Государственная поддержка развития промышленной переработки мяса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию государственной поддержки развития промышленной переработки мяса.
Задачи исследования. Для достижения цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1.Исследование теоретических основ государственной поддержки развития промышленной переработки мяса.
2.Анализ практики государственной поддержки развития промышленной переработки мяса в Белгородской области.
3.Обоснование направлений совершенствования государственной поддержки развития промышленной переработки мяса.

Вложенные файлы: 1 файл

начало курсовой.docx

— 67.24 Кб (Скачать файл)

Решение данной проблемы как в стране, так  и в области, реализуется путем  строительства современных и  увеличения мощностей действующих  заводов по первичной переработке  скота всех видов, которые обеспечат  условия более полного, комплексного и рационального сбора и использования  побочных сырьевых ресурсов, на долю которых  приходится до 50 процентов массы  убойных животных.

Работа  современных предприятий по убою и переработке скота обеспечит  потребности многих отраслей народного  хозяйства в полноценном отечественном  сырье. В частности, сбор эндокринно-ферментного  и специального сырья позволит возродить  производство отечественных медицинских  и косметических препаратов; кишечное сырье востребовано в медицинской, пищевой и легкой промышленности; шкуры убойных животных будут  использоваться на отечественных предприятиях кожевенной, легкой, обувной и меховой  промышленности.

Эффективная организация системы сбыта является одним из главных условий успешной работы предприятий мясной отрасли.

Сбыт  мясной продукции обычно территориально ограничен местом производства и  регионами, к нему прилегающими. Для  расширения границ реализации продукции  необходима развитая система транспортно-логистических  комплексов (центров), предоставляющих  квалифицированные услуги на рынке  мяса.

Производственный  процесс в мясной промышленности завершается получением как основного  сырья (мясо и субпродукты первой категории, и т.д.), так и побочного сырья, отходов. В настоящее время при эксплуатации традиционных линий по переработке скота сырье полностью используется до 70 процентов от живой массы. При внедрении высокотехнологичного производства до 100 процентов всех видов сырья эффективно перерабатывается. В связи с этим в области создаются новые  современные и увеличиваются мощности действующих предприятий по убою скота, объединенных единым технологическим процессом с крупными животноводческими комплексами7.

Подводя итоги раздела,  можно  сделать следующие выводы.

Во-первых, государственная поддержка развития промышленной переработки мяса понимается как, меры финансового, экономического, управленческого, информационного, организационного и правового характера, направленные для стабильного и эффективного функционирования агропромышленного комплекса.

Во-вторых, государственная поддержка является неотъемлемой частью государственного регулирования и представляет собой совокупность различных рычагов и инструментов, льготного и- безвозмездного финансирования наиболее ущемленных в экономическом отношении предприятий и отраслей.

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПЕРЕРАБОТКИ МЯСА В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Рынок продукции  свиноводства следует рассматривать  как отдельный сегмент рынка  мяса и продуктов его переработки. Структурно рынок продукции свиноводства может быть представлен тремя  специализированными сегментами рынка: живых чистопородных свиней, не предназначенных  для забоя; молодых животных, предназначенных  для откорма и последующего забоя; свиней, подлежащих забою, забитых свиней и продуктов их убоя8.

Уровень спроса на продукцию свиноводства достаточно четко реагирует на изменение  доходов населения и уровня цен. По экспертной оценке специалистов Мясного  союза России, объем российского  рынка свинины в денежном выражении  составляет 5-6 млрд. долл. в год.

Животноводство в  Белгородской  области  на  сегодняшний  день является ведущей отраслью сельского  хозяйства. По уровню собственного производства продукции животноводства область  относится к самообеспечиваемым регионам.  Более того,  в  современный  период она является лидером среди  российских регионов по уровню производства мяса скота и птицы в живом  весе, а по уровню потребления мяса на душу населения превышает среднероссийское значение на 33% (92 кг против 69 по России в 2010 году).

Начиная с 2006 года – с момента переориентации государственной аграрной политики на развитие животноводства и её подкрепление государственным финансированием, можно констатировать определенную степень стабилизации и роста  поголовья и производства продукции  свиноводства (таблица 1).

 

 

Таблица 1

Динамика  поголовья свиней в Белгородской области млн. голов

Показатели

Годы

2010 г. в % к 2005 г.

