Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 20:44, курсовая работа
Целью работы является изучение теоретических и практических аспектов торговой политики государства, а также рассмотрение инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности КНР и Республики Беларусь и принципов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, раскрытие их методов и особенностей. Очень важно выявить положительные и отрицательные стороны внешнеэкономической деятельности для экономики страны, преимущества и недостатки влияния.
В соответствии с поставленной целью можно определить следующие задачи:
1. Изучение теоретических аспектов торговой политики государства;
2. Исследование инструментов торговой политики;
3. Анализ практики реализации торговой политики КНР;
4. Оценка торгово-экономического сотрудничества КНР и Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА КАК ЧАСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 7
1.1. Сущность торговой политики государства и теории международной торговли 7
1.2. Разновидности внешнеторговой политики и их направления реализации 11
1.3. Основные инструменты государственного регулирования внешней торговли 15
2. ИНСТРУМЕНТЫ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ: ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ 20
2.1. Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли и его особенности 20
2.2. Использование нетарифных методов регулирования внешней торговли 25
3. ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И ЕЁ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ 33
3.1. Торговая политика Новых индустриальных стран Азиатско-тихоокеанского региона: этапы реформирования и направления развития 33
3.2. Перспективы развития внешней торговли Китая 37
3.3. Торгово-экономическое сотрудничество Беларуси и Китая 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
Объем внешней торговли в 1995 году достиг уровня $280 млрд., в том числе экспорт $149 млрд., а импорт $132 млрд., положительное сальдо торгового баланса -$16,7 млрд. Сравнивая эти показатели с прошлым периодом, можно заметить, что в китайском экспорте неуклонно растет доля промышленных товаров [18, стр. 213].
Особо высоко оценивая место региональных торговых связей, лидеры Азиатско-тихоокеанского пространства преследуют цель закрепиться на мировых товарных рынках в качестве весомого участника. Первопричина этому -стесненность китайских капиталов и товаров в рамках внутренней экономики. Придавая особую значимость институциональным факторам в развитии внешней торговли, на рубеже 90-х годов Малайзия выдвинула инициативу сформировать в Юго-Восточной Азии международную торговую организацию ВАЭГ (Восточно-Азиатская экономическая группировка). Проект создания новой региональной группы активно спонсировался промышленной буржуазией, банками и промышленными кругами Малайзии.
В последующие
годы данная группировка была преобразована
в Восточно-Азиатское экономиче
Со времени присоединения Китая к Всемирной торговой организации прошло уже восемь лет. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что это событие имело значительные последствия как для экономической, так и для социальной жизни государства. В течение всего этого времени Китай претворял в жизнь программу либерализационных мероприятий, предусмотренных соглашениями с ВТО. Расширение внешней открытости сказалось на таких областях деятельности, как: торговля товарами, торговля услугами, защита прав интеллектуальной собственности, обеспечение транспарентности, унификация таможенных и налоговых норм.
Вместе с тем правомерно утверждать, что адаптация к нормам ВТО - это только одна из доминант, определяющих содержание современной внешнеторговой политики КНР. Многосторонние переговоры о торговой либерализации в рамках Дохийского раунда ВТО, начавшегося в 2001 г., протекают с большими трудностями, и отдельные страны (в особенности это свойственно Азиатско-Тихоокеанскому региону) пытаются компенсировать отсутствие продвижения на глобальном уровне заключением региональных и двусторонних торговых договоров. Китай не остается в стороне от этой тенденции. В 2001 г. было достигнуто соглашение о поэтапном создании зоны свободной торговли Китай-АСЕАН. В 2003 г. были подписаны соглашения "о более тесном торгово-экономическом партнерстве" с Сянганом и Аомэнем. В последующие годы КНР заключила двусторонние соглашения о либерализации взаимной торговли с Чили, Пакистаном, Новой Зеландией, Сингапуром.
