Государственная политика в социально-культурной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2015 в 10:22, контрольная работа

Краткое описание

Современные параметры управления и его эволюция определяются многогранными процессами смены социально-экономической и политической систем. Они обострили внимание к вопросам управления, особенно государственного. В оценке их появились крайние суждения. Одно из них сводится к тому, чтобы убрать государственные регуляторы их сферы экономики. Встречается также исключительно негативная оценка роли государства в отдельных социально-культурных областях. Отсутствие в Конституции Российской Федерации термина «государственное управление» привело к появлению точки зрения о неправомерности признания государственного управления как государственно-правовой категории.

Содержание

Введение
1. Государственная политика социальной сферы и ее основные цели
2. Влияние рыночной экономики на государственную политику в социально-культурной сфере
3. Основные направления социальной политики. Роль государства в создании социальных программ
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Государственная политика в социально.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

 


 


МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  

по дисциплине:

Экономика и предпринимательство в СКСиТ

на тему:

Государственная политика в социально-культурной сфере

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 3-го курса

заочного отделения

№ зач.кн. 1020123057

Фоминых Ю.В.

 

Проверил:

К.э.н. доцент

Попова Н.Н.

 

 

Йошкар-Ола

2004

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. Государственная политика социальной  сферы и ее основные цели

2. Влияние рыночной экономики на государственную политику в социально-культурной сфере

3. Основные направления социальной политики. Роль государства в создании социальных программ

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современные параметры управления и его эволюция определяются многогранными процессами смены социально-экономической и политической систем. Они обострили внимание к вопросам управления, особенно государственного. В оценке их появились крайние суждения. Одно из них сводится к тому, чтобы убрать государственные регуляторы их сферы экономики. Встречается также исключительно негативная оценка роли государства в отдельных социально-культурных областях. Отсутствие в Конституции Российской Федерации термина «государственное управление» привело к появлению точки зрения о неправомерности признания государственного управления как государственно-правовой категории.

Эти суждения следует признать сомнительными.

Во-первых, в современных условиях государство в силу генезиса и своей природы призвано осуществлять экономическую и социально-культурную политику. Оно выражает при этом различные общественные интересы, но выключение его из упомянутых сфер не позволит ему обеспечить эти интересы.

Во-вторых, значимость государства в экономической и социально-культурной сфере подтверждена историческим отечественным и зарубежным опытом. В кризисной ситуации, в которой находится сегодня наша страна, роль государства не только ослабевает, а напротив, усиливается. Одной из мер реанимации экономики в Германии, Японии и других странах после Второй мировой войны было усиление централизованного государственного управления экономикой, а также социально-культурной сферой (образование, идеология, развитие культуры и др.). Аналогичная мера, как известно, была осуществлена при проведении реформ Ф. Рузвельтом в США.

В-третьих, социальные блага не могут обеспечиваться сами по себе, здесь необходим жесткий контроль государства, так как финансирование в социально-культурной сфере должно быть стабильным, для этого создается государственный бюджет, который пополняется посредством налогов, а те в свою очередь устанавливаются и контролируются соответствующими государственными органами. Отсутствие государственного регулирования может привести к анархии и хаосу в социально-культурной сфере, которая может прекратить свое существование.

В-четвертых, государство не противостоит экономике в социально культурной сфере, а располагает значительными потенциальными возможностями для стимулирования ее эффективного функционирования.

В-пятых, государство необходимо как гарант против внешней экспансии в важнейшие сферы жизни нашего общества, и хотя происходит перенимание зарубежного опыта в положительную сторону в сфере экономики и культуры, тем не менее государство должно сдерживать отрицательное влияние и воздействие на внутреннюю экономику и национальные интересы.

Поэтому считается, что  государство играет активную роль в руководстве экономической и социально-культурной сферах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Государственная политика  социальной сферы и ее основные  цели

  Значимость социальной сферы трудно переоценить, где бы ни проводилась подобная политика в этой области. В какой бы стране не жили люди, чьим интересам служит социальная политика. Сфера социальной политики – часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе. Государственное регулирование социально-экономических отношений, будучи одной из предпосылок экономического развития общества и особой формой управления, выступает в качестве важнейшей составляющей экономической политики государства. Сложные, конфликтогенные проблемы современного мира невозможно решить с помощью исключительно технологических инноваций и экономических средств.

Выполнение социальных функций, возложенных на государство, осуществляется через систему законодательных и исполнительных органов власти на уровне Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Изучение социальных явлений и процессов проводятся по всему миру, только с помощью исследований и создания системы управления, возможно, обеспечить удовлетворение социальных потребностей общества. Именно четкая стратегия управления социальной сферой и социальными процессами обеспечивает решение экономических и социальных задач развития общества. Недооценка роли социального управления особенно опасна в условиях переходной экономики, так как именно она является мощным средством оживления производства, предотвращение кризисов, улаживания конфликтов, возникающих вследствие проходящих в экономике преобразований.

Управление социальными процессами и социальной сферой всех уровнях власти является сложной и комплексной системой. Комплексная система социальной политики – деятельность государства, общества «по согласованию интересов различных социальных групп и социально-территориальных общностей в сфере производства распределения и потребления».

