Государственная поддержка развития промышленной переработки мяса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию государственной поддержки развития промышленной переработки мяса.
Задачи исследования. Для достижения цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1.Исследование теоретических основ государственной поддержки развития промышленной переработки мяса.
2.Анализ практики государственной поддержки развития промышленной переработки мяса в Белгородской области.
3.Обоснование направлений совершенствования государственной поддержки развития промышленной переработки мяса.

Вложенные файлы: 1 файл

начало курсовой.docx

— 67.24 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы определяется тем, что мясная промышленность занимает ведущее место среди всех отраслей пищевой промышленности. Предприятия мясной промышленности выпускают многочисленную и многообразную продукцию. Кроме обширного ассортимента пищевой продукции, предприятия мясной промышленности изготовляют технические продукты, медицинские препараты и изделия из рога и кости.

Повышение производительности труда в мясной промышленности будет происходить  за счет организации поточного производства, высокого уровня механизации отдельных  операций и на этой базе создания автоматизированных линий.

Рациональное  и полное использование пищевого сырья повысит мясные ресурсы  страны. Приняты меры к более широкому использованию субпродуктов, белкового  стабилизатора, молочного белка  и растительных добавок.

Дальнейший  рост производства мяса будет происходить  не только за счет увеличения численности поголовья скота, но и повышения его продуктивности. Получит дальнейшее развитие свиноводство, мясное скотоводство.

Для улучшения  торговли и обеспечения населения  мясными продуктами в стране расширяется  сеть специализированных магазинов. Приняты  дополнительные меры по оснащению торговых предприятий необходимым холодильным  оборудованием. В предприятия торговли и общественного питания во все  возрастающем количестве поступают  охлажденное мясо и полуфабрикаты, намечается создание торгово-промышленных павильонов для выработки и продажи  в них сосисок, пельменей, пирожков и котлет из готового фарша.

Степень изученности темы. Проблемам повышения эффективности государственной поддержки мясоперерабатывающих посвящены работы таких отечественных исследователей, как Баутин В.М., Букреев А.М., Веснин В.Р., Выборов E.H., Голубков, Е.П., Деружинский, В.Е., Корнеев, И.М., Чуриков Л.И., Яшин С.Н. и ряда других1.

Проблема исследования обусловлена тем, что в настоящее время совместные целенаправленные меры по поддержке предприятий мясной промышленности на региональном и муниципальном уровнях не получили широкого распространения, несмотря на то, что интересы властей разных уровней совпадают. Это обусловлено: недостаточностью государственной поддержки мясоперерабатывающих предприятий, отсутствием тесной связи между степенью государственной поддержки и реальным уровнем развития промышленной переработки мяса.

В качестве объекта курсового исследования является, государственная поддержка развития промышленной переработки мяса.

Предметом исследования являются методы государственной поддержки развития промышленной переработки мяса на территории Белгородской области.

Цель работы заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию государственной поддержки развития промышленной переработки мяса.

Задачи исследования. Для достижения цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:

1.Исследование теоретических основ государственной поддержки развития промышленной переработки мяса.

2.Анализ практики государственной поддержки развития промышленной переработки мяса в Белгородской области.

3.Обоснование направлений совершенствования государственной поддержки развития промышленной переработки мяса.

Теоретико-методологическая база исследования. Теоретико-методологической основой исследования послужили научные концепции и разработки, изложенные в трудах российских и зарубежных ученых по общим вопросам развития государственной поддержки мясоперерабатывающих предприятий.

Эмпирическую базу курсовой работы составили материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Департамента агропромышленного комплекса Белгородской области2.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трёх разделов, заключения и списнн источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ  I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПЕРЕРАБОТКИ МЯСА

Мясная  промышленность занимает ведущее место  среди всех отраслей пищевой промышленности. Предприятий мясной промышленности выпускают многочисленную и многообразную  продукцию. Кроме обширного ассортимента пищевой продукции, предприятия  мясной промышленности изготовляют  технические продукты, медицинские препараты и изделия из рогов и костей.

Промышленная  переработка  мяса – обработка мяса,  окончательно изменяющая его органолептические и физико-химические показатели.

Основные  задачи государственной поддержки - увеличение доли российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на внутреннем рынке, максимальное снижение сезонных колебаний цен на них, а также создание условий для увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции и развития товаропроводящей инфраструктуры на внутреннем рынке.

Цель  осуществления мероприятий по регулированию  рынка мяса - повышение конкурентоспособности  российской мясной продукции для  обеспечения замещения импорта  на внутреннем рынке. Для достижения поставленной цели необходимо повышение  качества отечественной мясной продукции, а также поддержание уровня рентабельности реализации, обеспечивающего инвестиции для расширения производства.

В современных  условиях федеральным и региональным органам власти необходимо усовершенствовать  механизм государственной поддержки  сельскохозяйственных производите  лей для повышения эффективности  аграрного сектора России.

Отрасли животноводства остро нуждаются  в адекватной системе поддержки  и регулирования сельскохозяйственного  производства. В систему государственного регулирования животноводческой отрасли  в условиях рынка входит прямая финансовая поддержка государства, осуществляемая за счет федерального, регионального и местного бюджетов.

Анализ  этого аспекта проблемы позволяет  сделать выводы, во-первых, о недостаточном  уровне бюджетной поддержки и, во-вторых, о необходимости отказаться от безусловного сохранения всех видов дотирования  год за годом.

Система государственной поддержки должна быть гибкой, отвечать текущим потребностям отрасли, реагировать на меняющуюся экономическую ситуацию, бюджетные  дотации и компенсации, содействовать  структурной перестройке и концентрации производства в основных зонах специализации.