Элементы внешнеторгового протекционизма по-прежнему используются китайскими властями как составная часть промышленной политики, направленной на решение задач импортзамещения по той или иной группе товаров. Изменения во внешнеторговой политике происходят и в зависимости от того, на какой стадии макроэкономического цикла находится китайское хозяйство - идет ли речь об инфляционном "перегреве" или же о дефляционном замедлении экономического роста.
После присоединения
Китая к ВТО произошло
Главным преимуществом экономики КНР является значительно возросший внутренний спрос, поддерживающий высокие темпы экономического роста. Учитывая численность населения КНР, это обстоятельство может стать хорошим драйвером для роста экономики Китая, а впоследствии и всего мира. Важным двигателем экономики КНР являются иностранные инвестиции. Американская сеть Wal-Mart Stores планирует открыть в 2010г. в Китае 15 новых магазинов. По словам руководителя азиатского подразделения Wal-Mart Джо Хэтфилда, компания уже имеет 40 магазинов в 20 крупных китайских городах и теперь намерена сконцентрировать свои усилия в более мелких провинциальных центрах.
Немецкая Metro C&C планирует открыть в следующем году в Китае 12 новых магазинов, увеличив их число более чем в полтора раза (сегодня у германского розничного гиганта 24 торговых точки в КНР). В течение пяти лет Metro C&C планирует инвестировать в расширение сети КНР примерно 600 млн. евро — будет открыто около 40 магазинов.
Не собирается отставать от конкурентов и французская сеть Carrefour, которая является лидером среди иностранных сетей в Китае. По итогам этого года число гипер- и супермаркетов Carrefour увеличится с 53 до 59, а в будущем году компания планирует добавлять к своей сети примерно по магазину в месяц — за год их должно стать на 10–15 больше.
Одна из самых известных в Юго-Восточной Азии компаний — Giordano — начала свою работу в Китае с 1992 г. В настоящее время в стране открыто 542 филиала этой сети.
Tesco также считает,
что азиатский рынок гораздо
перспективнее, в частности
Сегодня Китай занимает седьмое место в мире по величине фармацевтического рынка. Ожидается, что к 2010 г. он поднимется на пятое место с объемом рынка около 24 млрд. долл., а к 2020 г., по мнению некоторых экспертов, Китай превзойдет США и его фармацевтический рынок станет крупнейшим в мире [19, стр. 14].
С превращением Китая в экспортера (к 2012 году КНР сможет полностью отказаться от импорта российской стали) российская черная металлургия получит в его лице серьезного конкурента на рынках Азии. Во-первых, стальная индустрия России (а 40% ее объема дает Урал) вывозит больше половины продукции.
В более далекой
перспективе прогнозы для конкурентов
Китая неутешительны. Если у правительства
КНР получится успешно
В документе
четыре стратегических пункта: глобализация
отрасли путем объединения
К реализации первой идеи Китай уже приступил. Еще в середине августа текущего года вторая по объему производства в Китае сталелитейная компания Anshan Iron and Steel Group (Angang; в 2004 году выпустила 11 млн. тонн стали) объединилась с другим крупным предприятием - Benxi Iron and Steel Group (Bengang; 6 млн. тонн стали). Сделка позволит корпорации войти в десятку крупнейших мировых производителей стали и составить конкуренцию лидеру на внутреннем рынке - компании Baosteel Group (21 млн. тонн стали). В перспективе объем производства объединенной компании достигнет 30 млн. тонн стали в год. Консолидация активов идеально вписывается в стратегию, изложенную в Плане: к 2010 году Китай намерен создать две гигантские корпорации, предприятия каждой будут выпускать около 30 млн. тонн стали ежегодно. Китай еще не начал крупномасштабных «военных действий», но уже одерживает первые маленькие победы. Ухудшающаяся мировая конъюнктура уже довольно серьезно заставляет задуматься менеджмент российских металлургических комбинатов. Раньше следующего года КНР вряд ли станет сильным игроком на мировом рынке стали. Но и этот срок может быть отложен [26, стр. 24].
