Государственная политика регулирования неравенства доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в применении показателей системы национального счетоводства к рассмотрению тенденций распределения доходов домашних хозяйств в России с 1995 по 2010.
В соответствии с данной целью, мы поставили перед собой следующие задачи:
• рассмотреть сущность доходов на основе показателей СНС;
• проанализировать дифференциацию доходов на основе показателей СНС;
• изучить методы регулирования доходов.

Содержание

Введение 3
1. Доходы как экономическая категория 5
1.1. Доходы как элемент финансов 5
1.2. Доходы как элемент СНС 8
2. Дифференциация доходов населения России 12
1.3. Причины неравенства доходов населения 12
1.4. Основные показатели дифференциации доходов населения 13
1.5. Межрегиональная дифференциация доходов 15
1.6. Межотраслевая дифференциация заработной платы 17
2. Государственная политика регулирования неравенства доходов 21
1.7. Прямые1методы1регулирования неравенства доходов 23
1.7.1. Минимальная заработная плата 23
1.7.2. Регулирование оплаты труда в бюджетной сфере 26
1.8. Косвенные методы регулирования неравенства доходов 27
1.8.1. Антиинфляционная политика 27
1.8.2. Регулирование занятости 29
1.8.3. Регулирование налогов 31
Заключение 33
Список литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая снс готовая!.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

     Кроме того, на распределение доходов оказывают  большое влияние структурные  особенности экономики: состояние  отраслей, рыночная ситуация, степень монополизма, развитость международных отношений, а также структура экспорта и импорта.

    1. Основные показатели дифференциации доходов населения

     Дифференциация  заработной платы предопределяет неравенство  в распределении личных доходов. В основе его в конечном счете лежат различия в способностях, образовании, профессиональном опыте.  Важным фактором неравенства является и неравномерное распределение собственности на ценные бумаги (акции, облигации) и недвижимое имущество. Наконец, нередко определенную роль играют везение, удача, доступ к ценной информации, риск, личные связи и т.д. Эти факторы действуют разнонаправлено, то сглаживая, то увеличивая неравенство. Чтобы определить его глубину используют кривую Лоренца.

     

     Уровень неравенства определяется с помощью коэффициента Джини. Он рассчитывается как отношение площади между кривыми Лоренса (фактической и кривой абсолютного равенства) к площади треугольника 0AB. Чем больше коэффициент Джини, тем больше неравенство.

     В России коэффициент Джини (приложение 3) с 1995г. по 2007 неуклонно возрастал с 0,387 до 0,423, а затем начал уменьшаться, и к 2010г. составил 0,420.

     Для того чтобы охарактеризовать степень расслоения общества используют коэффициент фондов. Он также показывает отношение среднего уровня доходов 10% самых богатых граждан к среднему уровню доходов 10% самых бедных.

     В России коэффициент фондов (приложение 3) возрастал с 1995 (13,5) по 1999 (14,1),затем уменьшился на 0,2 и оставался неизменным в 2000 и 2001 годах (13,9). После этого он возрастал до 2008 года, когда достиг своего максимума 16,8. Затем коэффициент фондов снова начал уменьшаться вплоть до 2010г (16,5) 

    1. Межрегиональная дифференциация доходов

     В России за годы экономических реформ сформировалось существенное межрегиональное социально–экономическое неравенство по уровню доходов и заработной плате, располагаемому человеческому и социальному капиталу.

     Сформировавшаяся  в 1990–е годы экспортно–сырьевая модель развития России расширенно воспроизводит «точечный» или «сегментный» рост отдельных регионов, подотраслей и крупных мегаполисов (где концентрируется большая доля финансовых ресурсов). В результате социальная дифференциация территорий и социально–экономическое неравенство населения различных регионов становятся запредельными, что означает дальнейшую дезинтеграцию единого социального пространства страны.

     Регионы, где превалирует низкооплачиваемая  занятость, превращаются в зоны застойной хронической бедности, и в целом за позитивной динамикой сокращения доли бедного населения в среднем по России, которая наблюдалась до 2008 г., скрывается менее радужная картина. В Калмыкии за чертой бедности до сих пор находится 49% населения, а в Ингушетии — 57%2. Таким образом, благополучная средняя картина складывается преимущественно за счет Москвы, Санкт–Петербурга и богатых сырьевыми ресурсами экспортно–ориентированных восточных регионов.

     Следует отметить весьма существенную дифференциацию заработной платы по регионам Российской Федерации (приложение 2). В таблице отражены данные в среднем по регионам.

     Как показывает анализ,  размер средней  месячной заработной платы по всей территории страны в 2010г. варьируется  от 10 203,8 руб. в Республике Марий Эл  до 39 441,93 руб. в Ямало – Ненецком автономном округе). По федеральным округам на первом месте по средней заработной плате стоят Ценральный ФО – 24029,5руб. и Уральский ФО – 21386, на последнем – Северо – Кавказский  ФО – 13343,2руб.

