его вступления в  силу вводилась временная надбавка  в 13%  от таможенной стоимости  по «товарам некритического импорта»,. Из металлургических товаров  под действие этой надбавки  попали такие позиции ТН ВЭД  Украины, как  7201 «Чугун передельный  и зеркальный в чушках, болванках  или прочих первичных формах»  и 7301 «Конструкции шпунтовые из  черных  металлов, сверленые или  несверленые, перфорированные или  неперфорированные, монолитные или  изготовленные из сборных элементов; уголки, фасонные и специальные  профили сварные, из черных металлов»84.

Вторая страна, чей инструментарий торговой политики представляет интерес, - Республика Белорусь. Металлургия в Белоруссии очень слаба и высоко концентрирована: на "Белорусский металлургический завод" приходится более 80% от национального производства и 85%  экспорта металлопродукции.85 Не являясь членом ВТО, Белоруссия имеет право использовать для ограничения объемов импорта металлургической продукции меры, нарушающие положения Соглашений ВТО. Среди них следует выделить субсидирование, и различные меры, ограничивающие с предоставление национального режима.

Субсидии Правительства Белоруси покрывают часть издержек производителей, предоставляя им возможность снижать цены и за счет этого успешно конкурировать с импортными аналогами, а также особое внимание уделяется финансированию НИОКР за счет государства. Первый вид финансовой поддержки запрещен Соглашением ВТО о субсидиях и компенсационных мерах, т.к. является импортозамещающей субсидией, второй считается зеленой субсидией - разрешенным средством, не влияющим на условия торговли.

Субсидирование в Белоруссии осуществляется на основании многочисленных республиканских программ импортозамещения, нацеленных как на всю экономику страны, так и на конкретные отрасли.  Например, благодаря субсидиям, предоставленным в рамках реализации общенациональной программы 2001-2005 г. на Могилевском металлургическом заводе начат выпуск стальных электросварных труб. О Государственная программа развития порошковой металлургии и сварки в Беларуси 2003 - 2007 г.  уже к 2005 г. позволила на почти на четверть снизить зависимость республики от импортных поставок аналогичных товаров86.

Также белорусская металлургия является косвенным бенефициаром от «субсидирования верхних этажей», т.е. предоставления государственной финансовой поддержки отраслям-потребителям металлургической продукции. Наиболее сильное влияние на развитие белорусской металлургии и снижения объемов испорта аналогичной продукции оказывают республиканские программы развития строительства и машиностроения, т.к. именно эти отрасли потребляют большую часть производимой продукции.

Второй комплекс мер, ограничивающих импорт российской металлургической продукции, связан с ограничением предоставления национального режима, обязательного (наряду с РНБ) в торговле членов ВТО между друг другом.

В соответствии с терминологией ВТО под национальным режимом понимается недопустимость применения к импортированным или отечественным товарам регулирующего воздействия (внутренних налогов и других внутренних сборов,  законов, правил  и требований, затрагивающих  внутреннюю продажу, предложения о продаже, покупки, перевозки, распределения или использования товаров, и  внутренних правил количественного регулирования, требующих смешения, переработки или использования товаров в определенных количествах или долях) таким образом, чтобы создавать защиту для отечественного  производства87. ВТО не запрещает создавать различные условия для обращения отечественных и импортированных товаров, если они не создают преимуществ для национальных производителей88.

Информация о работе Влияние ВТО на металлургию. Плюсы и минусы