Внешнеторговая политика Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение теоретических и практических аспектов торговой политики государства, а также рассмотрение инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности КНР и Республики Беларусь и принципов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, раскрытие их методов и особенностей. Очень важно выявить положительные и отрицательные стороны внешнеэкономической деятельности для экономики страны, преимущества и недостатки влияния.
В соответствии с поставленной целью можно определить следующие задачи:
1. Изучение теоретических аспектов торговой политики государства;
2. Исследование инструментов торговой политики;
3. Анализ практики реализации торговой политики КНР;
4. Оценка торгово-экономического сотрудничества КНР и Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА КАК ЧАСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 7
1.1. Сущность торговой политики государства и теории международной торговли 7
1.2. Разновидности внешнеторговой политики и их направления реализации 11
1.3. Основные инструменты государственного регулирования внешней торговли 15
2. ИНСТРУМЕНТЫ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ: ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ 20
2.1. Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли и его особенности 20
2.2. Использование нетарифных методов регулирования внешней торговли 25
3. ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И ЕЁ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ 33
3.1. Торговая политика Новых индустриальных стран Азиатско-тихоокеанского региона: этапы реформирования и направления развития 33
3.2. Перспективы развития внешней торговли Китая 37
3.3. Торгово-экономическое сотрудничество Беларуси и Китая 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56

Вложенные файлы: 1 файл

Лю Чжэньдун.doc

— 364.93 Кб (Скачать файл)

В России работают всего два предприятия с инвестициями из Синьцзян-Уйгурского автономного  района, одно из них занимается лесозаготовкой и деревопереработкой (г. Киров), другое - разведением крупного рогатого скота  в Сибири. Россия осуществляла инвестирование в несколько предприятий Синьцзян-Уйгурского автономного района, однако сумма инвестиций незначительна. Доля автомобильных грузоперевозок в торговле с Китаем в целом по России составила менее 4% и осуществляется Восточной Сибирью и Дальним Востоком. На долю Западной Сибири приходится менее 0,2%[18, стр. 239].

Концентрация  автомобильных перевозок в восточных  регионах обусловлена развитой системой пропускных пунктов на общей границе. В Западном Китае сформировался  высокий спрос на сибирские товары, однако доля автомобильных перевозок на западном направлении через Казахстан ничтожно мала. Низкий уровень торговли регионов Западной Сибири с Китаем можно объяснить только транспортной удаленностью китайских партнеров на востоке и практической недоступностью западных. Необходимо сооружение автомобильной дороги протяженностью 186,3 км от Кош-Агача до перевала Канас на 54-километровом участке общей российско-китайской границы как продолжение Чуйского тракта - трассы федерального значения Новосибирск - Ташанта. В случае реализации проекта Чуйский тракт будет обслуживать торговый транзит Западной Сибири, Урала и Европы в Синьцзян-Уйгурский автономный район и далее - в Центральный Китай. Дорога превратит Алтай в центр международного транзита и создаст условия для развития международного рынка на территории Республики Алтай, станет толчком для качественного и количественного роста туристических услуг в регионах Алтая.

На 2011 г. прогнозируется рост числа туристов до 2 млн. чел. Китайское  озеро Канас, расположенное вблизи перевала Канас, еще в 2000 г. посетило 30 тыс. туристов, за 4 года этот поток вырос в 10 раз. При создании условий эти туристы могут заполнить кольцевые маршруты Китай - Россия - Монголия - Китай, Китай - Россия - Казахстан - Китай и др. и принести в бюджеты Республики Алтай и Алтайского края миллионы долларов. В Синьцзян-Уйгурском автономном районе накоплен богатый опыт оказания туристических услуг в природных резерватах и заповедниках без нанесения какого-либо вреда окружающей среде, культивируется высокая культура отдыха в сочетании с контролем и жесткими правилами цивилизованного поведения на природе. Сооружение прямой дороги в Западный Китай послужит толчком для развития приграничной торговли - организации международного рынка на территории Республики Алтай с участием Китая, Монголии, Казахстана, Западной Сибири, Республики Тыва и стран Средней Азии, станет новым импульсом в становлении торгово-экономического сотрудничества азиатских стран.

 

 

3.3. Торгово-экономическое  сотрудничество Беларуси и Китая

 

История развития белорусско-китайских отношений  берет начало с конца 90-х гг. XX в. Не умаляя роли политических отношений  между Беларусью и Китаем в  развитии двустороннего сотрудничества, следует подчеркнуть, что движущим фактором этого сотрудничества является все же развитие торгово-экономических связей, поскольку Китай важен для Беларуси как емкий рынок белорусской продукции. Задачей данной статьи является исследование развития двустороннего торгово-экономического сотрудничества.

