Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 20:44, курсовая работа
Целью работы является изучение теоретических и практических аспектов торговой политики государства, а также рассмотрение инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности КНР и Республики Беларусь и принципов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, раскрытие их методов и особенностей. Очень важно выявить положительные и отрицательные стороны внешнеэкономической деятельности для экономики страны, преимущества и недостатки влияния.
В соответствии с поставленной целью можно определить следующие задачи:
1. Изучение теоретических аспектов торговой политики государства;
2. Исследование инструментов торговой политики;
3. Анализ практики реализации торговой политики КНР;
4. Оценка торгово-экономического сотрудничества КНР и Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА КАК ЧАСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 7
1.1. Сущность торговой политики государства и теории международной торговли 7
1.2. Разновидности внешнеторговой политики и их направления реализации 11
1.3. Основные инструменты государственного регулирования внешней торговли 15
2. ИНСТРУМЕНТЫ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ: ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ 20
2.1. Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли и его особенности 20
2.2. Использование нетарифных методов регулирования внешней торговли 25
3. ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И ЕЁ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ 33
3.1. Торговая политика Новых индустриальных стран Азиатско-тихоокеанского региона: этапы реформирования и направления развития 33
3.2. Перспективы развития внешней торговли Китая 37
3.3. Торгово-экономическое сотрудничество Беларуси и Китая 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
В начале нового тысячелетия китайские власти объявили о формировании «современной системы предприятий» [6, с. 151]. Реформа государственных предприятий предполагает создание системы современных корпораций. Главной задачей реформы государственных предприятий является модификация их структуры с целью повышения эффективности. Сами китайские экономисты признают, что система реформирования государственных предприятий в Китае находится еще на самом начальном уровне. Китайские государственные предприятия остаются довольно низкоэффективными, хотя и играют важнейшую роль в экономике.
Управление
китайскими государственными предприятиями
претерпевает важные организационные
изменения. Они касаются прежде всего
многоуровневой системы управления.
Система управления состоит из трех
уровней: «организации верхнего
уровня», которая представляет собой ство;
компании «лимитид» с паевым участием
зарубежных предпринимателей; форма инвестиций
«ВОТ», т. е. «Build-Operate-Transfer» («построить-эксплуатировать-
Китай имеет большой опыт и по созданию различных форм СЭЗ, таких как особые экономические зоны; зоны технико-экономического освоения; бондовые зоны; зоны освоения высокотехнологичного производства; зоны приграничного экономического сотрудничества; зоны экспортной обработки.
Но основные
проблемы экономического роста Китая
связаны с реформированием
В настоящее время инвестиционная деятельность в Республике Беларусь направлена на модернизацию экономики, повышение ее эффективности, совершенствование структуры, а также на реализацию социальных программ и общегосударственных приоритетов, повышение экономической безопасно-
Таблица 3.1. Мировое производство ВВП на душу населения к 2015 г.
Страна |
Производство ВВП на душу населения к 2015 г (тыс. долл. США) |
США |
31-43,8 |
Западноевропейские страны |
21,5-31,1 |
Развивающиеся страны |
3,4-5,7 |
Постсоциалистические страны |
7,8-15 |
Источник: [18, стр. 358]
Чтобы экономика Республики Беларусь соответствовала мировым тенденциям, она должна максимально использовать свои сильные стороны. Выгодное экономико-географическое и геополитическое положение, стабильность внутриполитической и экономической ситуации будет способствовать развитию системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры. Значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых, развитый научно-технический потенциал, достаточно высокий уровень производительности труда в сельскохозяйственном производстве в состоянии обеспечить население республики необходимыми продуктами питания. Высокий образовательный уровень населения и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров государства. В стране существуют еще нерешенные проблемы, связанные с реорганизацией реального сектора экономики, высокой материало- и энергоемкостью производства. Несомненно, что развитие рыночных отношений повысит привлекательность Беларуси как внешнеторгового партнера и объекта для иностранных инвестиций. Республика Беларусь должна определить приоритеты международного сотрудничества исходя из существующих возможностей. Китайская сторона видит эти возможности прежде всего в сотрудничестве в области электроники. Здесь китайская сторона видит партнерами такие известные белорусские предприятия, как «Интеграл», «Пеленг», «Камертон», «Планар», «Монолит». Плодотворным направлением сотрудничества является дальнейшее сотрудничество с институтами Академии наук Беларуси, а также НИИ порошковой металлургии [1, с. 101].