Прямая  государственная поддержка должна быть в первую очередь направлена на стимулирование эффективности животноводческого  производства и отвечать принципам  адресности, «прозрачности» и понятности механизмов для производителей. Государственные денежные выплаты необходимо осуществлять ритмично и в полном объеме в соответствии с бюджетными назначениями и утвержденными порядками. Бюджетные дотации и компенсации надо выплачивать независимо от форм собственности, организации производства и каналов реализации продукции на внутреннем рынке. В целях совершенствования системы прямой государственной поддержки производителей мяса можно было бы прежде всего концентрировать дотационные средства на особенно важных направлениях, своевременно переориентируя их. Параллельно следует использовать единовременные субвенции по ранее утвержденным направлениям, определить участвующих в программах государственной поддержки производителей на конкурсной основе.

Необходимо  также увязывать меры государственной  поддержки с выполнением производителями  мяса определенных условий и обязательств перед государством (за исключением  обязательств при выборе каналов  реализации и определении цен).

Следует ввести механизмы поддержки социальных гарантий в депрессивных регионах и  развития в них альтернативных производств. Для структурной перестройки  АПК отдельных регионов необходимо перепрофилировать их производства, использовать возможности стимулирования экспорта и развития перспективных  производств, замещающих импорт.

Важное  место в системе государственного регулирования занимает ценовая  политика. Государство должно влиять как на процесс ценообразования, так и участвовать в регулировании  продовольственного рынка, создавая предпосылки  для развития сельскохозяйственного  производства в необходимых объемах  и пропорциях. В этих условиях цена выступает средством, а не объектом регулирования3.

Устойчивое  развитие промышленной переработки  мяса как важной составляющей социально- экономической системы региона рассматривается с учетом влияния факторов регионального развития на динамику агропромышленного производства. Устойчивость системы, в ее классическом определении, предполагает способность восстанавливать исходное или близкое к нему качество после любого воздействия, провоцирующего отклонение параметров системы от их первоначального состояния. Вместе с тем, важное требование к устойчивому развитию любой системы, в том числе и регионального развития промышленной переработки мяса, состоит в сочетании экономических, социальных, экологических и иных интересов развития конкретной территории. Сочетание же этих интересов предполагает проведение такой региональной политики, которая бы обеспечивала реализацию указанных интересов4.

Комплексная промышленная переработка животного  сырья позволяет быстро и полностью  использовать все продукты убоя сельскохозяйственных животных для производства не только пищевой, но и ценной технической, кормовой, а также медицинской продукции.

Также стабильность развития предполагает закрепление благоприятных значений его социально-экологогической и социальной-экономической систем. Причем их трудно достичь посредством специфических инструментов государственной аграрной политики, каковыми являются ценовая, налоговая, внешнеэкономическая политика и др., прежде всего, ввиду самоочевидной обусловленности неблагоприятного положения дел в социальной, экономической и экологической подсистемах промышленной переработки мяса, общерегиональной ситуацией. В связи с этим, устойчивость развития промышленной переработки мяса региона является скорее объектом воздействий общих инструментов экономической политики и ее региональной составляющей. Поэтому универсальным инструментом реализации этих сопряженных общерегиональных целей и отраслевых целей региона, служит инвестиционная политика. Дефицит ресурсов последней проявляется в неспособности их продуцировать в значимых объемах региональной экономикой и, тем более, ее агропромышленным комплексом. В этих условиях регион теряет потенциал для продуктивного саморазвития и нуждается во внешних толчках, обеспечиваемых модернизацией всей системы государственного регулирования регионального развития.

Важными аспектами устойчивого развития экономической подсистемы агропромышленного  комплекса региона является эффективность  и надежность ее функционирования. Они структурируются по двум основным направлениям: активизация инвестиционного  процесса через преодоления соответствующего ресурсного дефицита и институциональные  преобразования. В этой связи необходимо отметить, что реализация последнего направления предполагает эффективное  решение целей второго. Подобная обусловленность формируется несовершенством  всего институционального базиса агропромышленного  производства, выражающейся в наличии значительного числа неэффективно функционирующих производственных единиц в агропромышленном комплексе Белгородской области.

География размещения производства различных  видов сельскохозяйственных культур  и их качественные характеристики оказывают  большое влияние на развитие отраслей пищевой промышленности и на их размещение на территории страны. Россия обладает разнообразными почвенно-климатическими условиями, позволяющими производить  широкий спектр сельскохозяйственного  сырья для его переработки  на промышленных предприятиях5.

В отношении  исследуемого Белгородского региона необходимо отметить сохраняющуюся остроту социальной ситуации в сельской местности, обусловленную кризисом общественного производства и переориентацией потока ресурсов в мелкотоварный сектор. В этих условиях активизация инвестиционного процесса как фактора обеспечения устойчивости регионального мясного производства сопряжена с необходимостью институциональной реформы, предполагающей стимулирование развития крупнотоварного сектора и формирования здесь эффективно функционирующих производственных единиц6.

Одним из сдерживающих факторов ускоренного  развития российского мясного животноводства является недостаточно развитая производственно-технологическая  база по убою скота, хранению и сбыту  готовой продукции. Имеющиеся производственные мощности не позволяют получать товарное мясо высокого качества с оптимальными сроками хранения и создают условия  для ввоза больших объемов  мяса импортного производства.

Импортозамещение  за счет увеличения объемов производства мяса и создания современных комплексов по убою и переработке скота обеспечит  условия для конкуренции на отечественном  рынке мяса.

Сложившаяся ситуация в развитии животноводческого  производства агропромышленного комплекса  области показывает, что  при росте  сырьевой базы наблюдается дефицит  убойных и разделочных производств,  изношенность основных фондов действующих  предприятий.

Информация о работе Государственная поддержка развития промышленной переработки мяса