Внешнеторговая политика Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение теоретических и практических аспектов торговой политики государства, а также рассмотрение инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности КНР и Республики Беларусь и принципов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, раскрытие их методов и особенностей. Очень важно выявить положительные и отрицательные стороны внешнеэкономической деятельности для экономики страны, преимущества и недостатки влияния.
В соответствии с поставленной целью можно определить следующие задачи:
1. Изучение теоретических аспектов торговой политики государства;
2. Исследование инструментов торговой политики;
3. Анализ практики реализации торговой политики КНР;
4. Оценка торгово-экономического сотрудничества КНР и Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА КАК ЧАСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 7
1.1. Сущность торговой политики государства и теории международной торговли 7
1.2. Разновидности внешнеторговой политики и их направления реализации 11
1.3. Основные инструменты государственного регулирования внешней торговли 15
2. ИНСТРУМЕНТЫ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ: ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ 20
2.1. Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли и его особенности 20
2.2. Использование нетарифных методов регулирования внешней торговли 25
3. ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И ЕЁ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ 33
3.1. Торговая политика Новых индустриальных стран Азиатско-тихоокеанского региона: этапы реформирования и направления развития 33
3.2. Перспективы развития внешней торговли Китая 37
3.3. Торгово-экономическое сотрудничество Беларуси и Китая 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56

Вложенные файлы: 1 файл

Лю Чжэньдун.doc

— 364.93 Кб (Скачать файл)

Источник: [11, c.357]

 

В международной  практике к таможенно – тарифным инструментам государственной внешнеторговой политики, помимо таможенных пошлин, относят  также налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы, поскольку их расчет привязан к таможенной стоимости товара, а также заранее известны ставки этих налогов. Не стоит путать НДС и акцизы, взимаемые с товаров при их ввозе на территорию страны, с теми НДС и акцизами, которые взимаются с субъектов хозяйствования данной страны при производстве и реализации продукции в этой стране.

Воздействие тарифа на экономику отдельных стран  различно и зависит от экономического веса страны. В мировой экономике  страна считается малой, если изменение спроса с её стороны на импортные товары не приводит к изменениям мировых цен. Страна считается большой, если изменение спроса с её стороны на импортные товары приводит к изменениям мировых цен.

В результате введения тарифа любой страной возникает несколько экономических эффектов. Эффекты дохода и передела являются перераспределительными эффектами тарифа и представляют собой перемещение доходов от одних субъектов экономической деятельности к другим и не ведут к потерям экономики в целом. Эффекты защиты и потребления представляют в совокупности потери экономики от введения тарифа. В случае малой страны введение тарифа не сможет изменить мировые цены и улучшить её условия торговли настолько, чтобы компенсировать негативное воздействие тарифа на экономику. Тариф либо распределяет расходы внутри экономики, либо ведёт к прямым экономическим потерям. Никакого положительного экономического эффекта, ведущего к экономическому росту в тех или иных секторах, не возникает.

Введение тарифа большой страной вызывает экономические эффекты близкие, возникающим при введении тарифа малой страной. Исключением является эффект дохода, который в случае большой страны распадается на две части – эффект внутренних доходов, показывающий перераспределение доходов от потребителей к государству внутри страны, и эффект условий торговли, показывающий перераспределение доходов от иностранных производителей в бюджет большой страны в результате увеличения её условий торговли. Тариф оказывает положительное воздействие на экономику большой страны только в том случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращение внутреннего потребления товара.

Проанализируем  последствия введения таможенных пошлин. Можно привести немало аргументов «за» и «против» введения и использования  таможенных тарифов.

Импортные тарифы снижают уровень экономического благосостояния страны, ведут торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, показывает экспорт и сокращают занятость. Они перераспределяют доходы потребителей в пользу отечественных производителей зачастую неконкурентоспособной продукции и государственного бюджета. Но потребители теряют больше от введения импортных тарифов, чем получает государство и национальные производители вместе взятые. Чистые потери нации составляют производственный эффект – затраты ресурсов на производство худших отечественных товаров и потребительский эффект – потеря полезности, которую получили бы потребители, если бы они не отказались от дополнительного потребления импортных товаров в следствие их удорожания после введения пошлин.

Однако разумная внешнеторговая политика, использующая таможенно – тарифные методы регулирования согласно рыночным принципам может: пополнять бюджет, поддерживать молодые наукоемкие отрасли, эффективно перераспределять доходы населения, способствовать постепенной трансформации социалистической экономики в рыночную и т.д.

2.2. Использование  нетарифных методов регулирования внешней торговли

 

Еще в первой трети прошлого столетия большинство  развитых стран, проводя свою внешнеторговую политику, опирались на экономические  инструменты регулирования: денежно  – кредитные, финансовые, таможенно  – тарифные средства, основными из которых были таможенные пошлины.

