Государственная и муниципальные формы собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – государственная и муниципальная собственность. Предмет исследования – отношения собственности, их место и роль в экономической системе. Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы: Цель работы – рассмотреть государственную и муниципальную формы собственности
Поставленная цель реализуется решением следующих задач:
-Раскрыть понятие собственности как экономической категории;
-Изучить важнейшие аспекты государственной и муниципальной форм собственности;
-Выявить взаимосвязь государственной и муниципальной собственности.
-Рассмотреть повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности.

Содержание

Введение 3-4стр
1 Сущность и значение собственности
1.1 История возникновения собственности и развития ее форм………………5-6стр
1.2 Понятие собственности………………………………………………………6-9стр
1.3 Экономическая реализация форм собственности в России……………….9-12стр
2 Государственная и муниципальная формы собственности
2.1 Государственная собственность и ее особенности………………..……13-24стр
2.2 Муниципальная собственность е ее особенности………………………24-29стр
3 Повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности……………………………………………………………………30-32стр
Заключение……………………………………………………………………….33-36стр
Список использованной литературы……….……………………………………37стр

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

          Круг объектов права государственной собственности неограничен. В собственности государства может находиться любое имущество, в том числе и то, которое не входит в круг объектов права частной собственности: имущество, составляющее исключительную собственность государства. Это имущество, которое находится в исключительном обладании общества и используется исключительно в интересах народа или для обслуживания особых государственных нужд.

Объекты исключительной государственной собственности функционируют в особом правовом режиме, который на законодательном уровне до конца не определен. Режим имущества, составляющего исключительную государственную собственность, связан с монополией государства на это имущество, ограничением его оборотоспособности и, как правило, с наложением законодательных запретов на обращение его в частную собственность. Перечень имущества, которое может находиться в исключительной государственной собственности, должен стать определяющим и по отношению к перечню имущества, не подлежащего приватизации.

Круг объектов, составляющих исключительную государственную собственность, определен законодательно. Перечень таких объектов содержится, в частности, в ст. 71 Конституции РФ, в Приложении N 1 к Постановлению Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" .

В Российской Федерации к  ним отнесены: недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и  морской экономической зоны, а также иные природные объекты, объекты историческо-культурного наследия и некоторые художественные ценности общенационального значения; имущество государственной казны, Вооруженных Сил; объекты оборонного производства, ядерной энергетики; расщепляющиеся материалы; ядовитые и наркотические вещества; другие объекты и имущества.

Данный перечень объектов исключительной государственной собственности  не является исчерпывающим. Он может  дополняться, конкретизироваться, из него могут исключаться те или иные объекты.

Стремление к сохранению устойчивого статуса объектов с  режимом исключительной государственной  собственности не должно противоречить  основным принципам осуществления  права собственности: максимального  использования полезных свойств  имущества и извлечения наибольшей прибыли.

Что касается других объектов природных ресурсов (вод, недр, лесов), то передача их в частную  собственность неоправданна (по крайней  мере сегодня, когда механизм государственного контроля является недейственным), хотя использование этих объектов частными лицами в режиме иных прав не исключается (например, на условиях аренды).

Наряду с  категорией "исключительная государственная  собственность" имеет место и  другая категория объектов государственной  собственности, отнесенных к "неотъемлемому  достоянию народов". По мнению некоторых  ученых, имущество, объявленное достоянием народов, является разновидностью объектов, составляющих исключительную государственную собственность .

Государство как  юридический собственник (фактическим  собственником является народ) в  отношении имущества, объявленного достоянием народа, обладает лишь компетенцией управления в общенародных интересах, использования в ограниченных пределах и передачи в ограниченное пользование другим лицам (юридическим или физическим) .

Право распоряжаться  имуществом, объявленным достоянием народов, настолько ограничено, что  позволяет сравнить его с правомочиями распоряжения в иных ограниченных вещных правах. Отсюда делается вывод о том, что данное имущество не имеет собственника. Оно находится в ведении избранных народом органов государственной власти.

Именно такой  смысл заложен в категорию "достояние народов", используемую в Указе Президента РСФСР от 18 декабря 1991 г. "Об особо ценных объектах национального наследия России", в котором ряд объектов объявляется "достоянием народов России", а государство гарантирует "их сохранность в интересах настоящего и будущих поколений россиян", т.е. исключается возможность их выбытия за пределы российского государства.

В связи с  отсутствием правового определения  категории "достояние народов" используемый в некоторых нормативных  актах термин "достояние народов" имеет подчас иное содержание. Например, в преамбуле Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"  говорится о том, что природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, а в ст. 9 Закона провозглашается право государственной собственности на те же объекты.

В Федеральном  законе от 14 марта 1995г. N 33-ФЗ "Об особо  охраняемых природных территориях" такие территории относятся к объектам общенационального достояния (преамбула Закона). В то же время в п. 6 ст. 2 данного Закона говорится, что особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и в зависимости от этого особо охраняемые природные территории являются федеральной собственностью, собственностью субъектов РФ или муниципальной собственностью.

В названных  Законах утрачивается смысл категории "достояние народов", заложенный в Указе Президента РСФСР от 18 декабря 1991г. "Об особо ценных объектах национального наследия России". Термин "достояние народов", проживающих на соответствующей территории, отождествляется с государственной собственностью и употребляется для обозначения принадлежности соответствующего имущества (в частности, природных ресурсов) Российской Федерации либо ее субъектам.

