Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 10:33, курсовая работа
Объект исследования – государственная и муниципальная собственность. Предмет исследования – отношения собственности, их место и роль в экономической системе. Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы: Цель работы – рассмотреть государственную и муниципальную формы собственности
Поставленная цель реализуется решением следующих задач:
-Раскрыть понятие собственности как экономической категории;
-Изучить важнейшие аспекты государственной и муниципальной форм собственности;
-Выявить взаимосвязь государственной и муниципальной собственности.
-Рассмотреть повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности.
Введение 3-4стр
1 Сущность и значение собственности
1.1 История возникновения собственности и развития ее форм………………5-6стр
1.2 Понятие собственности………………………………………………………6-9стр
1.3 Экономическая реализация форм собственности в России……………….9-12стр
2 Государственная и муниципальная формы собственности
2.1 Государственная собственность и ее особенности………………..……13-24стр
2.2 Муниципальная собственность е ее особенности………………………24-29стр
3 Повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности……………………………………………………………………30-32стр
Заключение……………………………………………………………………….33-36стр
Список использованной литературы……….……………………………………37стр
В Конституции РФ 1993г. и Гражданском кодексе РФ муниципальная собственность наряду с государственной отнесена к публичной собственности, поскольку ее субъекты являются публично-правовыми образованиями, и выступает как самостоятельная форма собственности.
Законодательное закрепление
муниципальной собственности
К субъектам
муниципальной собственности
Муниципальная собственность является экономической основой местного самоуправления. Местное самоуправление заключает в себе право и действительную способность самостоятельного решения населением под свою ответственность вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, исходя из собственных интересов, исторических и иных местных традиций.
Управление такой собственностью должно находиться в ведении представительных (выборных) органов. Однако не исключается участие в управлении муниципальной собственностью иных органов местного самоуправления, структура которых определяется населением самостоятельно (ч. 1 ст. 131 Конституции РФ).
Таким образом, от имени соответствующего муниципального образования - собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять органы местного самоуправления, не являющиеся собственниками вверенного им имущества (ст. ст. 125, 215 ГК). Совершенно очевидно, что действующие в качестве юридических лиц выборные и иные органы местного самоуправления, а также территориального общественного самоуправления могут быть организованы соответственно только в форме финансируемых собственником учреждений, общественных организаций, иных формах, которые предусмотрены ч. 3 п. 2, п. 3 ст. 48 ГК.
В состав объектов муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и другие природные ресурсы, которые находятся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки, другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, другие объекты.
Муниципальное имущество, подобно государственному, делится на две части. Одну часть составляет имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Другую составляет муниципальная казна соответствующего муниципального образования, которая состоит из средств местного бюджета и иного муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями.
Общим для объектов
государственной и
Специфика муниципальной собственности состоит в том, что ее объекты носят целевой характер, т.е. предназначены для решения вопросов местного значения, удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-культурных, бытовых и иных потребностей населения соответствующих территорий.
Основания возникновения муниципальной собственности, источники ее формирования различны. Их можно условно разделить на две группы: общегражданские способы и способы, на основании которых может возникнуть только муниципальная собственность, т.е. специальные способы возникновения муниципальной собственности.
Являясь специальными
способами возникновения по отношению
к частной собственности, некоторые
способы возникновения
Специальными основаниями возникновения, присущими только муниципальной собственности, являются: отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов Федерации; финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий.
Специальные способы, носящие характер частного случая, названы в Гражданском кодексе РФ. К ним, в частности, относится поступление в муниципальную собственность имущества, которое в силу закона не может принадлежать собственнику (ст. 238 ГК). В муниципальную собственность может перейти недвижимое имущество, выкупленное у собственника для муниципальных нужд (ст. 239 ГК), в том числе в связи с изъятием земельного участка.
Общими для всех форм собственности, в том числе и для муниципальной, являются такие основания возникновения, как прибыль муниципальных предприятий, учреждений и организаций, имущество, полученное по сделкам, в том числе поступления от сдачи муниципального имущества в аренду, и многие другие способы.
Муниципальное
имущество подлежит пообъектной
регистрации в реестре
Осуществляя права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, органы местного самоуправления имеют право передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с находящимся в муниципальной собственности имуществом иные сделки.
Органы местного
самоуправления вправе в соответствии
с законом создавать предприяти
Органы местного самоуправления вправе координировать их участие в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования, но не могут ограничивать их хозяйственную деятельность, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов РФ.
Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, что подтверждает положение о том, что муниципальная собственность наряду с государственной является самостоятельной формой собственности.
Органы государственной
власти гарантируют право
Допускается приватизация
муниципального недвижимого имущества.
Порядок и условия приватизации
муниципальной собственности
3.Повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности
В сложившейся социально-
Государственная политика, в основу которой положена концепция по управлению муниципальной собственностью, преследует следующие цели:
Для реализации этих целей федеральным органам исполнительной власти необходимо решить следующие задачи:
Понятие «эффективность» применительно к процессу управления государственной собственностью предполагает соответствие деятельности органов государственной власти потребностям, запросам и ресурсам общества.
Представляется целесообразным осуществлять работу по повышению эффективности управления государственной собственностью (в том числе путем снижения объема избыточного государственного и муниципального имущества) по следующим основным направлениям:
1) Одним из важнейших и значимых объектов государственной собственности является земля. Государственные земельные ресурсы, наряду с другими ресурсами государства, должны способствовать развитию экономического потенциала страны. Соответственно, государственная политика в области земельных отношений должна способствовать оптимальному использованию земельных ресурсов для целей развития экономики в целом. Несовершенство земельных отношений выступает как тормоз в развитии общественного производства.
Необходимо завершить кодификацию федерального земельного законодательства путем сведения норм земельного права в едином законодательном акте – Земельном кодексе РФ, что необходимо в целях реализации основных принципов земельного права: платность землепользования и формирование единого объекта недвижимости, включающего в себя земельный участок и расположенные на нем здания, строения, сооружения. В этой связи, в частности, необходимо включить в Земельный кодекс РФ особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения (в связи с чем целесообразно признать утратившим силу Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»), особенности выделения земель под строительство в той части, которая регулируется в настоящее время Градостроительным кодексом РФ, особенности распоряжения лесными участками, которые регулируются Лесным кодексом РФ. В противном случае существенно возрастают риски предпринимателей и инвесторов из-за имеющихся различий в регулировании земельных отношений для различных категорий земель.
В целях ускорения перехода к учету единого объекта недвижимости необходимо внести соответствующие изменения в законодательство о кадастре недвижимого имущества.
2) Представляется необходимым продажа в возможно кратчайшие сроки земельных участков под находящимися в частной собственности объектами недвижимого имущества, что позволит:
- осуществить слияние
земельного участка и расположе
- существенно повысить
кредитоспособность, капитализацию
и конкурентоспособность
Информация о работе Государственная и муниципальные формы собственности