Уровень развития экономики Китая, ее направленность и потребности обусловили специфику двустороннего сотрудничества. Широкие возможности по развитию экономического сотрудничества представляют сторонам подписанное соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций. Расширение и углубление торгово-экономического сотрудничества между Беларусью и Китаем имеют большое значение для укрепления и развития двусторонних отношений. Стороны будут содействовать реализации имеющихся проектов сотрудничества в областях машиностроения, телекоммуникаций, энергетики в других сферах.

Анализ динамики экономических связей между Беларусью  и Китаем свидетельствует, что успешное и плодотворное развитие двустороннего  сотрудничества было изначально обусловлено  наличием взаимной заинтересованности и политической воли.

Не умаляя роли политических отношений между Республикой  Беларусь и Китайской Народной Республикой  в развитии двустороннего сотрудничества, следует однако подчеркнуть, что  все же движущим фактором этого сотрудничества является развитие торгово-экономических связей между двумя странами.

Уже сегодня  продукция многих белорусских предприятий - машиностроения, точного приборостроения, оптики, электроники, химической промышленности - конкурентоспособна на рынке Китая  как по цене, так и по качеству. Сохраняющаяся конкурентоспособность белорусской продукции на китайском рынке является важным условием роста белорусского экспорта в Китай. К числу важных факторов взаимной заинтересованности Беларуси и Китая в развитии торгово-экономических связей следует отнести взаимодополняемость экономик двух стран. Например, в силу объективных обстоятельств Китай заинтересован в импорте белорусских калийных удобрений, и в то же время для Беларуси крайне важным является ввоз ряда китайских товаров «критического импорта», от которого зависит нормальное функционирование некоторых белорусских предприятий. К числу таких товаров относятся отдельные виды сырья, например, продукты органической химии, табак, красители, а также промышленные изделия - оборудование, станки, двигатели, насосы, медицинские приборы.

Более высокие  темпы роста импорта чем экспорта за длительный период свидетельствуют  о том, что продукция многих белорусских  предприятий неконкурентоспособна пока на внешнем рынке. Отличительной  особенностью современного состояния промышленности Республики Беларусь, ограничивающей развитие товаропроводящей сети и продвижение производимой продукции на внешний рынок, является высокая степень изношенности основных средств, в первую очередь, машин и оборудования. Так, за период 2000-2004 гг. износ машин и оборудования достиг 85 % (в 2005г. -83 %). Например, на основных структурообразующих предприятиях износ оборудования в 2005 г. составил: ПО «Минский тракторный завод» - 83 %, ПРУП «БелавтоМАЗ» - 84 %, ОАО «Горизонт» -88 %, РУП «Минский моторный завод - 90 %, ПО «Гомсельмаш» - 91 %, НПО «Интеграл» - 93 % и т. д.

Столь высокая  степень износа машин и оборудования мешает большинству предприятий  осваивать и производить новую, высококонкурентную продукцию, отвечающую современным требованиям внутреннего и внешнего рынка [10, с. 44].

Причина такого положения - не только нехватка финансирования на новое оборудование, но и воздействие  ряда других факторов: низкого платежеспособного  спроса на новые продукты; высокой  стоимости нововведений; высокого экономического риска; длительных сроков окупаемости нововведений; низкого инновационного потенциала организаций; недостатка квалифицированного персонала; недостатка информации о новых технологиях; недостатка информации о рынках сбыта; невосприимчивости организаций к нововведениям; недостатка возможностей для кооперирования с научными организациями и предприятиями; низкого спроса со стороны потребителей на инновационную продукцию; несовершенства законодательных и нормативных документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность; неопределенности сроков инновационного процесса; неразвитости инновационной инфраструктуры; неразвитости рынка технологий [11, с. 71].

Дальнейшее  развитие торгово-экономического сотрудничества позволит обеспечить решение следующих задач, имеющих важное значение как для Беларуси, так и для Китая:

- повышение  экономической эффективности товарного  производства;

- обеспечение  повышения конкурентоспособности  продукции на экспорт;

- содействие  решению социальных проблем;

- оказание влияния  на международную обстановку (репутацию);

- увеличение  объема внешней торговли.

Расширение  и углубление торгово-экономического сотрудничества между Беларусью  и Китаем имеет большое значение для укрепления и развития двусторонних отношений. Стороны будут содействовать реализации имеющихся проектов сотрудничества, развивать сотрудничество в областях машиностроения, телекоммуникаций, энергетики и в других сферах [5, с. 2].

Китайская сторона  приветствует участие белорусской  стороны в освоении Западных районов Китая и возрождении старых промышленных баз Северо-Восточного и других регионов страны.

Китайская сторона  поддерживает также скорейшее присоединение  Беларуси к Всемирной Торговой Организации  и убеждена, что это послужит развитию китайско-белорусского торгового сотрудничества. Совместными усилиями Стороны успешно завершили переговоры о доступе на рынки двух стран при присоединении Беларуси к ВТО и подписали соответствующие документы [5, с. 2].