Что же касается вопросов отнесения государственной  собственности либо к федеральной  собственности, либо к собственности  субъектов Федерации, то в соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ разграничение государственной собственности отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Статус объектов государственной собственности, касающийся их субъектной принадлежности, определяется согласно Федеративному договору по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Определение субъектной принадлежности государственного имущества  на основании взаимной договоренности органов государственной власти РФ и субъектов РФ касается не только объектов, находящихся в федеральной  собственности, которые могут передаваться в собственность субъектов РФ, указанных в упоминавшемся Приложении N 2 к Постановлению Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. Возможен и обратный процесс перехода государственной собственности из собственности субъектов Федерации в федеральную собственность, как и в первом случае находящийся за пределами гражданско-правового регулирования.

В Конституции  РФ (ст. 9) устанавливается, что земля  и природные ресурсы могут  находиться в частной, государственной, муниципальной собственности. Они  используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В п. 2 ст. 214 ГК определен  особый режим земли и природных  ресурсов, который заключается в  том, что государственной собственностью признается вся та земля и все те природные ресурсы, которые прямо не переданы в частную либо муниципальную собственность. Таким образом, устанавливается своеобразная презумпция государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, что исключает их существование в качестве бесхозяйного имущества (ст. 225 ГК).

Правовое регулирование  отношений в области разграничения  государственной собственности  на землю осуществляется также Федеральным  законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О  разграничении государственной  собственности на землю".

Особо следует  сказать о правовом режиме государственного имущества, находящегося за рубежом. Его  правовой статус определяется прежде всего требованием об иммунитете государственного имущества, находящегося за рубежом. Этот принцип закреплен в ст. 401 ГПК, которая исходит из концепции судебного иммунитета имущества иностранного государства и требует соответствующего подхода к имуществу нашего государства.

Иммунитет имущества  государства означает, что без  согласия компетентных органов соответствующего государства не могут быть обращено взыскание на имущество, обеспечен иск за счет имущества, находящегося за рубежом, либо предприняты иные меры, действия, связанные с ограничением права собственности.

В настоящее  время в Российской Федерации принят ряд законов об ограничении иммунитета государства, выступающего в качестве субъекта в гражданско-правовых отношениях. Данные ограничения не распространяются на имущество, используемое в дипломатических и иных некоммерческих целях (см. § 3 гл. 7 учебника).

Находящееся в  собственности РФ, а также в  собственности субъектов РФ имущество  подразделяется на две части. Одна часть  государственного имущества закрепляется за государственными юридическими лицами на ограниченных вещных правах: праве  хозяйственного ведения или оперативного управления (см. гл. 16 учебника).

Это "распределенное" государственное имущество является базой для участия организаций  в гражданском обороте и основой  их имущественной самостоятельности. Оно не может использоваться для  обеспечения покрытия возможных долгов государства, поскольку предприятия и учреждения, как юридические лица, не отвечают своим имуществом по долгам учредившего их собственника - государства.

Другая часть  имущества, принадлежащего РФ, субъектам  РФ на праве собственности, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, образует соответственно государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе РФ, казну края, области, автономного округа, автономной области, города федерального значения.

Статья 214 ГК исключает  из государственной казны имущество, закрепленное за государственными предприятиями  и учреждениями. Надо полагать, что  из государственной казны исключается  не только имущество предприятий, закрепленное за ними изначально, но и имущество, приобретенное субъектами в процессе их хозяйственной деятельности.

Казна Российской Федерации, казна субъекта Федерации  состоит из средств соответствующего бюджета и иного государственного имущества.

В Приложении N 1 к Постановлению Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991г. перечисляется имущество, составляющее казну РФ: средства федерального бюджета, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов РФ, Центрального банка РФ, золотой запас, алмазный и валютный фонды.

Современное законодательство рассматривает государственную  казну как объект гражданского права, отождествляя ее с определенным имуществом, находящимся в государственной  собственности.

Имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями ("нераспределенное" государственное имущество) и не относящееся к объектам исключительной государственной собственности, может быть объектом взыскания кредиторов государства-собственника по его обязательствам.

Реальным объектом взыскания являются, прежде всего, бюджетные средства. Эти же средства служат источником дополнительной (субсидиарной) ответственности государства по долгам его казенных предприятий и учреждений при недостатке у них денежных средств для расчетов со своими кредиторами, а также по долгам предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, в случае его банкротства, если несостоятельность юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо имеют возможность иным образом определять его действия (п. 3 ст. 56 ГК).

Имущество, составляющее государственную собственность, подлежит пообъектной регистрации в соответствующем реестре федеральной государственной собственности (собственности субъекта РФ). Порядок учета государственного имущества определен многочисленными нормативными актами, в том числе Постановлением Правительства РФ от 3 июля 1998 г. N 696 "Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества", распоряжением Мингосимущества РФ от 21 декабря 1998 г. "Об утверждении Правил ведения документации по учету федерального имущества" и др.

 

2.2 Муниципальная  собственность и ее особенности

 

Законодательное определение места и значения муниципальной собственности среди  других форм собственности менялось. Так, в ГК 1922г. муниципальная собственность  рассматривалась как разновидность  государственной собственности  и не имела самостоятельного значения. В Законе "О собственности в РСФСР" муниципальная собственность представлялась как соединение собственности административно-территориальных образований низшего уровня (городов, районов, поселков и т.д.) и собственности органов территориального общественного самоуправления, например, советов микрорайонов или других общественных образований, признанных юридическими лицами, в результате чего был сделан вывод о том, что муниципальная собственность в Законе представлена как переходная форма от государственной собственности к собственности юридических лиц .

Информация о работе Государственная и муниципальные формы собственности