Гостиничное предприятие - субъект рынка услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2012 в 04:22, курсовая работа

Краткое описание

В работе рассматривается гостиничное предприятие "Купеческий" (г.Красноярск) как субъект рынка услуг, анализируется удовлетворенность потребителей его услугами и даются рекомендации по улучшению деятельности организации с расчетом экономического эффекта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СПЕЦИФИКА И СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ 6
1.1 Сущность услуги в современной экономике 6
1.2 Специфика гостиничных услуг и их виды 15
1.3 Рынок предприятий гостиничной индустрии. Сегментация рынка гостиничных услуг 19
2. ОТЕЛЬ «КУПЕЧЕСКИЙ» КАК СУБЪЕКТ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА УСЛУГ 29
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика предприятия 29
2.2. Место отеля «Купеческий» среди основных конкурентов гостиничного рынка Красноярска 35
2.4. Анализ состава гостей в отеле «Купеческий» 42
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ РАБОТЫ ОТЕЛЯ «КУПЕЧЕСКИЙ» КАК СУБЪЕКТА СОВРЕМЕННОГО РЫНКА УСЛУГ 48
3.1 Предлагаемые мероприятия по совершенствованию услуг отеля «Купеческий» 48
3.2. Расчет экономической эффективности от внедрения мероприятий по 51
совершенствованию работы отеля «Купеческий» 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 58

Вложенные файлы: 1 файл

гостиничное предприятие - субъект современного рынка услуг.docx

— 219.38 Кб (Скачать файл)

Особенностью основного  гостиничного продукта — гостиничного номера — является его фиксированность  во времени и пространстве. Гостиничные  услуги рассматриваются как специфический  гостиничный продукт, который покупается посредством обменных сделок, не подразумевающих владение, а только доступ к нему и его использование в определенное время и в определенном месте. Специфика гостиниц в том, что любые вопросы производства должны решаться максимально быстро. В современных условиях клиенты требуют быстрого обслуживания, время предоставления ряда услуг измеряется часами и даже минутами11.

1.3 Рынок  предприятий гостиничной индустрии. Сегментация рынка гостиничных услуг

 

Рынок в классическом понимании  есть сфера товарного обмена, это  место (территория), на котором происходит торговля (обмен) товарами и услугами. Рынок можно рассматривать как  систему экономических отношений  производства с потреблением, всех звеньев общественного хозяйства, основывающихся на купле-продаже товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, технологий и т.д. Рыночная сфера — это сфера непосредственно товарно-денежного обмена, в которой согласовываются интересы производителей и потребителей, продавцов и покупателей. Любой рынок характеризуется совокупностью спроса и предложения.

Ясное понимание рынка гостиничных  услуг крайне важно для предприятий, которые собираются на него выйти или уже работают в нем. Рынок предприятий гостиничной индустрии — это совокупность всех предприятий, работающих в данной сфере. Исследование рынка гостиничных услуг необходимо для выявления потенциальных конкурентов, посредников, потребителей, что очень важно для маркетинговой деятельности предприятия.

Рынок гостиничных услуг можно  определить как общественно-экономическое  явление, объединяющее спрос и предложение  для обеспечения купли-продажи  гостиничных продуктов и услуг  в определенное время и в определенном месте.

При характеристике рынка гостиничных  услуг следует учитывать что:

  • основным объектом купли-продажи являются услуги;
  • между производителями и покупателями услуг существуют посреднические звенья и структуры, обеспечивающие связь между спросом и предложением;
  • спрос на гостиничные услуги отличается рядом особенностей (разнообразием потребителей по материальным возможностям, возрасту, ценностным ориентирам, мотивам);
  • предложение гостиничных услуг характеризуется разнообразием по типам средств размещения, ценовым параметрам, по уровню качества предлагаемых услуг.

Спрос на гостиничные услуги - это платежеспособная потребность в гостиничных продуктах и услугах. Этот спрос отличается высокой эластичностью, высокой степенью дифференциации, высокой замещаемостью.

Спрос на гостиничные услуги находится  под влиянием разнообразных факторов, которые можно определить как ценовые и неценовые. Цена - основной фактор, определяющий величину спроса. Как правило, выбор средств размещения, продолжительность отдыха, условия проживания зависят от ценового фактора.

К неценовым факторам относят мотивационные  и поведенческие факторы.

Предложение гостиничных услуг  представляет собой совокупность возможностей гостиничных предприятий представить на рынок гостиничные продукты и услуги.

