Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 09:06, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть и проанализировать направления, методы и конкретные механизмы государственного регулирования агропромышленного комплекса России.
Цель работы обусловила решение следующих задач:
• рассмотреть состав аграрно-промышленного комплекса, цели и задачи его развития;
• рассмотреть направления, методы и конкретные механизмы государственного регулирования агропромышленного комплекса;
• рассмотреть и проанализировать современное состояние аграрно-промышленного комплекса и стратегию его развития.
Введение 3
1. Сущность понятия «агробизнес» 6
1.1 Проблема развития и регулирования агробизнеса на современном этапе 6
1.2 Понятие и структура агробизнеса 18
2. Государственное регулирование агробизнеса в Российской Федерации 22
2.1 Оценка развития агробизнеса в Российской Федерации 22
2.2 Перспективы развития акционерных предприятий в сфере агробизнеса в Российской Федерации 31
Заключение 36
Список литературы 40
Следует отметить, что экономическое содержание агропромышленного комплекса, излагаемое в отечественной экономической литературе, практически равнозначно толкованию агробизнеса в западной литературе. Это следует иметь в виду при изучении экономики по учебникам западных авторов.
Вместе с тем существуют и некоторые особенности. Агропромышленный комплекс народного хозяйства, как правило, рассматривается с позиций формирования его отраслевой, функциональной, продуктовой и других структур, является объектом планирования) а, возможно – и управления) сверху балансов по ресурсам, темпам развития, объемам производства и работ. Агробизнес же рассматривается как процесс интегрирования отдельных хозяйствующих субъектов в многоотраслевые предприятия (агрофирмы, торговые кооперативы, конгломераты) с целью достижения максимальной прибыли и ее успешной материализации.
Сферы агробизнеса:
Практический агробизнес соотносится, как правило, с конкретным рынком того или иного продукта (региональным, национальным, мировым). Например, агробизнес на рынке зерна и зерновой продукции структурно можно представить следующим образом.
Агробизнес на рынке зерна и зерновой продукции:
В настоящее время в большинстве государств с рыночной экономикой агробизнес является наиболее развитой подсистемой национальной экономики. Так, к концу 90-х гг. в США в агробизнесе было занято около 20 млн. чел. (21% от числа работающих). Доля производимой ими продукции в национальном доходе страны составляла порядка 20%. Производительность труда занятых в агробизнесе находилась на среднем уровне, характерном для всего народного хозяйства.[1, с.144]
Аграрным реформам в Российской Федерации почти 10 лет. К сожалению, за это время сельское хозяйство страны больше потеряло, чем приобрело. Объемы производства в крупно товарном секторе и суммарный потенциал сельхозпредприятий сократились примерно вдвое. Резко упали рентабельность и прибыль хозяйств, половина из них уже не в состоянии вести даже простое воспроизводство. Причем, группа "неустойчивых" хозяйств, не способных без помощи государства заниматься даже элементарными крестьянскими работами, постоянно расширяется. Долги сельхозпредприятий растут, лишая их перспективы и вынуждая сворачивать производство. На наших глазах происходит де индустриализация отечественного сельского хозяйства. В чем ее причины и как обратить это процесс вспять? Говорят, когда начинает мелеть река, нужно идти к ее истокам. Там - найдешь причину. И там же - способ вернуть воду в прежнее русло.
Первая проблема, требующая решения, - радикальное сокращение вмешательства правительства в сельское хозяйство, включая отмену контроля над ценами и закупочных квот.
На сегодняшний день список "товаров, имеющих важное социальное значение", цены на которые регулируются, содержит 118 пунктов и включает все продовольственные продукты. В частности, Министерство экономики устанавливает максимальный предел допустимых изменений цен с учетом официального прогноза инфляции.
Ценовый контроль тяготеет над всеми предприятиями, независимо от формы собственности. Закупочные квоты, авансовые платежи, товарные кредиты и контроль над экспортом вынуждают производителей продавать продукцию государству по искусственно заниженным "индикативным" ценам. В качестве "инструмента регулирования" внешней торговли широко практикуются минимальные цены на экспортные товары и максимальные - на импорт.