Однако в  периоды экономических кризисов, подготовки к войне, в военные  годы. в чрезвычайных ситуациях они  оказались недостаточно эффективными для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции, предотвращения вывоза из страны стратегических материалов, регулирования дефицита платежного баланса и т. д.

Таким образом, в начале 30 – х годов прошлого столетия появились количественные ограничения экспорта – импорта  – прямая административная форма государственного регулирования внешнеторгового оборота как временное, 'чрезвычайное средство, которое представляет собой жёсткий инструмент нетарифного внешнеторгового регулирования. Несмотря на временный характер при их введении, а также запрет на их применение в XI ст. ГАТТ/ВТО, количественные ограничения прижились, хотя с начала 60 – х годов развитые страны периодически пытаются ограничить сферу их использования.

Так, в первой половине 70 – х годов под их действие попадало 20 – 30 % импорта сельскохозяйственных товаров в США, Японии, ЕЭС и от 10 до 15 % импорта промышленных изделий в эти страны в 1981 год12 % импорта промышленно – развитых стран, а в 1996 год – 18,6 % (по оценке – ЮНКТАД). [11, c.369]

Относительная популярность количественных ограничений обусловлена несколькими факторами.

  1. Способом их установления и регулирования. Они не попадают, как правило, под действие международных договоров и соглашений, это довольно гибкий инструмент внешнеторговой политики государства. Его можно вводить, усиливать (уменьшать размер квоты, ужесточать процедуру выдачи лицензий и т. д.), отменять, как правило, без оглядки на наднациональные международно – правовые акты, что нельзя сказать о таможенно – тарифных инструментах.
  2. Высокая эффективность количественных ограничений при достижении поставленных целей.
  3. Широкий спектр целей и задач, которые можно достичь при помощи количественных ограничений.

В современной  внешнеторговой политике количественные ограничения применяются по двум основным направлениям:

1. Лицензирование – это официальное разрешение, выдаваемое, как правило, специальными уполномоченными государством ведомствами на осуществление ВЭД, а также на проведение внешнеторговых операций с определенными товарами.

Разовая лицензия – как правило, разрешение на экспорт – импорт товаров в течение определённого срока. Она является именной, т. е. выдается конкретной фирме, которая не может передать ее другой организации. В лицензии указываются важнейшие параметры внешнеторговой сделки.

Глобальная (открытая) лицензия – не содержит географических ограничений на внешнеторговые операции с товарами.

Автоматическая  лицензия – это разрешение, получаемое фирмой автоматически после подачи заявки в специальное государственное  ведомство. Очень похожа на генеральную  лицензию, но формальности, связанные с получением лицензии, сильно сокращены, хотя действует правовой механизм, контролирующий внешнеторговые операции, что позволяет государству при необходимости ужесточить правовой режим.

2. Контингентирование (квотирование) – официально установленные государством ограничения в стоимостном или физическом (количественном) выражении, вводимые на импорт или/и экспорт определенных товаров на установленный период времени.

Существуют  различные формы квотирования:

Глобальные  контингенты (квоты) устанавливают размер экспорта – импорта на определенный срок (как правило, 3 месяца/6 месяцев и т. д.), удельный вес стран в квоте не указывается, может указываться список стран, на которые распространяется данное ограничение, если оно не всеобщее, т. е. не распространяется на все страны;

Индивидуальные  контингента – самый распространенный метод контингентирования, который  предусматривает разбивку общего объема экспорта – импорта, предусмотренного квотой по странам:

По направлению  движения товаропотоков:

  • экспортные
  • импортные [15, с. 26].

Относительно  новым направлением использования  количественных ограничений стало  «добровольное» ограничение экспорта – это соглашение, навязанное экспортеру, под угрозой санкций предусматривающее  принятие им на себя обязательства добровольно сократить экспорт определенных товаров в импортирующую страну. Эти ограничения появились в странах ЕЭС и Японии в форме квот на экспорт некоторых текстильных изделий, проката черных металлов, продукции легкой промышленности и т.д. Исторически первым было заявление правительства Японии в 1957 года о «добровольном» ограничении экспорта хлопчатобумажных изделий в США. С 1969 года на мировом рынке черных металлов почти 2/3 экспорта этой продукции было охвачено «добровольными» ограничениями. По статистике ЮНКТАД к концу 60 – х годов такой формой протекционизма было охвачено 5% импорта промышленно развитых стран [13, стр. 104].

Меры так  называемого «скрытого» или «косвенного» протекционизма, которые играют весьма существенную роль в торгово – политической борьбе, на поверхности не видны, действуют как бы из – за кулис, замаскировано. На первый взгляд, они затрагивают лишь внутренний товарооборот или просто регулируют правила изготовления, упаковки, маркировки товара и вроде бы не имеют никакого отношения к внешней торговле. И тем не менее, их воздействие на внешнеторговый оборот весьма значительно. Это подтверждает хотя бы тот факт, что они занимают все большее место на переговорах в рамках ГАТТ/ВТО.