Гостиничный продукт с точки  зрения производства представляет собой  совокупность определенного количества и качества услуг, способных удовлетворить потребности людей в отдыхе, развлечениях и комфортном проживании.

Как и всякий другой товарный рынок, рынок гостиничных услуг неоднороден и классифицируется по региональному, целевому и иным признакам.

Исследование рынка гостиничных  услуг определяется по двум направлениям: оценка тех или иных параметров на данный момент времени и получение прогнозных данных.

В первую очередь необходимо оценить  текущую ситуацию на рынке (конъюнктуру  рынка), а затем определить величину емкости рынка.

Рыночная конъюнктура — это  экономическая ситуация на рынке  в определенный момент времени как результат взаимодействия факторов и условий, определяющих состояние спроса и предложения на гостиничные услуги, а также уровень цен на них.

Конъюнктуру рынка гостиничных  услуг характеризуют:

  • соотношение спроса и предложения гостиничных услуг;
  • уровень цен;
  • состояние конкуренции;
  • степень государственного регулирования;
  • наличие сезонных колебаний спроса на гостиничные услуги;
  • -тенденции и перспективы развития рынка гостиничных услуг.

Одной из основных задач исследований гостиничного рынка является определение  его емкости. Этот показатель дает возможность  количественно оценить принципиальные возможности работы на конкретном рынке.

Емкость рынка — потенциально возможный  объем реализуемых на нем услуг  в течение определенного промежутка времени (за год). Измеряется как в  натуральном выражении (количество потребителей услуг), так и в стоимостном  выражении (объем поступлений от продаж в денежном выражении).

Зная емкость рынка и тенденции  его изменения, можно оценить  перспективы того или иного рынка при его освоении. Наиболее объективным показателем деятельности фирмы является доля рынка. Она отражает результаты деятельности фирмы и определяется следующим образом:

                            (1.1)

Рост рыночной доли указывает на увеличение экономической устойчивости фирмы, так как растет норма получаемой фирмой прибыли.

Емкость потребительского рынка гостиничных  услуг

Показатель емкости потребительского рынка гостиничных услуг региона (города) определяется общей суммой инвентарных гостиничных мест всех гостиниц (Г):

Е гр=Г1+Г2+Г3+...+Гn,                                     (1.2)

где Е гр — емкость гостиничного рынка.

Емкость гостиничного рынка делится  на две части — востребованную и невостребованную.

Востребованная часть рынка  гостиничных услуг (+ ЕГР) определяется суммой занятых койкомест (3) во всех гостиницах, образующих емкость рынка этих услуг:

+Е гр=31+32+33+…+Зn.                                    (1.3)

Невостребованная часть рынка  гостиничных услуг (- ЕГР) определяется суммой невостребованных койкомест в каждом отеле (Н), образующих единое рыночное пространство:

- Е гр = Н1 + Н2 + Н3 +... + Нn.                                (1.4)

Таким образом, можно определить востребованную и невостребованную части емкости  гостиничного рынка исследуемого региона. Данные исследования, конечно, должны носить системный характер, тогда выявленная динамика позволит четко определить причины и тенденции в изменении спроса на гостиничные услуги.

Свойство потребительского рынка  гостиничных услуг — иметь  либо отрицательный, либо положительный спрос позволяет использовать термин «индекс спроса».

Индекс спроса (Ис) в численном выражении отражает либо положительный (востребованную часть потребительского рынка гостиничных услуг) спрос, либо отрицательный (невостребованную часть потребительского рынка гостиничных услуг) спрос. Перед числом ставится знак либо «+» (положительный спрос), либо «-» (отрицательный спрос).

Индекс спроса (Ис) определяется отношением востребованной части потребительского рынка гостиничных услуг (положительного спроса) или невостребованной части (отрицательный спрос) к общей емкости потребительского рынка гостиничных услуг:

                                        (1.6)

Показатель, превышающий большую  часть потребительского рынка гостиничных услуг либо в положительном, либо в отрицательном спросе, и будет определять состояние потребительского рынка гостиничных услуг.

Следует отметить значительное колебание  спроса на гостиничные услуги, особенно вследствие сезонности, погодных условий, спада деловой активности и целого ряда других объективных и субъективных причин, которые необходимо глубоко и всесторонне исследовать. Материалы, полученные в результате исследований, позволят формировать научно обоснованные прогнозы будущего спроса на гостиничные услуги.