Кроме того, развитие экспорта и импорта сельхозпродукции тормозится усложненной процедурой лицензирования и регистрации контрактов, а также нынешней системой валютного контроля. Экспортеры обязаны продавать 30% валютной выручки по официальному валютному курсу, который ниже рыночного в среднем на треть. По подсчетам, обязательная продажа валютной выручки эквивалентна 10-процентному налогу на поступления от экспорта. Между тем в развитии агропромышленного комплекса Российской Федерации внешнеэкономическая деятельность играет важную роль. И значение ее возрастает в связи с намерением страны войти в состав Всемирной торговой организации.
Поддержание низких цен для потребителей сельхозпродукции у нас традиционно компенсируется за счет финансовых вливаний из госбюджета и с помощью печатного станка Национального банка. (Правда, в последнее время, Нацбанк старается переложить свою часть финансового груза на плечи коммерческих банков.) В среднем же уровень государственной поддержки сельскохозяйственным производителям составляет $250-300 млн в год.
При этом совершенно очевидно, что ориентация на внешние закупки продовольствия приведет не только к развалу, но и к ликвидации национального сельского хозяйства, полной зависимости страны от конъюнктуры внешних поставок. Это хорошо понимают развитые страны, создавшие систему сильной и многосторонней государственной поддержки сельского хозяйства. Осознают это и в Российской Федерации. В частности, уже в 2000 году централизованные субвенции сельскому хозяйству предполагается увеличить в расчете на 1 га угодий до $110. В целом это составит примерно 16-17% расходной части консолидированного госбюджета. Для сравнения: в 1985-1990 годах размер субсидий аграрному производству в структуре расходов бюджета в среднем составлял около 25%.[27]
Вторая проблема - необходимость предоставить физическим лицам, а не коллективам, гарантии на право свободного пользования землей.
Речь вовсе не идет об автоматическом введении частной собственности на землю: земля может оставаться в государственной собственности. Но физические лица наконец-то получат реальную свободу выбора. Они смогут либо реализовать свои права землепользования в коллективе, либо принять решение о выходе из коллективного хозяйства для создания фермерского.
Среди государств, возникших на руинах бывшего СССР, только в Беларуси да еще в республиках Средней Азии по-прежнему запрещена частная собственность на все сельскохозяйственные угодья (у нас в частной собственности может находиться лишь земля на приусадебных участках).
Сегодня вопросы собственности на землю и землепользования в Российской Федерации регулируются Земельным (принят в январе 1999 года) и Гражданским кодексами (декабрь 1998 года). Первый признает две формы собственности на землю - государственную и частную. Все сельскохозяйственные земли в Российской Федерации находятся исключительно в собственности государства и передаются сельхозпроизводителям только на правах пользования. Это общее правило имеет два исключения: в частной собственности может находиться до 1 га сельскохозяйственной земли на приусадебном участке или до 0,25 га - вокруг частного дома и под ним. Землю в частной собственности можно продавать, покупать, отдавать под залог, сдавать в аренду и завещать наследникам.
Третья проблема - в том, чтобы обеспечить возможность передачи земельных прав с целью повышения продуктивности и эффективности агросектора.
Даже в странах с рыночной экономикой, где частная собственность на землю стала нормой, многие фермеры считают более эффективным арендовать землю у других владельцев, чем покупать ее. Пример тому - Голландия.
Сегодня 65% сельскохозяйственной земли в Нидерландах находится в частной собственности, а 35% - арендуется (20% - у государства, 15% - у семейных ферм, частных инвесторов и т.п.). Размер арендованных участков в районе так называемых польдеров (земли, отвоеванной у моря) обычно составляет 48 га. Хотя встречаются и участки в два-три раза больше. Самая крупная ферма в Нидерландах занимает 3000 га (кстати, арендуется этот участок у частной инвестиционной компании). Ранее договоры на аренду заключались обычно на срок от 30 до 100 лет. Сегодня наблюдается тенденция к сокращению сроков - как правило, до 25 лет. Земля сдается в аренду только профессиональным фермерам, которые доказали, что способны эффективно вести хозяйство. Нищих фермеров в Нидерландах нет. Никаких доказательств способности выплачивать арендную плату в течение первых трех лет за счет собственных средств не требуется. Не существует для арендаторов и возрастных ограничений. Обычно аренда земли передается сыну или дочери.
