Государственная политика регулирования неравенства доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в применении показателей системы национального счетоводства к рассмотрению тенденций распределения доходов домашних хозяйств в России с 1995 по 2010.
В соответствии с данной целью, мы поставили перед собой следующие задачи:
• рассмотреть сущность доходов на основе показателей СНС;
• проанализировать дифференциацию доходов на основе показателей СНС;
• изучить методы регулирования доходов.

Содержание

Введение 3
1. Доходы как экономическая категория 5
1.1. Доходы как элемент финансов 5
1.2. Доходы как элемент СНС 8
2. Дифференциация доходов населения России 12
1.3. Причины неравенства доходов населения 12
1.4. Основные показатели дифференциации доходов населения 13
1.5. Межрегиональная дифференциация доходов 15
1.6. Межотраслевая дифференциация заработной платы 17
2. Государственная политика регулирования неравенства доходов 21
1.7. Прямые1методы1регулирования неравенства доходов 23
1.7.1. Минимальная заработная плата 23
1.7.2. Регулирование оплаты труда в бюджетной сфере 26
1.8. Косвенные методы регулирования неравенства доходов 27
1.8.1. Антиинфляционная политика 27
1.8.2. Регулирование занятости 29
1.8.3. Регулирование налогов 31
Заключение 33
Список литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая снс готовая!.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

     «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И   ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ» 

     Кафедра экономической теории 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     по дисциплине: «Система национального счетоводства»

     Тема: «Тенденции  распределения доходов домашних хозяйств в России с 1995 по 2010» 
 
 
 
 

                                                        Выполнили: Супрун В.А., Ершова Н. Е.,

     студентки 3 курса группы 09125

     Научный руководитель: Брызгалова И. В.,

     К.Э.Н., доцент  
 
 
 
 

     Новосибирск, 2011

         Содержание

     Введение

     Проблемы  неравенства в России за последнее десятилетие стали предметом активных общественных дискуссий, которые ведутся экономистами, социологами и представителями других наук. Этой проблемой занимается множество ученых экономистов, таких как Анисимова Г.В., Вахитов Г.З., Озерова К.А., Глущенко К.П., Нуреев Р.М.

       Одной из главных социальных проблем современной России является наличие большого контингента бедных в стране и резкая дифференциация работающего населения по материальному уровню благосостояния. Это вызвано в первую очередь диспропорциями в оплате труда по видам экономической деятельности, регионам, низкой эффективностью действующих механизмов регулирования дифференциации, в значительной мере обусловленного отсутствием глубокого теоретического анализа причин и факторов формирования неравенства.

     Дифференциация  доходов населения, один из важнейших  социально–экономических показателей, характеризующий степень неравномерности распределения материальных благ между членами общества. Доход главный источник благ в современном обществе. А потому наша тема является актуальной. Вместе с тем, вопросы регулирования дифференциации доходов населения между субъектами страны и экономической деятельности исследованы недостаточно. В условиях значительного расслоения населения по доходам назрела необходимость разработки подходов к регулированию процессов межрегиональной дифференциации доходов, особенно в сложной региональной структуре России. Это также будет рассмотрено нами в курсовой работе.

     Цель  данной работы заключается в применении показателей системы национального счетоводства к рассмотрению тенденций распределения доходов домашних хозяйств в России с 1995 по 2010.

     В соответствии с данной целью, мы поставили  перед собой следующие задачи:

  • рассмотреть сущность доходов на  основе показателей СНС;
  • проанализировать дифференциацию доходов на основе показателей СНС;
  • изучить методы регулирования доходов.

     Объектом  исследования являются доходы.

     Предметом исследования являются показатели системы национального счетоводства.

1. Доходы как экономическая категория

    1. Доходы как элемент финансов

     Доходы  населения – это совокупность денежных и натуральных средств, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный период. Их роль в жизнедеятельности человека определяется тем, что уровень и структура потребления населения прямо зависят от величины (размера) дохода.

     При анализе, измерении и прогнозировании  уровня доходов используются различные  виды и показатели доходов. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

     По  вещественной форме доходы подразделяются на денежные и натуральные.

