Государственное регулирование агробизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 09:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть и проанализировать направления, методы и конкретные механизмы государственного регулирования агропромышленного комплекса России.
Цель работы обусловила решение следующих задач:
• рассмотреть состав аграрно-промышленного комплекса, цели и задачи его развития;
• рассмотреть направления, методы и конкретные механизмы государственного регулирования агропромышленного комплекса;
• рассмотреть и проанализировать современное состояние аграрно-промышленного комплекса и стратегию его развития.

Содержание

Введение 3
1. Сущность понятия «агробизнес» 6
1.1 Проблема развития и регулирования агробизнеса на современном этапе 6
1.2 Понятие и структура агробизнеса 18
2. Государственное регулирование агробизнеса в Российской Федерации 22
2.1 Оценка развития агробизнеса в Российской Федерации 22
2.2 Перспективы развития акционерных предприятий в сфере агробизнеса в Российской Федерации 31
Заключение 36
Список литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа. Государственное регулирование агробизнеса. Надя.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, вышеизложенные подходы к созданию в аграрном секторе Российской Федерации сельскохозяйственных предприятий, основанных на использовании акционерного капитала, являются одним из экономически обоснованных и целесообразных направлений реформирования определенной группы аграрных предприятий с целью адаптации последних к условиям рыночной экономики.

 

Заключение

 

Нынешний этап развития агропромышленного  комплекса Российской Федерации характеризуется попытками реорганизации отношений собственности и создания на селе новых организационно-правовых форм хозяйствования. Тем не менее, выполненные исследования позволяют констатировать, что осуществленные за последние годы большие и малые реформы в сельском хозяйстве не устранили те негативные тенденции, которые наметились в начале 90-х годов и носят ярко выраженный прогрессирующий характер на протяжении десяти последних лет.

В настоящее время все больше ученых склоняются к тому, что основополагающим шагом к преодолению кризисного состоянии должно стать создание смешанной экономики. Мировой опыт свидетельствует, что наиболее эффективный путь развития сельскохозяйственного производства связан с многообразием форм собственности. Оценка достоинств и недостатков всех известных правовых форм агробизнеса дает основание утверждать об отсутствии глобального предпочтения какой-либо из них, так как все они имеют одинаковые права на существование и выбор зависит, прежде всего, непосредственно от крестьянина.

В этой связи, рассматривая перспективы  развития акционерных предприятий  в аграрном производстве Российской Федерации, следует признать, что данная форма агробизнеса может успешно развиваться наряду с другими правовыми формами, предусмотренными законодательством.

Обобщение опыта трансформации  аграрного производства в странах  Восточной Европы позволяет сделать  вывод, что ядром реформы в  сельском хозяйстве этих государств выступают структурные изменения, связанной с заменой сельскохозяйственных кооперативов частными крупными конкурентоспособными хозяйствами семейного типа, хозяйственными товариществами, кооперативами первоначальных собственников. При этом в структуре агробизнеса вышеуказанных государств доля предприятий основанных на акционерном капитале составляет около 10%, а в общем объеме производимой продукции этот процесс удваивается.

Сравнительный анализ структуры аграрного  производства Российской Федерации и ранее рассмотренных стран свидетельствует о существенном их различии. Однако с принятием нового Гражданского кодекса очевидным является тот факт, что сложившаяся структура агробизнеса в ближайшем будущем претерпит существенные изменения.

Оценивая возможные варианты трансформации  существующей в нашей стране структуры агробизнеса, следует признать, что определяющее значение для ее дальнейшего эффективного функционирования, как показывает мировой опыт, будут иметь первые шаги, осуществляемые в рамках общего механизма преобразования сельскохозяйственных предприятий в формирование рыночного типа.

На мой взгляд, в сложившихся  условиях к проведению реформ в аграрном секторе необходимо подходить сугубо с позиции экономической эффективности. Анализ существующих подходов к реформированию сельхозпредприятий свидетельствует, что эта точка зрения находит все большую поддержку среди отечественных экономистов – аграрников. Суть ее заключается в дифференцированном подходе к реформированию традиционных сельскохозяйственных предприятий, что обусловлено значительными различиями в их социально-экономическом развитии. В этой связи, в нынешних условиях наиболее экономически обоснованными представляются три ниже перечисленные направления дальнейшего развития акционерных предприятий в аграрном секторе страны.

  1. Формирование акционерных обществ на базе экономически крепких сельскохозяйственных предприятий.

Данный вариант трансформации  обусловлен тем, с одной стороны, преобразование таких сельскохозяйственных предприятий в акционерные общества будет соответствовать природе  акционерного капитала, так как только такие предприятия в состоянии на данном этапе выплачивать дивиденды, с другой – позволит сохранить масштабность производства в этих же предприятия в ныне существующих рамках.