1991

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Белгородская область

0,9

0,5

0,6

0,8

1,1

1,7

2,1

2,1

в 4 р.

Центральный ФО

8,3

3,2

2,7

3,3

3,6

4,2

5,0

5,2

в 2 р.

Российская Федерация

35,4

15,8

13,8

16,2

16,3

16,2

17,2

17,2

124,7

Доля Белгородской области в общем  поголовье свиней в ЦФО, %

10,5

14,8

20,1

25,5

31,2

39,4

41,4

40,9

в 2 р.

Доля Белгородской области в общем  поголовье свиней в РФ, %

2,5

3,0

3,9

5,2

6,9

10,3

11,9

12,4

в 3,2 р.


 

Производство  свинины в Белгородской области  характеризуется углублением специализации  и кооперации, высоким применения прогрессивных технологий промышленного  типа, глубоким разделением и кооперацией  труда, поточным и ритмичным выпуском крупных объемов продукции.

Анализ  причин изменения структуры и  объёмов производства мяса свиней позволяет  отметить, что при существующем уровне ведения отрасли на ее эффективность  оказывают влияние 3 группы факторов: климатические, технологические, экономические. При этом финансово-экономический  кризис вызвал рост цен на энергоносители, материально-технические ресурсы, инфраструктурные и транспортные услуги, что повлияло на себестоимость производства и  реализации мяса9.

Оценивая  деятельность предприятий отрасли, следует отметить, что главными факторами, определяющими эффективность производства мяса, являются высокие производственные затраты. Сравнивая результаты 2010 г. с 2005 г., следует отметить, что себестоимость  реализации мяса свиней в целом повысилась 53 процента10.

В курсовой приводится уровень себестоимости производства 1 центнера свинины на промышленных предприятиях, который показал рост её уровня с 2933 руб. в 2005 г. до 4327 руб. в 2010 г, а также структуры затрат на производство мяса свиней, который свидетельствует о неравномерности в изменении их удельного веса: стоимость кормов увеличилась на 47,8%, возросли расходы на содержание основных средств, электроэнергию, ветеринарное и транспортное обслуживание.

Важным  показателем в структуре себестоимости производство одного центнера привеса свиней является доля затрат на корма. Она варьирует по годам со средним уровнем 58%. Поскольку развитие свиноводства во многом определяется состоянием кормой базы, очень важным представлялось проследить структуру расходуемых свиньям кормов (таблица 5). Удельный вес концентрированных кормов увеличивается. При этом также увеличивается удельный вес комбикормов в общем расходе концентрированных кормов свиньям, в 2010 г. они составили 68,8%11.

Анализ  основных экономических показателей  свидетельствует о том, что за последние 5 лет производство мяса свиней является прибыльной отраслью. Рентабельность свиноводства в среднем за 2005-2010 гг. составляет 44%. При этом, продукция выращивания на 1 гол. увеличилась по сравнению с 2005 г. на 76 кг, что повлияло на уменьшение затрат труда на 1 центнера прироста живой массы на 55,1%12.

Эффективность производства находится в прямой зависимости от уровня продуктивности животных. Расчетами установлено, что  рост уровня продуктивности свиней на 10% ведет в среднем к снижению затрат труда и себестоимости 1 центнера привеса на 5,3 и 7,7% соответственно, а уровень рентабельности при этом возрастает на 2,3%.

Таким образом, все эти факторы в совокупности с несовершенным законодательством  могут отрицательно повлиять на дальнейшее развитие регионального рынка продукции  свиноводства, это позволяет сделать  вывод о том, что в области  есть большие потенциальные возможности  насыщения ёмкости как внутреннего  рынка, так и российского продовольственного рынка мясом свиней отечественного производства. Затраты на производство и реализацию продукции из года в  год растут, на них влияет механизм ценообразования на сырьё и услуги, а также инфляционные процессы13.

Среди возможных  направлений развития рынка продукции  свиноводства Белгородской области  в курсовой рассматриваются следующие: государственная поддержка, модернизация инфраструктуры товародвижения и фирменной торговли, интеграция и расширение ассортимента продукции свиноводства.

