Государственная политика регулирования неравенства доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в применении показателей системы национального счетоводства к рассмотрению тенденций распределения доходов домашних хозяйств в России с 1995 по 2010.
В соответствии с данной целью, мы поставили перед собой следующие задачи:
• рассмотреть сущность доходов на основе показателей СНС;
• проанализировать дифференциацию доходов на основе показателей СНС;
• изучить методы регулирования доходов.

Содержание

Введение 3
1. Доходы как экономическая категория 5
1.1. Доходы как элемент финансов 5
1.2. Доходы как элемент СНС 8
2. Дифференциация доходов населения России 12
1.3. Причины неравенства доходов населения 12
1.4. Основные показатели дифференциации доходов населения 13
1.5. Межрегиональная дифференциация доходов 15
1.6. Межотраслевая дифференциация заработной платы 17
2. Государственная политика регулирования неравенства доходов 21
1.7. Прямые1методы1регулирования неравенства доходов 23
1.7.1. Минимальная заработная плата 23
1.7.2. Регулирование оплаты труда в бюджетной сфере 26
1.8. Косвенные методы регулирования неравенства доходов 27
1.8.1. Антиинфляционная политика 27
1.8.2. Регулирование занятости 29
1.8.3. Регулирование налогов 31
Заключение 33
Список литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая снс готовая!.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

     Государство вмешивается в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Экономическое значение такого регулирования заключается в том, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрение инвестирования, сдерживания инфляции.

     Возможности государства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета, даже в пределах полученных доходов, ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.

     Распределение доходов во многом определяет благосостояние населения. Благосостояние это важный критерий в жизни общества, характеризующая обеспеченность необходимыми для жизни материальными, социальными и духовными благами. Мировая теория и практика располагают широким набором моделей благосостояния. Все они разделяются на «институциональный» и «остаточный» типы. Для нашего государства должен быть характерен институциональный тип. В нем государство из принципиальных соображений играет решающую роль в выравнивании доходов и богатства населения. Правительству вменяется в обязанность вмешиваться в функционирование экономики с целью более равномерного распределения материальных благ и жизненных шансов.

     В модели «остаточного» типа государство  возлагает на себя лишь те социальные функции, с которыми не справляется рынок.

     Методы  государственного регулирования доходов  можно разделить на прямые и косвенные. Прямые: минимальная заработная плата и регулирование оплаты труда в бюджетной сфере, косвенные: антиинфляционная политика, регулирование занятости, регулирование налогов для устранения неравенства доходов (для увеличения покупательной способности людей). Рассмотрим подробнее эти методы регулирования.

    1.    Прямые1методы1регулирования неравенства доходов
      1.     Минимальная заработная плата

     Наиболее  эффективным средством государственного регулирования заработной платы  является определение гарантированного минимума оплаты труда.

     Минимальная заработная плата является социальной нормой и представляет собой низшую границу стоимости рабочей силы наипростейшего труда в нормальных условиях производства. Исчисляется  в денежной форме в расчете  на месяц. Минимальная заработная плата устанавливается законами Российской Федерации, гарантируется государством и обеспечивается по всей территории России.

     Введение  минимальной заработной платы преследовало четыре основных цели:

  1. устранение чрезмерной эксплуатации работников, выполняющих простые работы;
  2. противодействие недобросовестной конкуренции, достигаемой посредством резкого занижения заработной платы;
  3. повышение самых низких уровней заработной платы с целью повышения общего уровня оплаты труда;
  4. координирование начинаний социальной политики в области перераспределения национального дохода, а также экономической политики, связанных с развитием экономики.

     При определении уровня минимума заработной платы используется множество критериев. Критерий потребностей, т.е. абсолютного стандарта, используется в развивающихся странах, где установление размера минимальной заработной платы — смелый шаг в контексте реальной экономической обстановки. Другой критерий установления минимума заработной платы прямо связан с общей экономической ситуацией в стране.

     Системы минимальной заработной платы разнообразны. Из них можно выделить наиболее распространенные:

  • защита социально уязвимых групп населения, имеющих низкие заработки и неконкурентоспособных на рынке рабочей силы;
  • установление справедливой заработной платы (системы такого рода относятся к определенным отраслям деятельности, профессиям);
  • установление базы всей структуры заработной платы (борьба с бедностью, защита от занижения заработков);
  • установление минимума заработной платы в качестве инструмента макроэкономической политики для достижения крупных национальных целей: регулирования экономического роста, улучшения распределения доходов.

     Две первые системы связаны с установлением  минимума заработной платы по отдельным  отраслям или профессиональным группам, две последние относятся к системам общего применения. В мировой практике минимальная заработная плата используется как справочный инструмент для исчисления некоторых пособий, пошлин и т.д. По своей сути минимальная заработная плата – это обеспечение, по крайней мере, суммы жизненных средств, необходимых для простого физического воспроизводства рабочей силы. Если она обеспечивает фактически только это, то она выполняет лишь воспроизводственную функцию.

