Государственное регулирование агробизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 09:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть и проанализировать направления, методы и конкретные механизмы государственного регулирования агропромышленного комплекса России.
Цель работы обусловила решение следующих задач:
• рассмотреть состав аграрно-промышленного комплекса, цели и задачи его развития;
• рассмотреть направления, методы и конкретные механизмы государственного регулирования агропромышленного комплекса;
• рассмотреть и проанализировать современное состояние аграрно-промышленного комплекса и стратегию его развития.

Содержание

Введение 3
1. Сущность понятия «агробизнес» 6
1.1 Проблема развития и регулирования агробизнеса на современном этапе 6
1.2 Понятие и структура агробизнеса 18
2. Государственное регулирование агробизнеса в Российской Федерации 22
2.1 Оценка развития агробизнеса в Российской Федерации 22
2.2 Перспективы развития акционерных предприятий в сфере агробизнеса в Российской Федерации 31
Заключение 36
Список литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа. Государственное регулирование агробизнеса. Надя.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

Введение

 

Процессы реформирования экономической системы России сопровождаются рыночными трансформациями агропромышленного комплекса (АПК). В системе АПК меняется характер социально-экономических отношений, выдвигая на первый план развитие частных форм хозяйствования и агробизнеса, основанного на предпринимательской деятельности всех хозяйствующих субъектов. Агробизнес предопределяет развитие производства, сфер переработки, хранения, транспортировки и доведения до конечного потребителя сельскохозяйственной продукции. Агробизнес является основным структурообразующим фактором АПК, поддерживает высококонкурентный характер экономических отношений в условиях рынка. Развитие агробизнеса затрагивает интересы обеспечения продовольственной безопасности страны и социального благополучия ее граждан.

Рыночные реформы сельского  хозяйства российской экономики  не обеспечили необходимые институциональные  изменения и модернизацию производительных сил, адекватные современной модели национального сельского хозяйства, что во многом обусловлено недооценкой роли агробизнеса как специфической формы координации развития АПК. Развитие агробизнеса должно служить плацдармом для таких процессов как развитие экономики в целом, разных форм собственности, совершенствование агропродовольственной политики, укрепление позиций АПК России на мировых рынках.

Основываясь на преимуществах  экономики открытого типа и активной поддержки со стороны государства, агробизнес дает возможность малому, среднему и крупному бизнесу реализовать  свой потенциал в производстве высокорентабельной продукции и достижении конкурентных преимуществ. Об этом свидетельствует современный опыт зарубежных стран, где экономическая роль и перспективы агробизнеса очевидны. В нашей стране агробизнес еще не занял должного места в системе экономических отношений и требует дальнейшего изучения.

Исторически сложившиеся  внимание и поддержка сельского  хозяйства со стороны государства  требует особого отношения и  к агробизнесу, которому присущи  все специфические черты, сельскохозяйственного  предпринимательства.

Таким образом, актуальность экономического исследования теории и  практики агробизнеса как специфической  формы координации АПК состоит  в том, что, во-первых, развитие агробизнеса  выступает как основной фактор рыночных преобразований в АПК; во-вторых, повышается значимость агробизнеса как структурообразующего и координирующего • фактора АПК; в-третьих, возрастает роль агробизнеса как определяющей в формировании высококонкурентного продовольственного рынка; наконец, в-четвертых, в потребности изучения специфики механизма, функционирования и практического укрепления потенциала агробизнеса. Исследование экономических проблем агробизнеса в России отражает современные аспекты проблем реформирования АПК, эффективного производства продукции сельского хозяйства и обеспечения устойчивого экономического роста.

Объектом исследования данной работы является аграрно-промышленный комплекс России. Предметом исследования является государственное регулирование  аграрно-промышленного комплекса  России.

Цель работы – рассмотреть и проанализировать направления, методы и конкретные механизмы государственного регулирования агропромышленного комплекса России.

Цель работы обусловила решение  следующих задач:

  • рассмотреть состав аграрно-промышленного комплекса, цели и задачи его развития;
  • рассмотреть направления, методы и конкретные механизмы государственного регулирования агропромышленного комплекса;
  • рассмотреть и проанализировать современное состояние аграрно-промышленного комплекса и стратегию его развития.

В работе были применены следующие методы исследования: метод диалектической логики, сравнительный метод, статистический метод, описание, системный и графический.

Проблемой государственного регулирования аграрно-промышленного  комплекса занимались такие ученые, как Антонова Н.Б., Бабашкина А.М., Кушлин В.И., Морозова Т.Г., Орешин В.П., Петров А.Н., Самофалова Е. В., Ходов Л.Г., Галиновская Е.А., Калина С.В., Карпенко Г. С., Круглов В.Н..

