Государственное регулирование агробизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 09:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть и проанализировать направления, методы и конкретные механизмы государственного регулирования агропромышленного комплекса России.
Цель работы обусловила решение следующих задач:
• рассмотреть состав аграрно-промышленного комплекса, цели и задачи его развития;
• рассмотреть направления, методы и конкретные механизмы государственного регулирования агропромышленного комплекса;
• рассмотреть и проанализировать современное состояние аграрно-промышленного комплекса и стратегию его развития.

Содержание

Введение 3
1. Сущность понятия «агробизнес» 6
1.1 Проблема развития и регулирования агробизнеса на современном этапе 6
1.2 Понятие и структура агробизнеса 18
2. Государственное регулирование агробизнеса в Российской Федерации 22
2.1 Оценка развития агробизнеса в Российской Федерации 22
2.2 Перспективы развития акционерных предприятий в сфере агробизнеса в Российской Федерации 31
Заключение 36
Список литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа. Государственное регулирование агробизнеса. Надя.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

В Российской Федерации, несмотря на заметные сдвиги к лучшему, все еще не сформирована адекватная экономическая среда для развития маркетинговой деятельности в сфере агропромышленного комплекса (АПК). Проведенные исследования показали, что существующая экономическая ситуация далека от совершенства и не позволяет большинству агропредприятий применять весь комплекс маркетинга. 2550 сельскохозяйственных предприятий по производству сельскохозяйственной продукции, 3000 фермерских хозяйств, 500 предприятий по переработке продукции, 5000 предприятий по хранению, торговле и сервисному обслуживанию отраслей АПК Российской Федерации в разной мере используют элементы агромаркетинга [27]

Менее гибкими и слабо адаптированными  к развивающимся рыночным отношениям оказываются колхозы и совхозы. Если отдельные элементы и блоки  маркетинга используют 76,8 и 23,2% хозяйств, то всю систему пока никто не использует. Это в первую очередь связано с их внутренними проблемами, такими как: низкая эффективность производства, вследствие высокой себестоимости продукции и диспаритета цен; низкое качество продукции в отношении товарного вида и упаковки; низкая степень переработки продукции; низкая эффективность реализационной сферы самих сельскохозяйственных предприятий, вытекающая из ее слабой организации и низкого уровня подготовки персонала; психологическая неподготовленность руководителей многих хозяйств к деятельности в новых условиях, отсутствие у них предприимчивости и навыков ведения предпринимательской деятельности.

Перерабатывающие предприятия  и новые рыночные образования  более гибко и более интенсивно начинают использовать агромаркетинг  в сферах совершенствования производства, сбыта продукции, изучения потребительских запросов. На практике большинство предприятий АПК лишь переименовали отделы сбыта в отделы маркетинга, не изменив при этом содержания своей деятельности и функции работников. Предприятия АПК по-прежнему в большинстве случаев не производят именно ту продукцию, которая требуется потребителям, слабо реагируют на возникновение новых потребностей. По существу, маркетинговая деятельность предприятий АПК заключается в сбыте продукции. И это неудивительно, ведь там, где отсутствует или относительно слабая конкуренция, высокие затраты на маркетинг недостаточно эффективны и поэтому предприятия вынуждены ограничиваться лишь выполнением отдельных функций маркетинговой деятельности в ущерб комплексному системному подходу.

Поэтому 67,4% применяют лишь отдельные элементы маркетинга; 30,4% предприятий, изменив форму организации, стали более мобильными, гибкими, заинтересованными в изучении рынка сбыта в стране. Систематически или постоянно все аспекты агромаркетинга готовы и пытаются реализовывать 2,2% предприятий. Однако эти стремления сдерживают кадровые факторы, неразвитая инфраструктура, нестабильность макрофакторов.[27]

Опыт большинства предприятий  АПК показывает, что в современных  условиях рынка успешно функционировать  могут только те предприятия, руководство и специалисты которых располагают полной, достоверной и своевременной информацией по всем направлениям своей деятельности (производство, финансы, кадры, сбыт).

Источниками такой информации в  стране являются материалы: государственных органов управления; органов Государственной статистической отчетности; бюджетов населения, составляемых региональными органами статистики; министерств и ведомств; предприятий; научно-исследовательских организаций и вузов; бирж, аукционов, торгов; специальных наблюдений.

