Восстановление потенциала научных кадров в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2014 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Предмет работы – трудовая и финансовая составляющие научного потенциала.
Целью курсовой работы является анализ научного потенциала национальной экономики России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
рассмотреть условия развития научного потенциала;
проанализировать проблемы на пути развития научного потенциала;
предложить меры по увеличению научного потенциала России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….5
1. Состояние научного потенциала российской науки
1.1. Историческое развитие научного потенциала в 1990-х гг……...7
1.2. Подготовка кадров………………………………………………..11
1.3. Структура российской науки и результативность…………...…14
2. Проблематика и выход из сложившейся ситуации
2.1 Проблемы на пути повышения потенциала российской науки...17
2.2. Меры для увеличения научного потенциала……………………20
2.3. Прогноз развития
2.3.1.Сценарий инерционного развития……………………….24
2.2.2. Сценарий экспортно-ориентированного развития……26 2.3.3. Сценарий инвестиционно-активного развития………...29
Заключение……………………………………………………………………..32
Список используемой литературы……………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по кадрам.doc

— 2.27 Мб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский национальный исследовательский политехнический университет»

 

 

Факультет гуманитарный

Направление 080100.62 «Экономика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая РАБОТА

По дисциплине «Макроэкономика»

Тема «Восстановление потенциала научных кадров в России»

Вариант: ____3______

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Студент Баландина Ю.Г.

                                               Группа БЭ – 12 - з

                                               Конт. тел. 89125907137

                                                                                                                    Дата выполнения 12.03.13

 

 

                                   Руководитель:

Доцент кафедры «Экономическая теория»

                                                                   Лепихина Т.Л._____________

                                                                      Оценка ___________________

 

 

 

 

Пермь, 2013 г.

Министерство образования науки

ФГОБУ ВПО «ПНИПУ»

 

 

 

Факультет: гуманитарный                          Кафедра экономической теории

Степень: бакалавр экономики

 

 

 

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу по дисциплине

Макроэкономика


На тему «Восстановление потенциала научных кадров в России».

 

 

Содержание работы:

  1. Изучение общего состояния кадрового потенциала российской науки

 

 

 

  1. Анализ и выявление основных проблем, мер по улучшению научного потенциала России, составление прогноза развития

 

 

 

Студент

Гр. БЭ – 12- з                                                                            Баландина Ю.Г.

Руководитель курсовой работы  Т.Л. Лепихина

 

Реферат.

Отчет содержит 45 стр. Состоит из 2 частей. Использовано источников 22. приложений 13.

Объект работы – научный потенциал России.

Целью курсовой работы является анализ научного потенциала национальной экономики России.  

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

    • рассмотреть условия развития научного потенциала;
    • проанализировать проблемы на пути развития научного потенциала;
    • предложить меры по увеличению научного потенциала России.

Результат: прогнозирование развития научного потенциала страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Содержание

Введение………………………………………………………………………….5

1. Состояние научного потенциала  российской науки

             1.1. Историческое развитие научного потенциала в 1990-х гг……...7

1.2. Подготовка кадров………………………………………………..11

1.3. Структура российской науки  и результативность…………...…14

2. Проблематика и выход из  сложившейся ситуации

2.1 Проблемы на пути повышения потенциала российской науки...17

2.2. Меры для увеличения научного  потенциала……………………20

2.3. Прогноз развития

2.3.1.Сценарий инерционного развития……………………….24

2.2.2. Сценарий экспортно-ориентированного развития……26 2.3.3. Сценарий инвестиционно-активного развития………...29

Заключение……………………………………………………………………..32

Список используемой литературы……………………………………………34

Приложение A…………………………………………………….……………36

Приложение B………………………………………………………………….37

Приложение C………………………………………………………………….38

Приложение D………………………………………………………………….39

Приложение E………………………………………………………………….40

Приложение F…………………………………………………………………..41

Приложение G………………………………………………………………….42

Приложение Н…………………………………………………………………43

Приложение I…………………………………………………………………..44

Приложение J…………………………………………………………………45

Приложение K…………………………………………………………………46

Приложение L…………………………………………………………………47

Приложение М…………………………………………………………………48

 

 

 

Введение

Известное положение о науке как непосредственной производительной силе общества выдержало  проверку временем.

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что уровень развития науки и степень ее технологического применения во всем мире являются основными факторами становления прогрессивной структуры производства, повышения производительности общественного труда, возрастания экономического потенциала, высвобождения материальных и финансовых ресурсов для решения социальных проблем.

Напротив, в случае развертывания негативных процессов в сфере науки наблюдается  всесторонняя деформация социально-экономических  процессов. Это подтверждает российский опыт последнего десятилетия. Если к  концу 80-х годов наша страна располагала значительным научно-техническим потенциалом, многоотраслевой наукоемкой экономикой, то в ходе так называемых реформ она лишилась ориентиров в макроэкономической политике расширенного воспроизводства, проявились нежелательные тенденции, что привело к углублению системного кризиса, усилению хаотичности и стихийности развития, к деформации структуры производительных сил, переадресовке финансовых потоков в интересах олигархии.