Вместе с тем резкие колебания  в загрузке номерного фонда гостиниц в течение календарного года от 100 до 20 % и ниже подчеркивают важность такого показателя, как показатель рыночной эффективности загрузки гостиниц.

Индекс рыночной эффективности  на рынке гостиничных услуг (Ирэф) определяется отношением показателя загрузки конкретного отеля (П) к общему показателю востребованных гостиничных услуг (мест) на потребительском рынке гостиничных услуг (мест) на потребительском рынке гостиничных услуг (+ ЕГР):

                                         (1.7)

где И рэф — индекс рыночной эффективности отеля; П — показатель загрузки в койкосутках; Егр — показатель востребованных мест на рынке гостиничных услуг12.

Сегментация рынка - процесс его разделения на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные продукты. Такой подход позволяет определять жизнеспособные, устойчивые и выгодные группы потребителей. Объектом сегментации являются потребители (гости). Цель сегментации — максимальное удовлетворение требований потребителей к гостиничному продукту, а также оптимизация затрат отеля на его разработку, выпуск и реализацию.

Основными преимуществами проведения сегментации рынка гостиничных услуг являются:

  • более точное понимание требований, нужд и мотиваций потребителей;
  • выбор наиболее перспективного для максимизации продаж и прибыли целевого рынка;
  • лучшее понимание природы конкурентной борьбы на конкретных рынках и, как следствие, более успешное наделение продуктов отеля характеристиками, обеспечивающими повышение конкурентоспособности как предлагаемых отелем услуг, так и всего гостиничного предприятия в целом;
  • концентрация ограниченных гостиничных ресурсов и усилий на самых выгодных направлениях для их более эффективного использования;
  • повышение эффективности использования инструментов менеджмента и маркетинга в результате высокой степени их ориентации на требования конкретных сегментов рынка;
  • возможность выбора маркетинговой стратегии отеля и оптимизации маркетинговых затрат.

Процесс сегментации позволяет  выявлять свойства и характеристики отдельных рынков. Кроме того, сегментация выступает важным звеном в общей стратегии максимизации доходов. Результатом использования всех перечисленных выше преимуществ от деления рынка на сегменты является возможность получения отелем большего дохода от реализации своих услуг, чем в ситуации, когда сегментация рынка невозможна.

Действительно, один и тот  же гостиничный продукт или его  модификации можно продавать  в одно и то же время клиентским группам, различающимся по платежеспособности, длительности пребывания, целям поездки  и т.д.

Сегментация рынка осуществляется в три основных этапа: непосредственно сегментация, т.е. деление рынка на части, выбор целевого рынка (сегмента) и организация позиционирования на нем продукта.

При проведении сегментации  рынка в гостиничном бизнесе  рекомендуется использовать следующие группы критериев.

Группа 1. Культурно-географические критерии. Это деление рынков потребителей гостиничных услуг по территориальному признаку. В качестве географического рынка могут рассматриваться отдельные страны, группы стран или целые регионы мира, имеющие определенную историческую, политическую, экономическую, этническую и религиозную общность. В соответствии с этими признаками принято выделять следующие географические рынки: Северная Америка, Латинская Америка, Скандинавия, Западная Европа, Восточная Европа, Южная Европа (Италия, Испания, Португалия), Россия и страны СНГ, Центральная Азия, Юго-Восточная Азия, Африка, Австралия. Каждому отелю рекомендуется определять самостоятельно порядок выделения и группировки рынков по территориальному признаку для наиболее выгодного и эффективного представления своих продуктов и соответствия стратегическим целям.

Большим преимуществом при  работе с каким-либо географическим рынком является знание особенностей и перспектив его политического и экономического развития. Обладая подобного рода информацией, менеджмент отеля может наиболее выгодно представлять его услуги и максимизировать продажи.

Группа 2. Социально-экономические  критерии предполагают выделение сегментов  потребителей на основе общности побудительных  мотивов и целей поездок, социальной и статусной принадлежности, уровня доходов и расходования средств. В гостиничном бизнесе данная группа критериев, пожалуй, наиболее часто используется при сегментации рынка. Так, в соответствии с целями поездок выделяют следующие группы (сегменты) туристов: бизнес-туристы (командированные, бизнесмены, коммерсанты); туристы, направляющиеся на отдых и экскурсии (познавательный и поощрительный туризм); конгрессмены и организаторы мероприятий и т.д.

Информация о работе Гостиничное предприятие - субъект рынка услуг