Основной закон нашей страны — Конституция РФ, в полной мере отразила в своих статьях положения Всеобщей Декларации прав человека. Российская Федерация согласно Конституции РФ является социальным государством. Цель проводимых в стране реформ – построение социально ориентированной рыночной экономики. Социальная политика переходного периода характеризуется тем, что она формируется в условиях исторической совмещенности процессов полного обновления государства и общества. Пассивность, неорганизованность, социальная бесструктурность служат питательной средой для перекосов социальной политики в сторону бесконтрольных и безответных действий властей. Основными целями социальной политики государства на современном этапе социально-экономического развития России являются:

- создание каждому дееспособному  гражданину условий, позволяющих  ему трудом, предприимчивостью поддерживать  собственное благосостояние;

- усиление адресной социальной поддержки со стороны государства, в первую очередь, слабозащищенных групп населения;

- осуществление комплексных мер  и специальных программ в области  оплаты труда и пенсионного  обеспечения, политики занятости;

- реформирование социальной сферы на основе разумного сочетания принципов платности и бесплатности услуг здравоохранения, образования, культуры;

- формирование новой жилищной  политики, общефедерального рынка  жилья, стимулирование всех видов  экономически эффективного жилищного  строительства, изменение порядка оплаты населением жилья и коммунальных услуг.

Финансирование социальных мероприятий, кроме бюджетов всех уровней, также являются внебюджетные социальные фонды: пенсионный, социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, которые независимы от федеральных, региональных и местных бюджетов.

Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную, привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.                                                  

Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер  экономики и расширение социальных услуг населению.

Органы местного самоуправления и органы власти субъектов Федерации в пределах своих полномочий могут использовать финансовые ресурсы для проведения социальных программ.

В настоящее время в России вопросы социального формирования завоевывают особую актуальность, потому что на данном этапе в социально-культурной сфере стабильность не достигнута и чтобы уровень жизни в нашей стране повысился нужно много работать не только государству как контролирующему, но и как исполняющему свои функции.                                                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

2. Влияние рыночной экономики на государственную политику в

 социально-культурной сфере

Российская Федерация является социальным государством. Цель проводимых в стране реформ – построение социально ориентированной рыночной экономики.

Социальная рыночная экономика, как особый тип хозяйственной системы характеризуется не просто высоким уровнем благосостояния населения. Ее отличает набор социально-экономических инструментов, которые направляют функционирование всех элементов этой системы на реализацию целей социальной справедливости, защищенности, высокого уровня и качества жизни.

Российская государственная политика разрабатывается по многим аспектам и направлениям. Ее важной составной частью является социальная политика.

Основными направлениями социальной политики государства на современном этапе социально-экономического развития России являются:

- создание каждому дееспособному  гражданину условий, позволяющих  ему трудом, предприимчивостью поддерживать  собственное благосостояние;

- усиление адресной социальной  поддержки со стороны государства, в первую очередь, слабозащищенных групп населения;

- осуществление комплексных мер  и специальных программ в области  оплаты труда и пенсионного  обеспечения, политики занятости;

- реформирование социальной сферы  на основе разумного сочетания принципов платности и бесплатности услуг здравоохранения, образования, культуры;

- формирование новой жилищной  политики, общефедерального рынка  жилья, стимулирование всех видов  экономически эффективного жилищного  строительства, изменение порядка оплаты населением жилья и коммунальных услуг.

Государственная социальная политика проводится с учетом объективных особенностей регионов. Она гарантирует равные качество и условия жизни для населения вне зависимости от места проживания. Для этого принимаются меры по выравниванию межрегиональных различий в доходах, уровне занятости, социальной инфраструктуре, транспортной сети, обеспечению на всей территории страны государственных дифференцированных стандартов.

Государство, проводя социальную политику, использует следующие инструменты:

- социальные гарантии. Базой социальных  гарантий служит часть национального богатства: земля, недра, инфраструктура. Она передается в пользование корпорациям (государственным, частным и отдельным лицам) под контролем государства. Они вносят плату за использование, которая образует фонды социального развития. Социальные гарантия обеспечиваются на законодательной основе, которая финансирует обязанности и ответственность государства пред гражданами и перед государством. Бюджетные расходы на социальные нужды по ведущим статьям являются защищенными. В приоритетном порядке выделяются средства на реализацию федеральных программ поддержки семьи и детства, инвалидов и пожилых людей, охрану здоровья. Созданы четыре специальных внебюджетных фонда: пенсионный фонд, фонд занятости, социального и фонд медицинского страхования. Бюджеты этих фондов составляют более 40% по отношению к расходам федерального бюджета.

- минимальные социальные стандарты. Социальные стандарты являются средством обеспечения прав граждан в области социальных гарантий. Они необходимы для определения финансовых нормативов. К минимальным социальным стандартам относятся прожиточный минимум, нормативы обеспечения жильем, нормативы в области охраны здоровья, образования, культуры, условий и охраны труда, занятости, нормативы состояния окружающей среды.

   Стандарты разрабатываются  на единой правовой базе, общих  методических принципах. Они используются при формировании бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов до утверждения государственных минимальных стандартов.

- потребительские бюджеты служат  основой для планирования поддержки малообеспеченных слоев населения. Также минимальной потребительский бюджет используется для расчета минимальной оплаты труда и пенсий. Прожиточный минимум включает в минимально приемлемые нормы питания и расходов на непродовольственные товары (жилье, лекарства) и исчисляется на основе потребительской корзины. Прожиточным минимумом фиксируется официальная черта бедности. Он исчисляется для различных социальных групп и служит правовой основой для разработки социальных программ.

Информация о работе Государственная политика в социально-культурной сфере