     Денежные  доходы населения — все поступления  денежных средств в виде оплаты труда  работающих лиц; пенсии, стипендии, различные  пособия, доходы от собственности в  виде процентов, дивидендов, ренты, поступления  денег от продажи акций, ценных бумаг, недвижимости, скота, продуктов сельского хозяйства, различных изделий и других товаров (включая продажи на неофициальном рынке), оплата оказанных на сторону различных услуги и др.

     Натуральные доходы населения — все поступления  продуктов сельского хозяйства: продуктов земледелия, скотоводства, птицеводства; различных изделий, услуг и другой продукции в натуральной форме, (шт., кг, м, кв.м, куб.м, час.), получаемых с приусадебных, садово–огородных участков, личного подворья, домашнего хозяйства, самозаготовки даров природы, предназначенных для личного, семейного потребления (т.е. не имеющих товарной формы).

     Соотношение между этими двумя формами периодически меняется, но наиболее распространена денежная форма. В любое время у бедных слоев населения высока доля натуральных доходов. В период ухудшения экономической обстановки удельный вес натуральных доходов повышается (например, в период коллективизации, в Великую Отечественную войну, при переходе к рыночным отношениям). Практика также показывает, что у колхозного крестьянства всегда была выше доля натуральных доходов по сравнению с промышленными рабочими, о чем свидетельствуют данные бюджетных обследований.

     При реализации доходов часть их идет на потребление материальных благ, часть — на потребление услуг. На структуре потребления сказывается не только повышение денежных доходов, но и изменение структуры населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

     Для характеристики благосостояния населения  важное значение имеют совокупные доходы (всего населения, семьи, отдельного человека), рост которых при неизменных ценах и налогах (или, по крайней мере, их меньшего повышения по сравнению с увеличением доходов) свидетельствует о повышении возможностей удовлетворения потребностей.

     Совокупный  доход охватывает весь объем жизненных средств, поступающих в распоряжение населения, включая бесплатные и льготные услуги из ОФП, корреспондирующих с расширенным потреблением, что имеет немаловажное значение для воспроизводства населения и рабочей силы. Часть совокупного дохода образует мобильные доходы. Мобильные доходы включают в себя еще сбережения населения, но не учитывают бесплатные услуги из ОФП. По величине и динамике мобильных доходов можно судить о происходящих изменениях в благосостоянии населения, а с привлечением другой информации – давать оценку «отложенного спроса» (невозможности приобретения товаров из–за их отсутствия), «избыточности» средств вследствие высоких доходов и др. Сбережения населения являются важным источником дополнительных инвестиций для развития производства, реализации социальных и других программ.

     Кроме того, существуют также факторные  доходы, трансфертные платежи и другие поступления. Факторные доходы включают в себя доходы от основных факторов производства, которыми владеют домохозяйства): заработная плата, доходы от собственности (арендная плата, проценты, дивиденды), доходы от предпринимательской деятельности. Трансфертные платежи – это в основном социальные выплаты, пенсия, стипендия и т.д. Другие поступления включают в себя страховые возмещения, доходы от продажи иностранной валюты и пр.

     Основным  источником доходов для большей  части населения длительное время  были доходы, получаемые в виде оплаты за и труд, т.е. заработная плата.

    1. Доходы  как элемент СНС

     В современных условиях большое значение имеет статистика доходов. Она необходима:

     – для анализа общего состояния экономики и уровня жизни;

     – для разработки социальной и налоговой политики;

     В СНС предусмотрена система показателей доходов, основанная на концепции Дж. Хикса. В соответствии с этой концепцией под доходом понимается максимальное количество средств, которое субъект может потратить в течение определенного периода при условии, что капитальная стоимость будущих поступлений в денежном выражении сохранится прежней. Эта система содержит следующие показатели:

  • первичные доходы;
  • текущие трансферты в денежной форме;
  • располагаемые доходы;
  • социальные трансферты в натуральной форме;
  • скорректированный располагаемый доход;
  • национальный доход(валовой или чистый);
  • национальный располагаемый доход (валовой или чистый)1.