При написании данной курсовой работы были использованы нормативно-правовые акты: Федеральный закон № 101-ФЗ от 24.07. 2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федеральный закон № 100-ФЗ от 17.07.1997 «О государственном регулировании агропромышленного производства», Постановление Правительства России № 446 от 14.07.2007 «Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы».

Также в работе использована аналитическая  и статистическая информация, размещенная  на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, о ходе реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК», Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

 

1. Сущность понятия «агробизнес»

1.1 Проблема развития и регулирования агробизнеса на современном этапе

 

Понадобились годы экономических  реформ, детальное изучение опыта развитых стран, чтобы понять: бизнес – это дело, без которого невозможен прогресс, особенно в аграрной сфере.

Предпринимательство может обеспечить реализацию основной цели – получение  устойчивого и оптимального размера  дохода, если основные функции менеджмента (планирование, организация, оперативное управление, использование персонала, координация, экономический контроль) будут ориентированы на стратегию развития, постоянные изменения внутри хозяйствующих структур, адаптацию к окружающей среде. Предпринимательство требует менеджмента инноваций и риска.

Бизнес часто определяют как  деятельность, направленную на извлечение дохода, прибыли. Однако добиться получения  прибыли совсем непросто, для этого  от предпринимателя требуются личные деловые качества, инициатива, поиск, высокий уровень самостоятельности и ответственности, знание правовых, экономических и финансовых основ рыночной экономики.

 В реальной практике бизнесмену  надо выбрать сферу коммерческой  или предпринимательской деятельности; произвести конкурентоспособный товар; изучить рынок сбыта; обеспечить сохранность товара, транспортировку его на место продажи, надлежащую рекламу для привлечения покупателя; уплатить налоги, осуществить все необходимые расчеты с партнерами.

Как известно, существуют три главных фактора производства: земля, труд, каптал. Английский по происхождению и американский по месту работы экономист Иозеф Шумпетер выделил в качестве четвертого фактора производства предпринимательство. Говоря о предпринимательстве как о факторе производственной, экономической деятельности, имеют в виду предпринимательские способности, предприимчивость, предпринимательскую активность участников экономической деятельности. Это в известном смысле качество второго фактора, то есть труда, трудовых ресурсов. Но предпринимательство можно считать и самостоятельным фактором с той точки зрения, что оно представляет собой движущую силу, способную активизировать, усиливать действие трех основных факторов.

Бизнес – чрезвычайно многогранный вид экономической деятельности, охватывающий практически все сферы экономики. Наиболее сложным и общественно необходимым является производственный бизнес, включая и аграрный. Не будь производственного бизнеса, торговый бизнес потерял бы материальную, вещественную основу, осталась бы только возможность торговать импортными товарами. Производственный бизнес тесно связан с бизнесом в сфере обращения, обмена, сопутствует ему. Ведь производимые товары надо продавать, обменивать на деньги или другие товары. Торговый бизнес, выявляющий спрос на товары, возбуждает производственный.

Торговым называют предпринимательство, связанное с куплей-продажей товаров, товарообменными, товарно-денежными  операциями. Коммерция в узком  смысле слова – это торговля, а коммерсант – человек, занятый торговлей. Основная формула торговой сделки: «товар – деньги» при продаже и «деньги – товар» при покупке. Торговля охватывает и так называемые бартерные (товарообменные) сделки, осуществляемые по формуле: «товар – товар».

Особый вид торгового бизнеса  представляет финансовое предпринимательство. Его следует выделить в качестве самостоятельной формы, так как объектом купли-продажи в этом случае является весьма специфический товар – деньги, иностранная валюта, ценные бумаги. Естественно, что при этом имеется в виду не только и не столько продажа и покупка иностранной валюты за рубли, хотя это тоже финансовая сделка.

Финансовое предпринимательство  как никакое другое нуждается  в хорошо поставленной информации, в обеспечении вычислительной и  организационной техникой. За все предприниматель должен платить. При проведении финансово-кредитной сделки он предоставляет потребителю свои деньги, валюту, ценные бумаги в долг (в кредит), а через определенное время получает большую сумму на определенный процент. При этой сделке предприниматель должен особое внимание уделять проверке финансовой состоятельности покупателя, установить гаранта, который поручается за него.

Все виды предпринимательства тесно  связаны между собой: за производственным предпринимательством обычно следует торговое; производство и продажа неразрывны с финансовыми операциями. Иногда даже в одном предпринимателе сочетаются производственник, торговец, финансист.

Схема проведения отдельных операций примерно следующая: идея, формирование замысла, планирование бизнеса, заключение сделки, ресурсы для осуществления сделки, получение продукции, ее реализация, полученный доход, прибыль.