Говоря о  возможностях и перспективах расширения торгово-экономического сотрудничества, следует обратить внимание на значительный экономический потенциал Китая. На протяжении последних лет Китай лидирует среди развивающихся стран по количеству используемых зарубежных инвестиций, а в 2002 г. занял по этому показателю первое место в мире, оттеснив США. На конец 2005 г. объем прямых иностранных инвестиций превысил 500 млрд долл. США, и, как полагают специалисты, в 2008 г. будет освоено не менее 50 млрд долл. США. Значительную часть капиталов вкладывают транснациональные корпорации: 400 из 500 крупнейших в мире ТНК инвестировали свои средства. Всего же с участием иностранного капитала создано около полумиллиона компаний. Наибольшее предпочтение отдается обрабатывающей промышленности, особенно производству электронного оборудования и техники связи. Весьма быстро развиваются также сферы научных исследований и комплексного технического обслуживания [3, с. 41].

С 1981 г. и до конца XX в. в Китае внедрено около 440 тыс. крупных научно-технических проектов, из которых 75 тыс. - на общегосударственном уровне. В первой половине 1980-х гг. Китай занимал 2 % на мировом рынке высоких технологий, в 1989 г. - 4 %, в 1995 г. - 6 %, в 2005 г. - 7 %. В настоящее время Китай является мировым лидером по производству многих современных технологий. Впечатляющих высот достигло производство электроники, компьютеров, информационного оборудования. Все более важную роль начинают играть авиастроение, космическая и атомная промышленность [6, с. 206].

История убедительно  показала, что в рыночной экономике страна только тогда может добиться высокого уровня жизни для своего населения, когда национальная экономика специализируется на выпуске высокоэластичной продукции по доходу. Это, прежде всего, наукоемкая продукция. Страны Латинской Америки в подавляющем большинстве специализируются на производстве низкоэластичной продукции (полезные ископаемые, кофе, нефть, мясо, пшеница и т. п.). Пока такая ситуация будет сохраняться, Латинская Америка обречена оставаться бедной. США - богатая страна, так как является самым крупным производителем высокоэластичной продукции (компьютеры, самолеты, автомобили, наукоемкая техника). Именно поэтому США процветают.

Только трем странам в XX в. удалось вырваться из состояния нищеты и стать мировыми экономическими лидерами. Это Япония, Южная Корея и Китай. Несмотря на различия, экономические стратегии этих стран в главном совпадают: активная и адекватная экономическая политика государства. Китайское руководство разрабатывает не только пятилетние планы, но имеет планы и прогнозы развития страны до 2010, 2050 и даже до 2100 г. По мнению китайских экономистов, в ближайшие 50 лет в мире произойдут изменения, которые приведут к формированию принципиально нового облика мировой экономики: решающую роль в экономике будут играть информация и интеллектуальный труд. Существующий в настоящее время разрыв между индустриально развитыми и периферийными странами увеличится. Усилится процесс мировой экономической интеграции. Темпы роста мировой торговли превысят темпы роста мировой экономики. Степень конкурентоспособности отдельно взятой страны будет определяться в первую очередь уровнем развития научно-технической базы. Обострятся экологические проблемы. Интенсивность использования природных ресурсов многократно возрастет, проблемы загрязнения окружающей среды и экологии в целом обострятся. Политические и экономические отношения в мире приобретут более комплексный характер. Европа, Америка и Азия сохранят за собой роль мировых лидеров. Вероятно перемещение центра мировой цивилизации в Восточную Азию (Китай, Японию, Корею) [6, с. 215].

В настоящее  время промышленный сектор Китая  составляют примерно 8 млн предприятий, из которых 114 тыс. являются государственными (доля государственного сектора составляла 28,2 % всей индустриальной собственности страны), 1,6 млн - «коллективными» (примерно 35,5 % принадлежало коллективному производству), около 6 млн - индивидуальными (18,2 % - индивидуальному укладу (предприятиям с занятостью до 7 чел.)) и 70 тыс. - «прочими» (26,1 % - включая частные фирмы с более чем 7 наемными работниками, совместные, а также полностью иностранные предприятия). Государственные предприятия дают 29 % промышленной продукции, коллективные - 39 %, индивидуальные - 16 % и прочие -17 % [6, с. 151].

Рисунок 3.1. Планируемая на будущее система управления государственными предприятиями

Источник: [18, стр. 357]

 

Примечание: КПК - Коммунистическая партия Китая; НАБГС - национальное административное бюро государственной собственности; БУГИ - бюро по управлению государственным имуществом; ГИПМУ - государственное имущество провинциального и муниципального уровней; ГП - государственное предприятие.

 

Другим важным явлением реформы в данной сфере  является трансформация государственного предприятия в крупную группу производственных компаний. В будущем предполагается создание такой системы государственных предприятий, которая полностью соответствовала бы требованиям современной экономики и обладала уровнем конкурентоспособности, сравнимым с мировым (рис. 3.1) [6, с. 155].

Информация о работе Внешнеторговая политика Китая