       Эти показатели формируются из данных, представленных в счетах СНС:

  • счет образования доходов отражает выплату первичных доходов институциональными единицами – резидентами, непосредственно участвующими в процессе производства товаров и услуг.
  • счет распределения первичных доходов определяет характеризует распределение первичных доходов, полученных от производственной деятельности и от собственности, между резидентами (институциональными единицами и секторами).

     В счете размещения первичных доходов в ресурсах отражаются первичные доходы резидентов, оплата труда наемных работников, налоги на производство и импорт, прибыль и смешанные доходы: доходы от собственности (проценты, дивиденды, рента), а также первичные доходы от "Остального мира". Таким образом, при помощи счета размещения первичных доходов совершается переход от категории валового внутреннего продукта к категории валового национального дохода.

  •     счет вторичного распределения доходов показывает перераспределение первичных доходов, т.е. то, как различные трансферты изменяют сальдо первичных доходов, перераспределяя доход в соответствии с текущей социально–экономической политикой государства, как формируется располагаемый доход.
  •     счет перераспределения доходов в натуральной форме показывает, как валовой располагаемый доход (перенесенный из счета вторичного распределения доходов) секторов домашние хозяйства, государственное управление и некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, преобразуется в их скорректированный валовой располагаемый доход в результате получения или передачи социальных трансфертов в натуральной форме.
  •      сводный счет распределения доходов отражает распределение и перераспределение доходов страны на уровне экономики в целом с учетом отношений с другими странами. Он составляется на основе разработки показателей счетов первичного и вторичного распределения доходов.
 
 
  • счета использования  доходов показывают, какая часть дохода, находящаяся в распоряжении домашних хозяйств, органов государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, использована на потребление и сбережение. У остальных секторов располагаемый доход равен сбережению (только у пенсионных фондов и страховых компаний имеют место поправки).
  • счет использования валового располагаемого дохода показывает, как домашние хозяйства, государственное управление и некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, распределяют валовой располагаемый доход между конечным потреблением и валовым сбережением.
  • счет использования скорректированного располагаемого дохода показывает, как скорректированный валовой располагаемый доход распределяется между фактическим конечным потреблением и валовым сбережением по секторам.

     Показатели  динамики располагаемого дохода и скорректированного располагаемого дохода исчисляются с поправкой на индекс потребительских цен и используются для анализа изменения в уровне жизни. Эти показатели называются реальными располагаемыми доходами, или показателями располагаемых доходов в реальном выражении. Этот показатель определялся как стоимость материальных благ, используемых населением для конечного потребления и непроизводственного накопления.

     Показатель  национального дохода может исчисляться  на валовой и чистой основе, т. е. до и после вычета основного капитала. Национальный доход представляет собой сумму первичных доходов, полученных резидентами данной страны за тот или иной период, в рыночных ценах.

     Если  к национальному доходу добавить сальдо текущих трансфертов, полученных из–за границы, то можно получить еще один важный показатель доходов в СНС — располагаемый национальный доход. Он также исчисляется на валовой и чистой основе. Располагаемый национальный доход распадается на национальное конечное потребление и национальное сбережение.

    2. Дифференциация доходов населения России

    1. Причины неравенства доходов  населения

         На  неравенство доходов влияет множество  факторов. Выделим наиболее важные причины неравенства доходов:

  1.     Разная успешность использования факторов производства (например, работник в фирме, производящей дефицитный товар, может получать более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом);
  2.      Разный объем принадлежащих людям факторов производства (владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины).
  3.     Человеческий капитал в виде профессиональных качеств, наличие опыта в какой–либо деятельности, уровень образования. Эти факторы не являются врожденными, а приобретаются индивидом в процессе его жизнедеятельности.
  4.    Наличие или отсутствие рыночной дискриминации.
  5.     Разная ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем в форме лопаты);
  6.     Наследственные причины, например обеспеченность ресурсами, способностями и наличие одаренности.

Информация о работе Государственная политика регулирования неравенства доходов