Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 10:33, курсовая работа
Объект исследования – государственная и муниципальная собственность. Предмет исследования – отношения собственности, их место и роль в экономической системе. Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы: Цель работы – рассмотреть государственную и муниципальную формы собственности
Поставленная цель реализуется решением следующих задач:
-Раскрыть понятие собственности как экономической категории;
-Изучить важнейшие аспекты государственной и муниципальной форм собственности;
-Выявить взаимосвязь государственной и муниципальной собственности.
-Рассмотреть повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности.
Введение 3-4стр
1 Сущность и значение собственности
1.1 История возникновения собственности и развития ее форм………………5-6стр
1.2 Понятие собственности………………………………………………………6-9стр
1.3 Экономическая реализация форм собственности в России……………….9-12стр
2 Государственная и муниципальная формы собственности
2.1 Государственная собственность и ее особенности………………..……13-24стр
2.2 Муниципальная собственность е ее особенности………………………24-29стр
3 Повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности……………………………………………………………………30-32стр
Заключение……………………………………………………………………….33-36стр
Список использованной литературы……….……………………………………37стр
- ввести единый налог на недвижимость.
Заключение
Собственность как экономическое отношение формируется еще на заре становления человеческого общества. На монополизации различных объектов собственности держатся все важнейшие формы внеэкономического и экономического принуждения к труду. Официальная статистика РФ выделяет следующие формы собственности: государственная (в том числе федеральная и субъектов Федерации), муниципальная, общественных объединений (организаций), частная, прочие (включая смешанную собственность). По классическому определению приватизация - это процесс передачи частному сектору (физическим и негосударственным юридическим лицам) полностью или частично имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Разгосударствление экономики - более широкий процесс, чем просто приватизация: происходит разделение собственности на федеральную, муниципальную, местных самоуправлений и т.д. Следует отметить, что задача повышения эффективности управления государственным имуществом не сводится лишь к упорядочению осуществления государством полномочий собственника, а нужна последовательная, планомерная, системная реализация многих мер с участием как федеральных, так и региональных органов власти в интересах совершенствования способов и методического аппарата управления государственной собственностью. Что касается государственной экономической политики в целом, то, по нашему мнению: государство должно опираться на тех отечественных и иностранных инвесторов и менеджеров, которые взялись за подъем производства всерьез и надолго; в экономике страны необходимо создать такой деловой климат, при котором в реальном секторе на равных смогут работать не только гиганты-производители, но и предприятия малого и среднего бизнеса, а также любые другие хозяйствующие субъекты; необходимо наличие в распоряжении государства соответствующих механизмов принятия чрезвычайных мер для локализации и предотвращения предкризисных и кризисных ситуаций; необходима обязательная замена менеджеров или собственников (ренационализация со справедливой компенсацией в соответствии с действующим законодательством), чьи предприятия и компании стабильно показывают экономические результаты ниже средних в соответствующих отраслях промышленности и др. Исследование развития муниципальной собственности позволило в работе сделать следующие выводы. Во-первых, эффективное использование муниципальной собственности возможно только при выборе оптимального соотношения между целями развития муниципального образования - экономической и социальной. Во-вторых, социально-экономическое развитие муниципальных образований представляет собой управляемый процесс, в котором основную роль играет управление муниципальной собственностью. В-третьих, стратегические цели управления развитием муниципального образования и муниципальной собственностью совпадают, что не исключает существование целей управления муниципальной собственностью в зависимости от состояния муниципального хозяйства.
На современном этапе развития российской экономики все больше проявляется негативная тенденция снижения эффективности управления и использования государственной и муниципальной собственности по сравнению с частным сектором. В Российской Федерации многие предприятия и учреждения данных форм собственности являются в настоящее время практически единственными поставщиками товаров и услуг, как для населения, так и для самого государства, поэтому решение проблемы повышения уровня управления данными видами собственности приобретает принципиальное значение. Первостепенную роль в этом процессе должна играть нормативно-правовая база, обеспечивающая усиление государственного контроля и регулирование как в государственном секторе экономики, так и в других сферах, связанных с использованием государственной собственности.
К основными задачами законодательного обеспечения эффективного управления федеральной и муниципальной собственностью можно отнести:
- структурную и количественную
оптимизацию организаций и
- обеспечение полного
и своевременного учета
- создание единой системы
контроля за сохранностью
- выработку критериев
оптимальных решений по
- повышение инвестиционной
привлекательности
Большинство из перечисленных задач можно решить посредством разработки Федерального закона "Об управлении государственной собственностью в Российской Федерации". Данный закон должен содержать:
- цели, задачи и принципы
управления государственной
- правила разграничения
федеральной собственности,
- особенности владения,
пользования, распоряжения
- правила и порядок отнесения имущества к каждому из видов собственников;
- правила и организационные
основы учета имущества;
- принципы организации
системы управления
- сферы компетенции
органов государственной
- общие принципы управления собственностью на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, которые должны стать для них основой разработки собственной нормативно-правовой базы;
- правила и порядок
приобретения и прекращения
- критерии и параметры оценки эффективности деятельности хозяйствующих субъектов с точки зрения эффективности использования бюджетных средств (например, обязательность ведения и представления на все уровни бюджетной системы балансовой отчетности по собственности, пассивам и активам собственника);
- критерии и правила
сохранения объектов
Одной из специфических черт сложившейся в России структуры собственности является то, что она остается связанной с государством. До сих пор в России свободно не продается земля. Проблемой является и приватизация крупных предприятий.
Положительным моментом является то, что Россия движется в направлении, правильность которого подтверждается экономическим и историческим опытом большинства стран мира. А отрицательным моментом является, наверное, то, что движение это не слишком энергично.
Список литературы:
1. Конституция Российской
2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
Части первая и вторая. Принят 21.10.1994 года.
Издательство: ЛексЭст, 2008. 592 с.
4. Аткинсон Э.Б. Лекции по экономической
теории государственного сектора / Э.Б.
Аткинсон Дж. Э. Стиглиц. М.: Аспект Пресс,
2009. 832 с.
5. Базылев Н.И., Бондарь А.В., Гурко С.П. Экономическая
теория: Учебник. Мн., ИП «Экоперспектива»,
2008. 368 с.
6. Гордин В.Э. Экономика общественного
и неприбыльного сектора. СПб., 2010. 127 с.
7. Государственная собственность в экономике
России и других стран: вопросы истории
и теории / под ред. В.Н. Черковца. М.: ТЕИС,
2008. 593 с.
8. Колесов Н.Д., Лоскутов В.И., Салихов Б.В.
Собственность как экономическая категория,
или о недостаточности дидактической
единицы «собственность и хозяйствование».
Вестник МГТУ, т.6, № 2, 2009. 188 с.
9. Олсон М. Логика коллективных действий.
Общественные блага и теория групп / М.
Олсон. М.:ФЭИ, 2009. С. 55-80.
10. Собственность в жизни Россиян: домыслы
и реальность. Аналитический доклад. М.,
2008. 384 с.
13. Черковец В.Н., Кульков В.М. Собственность
в экономической системе России. М., Экономический
факультет, ТЕИС, 2009. 556 с.
14. Эггертссон Т. Экономическое поведение
и институты. М.: Дело, 2008. С. 47-60.
15. Якобсон Л.И. Государственный сектор
экономики: экономическая теория и политика
/ Л.И. Якобсон. М.: ГУ ВШЭ, 2008. 367 с.
Информация о работе Государственная и муниципальные формы собственности