Основой развития рынка продукции свиноводства должно стать импортозамещение за счёт товарного мяса свиней отечественного производства на базе создания современных  комплексов по убою скота, развитие инфраструктуры и логистического обеспечения, расширение возможностей по срокам хранения сырья  и готовой продукции.

Как показывает мировой опыт, особую роль на развитие рынка мяса свиней оказывает государственное  регулирование, которое включает в  себя: применение субсидий, дотаций; льготное кредитование; льготное налогообложение.

Устойчивому развитию свиноводства во многом способствует организационная и финансовая поддержка, оказываемая федеральными и региональными  органами власти в процессе реализации программ и мероприятий по поддержке  данного направления мясного производства14.

Проведённый анализ показал, что законодательно меры косвенного регулирования так  и не заработали в полной мере. Защита отечественного рынка мяса от импортной  продукции становиться важным направлением функционирования рынка свинины. Она  реализуется через комплекс мер, центральное место среди которых  должна занимать тарифно-таможенная защита, а также в числе мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности на рынке свинины представляются целесообразным введение института  лицензирования импортеров, а также  складов и хладокомбинатов с  налаживанием надежной системы мониторинга  запасов мяса на них.

Ввиду высокого риска заболевания свиней эпизоотическими  заболеваниями, дефицита и нестабильности кормовой базы отрасли представляется необходимым законодательное закрепление  обязательного страхования животных с применением полновестного  инструмента его государственной  поддержки и в нашей стране. Из федерального бюджета должно компенсироваться не менее 50% страховых платежей товаропроизводителей.

Меры  государственного регулирования должны отвечать интересам отечественных  производителей, переработчиков и потребителей мяса свиней. Основная задача государственного управления состоит в том, чтобы  обеспечить оптимальную пропорциональность развития внутреннего рынка продукции  свиноводства.

Дальнейшее  обеспечение расширенного воспроизводства  отрасли на уровне рентабельности производства свинины и реализации свиней не менее 30%, который может быть обеспечен  государственной поддержкой и за счет сокращения издержек на производство и реализацию продукции свиноводства.

Реализованная областная целевая Программа  «Развитие свиноводства в Белгородской области на 2005 - 2010 гг»., позволила вывести отрасль на качественно новый уровень. В отрасли созданы мощности по производству товарной свинины 410 тыс. т, забою и переработке 430 тыс. т свинины в живом весе в год. За период с 2005 по 2010 гг. были введены в эксплуатацию следующие объекты в разрезе агрохолдинговых компаний:

Агропромышленный  холдинг «Мираторг-Белгород» - завершено  строительство 9 свиноводческих комплексов с общим объёмом производства свиней в живом весе 130,0 тыс. т  в год. По итогам 2010 г. производство свинины составило 131,6 тыс. т.

В состав ООО «ГК Агро-Белогорье» входят 12 свиноводческих комплексов с объёмом  производства свиней в живом весе 105,0 тыс. т в год. По итогам 2010 г. производство свиней на убой в живом весе составило 100,2 тыс. т.

ОАО «Белгородский  бекон», входящее в состав холдинговой  компании ООО «РусАгро», ввело в  эксплуатацию 6 свиноводческих комплексов мощностью 60,0 тыс. т15.

ЗАО «Алексеевский  бекон» завершено строительство  и введено в эксплуатацию 5 свиноводческих комплексов проектной мощностью 33,7 тыс. тонн мяса свиней в живом весе в год.

Следует отметить, что рост производства свинины  в области, выявил проблему нехватки мощностей в сфере первичного убоя и переработки скота, следствием этого крупные агрохолдинги начали создавать свои цеха по убою и переработке скота. Так в 2009 г. АПХ «Мираторг» был введён в эксплуатацию завод по убою и глубокой переработке свиней проектной мощностью 2 млн. голов в год. В 2010 г. введена в эксплуатацию первая производственная площадка мясоперерабатывающего завода ООО «МПЗ ГК Агро-Белогорье» в рамках реализации инвестиционного проекта «Строительство бойни мощностью 250 голов в час в Яковлевком районе области и завода по переработке свинины, включая фасовку в потребительскую упаковку». Кроме того в области функционирует 15 крупных мясокомбинатов, ёмкость холодильных камер единовременного хранения составляет 10,5 тыс. тонн16.

Информация о работе Государственная поддержка развития промышленной переработки мяса