     В России с 1991г. минимальный размер заработной платы труда периодически пересматривается, но практика показывает, что в условиях высокой инфляции отставание минимальной зарплаты от прожиточного минимума неуклонно возрастает. Величина прожиточного минимума на II квартал 2011г. составила: 

  1. Для трудоспособного населения – 7023руб.
  2. Для пенсионеров – 5141 руб.
  3. Для детей – 6294 руб.4

     В России с 1 июня 2011 г. минимальная оплата труда установлена в размере 4611рублей.5

     С 1 Апреля 2010г. размер минимальной заработной платы для работников коммерческих предприятий по НСО установлен в 7800 рублей, для сельского хозяйства 5400.6

      1. Регулирование оплаты труда в  бюджетной сфере

     На  начальной стадии реформирования для  оплаты труда государственных служащих и работников государственных предприятий  предусматривалось использование единой 23–разрядной сетки, начиная с рабочих (технических исполнителей) самой низкой квалификации и кончая чиновниками самого высокого ранга. На практике идея сквозного и единого регулирования зарплаты реализуется лишь для бюджетной сферы.

     Раньше, государственная концепция оплаты труда в бюджетной сфере основывалась на единой тарифной сетке, но в результате реформ от 6 ноября 2002, от ЕТС отказались.7 28 марта 2002г. на заседании у заместителя председателя Правительства Российской Федерации В.И.Матвиенко было принято перейти от организации оплаты труда на основе ЕТС к отраслевым системам оплаты труда.8

     Существуют  недостатки в регулировании оплаты труда в бюджетной сфере: поскольку собираемость налогов неудовлетворительная, денежные средства поступают неравномерно, с задержками. В таких условиях рассматриваемая концепция — это концепция «остаточного принципа», а придерживаясь этого принципа, государство культивирует бедность (примерно одна треть работников — это нищие и они нуждаются во вспомоществовании), и само главное — таким образом подрывается мотивация к труду.

    1. Косвенные методы регулирования  неравенства доходов
      1.   Антиинфляционная политика

     Значительное  влияние на уровень реальных доходов  населения оказывает инфляция. Поэтому  одним из важнейших условий рационального  государственного регулирования доходов  является учет роста цен на потребительские  товары (включая тарифы на услуги населению).

     Особое  значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется  индексация, т.е. установленный государством механизм повышения денежных доходов  населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.

     Индексация  осуществляется как на уровне общегосударственном, так и отдельных предприятий  через коллективный договор Она  предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.

     В России индексация денежных доходов  установлена законом от 24 октября 1991 г. и распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и  пособия.9

     Индексация  доходов имеет и существенные недостатки. Так, она может отрицательно сказаться на стремлении к более  напряженному труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер.

      1.          Регулирование занятости

     Проблема  занятости тесно связана с доходами населения. Рыночное производство не стабильно, оно характеризуется периодами спада и подъема. Поэтому важную роль играет управление занятостью. С точки зрения рыночной экономики, регулирование занятостью – это поддержание определенного соотношения между спросом на рабочую силу и предложением ее. Это соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, который может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, оно ведет к росту безработицы, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия и чревато негативными социальными последствиями.

     Можно выделить четыре основных направления  регулирования занятости:

  • программы стимулирования роста занятости и увеличения числа рабочих мест;
  • программы подготовки и переподготовки рабочей силы;
  • программы содействия найму рабочей силы;
  • программы социального страхования безработицы (т.е. выделение правительством средств на пособия безработным).

     Наряду  с перечисленными программами существует комплекс мер косвенного регулирования: налоговая, денежно–кредитная, амортизационная политика государства (правительства). Немалое влияние оказывает и законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений, гражданских прав и т.д. Эти меры являются одновременно мерами общеэкономического регулирования и воздействия на динамику занятости и безработицы через конъюнктуру  в стране.

     Законодательное регулирование занятости и безработицы  в России осуществляется в соответствии с Законом РФ «О порядке регистрации безработных граждан и условиях выплаты пособия по безработице» от 19 ноября 1992 г.

     Таким образом, проблема занятости может  быть решена только комбинацией различных  средств и мер: стимулирование экономического роста, сокращение рабочего времени, создание эффективной системы переподготовки кадров, развитие различных форм индивидуальной предпринимательской деятельности.

      1.            Регулирование налогов

     Налоги  оказывают большое влияние на располагаемые доходы у населения. Правительство каждой страны проводит свою налоговую политику, используя систему налогов, влияние которых на доходы неоднозначно. В России также сложилась определенная система налогообложения.

     Регулирующая функция налогов заключается в следующем:

  • в установлении и изменении системы налогообложения;
  • в определении налоговых ставок, их дифференциации;
  • в предоставлении налоговых льгот – освобождение от налогов части прибыли и капитала с условием их целевого использования в соответствии с задачами экономической политики, предоставление налоговых льгот отдельным группам населения (например, многодетным семьям) и др.

     С точки зрения формирования располагаемых доходов у населения налоги оказывают прямое воздействие через подоходный налог, налог на имущество, наследство и т.д. и через отчисление 1% заработной платы в Пенсионный фонд РФ (с последующим его возвращением в виде пенсий), косвенное воздействие — через налоги, выплачиваемые фирмой с фонда заработной платы (ФЗП), и других налогов.

     Одна  из важных проблем налоговой политики — проблема налоговых льгот. Задача заключается в том, чтобы найти  критерий, который позволял бы регулировать предоставление льгот.

Информация о работе Государственная политика регулирования неравенства доходов