     Мы  считаем, что это объясняется  географическим положением и направлением хозяйства. Если взять Уральский  ФО, то наибольшую среднюю заработную плату получают в районах, специализирующихся на добыче нефти и газа. Так же там тяжелые условия для жизни. То есть в этих районах выплачивают «северные» (прибавка к заработной плате из–за плохих климатических условий).

     Северо – Кавказском ФО специализируется на сельском хозяйстве, которое в нашей стране низко оплачивается. Также там хорошие климатические условия для жизни, но это район военных действий, а в следствии этого там меньше экономически активного населения.

    1. Межотраслевая дифференциация заработной платы

     С начала трансформационного периода  в российской экономике сформировалась устойчивая тенденция роста межотраслевого неравенства в оплате труда. Межотраслевая  дифференциация заработной платы идет таким образом, что приоритетными стали добывающие отрасли и некоторые услуги, создающие их инфраструктуру. На протяжении периода реформ в России отчетливо обозначались обширные зоны низкооплачиваемости, в значительной мере коррелирующие с зонами бедности. Даже после 1999 г., когда начался определенный устойчивый рост российской экономики, в первую очередь выражаемый через увеличение ВВП, объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, положение в основных отраслях промышленности оставалось плачевным.

     Дифференциация  по видам экономической деятельности характеризуются нарастающим разрывом между оплатой труда в топливно– энергетическом комплексе и сфере финансовой деятельности и заработной платой в сельском хозяйстве, , образовании и здравоохранении, в частности, почти двукратное отставание ее уровня в отраслях непроизводственной сферы (здравоохранение, образование) от средней заработной платы в промышленности.

     Во  многих случаях дифференциация зарплаты по различным отраслям народного  хозяйства усиливается. На первом месте по доходам стоит финансовая деятельность, средняя заработная плата в которой составляет 42372,9руб., за ней идет добыча топливно–энергетических полезных ископаемых – 41568,3руб. Самым низкооплачиваемым видом деятельности является текстильное и швейное производство – 9020,5 руб., которое ненамного отстает от сельского хозяйства – 9619,2руб.(см. Приложение 1)

     Следовательно, что наибольшую прибыль получают люди, задействованные в финансовой и добывающей сферах. Мы пришли к выводу, что это объясняется тем, что Россия является экспортером природных ресурсов (в том числе из высокооплачиваемых сфер  – нефти и газа). А текстильно–швейная продукция поступает к нам в страну из–за рубежа, то есть Россия – импортер в этой отрасли. Этим и обуславливается такая разница в заработной плате. Пока сфера актуальна – она высокооплачиваема.

  1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Вся экономика 472,4 2223,4 3240,4 4360,3 5498,5 6739,5 8554,9 10633,9 13593,4 17290,1 18637,5
Сельское  хозяйство, охота и лесное хозяйство 259,4 985,1 1434,6 1876,4 2339,8 3015,4 3646,2 4568,7 6143,8 8474,8 9619,2
добыча  топливно–энергетических 
  полезных ископаемых
1211,9 6985,1 10905,4 13080,3 16135,5 19903,3 23455,9 27614,5 33275,5 39051,3 41568,3
добыча  полезных ископаемых,  
  кроме топливно–энергетических
752,6 3999,5 5386,5 7035,0 9395,7 10876,6 13176,0 15363,7 19092,7 22937,4 24064,1
текстильное и швейное  
  производство
240,8 1214,8 1764,8 2241,7 2803,0 3356,5 3986,0 4964,3 6589,5 8453,6 9020,5
Финансовая  деятельность 755,2 5232,2 8885,2 13245,9 15561,2 17383,8 22463,5 27885,5 34879,8 41871,8 42372,9
Образование 309,3 1240,2 1833,0 2927,3 3386,6 4203,4 5429,7 6983,3 8778,3 11316,8 13293,6
Здравоохранение и предоставление  
социальных услуг
345,0 1333,3 1959,9 3141,3 3662,6 4612,0 5905,6 8059,9 10036,6 13048,6 14819,5

 

     Парадокс неравенства доходов в нашей  стране заключается в следующем: сферы, которые являются жизненно необходимыми – малооплачиваемы (образование – 13293,6руб., здравоохранение – 14819,5руб.). Мы считаем, что пока они остаются таковыми, наша страна не может стать лидером в образовательном и здравоохранительном уровнях. Люди не идут на работу с низкой заработной платой. Это приводит к низкому уровню образования и здравоохранения. А следовательно и к ухудшению качества жизни.