После того как выбрана наиболее рациональная, эффективная форма  ведения предпринимательской деятельности, предстоит зарегистрировать создаваемое предприятие (фирму). Для этого в первую очередь следует подготовить учредительные документы, они представляют по существу проект будущего предприятия.

Право государственной регистрации  организации (независимо от ее организационо0правовой формы) принадлежит специальным органам в составе муниципальных властей, именуемым иногда регистрационными палатами.

Для регистрации учредитель представляет пакет документов: личное заявление, устав организации, решение о  ее создании или договор учредителей, свидетельство об уплате государственной пошлины.

После этого организация начинает функционировать как полноправный хозяйственный агент, товаропроизводитель, приобретает права юридического лица (в тех случаях, когда это  предусмотрено законодательством).

После регистрации необходимо:

  • открыть расчетный счет в банке и сделать положенный взнос в уставный капитал фирмы;
  • изготовить фирменную печать;
  • зарегистрироваться в налоговых органах и Пенсионном фонде.

Какими бы материальными, денежными  и трудовыми ресурсами ни обладала предпринимательская фирма, ей не обойтись без взаимодействия с другими организациями. Кстати, индивидуальный предприниматель без контакта с другими бизнесменами тоже вряд ли способен провести выгодную бизнес – операцию.

Успех дела во многом связан с ценами на товары и услуги. При прочих равных условиях прибыль предпринимателя будет тем больше, чем выше цена продаваемого им на рынке товара. В интересах предпринимателя продать товар подороже, если это только не скажется отрицательно на объеме продаж и выручке в целом. Основной ориентир при установлении цены – собственные издержки продавца на получение товара, включая расходы при продаже. В любом случае предприниматель должен исходить из формулы цены: «себестоимость плюс прибыль» и одновременно ориентироваться на увеличение суммарной прибыли за счет роста объема продаж. Обычно чем ниже цена, тем выше объем продаж. Но так как выручка – это произведение объема продаж на цену единицы товара, то приходится искать оптимальное соотношение. Исходя из практики ряда коммерческих структур и предпринимателей для определения оптимальных рыночных цен соблюдают следующую очередность действий: постановка задач по ценообразованию, определение спроса, оценка издержек производства, анализ цен конкурентов, выбор метода ценообразования, установление окончательной цены.

Рекомендуется использовать следующие  методы расчета рыночной цены:

  • средние издержки плюс прибыль;
  • на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли;
  • на основе уникальности предлагаемого товара;
  • с учетом регулирующей роли государства в области ценообразования. Эта роль проявляется в установлении различных дотаций к ценам в целях стимулирования выпуска нужной продукции или обеспечения социальной защищенности населения, использовании особой формы налогообложения.

Доходность, рентабельность бизнеса  зависят от многих факторов. Это  прежде всего знания конъюнктуры  рынка, применение новейших технологий, наличие своевременного финансового  и ресурсного обеспечения, формы  и методы сбыта продукции и  т.д. Оптимального сочетания перечисленных факторов можно достичь только благодаря планированию предпринимательской деятельности.

Опыт многих преуспевающих  компаний свидетельствует, что в  условиях рыночной конкуренции планирование – важнейшее условие выживаемости, экономического роста и процветания фирм.

Применяются стратегическое, долго- и краткосрочное, а также  текущее планирование. Каждый из перечисленных  видов планирования имеет свою методологию, формы и методы увязки и расчета  показателей.

Планирование предпринимательской деятельности – это еще и важнейшее условие снижения хозяйственного риска. Планирование должно быть непрерывным, касаться как отдельной сделки, так и нескольких, связанных друг с другом.

План осуществления предпринимательской  деятельности (проект) в целях получения прибыли называют бизнес – планом. Бизнес – план представляет собой документ, в котором описаны все новые аспекты предпринимательской деятельности, проанализированы главные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель, определены основные способы их решения.

В зависимости от конкретного характера  и условий предстоящей деятельности (объема производства, вида продукции (услуги), ее новизны и т.п.) состав и структура бизнес – плана  могут существенно различаться, но содержательная сторона должна быть одной и той же. Чаще всего в нем присутствуют следующие разделы: цели и задачи бизнеса, основные показатели, характеристика товара и услуг, анализ и оценка конъюнктуры рынка, объем продаж, ресурсное обеспечение сделки и ее эффективность.

В числе основных сводных показателей  эффективности – уровень прибыли  и рентабельность. Кроме того, учитывается  социальная и научно-техническая  эффективность (получение новых  научных результатов). Здесь же целесообразно  проанализировать долговременные последствия предпринимательской сделки.

Информация о работе Государственное регулирование агробизнеса