Планирование в социально-культурной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 19:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследование технологий планирования в учреждениях социально-культурной сферы, а также приобретение и освоение новых знаний по этой проблеме.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие планирования как функцию менеджмента,
- представить типологию планов,

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Планирование как функции управления………………………………7
1.1 Понятие планирования………………………………………………….........7
1.2 Типология планов в учреждениях социально-культурной сферы……......13
1.3 Методы планирования……………………………………...…….…………21
Глава 2. Современные состояния и проблемы планирования деятельности учреждений культуры…………………………………………...30
2.1 Проблемы планирования деятельности учреждений культуры Российской Федерации………………………………………………………….30
2.2 Региональный опыт и проблема планирования деятельности учреждений культуры………………………………………………………...…37
Глава 3. Практические рекомендации по совершенствованию технологий планирования Пермского Планетария……………………………49
Заключение……………………………………………………………………….56
Список использованных источников……………

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие планирования.docx

— 100.58 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...4

Глава 1. Планирование как  функции управления………………………………7

    1. Понятие планирования………………………………………………….........7
    2. Типология планов в учреждениях социально-культурной сферы……......13
    3. Методы планирования……………………………………...…….…………21

Глава 2. Современные состояния  и проблемы планирования         деятельности учреждений культуры…………………………………………...30

2.1 Проблемы планирования деятельности учреждений культуры  Российской Федерации………………………………………………………….30

2.2 Региональный опыт и проблема планирования деятельности    учреждений культуры………………………………………………………...…37

Глава 3. Практические рекомендации по совершенствованию          технологий планирования Пермского Планетария……………………………49

Заключение……………………………………………………………………….56

Список использованных источников…………………………………………..58

Приложения………………………………………………………………...……61

 

 

 

 

 

Введение 

Актуальность  темы. Современные проблемы развития социально-культурной сферы (культуры, образования, туризма, спорта) во многом связаны с совершенствованием управления, основой которого является планирование как центральное звено, главный элемент не только хозяйственного механизма, но и стратегии действий. Проводимая в стране экономическая реформа, появление новых форм собственности, в том числе в отраслях культуры, образования, усиление самостоятельности в учреждениях социально-культурной сферы, экономической и хозяйственной деятельности, изменение всей сформировавшейся в советское время системы ценностей, норм, представлений о мире привели к обретению социально-культурной сферой большей свободы как в творческом, так и в организационном отношении. На данном этапе одна из основных задач учреждений культуры – это чёткое и качественное планирование всех её сфер деятельности. Для этого необходимо полное и всестороннее изучение современных методов и технологий планирования.

Социальная значимость работы заключается в том, что современный посетитель учреждения культуры стал более требовательным, к предоставляемым ему культурным услугам. Поэтому перед руководителями учреждений культурно-досуговой сферы остро встаёт вопрос о всестороннем исследовании культурных и досуговых запросов населения. Для того, чтобы опираясь на полученные данные качественно и выгодно спланировать деятельность своего учреждения, используя необходимые технологии планирования.

Цель работы: исследование технологий планирования в учреждениях социально-культурной сферы, а также приобретение и освоение новых знаний по этой проблеме.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие  планирования как функцию менеджмента,

- представить типологию  планов,

- раскрыть методы планирования  в учреждениях социально-культурной  сферы,

- проанализировать современное  состояние и проблемы планирования  деятельности учреждений культуры,

- раскрыть проблемы деятельности  учреждений культуры в Российской  Федерации,

- исследовать региональный опыт и проблемы деятельности учреждений культуры,

- разработать практические рекомендации по совершенствованию технологий планирования в Пермском Планетарии.

Предметом исследования являются технологии планирования в учреждениях социально-культурной сферы, объектом исследования является планирование в учреждениях социально-культурной сферы.

