Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2014 в 14:44, курсовая работа
Предмет работы – трудовая и финансовая составляющие научного потенциала.
Целью курсовой работы является анализ научного потенциала национальной экономики России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
рассмотреть условия развития научного потенциала;
проанализировать проблемы на пути развития научного потенциала;
предложить меры по увеличению научного потенциала России.
Введение………………………………………………………………………….5
1. Состояние научного потенциала российской науки
1.1. Историческое развитие научного потенциала в 1990-х гг……...7
1.2. Подготовка кадров………………………………………………..11
1.3. Структура российской науки и результативность…………...…14
2. Проблематика и выход из сложившейся ситуации
2.1 Проблемы на пути повышения потенциала российской науки...17
2.2. Меры для увеличения научного потенциала……………………20
2.3. Прогноз развития
2.3.1.Сценарий инерционного развития……………………….24
2.2.2. Сценарий экспортно-ориентированного развития……26 2.3.3. Сценарий инвестиционно-активного развития………...29
Заключение……………………………………………………………………..32
Список используемой литературы……………………………………………34
2.3.3. Сценарий инвестиционно-активного развития
При инвестиционно-активном сценарии ожидаются:
Проведенный анализ прогнозных показателей научно-технических ресурсов по трем сценариям макроэкономического развития позволяет сделать условно-оптимистические выводы относительно перспектив развития сферы исследований и разработок только для третьего сценария, реализующего условия инвестиционно-активного развития экономики.
При экспортно-ориентированном сценарии доля затрат на науку в ВВП может приблизиться к уровню Канады. Удастся в определенной мере сохранить сложившийся научный потенциал, но при этом останется несоответствие процессов, происходящих в российской и мировой науке. При инвестиционно-активном сценарии наша страна по доле затрат на науку в ВВП, обогнав Канаду и Италию, приблизится к Великобритании и Франции. Однако по показателю средних затрат на одного научного работника даже в условиях самого благоприятного варианта российская наука будет отставать от уровня ведущих стран в 5-7 раз. Тем не менее, в этом варианте станет возможным повысить реальное финансирование гражданской науки из средств государственного бюджета в два раза уже к 2005 г. [17].
Это позволит приблизиться к параметра ведущих стран по показателям качества кадрового потенциала, парка научны приборов и оборудования, уровня развития научной инфраструктуры, а также интенсивности взаимодействия науки с производственной сферой - трансфера научных результатов в промышленность и встречных потоков инвестиций коммерческих структур в исследования и разработки.
Заключение.
Что же можно и нужно делать для того, чтобы наука, которая еще сохранилась в нашей стране, начала развиваться и стала мощным фактором роста экономики и совершенствования социальной сферы?
Во-первых, необходимо, не откладывая ни на год,
ни даже на полгода, радикально повысить
качество подготовки хотя бы той части
студентов, аспирантов и докторантов,
которая готова остаться в отечественной
науке.
Во-вторых, сосредоточить крайне ограниченные
финансовые ресурсы, выделяемые на развитие
науки и образования, на нескольких приоритетных
направлениях и критических технологиях,
ориентированных исключительно на подъем
отечественной экономики, социальной
сферы и государственные нужды.
В-третьих, в государственных НИИ и вузах
направить основные финансовые, кадровые,
информационные и технические ресурсы
на те проекты, которые могут дать действительно
новые результаты, а не распылять средства
по многим тысячам псевдофундаментальных
научных тем.
В-четвертых, пора создавать
на базе лучших высших учебных
заведений федеральные исследовательские
университеты, отвечающие самым высоким
международным стандартам в сфере научной
инфраструктуры (информация, экспериментальное
оборудование, современные сетевые коммуникации
и информационные технологии). В них будут
готовить первоклассных молодых специалистов
для работы в отечественной академической
и отраслевой науке и высшей школе.
В-пятых, пора на государственном уровне
принять решение о создании научно-технологических
и образовательных консорциумов, которые
объединят исследовательские университеты,
передовые НИИ и промышленные предприятия.
Их деятельность должна быть ориентирована
на научные исследования, инновации и
радикальную технологическую модернизацию.
Это позволит нам выпускать высококачественную,
постоянно обновляющуюся, конкурентоспособную
продукцию.
В-шестых, в самые сжатые сроки решением
правительства нужно поручить Минпромнауки,
Минобразования, другим министерствам,
ведомствам и администрации регионов,
где есть государственные вузы и НИИ, приступить
к выработке законодательных инициатив
по вопросам интеллектуальной собственности,
улучшения процессов патентования, научного
маркетинга, научно-образовательного
менеджмента. Нужно законодательно закрепить
возможность резкого (постадийного) повышения
заработной платы ученых, начиная в первую
очередь с государственных научных академий
(РАН, РАМН, РАСХН), государственных научно-технических
центров и исследовательских университетов.
Наконец, в-седьмых, необходимо срочно
принять новый перечень критических технологий.
Он должен содержать не более 12-15 основных
позиций, ориентированных в первую очередь
на интересы общества. Именно их и должно
сформулировать государство, подключив
к этой работе, например, Министерство
промышленности, науки и технологий, Министерство
образования, Российскую академию наук
и государственные отраслевые академии.
Список используемой литературы
19. Россия и страны мира. 2010.: Стат.
сборник [Текст]. – M.: Росстат, 2010.
20. Индикаторы науки: 2009. Статистический
сборник [Текст]. – М.: ГУ-ВШЭ, 2009.
22. Сухарев О., Сухарев С. «Приоритеты развития науки и технологий в России.» Инвестиции в России, 2012, N 8. стр. 12-22
Приложение А
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Приложение В
Диаграмма 4
Приложение С
Диаграмма 5
Диаграмма 6
Приложение D
Диаграмма 7.
Диаграмма 8.
Приложение Е
Диаграмма 9
Диаграмма 10
Приложение F
Диаграмма 11
Диаграмма 12
Приложение G
Диаграмма 13
Диаграмма 14
Диаграмма 15
Приложение H
Диаграмма 16
Диаграмма 17
Приложение I
Взаимосвязь элементов НИС России [13]
Диаграмма 18 – Взаимосвязь элементов НИС России [13]
Год |
до 29 лет |
30-39 лет |
40-49 лет |
50-59 лет |
60 лет и старше |
Всего |
1994 |
9,2 |
24,0 |
31,7 |
26,1 |
9,0 |
100 |
1998 |
7,7 |
18,1 |
28,3 |
27,9 |
18,0 |
100 |
2000 |
10,6 |
15,6 |
26,1 |
26,9 |
20,8 |
100 |
2002 |
13,5 |
13,8 |
23,9 |
27,0 |
21,8 |
100 |
2004 |
15,3 |
13,0 |
21,9 |
27,8 |
22,0 |
100 |
Таблица 1. Возрастная структура российских исследователей
Приложение J
Сравнение возрастной структуры исследователей в России в 2000 г. и в США в 1999 г. [14, 15]
Диаграмма 19.
Диаграмма 20
Приложение K
Диаграмма 21
Диаграмма 23
Приложение L
Диаграмма 22
Приложение М
Рис.1. Динамика бюджетного финансирования науки в 1995-2013 гг., млрд. рублей (1995 год – трлн. рублей)
Информация о работе Восстановление потенциала научных кадров в России