Рассмотрим  основные меры скрытого протекционизма.

1. Таможенно  – административные меры:

  • система организации таможенного контроля, включая процедуру таможенного досмотра, открытие новых контрольно – пропускных пунктов и т.п.;
  • системы оценки таможенной стоимости – возможные проволочки, связанные с отклонением таможенными органами таможенной стоимости, указанной в сопроводительных документах;
  • запутанная система заполнения таможенных документов, требующая больших сил, времени и специальной подготовки;
  • коррумпированность работников таможенных органов, которые под различными предлогами вымогают взятки, не пропуская товар через границу. (Этот барьер не является инструментом государственной внешнеторговой политики, государство борется с ним, но, тем не менее, это серьезное препятствие на пути движения товарных потоков.)
    1. Технические требования к ввозимой продукции: по технике безопасности, техническим и технологическим стандартам закрывают путь на внутренний рынок иностранной технике из развивающихся стран, которая не может соответствовать высоким нормам. Однако здесь важен принцип равенства в применении данных стандартов по отношению к национальным и иностранным производителям.
    2. Ограничения, заложенные в процедуре прохождения контроля качества товаров, их стандартизации (т. е. непризнание иностранных сертификатов качества) и т. д.
    3. Нетарифные ограничения, базирующиеся на санитарно – гигиенических нормах, требованиях здравоохранения и мерах по охране окружающей среды. Так, в конце 1996 года Китай запретил импорт курятины из 10 штатов США в качестве карантинной меры, призванной не допустить распространения в КНР птичьего гриппа. Таким образом, под угрозой оказался американский экспорт в КНР с годовым оборотом до 500 млн. долл. [7, с. 3 – 12]
    4. Требования к упаковке, маркировке товаров. Так, в США нарушение этих правил ведет к запрету ввоза товаров в страну или к их обложению дополнительной пошлиной в размере 10 % таможенной стоимости. [6, c.207]
    5. Налоги и налоговая политика. Основной задачей налоговой политики является мобилизация государством финансовых ресурсов Одновременно налоги, воздействующие на цены, прибыли и доходы, широко применяются государством в качестве эффективного средства регулирования экономики, в том числе и внешней торговли.

Помимо защиты внутреннего рынка от импорта  из – за рубежа помощью количественных и скрытых нетарифных методов торговой политики в практике международной торговли активно используются методы расширения экспорта, большая часть которых основана на прямом или косвенном гарантировании и субсидировании правительством национальных экспортеров.

Приобретая  разнообразные, зачастую весьма замысловатые формы и осуществляясь через  весьма усложненные схемы, финансирование направлено на снижение стоимости экспортируемого  товара и повышение тем самым  его конкурентоспособности на мировом  рынке. Финансирование экспорта может осуществляться как из правительственных источников за счет государственного бюджета, так и за счет всевозможных околоправительственных учреждений (банков, фондов и пр.), а также за счет частного сектора – самих экспортеров и обслуживающих их банков.

Финансирование  экспорта как метод торговой политики следует отличать от рутинного финансирования и кредитования экспортно – импортных  операций, представляющих собой простое  предоставление банками оборотного капитала. Для проведения конкретных коммерческих сделок. Финансирование, как метод торговой политики предусматривает дискриминацию против иностранных компаний в пользу национальных производителей и экспортеров, Наиболее распространенными финансовыми методами торговой политики являются субсидии, кредитование и демпинг.

Если правительство  считает необходимым стимулировать  экспорт национальных производителей, то оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета.

Субсидия –  денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта. [15, с. 27]

По характеру  выплат субсидии делятся на:

- прямые –  непосредственные выплаты экспортеру  после совершения им экспортной  операции на сумму разницы  его издержек и полученного  им дохода. Предметом прямого субсидирования с начала 60 – х годов являлись дорогостоящие товары промышленного экспорта развитых стран – суда, авиационная техника и пр. Однако прямые субсидии запрещены правилами ВТО и их применение слишком очевидно для торговых партнеров, которые могут использовать ответные меры;

- косвенные  – скрытое дотирование экспортеров  через предоставление льгот по  уплате налогов, льготные условия  страхования, займов по ставке  ниже рыночной, возврат импортных  пошлин и прочие.

Субсидии могут  предоставляться как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям товаров, которые продаются на экспорт. Для производителей в обоих случаях субсидия является негативным налогом, поскольку он выплачивается им правительством, а не вычитается из их прибыли.

Информация о работе Внешнеторговая политика Китая