Методы исследования данной работы:

- метод эмпирического исследования (анализ научной литературы),

- метод теоретического исследования (метод теоретического анализа),

- метод контент анализа,

- метод обработки материала

Степень разработанности  проблемы. Данная проблема хорошо освещается в литературе. Для написания курсовой работы были использованы следующие авторы: Е. Л. Кудрина и Л. И. Рудич, подробно описывающие систему планирования в учреждениях социально культурной сферы; В. М. Чижиков и В. В. Чижиков, рассматривающие планирование как одну из функций менеджмента. В статье Алексановой Ж. А. «Планирование деятельности учреждений культуры рассматривается история планирования, изменение функций планирования в связи с политическими и экономическими преобразованиями. В статье Струковой О. П. «Планирование – важнейшая функция управления» рассматриваются функции и методы планирования, виды планов. В статье Дукачевой Л. В. проанализированы основные предпочтения граждан в сфере культуры и культурных услуг. Также были использованы статьи Зайденверга Г. А., Устюжаниной Л. В., Зайцева Г. А., Ильина А. И. и др.

Хотелось бы отметить недостаточное количество авторефератов, касаемо этой темы (найденные мной авторефераты либо косвенно касаются темы планирования, либо являются не актуальными) и полное отсутствие литературы о мировом опыте планирования в учреждениях социально-культурной сферы.

Работа состоит из введения, основной части, включающей три главы, заключения, списка использованной литературы и семи приложений. Состоит из 74 страниц. В первой главе рассматривается понятие планирования, типология планов и методы планирования в учреждениях социально-культурной сферы. Во второй главе описан мировой опыт планирования, рассмотрены основные проблемы деятельности учреждений культуры в Российской Федерации на региональном уровне. В третьей главе предоставлены практические рекомендации по совершенствованию технологий планирования в Пермском Планетарии. В заключении подведены итоги данной курсовой работы. В приложении имеются примеры планов различных учреждений культуры.

 

 

Глава 1. Планирование как функция менеджмента

В данной главе рассмотрено понятие планирования как функции менеджмента, понятие цели и миссии учреждения культуры; указаны необходимые требования, которым должен отвечать процесс планирования. Перечислены основные виды планов и рассмотрены методы планирования в учреждениях социально-культурной сферы. Использованы труды таких авторов как Е. Л. Кудрина, Л. И. Рудич, В. М. Чижиков, В. В. Чижиков, А. П. Ильин, статьи Ж. А. Алексановой, О. П. Струковой, Л. В. Дукачевой и др.

1.1 Понятие планирования

Современная система культурного  обслуживания требует от коллективов  учреждений эффективного владения инструментами  современного менеджмента в сфере  культуры. Одним из них является планирование деятельности организаций  культуры.

Планирование – это  процесс определения целей и  показателей деятельности учреждения на будущее, а также постановки задач и оценки необходимых для их решения материальных и людских ресурсов [14, с 219]. Планирование является одной из общих функций управления. Связь планирования с другими общими функциями управления представлена в приложении  (см. приложение 1). Согласно данному приложению можно сделать вывод, что функция планирования тесно связана с другими функциями управления. Наиболее тесно она сочетается с функцией принятия решений, так как планирование есть не что иное, как принятие решений на перспективу, близкую или дальнюю.

Функции управления – это  конкретные формы воздействия субъектов  управления на социально-экономические  процессы. Функции управления в своей  основе объективны и являются формами  реализации управленческих отношений [26, c 7]. А. И. Ильин отмечает, что «процесс управления выступает как объективно предопределённая система функций, которая носит название управленческого цикла, а сами функции называются стадиями управленческого цикла» [13].

Планирование как функция  - это интегративный процесс определения конкретных действий по развитию учреждения. Оно служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой деятельность, предусматривающую выработку задач управления учреждением, коллективом, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей и распределения необходимых для этого ресурсов [26, c 7].

О. П. Струкова в статье «Планирование  важнейшая функция управления»  отмечает, что содержание планирования как  функции управления состоит  в обоснованном определении основных направлений развития учреждения с  учётом материальных источников его  обеспечения и спроса «культурного продукта». Сущность планирования проявляется  в конкретизации целей развития всего учреждения и каждого подразделения  в отдельности на установленный  период; определение задач, средств  их достижения, сроков и последовательности реализации; выявление материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых  для решения поставленных задач. Именно планирование обеспечивает взаимоувязку между структурными подразделениями, включающими всю цепочку: разработку, подготовку и проведение мероприятий. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование спроса у населения. Хорошо налаженная система планирования даёт возможность получить максимальный результат при минимально необходимых затратах [22].