Но вернемся к нашей ситуации. Если права землепользователя ограничены, то он теряет стимулы для роста эффективности производства. А что говорить, если вообще отсутствует механизм передачи земли более грамотным пользователям.
Все страны Центральной и Восточной Европы плюс ряд стран СНГ (Армения, Грузия, Молдова и Азербайджан) признают частную собственность на землю и не злоупотребляют юридическими ограничениями на сделки с ней. Россия и Украина, располагающие основной частью сельскохозяйственных земель в регионе, юридически признают частную собственность на землю, однако на практике купля и продажа земли в этих странах ограничены (в основном, применяется аренда). Остальные страны СНГ (Средняя Азия и Беларусь) в целом не признают частную собственность на землю, но отличаются "собственным подходом" к земельным сделкам. Права пользования землей гарантированы и могут передаваться в Казахстане, Кыргызстане и, с недавних пор, в Таджикистане. Туркменистан, Узбекистан и Беларусь запрещают любые сделки с землей.
Четвертая проблема - глубокое внутреннее реформирование сельскохозяйственных предприятий и определение чисто коммерческих задач на основе прибыльности и продуктивности.
На сегодняшний день лишь 92 из 2,5 тыс. крупных сельхозпредприятий сменили свой юридический статус, перестав называться колхозами или совхозами. Но в большинстве случаев дело ограничилось лишь сменой вывески. Структура производственных отношений в этих хозяйствах затронута не была. Единственно новой особенностью реорганизованных предприятий стало распределение коллективной собственности в форме имущественных паев: каждый работник получил бумажный сертификат на право владения частью имущества. В остальном же все осталось по-прежнему.
С точки зрения финансового положения, коллективные хозяйства в Российской Федерации можно разделить на 3 группы:
Пятая проблема - принятие последовательной программы урегулирования долгов сельхозпредприятий, введение жестких бюджетных ограничений с реальной угрозой банкротства для хозяйств, которые не в состоянии погасить новые долги.
Необходимо позволить белорусскому крестьянину начать свою деятельность с чистой "финансовой страницы". Нужны энергичные и неординарные инициативы, направленные на ликвидацию накопленных в агросекторе долгов. Подобные действия, безусловно, лягут определенным бременем на бюджет. Однако эта акция не должна ограничиться очередным списанием всей суммы долга, накопленной в хозяйствах. Важная предпосылка программы урегулирования долга - ликвидация старых сельскохозяйственных предприятий и их реформирование. Эти предприятия должны быть трансформированы в новые структуры, которые возьмут на себя всю ответственность за свою производственную деятельность и ее финансовые результаты в будущем. Новые хозяйства начнут свою деятельность с нового "листа", но если они потерпят неудачу в будущем, их придется ликвидировать. Таков закон рыночной экономики.
Пять вышеперечисленных проблем - это минимальный пакет реформаторских мер для российского АПК, рассчитанный на ближайшие 3-5 лет. Естественно, потребуется время для разработки пакета комплексных реформ на длительную перспективу. Однако только приняв программу-минимум, основанную на заслуживающих доверия мерах, правительство Российской Федерации сможет рассчитывать на приток крупных иностранных инвестиций, на заинтересованную поддержку российского агросектора со стороны международных доноров.
Из 2300 российских сельхозпредприятий убыточными считаются около тысячи. Указ президента № 138 "О некоторых мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций и привлечению инвестиций в сельскохозяйственное производство" должен избавить аграрный сектор от такого позора. Теперь "лежачие" колхозы можно присоединять к частным фирмам всего за одну базовую величину (19 тыс. руб. с первого апреля). А за это им предусматривается отсрочка и рассрочка до пяти лет выплаты долгов убыточных хозяйств и другие льготы.
Информация о работе Государственное регулирование агробизнеса