 В 2002 г. были утверждены «Основы  политики Российской Федерации  в области развития науки и  технологий на период до 2010 года  и дальнейшую перспективу». В 2006 г. принята «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года». В этих документах предусмотрено создание условий для развития фундаментальных научных исследований и ведущих научных школ; повышение престижности научного труда, обеспечение достойных условий жизни и работы ученых и специалистов; реформирование сферы науки путем совершенствования управления, финансирования и организации исследований. Проявляется внимание к вопросам интеграции науки и образования, развитию системы подготовки квалифицированных научных кадров, созданию условий для конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, инновационной деятельности. А в общем и целом можно сказать, что в этих материалах отражается потребность ориентировать отечественный научный потенциал на решение важнейших социально-экономических задач и обеспечение безопасности страны. Кроме того, решением Совета безопасности от 30 марта 2002 г. задача развития отечественной науки отнесена к числу высших приоритетов российского государства.

Объект работы – состояние научного потенциала страны.

Предмет работы – трудовая и финансовая составляющие научного потенциала.   

Целью курсовой работы является анализ научного потенциала национальной экономики России.  

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

    • рассмотреть условия развития научного потенциала;
    • проанализировать проблемы на пути развития научного потенциала;
    • предложить меры по увеличению научного потенциала России.

В основе работы лежат научные работы и публикации экономистов и социологов, а также анализ статистических данных «Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991 - 2011гг. (приложение к статистическому сборнику "Российский статистический ежегодник. 2012")»

Работа состоит из двух глав. В первой главе рассказывается об историческом развитии науки в России, во второй раскрывается проблематика и пути решения проблем стоящих на пути развития науки. Предлагаются меры для увеличения научного потенциала.

 

 

 

 

1. Состояние научного потенциала российской науки

1.1. Историческое развитие  научного потенциала в 1990-х гг.

Период 1990-х годов в экономике России характеризовался радикальными (хотя и не всегда последовательными и эффективными) институциональными изменениями, происходившими на фоне глубокого системного кризиса экономики и всего общества в целом.

С точки зрения влияния на развитие науки и инноваций могут быть выделены следующие основные особенности макроэкономической ситуации nocледних лет:

- формирование основ рыночной экономики в результате политических и экономических реформ. Российская экономика приобрела качественно новые характеристики, связанные прежде всего с устранением монополии государственной собственности. Так, к началу 1998 г. доля негосударственных промышленных предприятий достигла почти 95% их общего числа; на них приходилось 90% объема промышленного производства и 86% численности занятых в промышленности. Это сопровождалось усиливающейся коммерциализацией всех секторов экономики, включая и те, что по-прежнему находятся в собственности государства и управляются им. Следствием массовой приватизации явилось также ослабление в целом возможностей государственного воздействия на экономику, сокращение доли ресурсов, перераспределяемых через государственный бюджет, особенно федеральный;

- падение валового внутреннего  продукта (ВВП) и объема промышленного производства за период 1991-1999 гг. на 37 и 46% соответственно (см. Приложение А, диаграмма 1);

- значительное "утяжеление" структуры  промышленности, которое выразилось в повышении доли топливно-энергетических и сырьевых отраслей при сокращении удельного веса обрабатывающей промышленности, прежде всего за счет опережающего спада в наукоемких отраслях;

- резкое снижение инвестиционной  и инновационной активности, уменьшение нормы накопления в народном хозяйстве, хроническое недоинвестирование воспроизводства основных фондов;

- существенное усиление зависимости  экономики России от внешнего  мира, в первую очередь в связи  с колебанием мировых цен на  первичные ресурсы, составляющие основную долю экспорта России, ростом внешней задолженности и увеличением бремени текущих платежей по долгам, зависимости потребительского рынка от импорта;

- повышение степени неопределенности  и непредсказуемости экономической ситуации в стране и на отдельных рынках, что привело к изменению целевой функции и стратегии деятельности хозяйствующих субъектов, сокращению горизонта планирования и принятия решений.

В результате вышеназванных изменений к 1999 г. сформировалась в основных чертах новая модель функционирования экономики, обладающая внутренними механизмами саморазвития и инерционности, которые крайне неблагоприятны для повышения инновационной активности и научно-технического развития. Основным содержанием макропроцессов в текущей фазе кризиса стали:

- завершение формирования новой  структуры экономики, в которой  доминируют энергосырьевые производства, замкнутые на экспорт;

- усиление финансовых дисбалансов  в реальном секторе и в государственном бюджете, компенсация которых идет за счет расширения "долговой экономики" и снижения товарности производства;

- постепенное усиление воздействия  на экономику ресурсных ограничений, обусловленных недоинвестированием в обновление производственного аппарата, деградацией сельского хозяйства, стагнацией производства энергоносителей.

К настоящему времени в целом  завершилось формирование современной системы государственной поддержки фундаментальной науки в России, основными компонентами которой являются:

-         Базовое финансирование, обеспечивающее выполнение плановых научных исследований, содержание и развитие инфраструктуры науки: научных установок, аппаратуры, зданий, сооружений и т.п. Эта часть государственной поддержки науки как единого целого реализуется, главным образом, через Российскую академию наук;

-         Целевые программы, ориентированные  на выполнение научных исследований по приоритетным направлениям. Финансирование этих программ осуществляет Министерство науки и технологий РФ;

-         Поддержка проектов, предложенных  самими учеными в инициативном порядке.

На сегодняшний день российская наука предельно сильно зависит именно от базового бюджетного финансирования. Стратегическим интересам государства

Информация о работе Восстановление потенциала научных кадров в России