Недостаточный уровень развития экономического сотрудничества Беларуси и Китая объясняется рядом причин. Прежде всего, это связано с тем, что механизм управления этим сотрудничеством был довольно сложным и малоэффективным. Кроме того, свой негативный отпечаток на развитие двусторонней торговли накладывали значительная территориальная удаленность Беларуси и Китая, загруженность транспортных путей через Россию (даже для самой России пропускная способность железнодорожных пунктов на границе с Китаем была недостаточной), отсутствие информации о возможностях рынков двух стран и соответствующего правового регулирования. Также на снижение объема двустороннего товарооборота негативно влиял и имевший место в этот период реэкспорт белорусских товаров (главным образом, большегрузных автомобилей), которые продавались в Китае российскими компаниями и фирмами по демпинговым ценам. В частности, продажная стоимость «БелАЗов» в Китае с учетом расчетной стоимости завода и китайских таможенных и внутренних налогов должна составлять около 150-190 тыс. долл. США, а продавались белорусские большегрузные автомобили на китайском рынке российскими, а также казахскими и киргизскими кампаниями и фирмами по демпинговым ценам - 65-90 тыс. долл. США, или в 2-3 раза ниже заводской цены, что делало продукцию «БелАЗа» на китайском рынке неконкурентоспособной.
В свою очередь, представители Посольства КНР в Минске полагали, что серьезным препятствием на пути расширения белорусско-китайских торгово-экономических отношений являются высокие цены на отдельные виды белорусской продукции (например, автомобили «БелАЗ»), сложность и дальность транспортировки продукции белорусских предприятий, что вело к значительному росту транспортных расходов, а также отсутствие налаженного механизма экономического сотрудничества между двумя странами [1, с. 48].
Причиной, препятствующей притоку инвестиций, является несовершенство законодательства, инвестиционного кодекса.
Другой группой причин, затрудняющих приток иностранных инвестиций в страну, являются обстоятельства, связанные с системой налогообложения и контроля за деятельностью бизнеса. Многие респонденты оценивают систему налогообложения как сложную, а уровень налоговой нагрузки - как высокий (три четверти представителей бизнеса считают систему исчисления и уплаты налогов в Беларуси сложной. Такое мнение у респондентов складывается, прежде всего, из-за нестабильности и запутанности налогового законодательства, изменяющегося практически ежемесячно) [12, с. 17]. Количество органов, осуществляющих контроль за деятельностью бизнеса, по мнению респондентов, также является избыточным (для большинства представителей бизнеса процесс проведения проверок остается сложным из-за отсутствия понятной процедуры поведения проверок, чрезмерных полномочий проверяющих, неадекватности санкций допущенным правонарушениям; в Беларуси проверки носят скорее фискальный, чем превентивный характер. Для большинства проверенных субъектов проверки завершились применением санкций и почти все санкции являются штрафами) [12, с. 16].
Желательно, чтобы законодательные акты были приведены в порядок, в том числе и в сфере налогообложения, работали продолжительное время без изменений и дополнений, которые зачастую противоречат друг другу. Помимо законодательства высказывались пожелания, связанные с уменьшением налоговой нагрузки, упрощением, в первую очередь, таможенных процедур, а также заинтересованностью государства в привлечении иностранных инвестиций. Среди наиболее эффективных способов решения возникающих проблем респондентами названы: личная договоренность с конкретным чиновником и обращение в вышестоящий орган. Поэтому иностранные инвесторы не слишком активно участвуют в создании предприятий на территории Беларуси.
Итак, для достижения краткосрочных целей изменения инвестиционного имиджа Республики Беларусь за рубежом в лучшую сторону и создания большего числа совместных предприятий необходимо реализовать в ближайший период следующие рекомендации: