Государственная и муниципальные формы собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – государственная и муниципальная собственность. Предмет исследования – отношения собственности, их место и роль в экономической системе. Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы: Цель работы – рассмотреть государственную и муниципальную формы собственности
Поставленная цель реализуется решением следующих задач:
-Раскрыть понятие собственности как экономической категории;
-Изучить важнейшие аспекты государственной и муниципальной форм собственности;
-Выявить взаимосвязь государственной и муниципальной собственности.
-Рассмотреть повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности.

Содержание

Введение 3-4стр
1 Сущность и значение собственности
1.1 История возникновения собственности и развития ее форм………………5-6стр
1.2 Понятие собственности………………………………………………………6-9стр
1.3 Экономическая реализация форм собственности в России……………….9-12стр
2 Государственная и муниципальная формы собственности
2.1 Государственная собственность и ее особенности………………..……13-24стр
2.2 Муниципальная собственность е ее особенности………………………24-29стр
3 Повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности……………………………………………………………………30-32стр
Заключение……………………………………………………………………….33-36стр
Список использованной литературы……….……………………………………37стр

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

          Крупномасштабное производство требует как определенных форм организации, так и определенных форм собственности, которые содействовали бы реализации всех его потенциальных возможностей. Из существующих в развитых странах двух типов собственности крупных предприятий – частных корпораций и государственных предприятий – преобладают по совокупному объему производства первые.

В возникающих сейчас в нашей стране акционерных предприятиях открытого типа частная собственность воспроизводится со всем ее комплексом негативных моментов. Огромные трансакционные издержки на это преобразование делают нашу экономику еще менее эффективной. Ведь материальных стимулов рабочим такая форма собственности не добавляет.

Акционерные же предприятия  закрытого типа, где акционерами являются только работники этого предприятия, формируются таким образом, что 90% акций сосредотачиваются в руках руководства предприятия и лишь 10% распределяются среди рабочих. Преодолеть ахиллесову пяту нашей экономики – недостаточность материальной заинтересованности – можно только в том случае, если процесс реформирования усилит мотивацию к труду у всех рабочих. Именно у всех, а не только у узкого слоя управленцев, частных собственников. Частные акционерные предприятия открытого типа такую возможность не дают. Они концентрируют значительные финансовые ресурсы, и это единственное их достоинство. Но они не гарантируют эффективное их использование и не обладают никакими дополнительными стимулами для рабочих.

Выход из этой ситуации заключается  в том, чтобы не просто внедрять частные  акционерные предприятия западного  типа, а использовать подсказывающие решения тенденции, найденные жизнью. Реформируя нашу экономику, мы имеем  возможность использовать или усилить достоинства каждой  формы  собственности и нейтрализовать или ослабить недостатки каждой из них.

          Можно использовать преимущества и государственной, и частной собственности. Для этого крупные государственные предприятия целесообразно преобразовывать в акционерные предприятия закрытого типа, предусматривая сосредоточение основного пакета акций и их равномерное распределение среди рабочих и служащих. Желая уйти от «уравниловки», нельзя допустить другой крайности – шокирующей неравномерности в доходах, чреватой социальными конфликтами. Можно, к примеру, использовать опыт американской программы передачи акционерной собственности рабочим и служащим ЕS0Р, введя потолки дифференциации дивидендов у всех занятых на предприятии.

          Вновь организующиеся частные крупные акционерные предприятия также целесообразно создавать не в их классическом западном варианте, а с тем, чтобы нейтрализовать, насколько это возможно, ее слабые стороны. Для усиления мотива-ционной функции самой собственности их также целесообразно развивать как акционерную собственность рабочих с вовлечением их в процесс управления и контроля. В таком варианте концентрируются все рожденные практикой факторы воздействия на эффективность отдельно взятого предприятия. Разумеется, традиционная форма стимулирования – зарплата и премии – также должна непрерывно развиваться. С тем, чтобы сохранить сильные стороны государственной собственности, позволяющие концентрировать ресурсы, в необходимых случаях переключать быстро и эффективно с одной цели на другую, при создании крупных акционерных предприятий с собственностью рабочих целесообразно определенный пакет акций таких предприятий оставлять во владении государственного органа, как это сейчас во многих случаях имеет место.

Кроме того, долевое участие  государства в рабочих акционерных  предприятиях может преодолеть границу акционерных предприятий закрытого типа, связанную с ограниченными возможностями концентрации ресурсов. С тем, чтобы роль государства в управлении предприятиями была реальной и не привела к значительному росту государственных структур, рабочие акционерные предприятия целесообразно организовывать в виде крупных финансово-промышленных групп. В отличие от западных пакеты акций в них могут распределяться равномерно среди всех занятых исполнителей и управленческого персонала пропорционально эффективности их труда и не обращаться на рынке ценных бумаг. При увольнении работающего акции выкупаются предприятием. Основной пакет акций целесообразно не сосредотачивать ни у какой группы работающих. Это будет стимулировать высокопроизводительный труд всех, а не только узкого круга руководителей или высокооплачиваемых рабочих. Тем самым мы используем позитивные стороны западных форм хозяйствования и нейтрализуем их слабые стороны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          2. Государственная и муниципальная  формы собственности

2.1 Государственная  собственность и ее особенности

 

В нашей стране государственная  собственность долгое время оставалась ведущей формой собственности и  имела наибольший удельный вес.

В сложной системе  экономических отношений государственная  собственность представляет собой  форму собственности, имеющую целью общенародное присвоение имущества, обособленного от имущества других организаций и граждан. Совпадение общенародных и государственных интересов в сфере присвоения материальных благ основывается на конституционном положении, согласно которому носителем и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ).

Право государственной  собственности в объективном  смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность материальных благ Российской Федерации к субъектам РФ, правомочия по использованию принадлежащего им имущества и обеспечивающих защиту прав собственников в случае их нарушения.

          В субъективном смысле право государственной собственности включает в себя правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, осуществляемые собственниками по своему усмотрению с учетом общенародных интересов.

Применительно к праву государственной собственности  ст. 214 ГК устанавливает правило о  множественности субъектов государственной собственности, носителями которой выступает либо Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность), либо ее субъекты в отдельности - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа (в отношении имущества, составляющего собственность субъекта Федерации).

Статья 72 Конституции  РФ предусматривает возможность  нахождения в совместном ведении  Российской Федерации и ее субъектов  вопросов владения, пользования и  распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. Совместное ведение вопросами собственности в отношении указанных объектов означает прежде всего решение на основе договора вопросов отнесения государственного имущества к федеральной собственности либо к собственности субъектов РФ, но не предполагает установления общей совместной собственности субъектов РФ, на территории которых расположены данные объекты, и Российской Федерации в целом. Как собственники принадлежащего им имущества, Российская Федерация и ее субъекты независимы и не отвечают по обязательствам друг друга (п. 5 ст. 126 ГК).

Указанные в  ст. 124 ГК субъекты права государственной  собственности - Российская Федерация  в целом, республики, национально-государственные  и административно-территориальные образования вступают в гражданские правоотношения и действуют в соответствии с нормами, определяющими участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Управление  государственной собственностью и  реализация правомочий собственника осуществляются через систему государственных  органов юридическими и физическими  лицами, которые можно объединить в две группы.

К первой группе относятся органы государственной власти, наделенные общей или специальной правоспособностью. В рамках компетенции, установленной нормативными актами, определяющими их правовой статус, органы государственной власти от имени Российской Федерации либо субъектов РФ осуществляют правомочия собственника. Вторую группу составляют государственные органы, а также юридические лица и граждане, которые выполняют возложенные на них функции в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ по их специальному поручению и от их имени.

Систему государственных  органов, осуществляющих правомочия собственников  государственного имущества соответственно от имени Российской Федерации, субъектов  РФ в пределах предоставленных им правомочий, определяемых в законодательном порядке, возглавляют высшие органы государственной власти (Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, президенты, правительства и законодательные органы субъектов РФ).

Среди государственных органов, осуществляющих правомочия собственника, важное место принадлежит Министерству имущественных отношений РФ, в которое было преобразовано Министерство государственного имущества РФ (Мингосимущество России) в соответствии с Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" <*>. К его компетенции отнесены полномочия, связанные с проведением единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений; управлением и распоряжением государственным имуществом и земельными ресурсами в пределах своей компетенции; регулированием деятельности на рынке недвижимости и при осуществлении оценочной деятельности; координацией в случаях, установленных законодательством РФ, деятельности в области имущественных и земельных отношений иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ <**>.

Функции Министерства имущественных отношений РФ пересекаются с функциями другого государственного органа - Российского фонда федерального имущества, который действует при Правительстве РФ в качестве специализированного финансового учреждения на основании Положения о нем, утвержденного Указом Президента РФ от 17 декабря 1993 г. N 2173. В пределах предоставленных ему Правительством полномочий Российский фонд федерального имущества выступает учредителем акционерных обществ, приобретает доли участия (паи, акции) в капитале обществ и товариществ, осуществляет иные действия, связанные с реализацией прав, вытекающих из владения долями участия (паями, акциями).

Особое место  в системе государственных органов  занимает Федеральное казначейство Российской Федерации. Его деятельность по осуществлению правомочий собственника регулируется Положением о Федеральном  казначействе Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 27 августа 1993 г. N 864 (с изм).

Федеральное казначейство РФ по поручениям Правительства и  министра финансов осуществляет операции со средствами федерального бюджета, участвует в обеспечении управления и обслуживания государственного внутреннего и внешнего долга страны, организует и осуществляет размещение на возвратной и платной основе централизованных финансовых ресурсов, находящихся в ведении федерального Правительства, ведение операций по учету государственной казны. В случаях, предусмотренных законом, Федеральное казначейство РФ может выступать истцом в суде в защиту права государственной собственности.

Право защищать интересы государства как собственника предоставлено и Федеральной службе по финансовому оздоровлению и банкротству, на которую возложены проведение государственной политики по предупреждению банкротств, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

В системе органов  управления государственным имуществом важное место принадлежит Счетной  палате. Основы правового положения  Счетной палаты определяются Федеральным  законом от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".

Счетная палата как постоянно действующий орган  государственного финансового контроля, в частности, осуществляет:

  • организацию и проведение контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета по объемам, структуре и целевому назначению;
  • определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности.

Соответствующими  органами, осуществляющими правомочия собственника, действующими на постоянной основе, представлена и система органов субъектов РФ.

Как уже было сказано ранее, вступление государства в гражданские  правоотношения возможно с помощью  государственных органов, юридических  и физических лиц, выполняющих специальные  поручения по осуществлению правомочий собственника от имени государства.

Право государственной собственности  в субъективном смысле включает в  себя правомочия владения, пользования  и распоряжения.

Право владения имуществом, принадлежащим РФ и субъектам  РФ, означает, что в их охраняемом законом обладании находятся материальные ценности. Право владения связано с возможностью осуществлять учет имущества и его охрану. При передаче части имущества своим организациям (учреждениям и предприятиям) государство, субъект РФ сохраняют за собой право владения этим имуществом, поскольку правомочие владения государственной организации не исчерпывает право владения субъекта права государственной собственности, оно не совпадает с ним ни по объему, ни по назначению .

Правомочие владения государственной организации (предприятия, учреждения) производно, вторично по отношению к праву владения государства, субъекта РФ. В конечном итоге, само государственное предприятие, а также казенное унитарное предприятие, государственное учреждение, как определенный имущественный комплекс (ст. 132 ГК), являются объектом государственной собственности, а, следовательно, находятся во владении государства, субъекта РФ.

Право пользования означает закрепленную за государством, субъектом  РФ возможность целенаправленно извлекать из имущественных ценностей выгоду в интересах всего народа Российской Федерации, субъекта РФ в целях удовлетворения его материальных потребностей и создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Право распоряжения субъектов права государственной собственности должно состоять в их возможности определять юридическую судьбу имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения с учетом публичных интересов.

          Следует признать, что гражданско-правовое регулирование отношений по распоряжению государственной собственностью находится не на должном уровне. В значительной степени регулирование имущественных отношений с участием государства осуществляется на основе публично-правовых норм, а не норм гражданского права. Те же отношения, которые регулируются нормами ГК, подчас требуют более детальной регламентации. Например, отсутствие в ГК определения категории "государственные нужды" приводит к тому, что изъятые у собственника для государственных нужд земельные участки впоследствии оказываются в собственности частных юридических лиц. В Гражданском кодексе (ст. 1071) также четко не определены органы и лица, выступающие от имени казны при возмещении вреда за ее счет, в результате чего у потерпевших часто возникают трудности, связанные с возмещением им вреда.

Информация о работе Государственная и муниципальные формы собственности