Одна из главных причин - КНР обладает весьма ограниченными запасами сырья для металлургии. Пропорционально увеличению производства стали будут возрастать и объемы импорта железной руды, коксующегося угля, металлолома. Поэтому Китай не может рассматриваться в качестве дешевого производителя.
Стимулирование развития и Российского и Китайского бизнеса, а вместе с тем и стать в некотором смысле катализатором возможных более плодотворных, чем сегодня контактов, и в среднем, и крупном бизнесе.
Объем торговли России с Китаем к 2004 г. достиг 14,9 млрд. дол., увеличившись почти в два раза за 5 лет. Еще недавно китайские эксперты прогнозировали рост взаимной торговли до 20 млрд. дол., сегодня они подняли планку до 100 млрд. дол., что станет реальностью после реализации экспортных энергетических проектов на восточной границе и интенсивного развития торговли с западным Китаем в Центральной Азии. Основной прирост будет обеспечен Восточной Сибирью, но при создании необходимых институциональных условий и инфраструктурного обеспечения торговля Сибирского федерального округа с Западным Китаем может возрасти в 10 - 20 раз.
Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая - перспективный торговый партнер. Синьцзян-Уйгурский район Китая (СУАР) - один из наиболее крупных регионов страны с относительно низкой плотностью населения.
Темп экономического роста в регионе в среднем за 10 лет составил 11,2% в год и, по прогнозу, до 2020г. превысит 15%. Прирост населения оценен в 1,7% в год, рост денежных доходов - 8 - 9%. Покупательная способность населения растет и уже сопоставима с аналогичным показателем в Сибири. Синьцзян сегодня - это 1/3 запасов угля в Китае, добыча 1,2 млрд. м3 газа и 20 - 24 млн. т нефти в год, нефтепереработка и машиностроение, выращивание и переработка хлопка, фруктов и овощей, крупнейшее в мире производство томатов и томатной пасты, производство удобрений, крупная мебельная фабрика с сетью дочерних предприятий и магазинов на территории страны. Это десяток экономических и технико-внедренческих зон, институты, вузы и образовательные заведения, тысячи километров современных автомобильных трасс и интенсивные инвестиции в инфраструктуру [20, стр. 109].
Началось строительство более 60 важных объектов с капиталовложениями свыше 100 млрд. дол. Проложены автодороги общей протяженностью 84 тыс. км (38% из них - дороги выше второй категории) и железные дороги общей протяженностью 3 тыс. км. В Синьцзян-Уйгурском автономном районе планируется постройка крупнейшего в Азии завода по переработке газа. Газовое месторождение "Карамай-2", находящееся на территории уезда Байчэн, является основным источником для транспортировки газа на Восток Китая, коммерческая поставка которого началась в 2004 г. Разведанные запасы месторождения составляют 284 млрд. м3 . Проектируемая мощность завода - 3 - 3,6 тыс. м3 газа в день. Развита индустрия туризма: пятизвездочные отели, туристические базы, автомобильные трассы и горные подъемники, разветвленные маршруты и динамичное расписание авиарейсов. В 2004 г. прием 12,4 млн. китайских туристов принес почти 11 млрд. дол., 270 тыс. чел. иностранных туристов - 91 млн. дол., что в сумме почти вдвое превысило объем внешнеторгового оборота Синьцзян-Уйгурского автономного района. В центре Синьцзян-Уйгурского автономного района - г. Урумчи - проживает 1,85 млн. чел. Доля сферы услуг в ВВП города составляет 60%, что, безусловно, связано с бурным развитием внешней торговли. За последние 15 лет город превратился в крупную перевалочную базу, куда со всего Китая ввозится продукция, доставляемая в страны Средней Азии, Россию и далее в Европу. Транспортный выход Алашанькоу (Китай) - Дружба (Казахстан) на западной границе оказался "золотым". Сегодня это второй в Китае по объемам перевозок железнодорожный пограничный переход, по которому провозится основной объем товаров. Через Алашанькоу осуществляются и регулярные пассажирские перевозки: раз в неделю проходит состав Урумчи - Алма-Ата.
Центральные власти Китая понимают всю важность обеспечения новых переходов и транспортных магистралей в соседние государства. С конца 80-х годов в Синьцзян-Уйгурский автономный район было ратифицировано 16 контрольно-пропускных пунктов, из них семь - в Казахстан, два - в Кыргызстан, четыре - в Монголию, один - в Пакистан, один - в Таджикистан, и два пункта работают в аэропортах. По мнению китайских экспертов, Синьцзян-Уйгурский автономный район и его среднеазиатские соседи во многих областях могут дополнять друг друга. Научно-технические достижения и запатентованные технологии среднеазиатских государств успешно используются в Синьцзяне.
С 90-х годов Комитет по науке и технике Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР провел более 500 операций по обмену научно-техническими достижениями с Казахстаном, Таджикистаном и Кыргызстаном. Западные соседи автономного района владеют преимуществами во многих отраслях производства. Для Синьцзя - на сегодня актуальны разработки в нефтяной, металлургической, угольной и химической отраслях, машиностроении и строительстве. Стоимость технологического оборудования и новых технологий на рынке стран Средней Азии, по оценке китайских экспертов, - разумная, эффективность от их внедрения высокая, что позволяет закупать и успешно внедрять эти технологии на предприятиях Синьцзяна. Совместно с Казахстаном, Таджикистаном и Кыргызстаном Синьцзян-Уйгурский автономный район подписал соглашение о создании координационной информационной сети по обмену научно-технической информацией. Сибирь в этом не принимает участия, так как соглашение подписывалось в рамках Шанхайской организации сотрудничества, где Россию представляет Москва - а для нее эти задачи не столь актуальны. В основном это импорт из Казахстана: сталь, нефть, медь, алюминий, металлолом, кожи, лошадиные шкуры и пр. Синьцзянский экспорт представляют одежда, текстильные товары, обувь, головные уборы, резина, пластмассовые изделия, игрушки, телевизоры, экскаваторы, механизмы, уголь, кокс, рис, томатная паста и пр. Китайская национальная нефтегазовая корпорация отвечает за строительство нефтепровода, организацию финансирования и проведение технико-экономического обоснования проекта. Казахстан обеспечивает предоставление земельных участков для строительства нефтепровода, гарантии по обеспечению его безопасности, стабильность законодательства в отношении экспортных пошлин на нефть и импортных - на оборудование. Нефтепровод введен в действие в декабре 2005 г. [14, стр. 140].
Инвестиции в экономику Казахстана составили более 700 млн. дол., в строительстве участвовало более 4,5 тыс. чел., а сам нефтепровод обеспечивает работой более 500 чел. В связи со строительством нефтепровода в автономном районе приступили к реализации проекта по переработке 10 млн. т нефти и производству 1,2 млн. т этилена. Эти крупнейшие на сегодняшний день проекты, завершение которых планируется в 2008 г., являются важной составляющей стратегии энергетического сотрудничества Китая и Казахстана. Синьцзян-Уйгурский автономный район ввозит из России в основном пластмассу, сталь, алюминий, дешевые металлы, древесину и т.д. Импорт из Синьцзяна почти на 100% представлен товарами народного потребления и продуктами питания: томатная паста, фруктовые и овощные соки, табак. По данным китайской стороны, автономный район готов увеличить закупки леса и лесоматериалов. Ему требуются нержавеющие металлы высокого качества, цветные металлы (алюминий, медь, цинк и др.), строительные материалы, бесшовные трубы, сельскохозяйственная техника, тяжелые грузовые машины, нефтехимические продукты, удобрения, кордовое сырье, шины, качественный асфальт, электроэнергия и пр. [18, стр. 237].