Таким образом, из выше изложенного  вытекает, что на начальном этапе  существует необходимость выделения из общей совокупности тех сельскохозяйственных предприятий, которые по своим параметрам будут в наибольшей мере подходить для преобразования их в акционерные общества. Анализ и обобщение исследований, связанных с проблемой дифференциации сельскохозяйственных предприятий с целью поиска оптимальных вариантов их реформирования, свидетельствует о тесной взаимосвязи между ресурсным потенциалом и экономической эффективностью производителей сельскохозяйственной продукции.

  1. Формирование акционерных обществ на базе сельскохозяйственных предприятий, которые располагают возможностями переработки и реализации продукции.

К этой немногочисленной группе хозяйств относятся предприятия  агропромышленного типа, осуществляющие переработку сельскохозяйственной продукции и ее дальнейшую реализацию через фирменную торговлю конечному потребителю. Наличие возможности соединения производства, переработки и реализации в вышеуказанных предприятиях в нынешних условиях является гарантией получения дополнительного дохода в виде разницы между ценами розничной торговли и государственными закупочными ценами. На данном этапе вышеуказанные предприятия быстрее других адаптировались к рыночной экономике, вследствие чего они могут быть весьма привлекательны для инвестиций, а значит и для развития акционерных отношений.

  1. Присоединение убыточных сельскохозяйственных предприятий к мощным перерабатывающим предприятиям определенного региона, функционирующих в рамках открытых акционерных обществ, с потерей первых статус юридического лица.

При данном варианте создается возможность привлечения капитала за счет перерабатывающего предприятия с целью дальнейшего оздоровления неплатежеспособного хозяйства (хозяйств). Определенным преимуществом такого объединения, на наш взгляд, будет являться то, что оно позволит:

- во-первых, улучшить  использование производственных  мощностей перерабатывающего предприятия;

    • во-вторых, устранить те дискриминационные условия, в которых сказываются непосредственные производители сельскохозяйственной продукции вследствие необоснованной разницы между закупочными ценами и ценами конечной реализации;
    • в-третьих, обеспечить занятость работников, в связи с внедрением новых технологий и ростом производительности труда.

Таким образом, вышеизложенные подходы к созданию в аграрном секторе Российской Федерации сельскохозяйственных предприятий, основанных на использовании акционерного капитала, являются одним из экономически обоснованных и целесообразных направлений реформирования определенной группы аграрных предприятий с целью адаптации последних к условиям рыночной экономики.

 

Список  литературы

 

  1. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения: федер. закон № 101-ФЗ от 24.07. 2002 // Собр. законодательства Российской Федерации. – 2002. - №30. - ст. 3018.
  2. О государственном регулировании агропромышленного производства: федер.закон № 100-ФЗ от 17.07.1997 // Собр. законодательства Российской Федерации. – 1997. - №29. - ст. 3501.
  3. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы: постановление Правительства № 446 от 14.07.2007 // Собр. законодательства Российской Федерации. – 2007. - №31. - ст. 4080.
  4. О неотложных мерах по борьбе с подкожным оводом, профилактике и оздоровлению крупного рогатого скота от гиподерматоза в Российской Федерации на 2008-2010 годы : целевая ведомственная программа [Электронный ресурс] // Министерство сельского хозяйства Российской Федерации:офиц.сайт. – 14.09.2010. – Режим доступа: http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/181.htm. - 14.09.2010.
  5. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики / Н.Б. Антонова. - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2008. - 775 с.
  6. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики / А.М. Бабашкина. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 480 с.
  7. Восстановление агропромышленного комплекса: приоритеты и прогнозы // Экономика сельского хозяйства. Реферативный журнал. - 2009. - № 4. - С. 755.
  8. Галиновская Е.А. Основные правовые проблемы государственного регулирования агропромышленного комплекса России // Журнал российского права. - 2006. - № 4. - С. 62-70.
  9. Калина С.В. Теоретические аспекты государственного регулирования агропромышленного комплекса в Российской Федерации //  
    Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. - 2006. - Т. 11. - № 3. - С. 395-397.
  10. Карпенко Г. С. Агропромышленный комплекс и его государственное регулирование // Государственная служба. - 2008. - № 3. - С. 166-171.
  11. Круглов В.Н. Государственное регулирование экономики агропромышленного комплекса Российской Федерации Финансы и кредит. - 2008. - № 41. - С. 61-64.
  12. Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики В.И. Кушлин, Н.А. Волгина. – М.: РАГС, 2009. – 829 с.
  13. Морозова Т.Г. Государственное регулирование экономики Т.Г. Морозова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 255 с.
  14. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики В.П. Орешин. – М.: Юристъ, 2010. – 272 с.
  15. Петров А.Н. Государственное регулирование экономики / А.Н. Петров, Л.Г. Демидова, С.М. Климов. – Спб.: Общество «Знание», 2010. – 194 с.
  16. Развитие АПК: приоритетный национальный проект [Электронный ресурс] // Министерство сельского хозяйства Российской Федерации:офиц.сайт. –14.09.2010.–<span class="L

Информация о работе Государственное регулирование агробизнеса