     Здесь также доказывается наш вывод о связи территориального и профессионального видов неравенства доходов, почему такая разница в средней заработной плате в Северо – Кавказском и центральном округах.

     Все суммы доходов исходят из счетов СНС.

     Также можно рассмотреть распределение  общего объема денежных доходов населения по 20% группам населения (Приложение 3)

     Из  пяти 20–ти процентных групп населения, общие денежные которых составляют 100% почти половина –47.7% приходится на пятую группу населения с наибольшими доходами и только 5.2% на первую группу населения с наименьшими доходами. Такая сильная дифференциация говорит о том, что в нашей стране преобладают богатые люди, миллионеры с заработком выше среднего и бедные люди с заработком ниже среднего.

     Также можно рассмотреть структуру  использования денежных доходов  населения, которая отражается в  счете использования доходов.   (Приложение 4)

     Из 100% денежных доходов, используемых населением, их наибольшее количество всегда приходилось  на покупку товаров и оплату услуг. А  наименьшее количество –на прирост (уменьшение) денег на руках у населения.

     На  покупку товаров и услуг в 1997г.  приходилось  68,4% денежных доходов  населения. Затем   начав уменьшаться  с 2000 г. к 2009 г.  денежные доходы на покупку товаров и услуг  составили 69.5%.

     На  обязательные платежи и разнообразные  взносы в 1997 г. приходилось 6.4% денежных доходов населения. Затем в течении 12 лет происходил их нестабильный рост, с переменными спадами и к 2008 г. на обязательные платежи и взносы приходилось уже 12.3 %.

     На  сбережения населения в 1997 г. приходилось 2.3%  денежных доходов населения  и до 2003 этот процент возрос до 12.7%, затем до 2008 г. происходил спад до 5.3%, а в 2009, процент сбережения резко  возрос до 14% в связи с кризисом 2008 г.

     На  покупку валюты в 1997 г. приходилось 21.2%  денежных доходов населения. Затем до 2009 г. этот процент нестабильно  уменьшался и составил 5.5%

     На  прирост (уменьшение) денег на руках  у населения в 1997 г. приходилось 1.7%, С 1997 г. до 2007 г. этот процент возрастал с переменными подъемами и спадами и составил 3.8%. Затем произошел резкий спад и прирост денег к 2009 г. составил 0.4%.

     Заработная  плата составляет большую часть  доходов населения. Но помимо нее  существуют и другие источники заработка, такие как доходы от предпринимательской деятельности, социальные выплаты, доходы от собственности и другие доходы.

     Рассмотрим  динамику состава денежных доходов  населения. Оплата труда, включая скрытую  заработную плату с 1995 по 2008гг. возрастала с 62,8% до 68,4% и затем снизилась, и в 2010г. составила 66,4%. Это говорит о том, что заработная плата является основных источником дохода. Затем идут доходы от предпринимательской деятельности, которые уменьшились почти в два раза с 16,4% в 1995г. до 9,2 в 2010г. Социальные выплаты с 1995г. по 2007г. уменьшились на 1,5% и возросли к 2010г., составив 18,1% от всех доходов. Доходы от собственности возрастали с 1995 по 2005г, составляя 6,5 и 10,3 процентов соответственно, затем начали неуклонно уменьшаться и к 2010 г. стали равны 4,3%. Самой маленькой частью состава доходов являются другие доходы, с 1995г. по 2010г. они возросли лишь на 0,8%, составляя 1,2% и 2,0% соответственно.

    2. Государственная политика регулирования неравенства доходов

     Государственная политика доходов в России претерпела большие изменения: от жесточайшей  централизации (при командно–административной системе в СССР) с последующим ее ослаблением в начале экономической реформы (сентябрь 1965 г.) до полной рыночной свободы в связи с принятием законов РСФСР о предприятиях и предпринимательской деятельности, демонополизации экономики, собственности и других3. Если на первоначальном этапе перехода к рыночным отношениям преобладали иллюзии, что в условиях предоставления свободы, самостоятельности предприятиям в развитии собственного бизнеса регулирование доходов государством излишне, то в настоящее время государственное регулирование доходов необходимо рассматривать как функцию федеральных органов управления и исполнительных органов власти субъектов Федерации.

     За  период перехода к рынку сформировались основные направления государственного регулирования доходов: минимальная заработная плата; оплата труда в бюджетной сфере и государственных служащих; районное регулирование заработной платы; антиинфляционная политика и политика занятости; налоговая политика; система социальных гарантий и всей системы социальной защиты в обществе и т.д.; обеспечение законодательной базы в области регулирования доходов, занятости, коллективно–договорного регулирования трудовых отношений, налоговой политики, создание соответствующих органов и институтов и т.д.

Информация о работе Государственная политика регулирования неравенства доходов