Необходимо помнить, что  содержание работы, формы и методы должны способствовать решению поставленных задач, соответствовать уровню развития коллектива, учитывать психолого-возрастные особенности работников, а также членов творческих коллективов, соответствовать алгоритмам планирования, установленным в учреждении культуры.

Планирование является сложным  и неоднозначным процессом, который  предполагает определённый уровень  знаний, умений и навыков. В организации  планирования особое внимание следует  уделить целям социокультурного учреждения и их постановке, потому что именно с этого начинается процесс планирования.

Цель – это желаемое состояние будущего, достичь которого стремиться организация, она и существует ради определённого результата, в  процесс достижения которого вовлечены все её сотрудники.

Миссия учреждений социокультурной  сферы определяется общими стратегическими  целями – формированием и развитием  человека в окружающей его социально-культурной среде. В эпицентре социально-культурной деятельности находится личность, её духовное развитие и воспитание, раскрытие  творческого потенциала, личностного  сознания и поведения, способность  к социальной адаптации, защите от социальных потрясений. Вместе с тем, каждое учреждение социокультурной сферы имеет  и свои индивидуальные социально-культурные задачи и функции, которые определяют их мисси.

Типы социокультурных  учреждений определяются миссией и  характером программируемой деятельности. Здесь можно выделить несколько  больших групп учреждений, отличающихся в целом по характеристикам культурных процессов, по формам поведения аудитории, хотя внутри них существует множество  градаций этих характеристик:

- культурно-досуговые учреждения, характеризующиеся полифоничностью  форм культурного сервиса, многообразием  микросред в структуре, подчинённых  единой цели: создание условий  для индивидуального выбора занятий;

- рекреационно-досуговые  учреждения ориентированы на  развитие досуговой самореализации  людей, привлечение новых групп  участников, разнообразие видов  занятий, учёт актуального спроса  на культурные программы;

- музейно-выставочные представляют  собой архив ценностей культуры;

- концертно-зрелищные учреждения  несут праздничность, зрелищность  протекаемого процесса;

- театральные учреждения нацелены на распространения искусства, воспитание зрителя, сохранение театральных традиций и апробирование инновационных театральных постановок;

- социально-защитные учреждения  реализуют социальные программы  помощи социально незащищённых  слоев населения.

Приведённый перечень учреждений социально-культурной сферы далеко не охватывает весь многообразный набор  направлений социально-культурной деятельности и типов учреждений, а лишь демонстрирует возможные  варианты целевой миссии в их деятельности [26].

Кудрина Е. Л. в статье «Система планирования в организации социально-культурной сферы» говорит о том, что планирование как процесс должно отвечать следующим  требованиям:

  • Быть системно-адресным. Это означает, что все субъекты или объекты, объединённые плановыми процедурами управляющей системы, должны входить именно в эту систему и быть жёстко связанными между собой совокупностью причинно-следственных связей или управляющих воздействий. Если такой связи нет, то тогда план по сути своей становится пожеланием руководителя или прогнозом;
  • Обеспечиваться ресурсами. Разработанный в ходе планирования перечень действий по достижению необходимого целевого состояния системы должен быть реализован с помощью тех средств, которые есть в распоряжении управляющей системы. Если в момент планирования становится ясно, что система не располагает необходимыми и достаточными ресурсами для достижения цели или не могут быть определены пути её достижения, то план не имеет смысла разрабатывать. Если же план был разработан, а в ходе его реализации запланированное состояние не достигнуто, то можно сделать вывод, что или управляющая система работает неэффективно, или разработанный план был нереальным;
  • Быть как автономным (если субъект сам осмысливает свою предстоящую деятельность и намечает план и программу своих действий или формирует состояние свое системы, исходя из собственных представлений о цели и смысле своей деятельности), так и директивным (когда система получает из вне утверждённый план и должна либо реализовать его без какой-либо корректировки, либо разработать на его основе собственный план, соответствующий полученным директивам);
  • Быть конкретным, в виде строгих и однозначно трактуемых показателей [14].

Информация о работе Планирование в социально-культурной сфере