Особенно важное значение для товаропроизводителей должны иметь данные государственной  статистики. Эти данные представляются предприятиями всех форм хозяйствования и собственности районным органам  государственной статистики, которые  в свою очередь представляют соответствующие сводные статистические данные в областные органы, а последние обобщают их и передают в Министерство статистики и анализа. Среди всех данных, хранящихся в Министерстве статистики и анализа, первостепенное значение для предприятий АПК имеют данные об объемах производства продукции АПК, поставках продукции отечественного и импортного производства в торговлю страны, реализации продукции АПК на внутреннем и внешнем рынках, изменении уровня внутренних и мировых цен на агропромышленную продукцию и др.

Однако наша статистика практически  еще не готова к идентификации  и количественной оценке рынка: отсутствуют  методики сбора и обработки данных. Такая важная информация для рыночных исследований, как каналы реализации сельскохозяйственной продукции, представлена в статистике в упрощенном виде. Группировка данных осуществляется по ограниченному числу позиций: государственные организации, рынок, внутрихозяйственная реализация и прочие каналы реализации. Кроме того, собираемая статистическими органами информация не имеет обратной связи. Опрос показал, что руководители и специалисты хозяйств не обращаются в районные отделы статистики за получением информации.

Непременное условие успешного  функционирования системы маркетинга в стране - создание единого информационного пространства на базе компьютерных и других сетей, для чего требуется обеспечить хозяйства компьютерной и другой техникой, каналами связи, а также обучить кадры. При этом необходима подробная проработка договорных основ, чтобы обеспечить взаимную заинтересованность служб всех уровней. Подключение к маркетинговой информационной сети должно гарантировать получение рыночной информации как по областям, так и по Российской Федерации, обеспечивать обработку, анализ, систематизацию и передачу необходимых сообщений по каналам на различные уровни (товаропроизводитель - район - область - страна).

В настоящее время на балансе  всех сфер деятельности АПК находится  порядка 6 тысяч персональных ЭВМ, значительная часть которых морально устарела и физически изношена. Некоторые хозяйства, предприятия и организации располагают современным парком персональных ЭВМ, используемых как автономно, так и в локальных вычислительных сетях. С их помощью решаются в основном задачи бухгалтерского учета и отчетности, выполняются экономические и другие расчеты. Начинает активно использоваться технология электронной почты и ряд других информационных технологий.

Отсутствие единой разветвленной  информационной инфраструктуры АПК  страны оказывает существенное влияние на результативность, конкурентоспособность сельскохозяйственного производства и продовольственную безопасность страны, а также отсутствие информации о процессах, происходящих на аграрном рынке, наравне с другими недостатками в системе сбыта привели к снижению уровня товарности некоторых видов сельскохозяйственной продукции.

Если в 1990 г. уровень товарности картофеля составлял 19,7%, овощей - 57,0, молока - 77,9%, то в 1998 г. соответственно 5,3; 11,9; 55,4%. Произошли незначительные изменения уровня товарности сахарной свеклы и мяса. Так, товарность сахарной свеклы снизилась на 12,3%, а мяса - на 19,3%. По зерну и яйцам уровень товарности возрос. В 1990 г. по зерну - 42,4%, яйцам - 56,8, в 1998 г. соответственно 48,9 и 59,7%.

Необходимо отметить, что маркетинговая инфраструктура агробизнеса в Российской Федерации пока не сложилась. В США, например, почти 3/4 конечного продукта АПК принадлежит маркетинговой сфере и только 10% производится в сельском хозяйстве. В Российской Федерации половина конечного продукта АПК производится в сельском хозяйстве, а маркетинговой сфере принадлежит 1/4. Отставание маркетинговой сферы - одна из причин громадных потерь сельскохозяйственного сырья и продовольствия, которые составляют до 25-30% валового производства.

2.2 Перспективы развития акционерных предприятий в сфере агробизнеса в Российской Федерации

 

Нынешний этап развития агропромышленного  комплекса Российской Федерации характеризуется попытками реорганизации отношений собственности и создания на селе новых организационно-правовых форм хозяйствования. Тем не менее, выполненные исследования позволяют констатировать, что осуществленные за последние годы большие и малые реформы в сельском хозяйстве не устранили те негативные тенденции, которые наметились в начале 90-х годов и носят ярко выраженный прогрессирующий характер на протяжении десяти последних лет.

В настоящее время все больше ученых склоняются к тому, что основополагающим шагом к преодолению кризисного состоянии должно стать создание смешанной экономики. Мировой опыт свидетельствует, что наиболее эффективный путь развития сельскохозяйственного производства связан с многообразием форм собственности. Оценка достоинств и недостатков всех известных правовых форм агробизнеса дает основание утверждать об отсутствии глобального предпочтения какой-либо из них, так как все они имеют одинаковые права на существование и выбор зависит, прежде всего, непосредственно от крестьянина.

В этой связи, рассматривая перспективы  развития акционерных предприятий  в аграрном производстве Российской Федерации, следует признать, что данная форма агробизнеса может успешно развиваться наряду с другими правовыми формами, предусмотренными законодательством.

Обобщение опыта трансформации  аграрного производства в странах  Восточной Европы позволяет сделать вывод, что ядром реформы в сельском хозяйстве этих государств выступают структурные изменения, связанной с заменой сельскохозяйственных кооперативов частными крупными конкурентоспособными хозяйствами семейного типа, хозяйственными товариществами, кооперативами первоначальных собственников. При этом в структуре агробизнеса вышеуказанных государств доля предприятий основанных на акционерном капитале составляет около 10%, а в общем объеме производимой продукции этот процесс удваивается.

Сравнительный анализ структуры аграрного производства Российской Федерации и ранее рассмотренных стран свидетельствует о существенном их различии. Однако с принятием нового Гражданского кодекса очевидным является тот факт, что сложившаяся структура агробизнеса в ближайшем будущем претерпит существенные изменения.

Оценивая возможные варианты трансформации  существующей в нашей стране структуры агробизнеса, следует признать, что определяющее значение для ее дальнейшего эффективного функционирования, как показывает мировой опыт, будут иметь первые шаги, осуществляемые в рамках общего механизма преобразования сельскохозяйственных предприятий в формирование рыночного типа.

На мой взгляд, в сложившихся  условиях к проведению реформ в аграрном секторе необходимо подходить сугубо с позиции экономической эффективности. Анализ существующих подходов к реформированию сельхозпредприятий свидетельствует, что эта точка зрения находит все большую поддержку среди отечественных экономистов – аграрников. Суть ее заключается в дифференцированном подходе к реформированию традиционных сельскохозяйственных предприятий, что обусловлено значительными различиями в их социально-экономическом развитии. В этой связи, в нынешних условиях наиболее экономически обоснованными представляются три ниже перечисленные направления дальнейшего развития акционерных предприятий в аграрном секторе страны.

  1. Формирование акционерных обществ на базе экономически крепких сельскохозяйственных предприятий.

Данный вариант трансформации  обусловлен тем, с одной стороны, преобразование таких сельскохозяйственных предприятий в акционерные общества будет соответствовать природе акционерного капитала, так как только такие предприятия в состоянии на данном этапе выплачивать дивиденды, с другой – позволит сохранить масштабность производства в этих же предприятия в ныне существующих рамках.

Таким образом, из выше изложенного  вытекает, что на начальном этапе  существует необходимость выделения  из общей совокупности тех сельскохозяйственных предприятий, которые по своим параметрам будут в наибольшей мере подходить для преобразования их в акционерные общества. Анализ и обобщение исследований, связанных с проблемой дифференциации сельскохозяйственных предприятий с целью поиска оптимальных вариантов их реформирования, свидетельствует о тесной взаимосвязи между ресурсным потенциалом и экономической эффективностью производителей сельскохозяйственной продукции.

  1. Формирование акционерных обществ на базе сельскохозяйственных предприятий, которые располагают возможностями переработки и реализации продукции.

К этой немногочисленной группе хозяйств относятся предприятия  агропромышленного типа, осуществляющие переработку сельскохозяйственной продукции и ее дальнейшую реализацию через фирменную торговлю конечному  потребителю. Наличие возможности  соединения производства, переработки и реализации в вышеуказанных предприятиях в нынешних условиях является гарантией получения дополнительного дохода в виде разницы между ценами розничной торговли и государственными закупочными ценами. На данном этапе вышеуказанные предприятия быстрее других адаптировались к рыночной экономике, вследствие чего они могут быть весьма привлекательны для инвестиций, а значит и для развития акционерных отношений.

  1. Присоединение убыточных сельскохозяйственных предприятий к мощным перерабатывающим предприятиям определенного региона, функционирующих в рамках открытых акционерных обществ, с потерей первых статус юридического лица.

При данном варианте создается  возможность привлечения капитала за счет перерабатывающего предприятия  с целью дальнейшего оздоровления неплатежеспособного хозяйства (хозяйств). Определенным преимуществом такого объединения, на наш взгляд, будет являться то, что оно позволит:

- во-первых, улучшить  использование производственных  мощностей перерабатывающего предприятия;

    • во-вторых, устранить те дискриминационные условия, в которых сказываются непосредственные производители сельскохозяйственной продукции вследствие необоснованной разницы между закупочными ценами и ценами конечной реализации;
    • в-третьих, обеспечить занятость работников, в связи с внедрением новых технологий и ростом производительности труда.

Информация о работе Государственное регулирование агробизнеса