Государственный бюджет и проблема государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение государственного бюджета и государственного долга, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и государственного долга.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются:
раскрытие содержания государственного бюджета как основы экономики, его функций;
определение роли бюджета как базы социально-экономического развития общества;
рассмотреть особенности государственного долга;
показать проблемы государственного долга и направления их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ 5
1.1 Понятие государственного бюджета. Бюджетное устройство в Республике Беларусь 5
1.2 Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь 9
1.3 Формирование расходной части государственного бюджета 14
2 ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНЫЙ ИЗЛИШЕК. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ 18
2.1 Понятие и виды бюджетных дефицитов. Бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет 18
2.2 Способы финансирования дефицита государственного бюджета 23
2.3 Проблема государственного долга 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ А 38
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 39

Вложенные файлы: 1 файл

Государственный бюджет и проблема государственного долга.doc

— 396.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 

Государственный  бюджет  -  это основной финансовый план централизованных государственных доходов и расходов. От размера государственного бюджета, состава и  соотношения  его  доходов  и  расходов   зависят   реализация   программ экономического и социального развития, устойчивость  социального  положения страны.  Он  может  оказывать влияние  на  экономическую  активность,   инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на  развитие  приоритетных отраслей бюджета. Он играет невероятно важную роль в обеспечении эффективного функционирования всех составляющих частей хозяйственного механизма, в определении балансовых связей всех ценностных показателей социально – экономического развития и соблюдения пропорций между движением материальных и финансовых ресурсов. Бюджетные средства направляются на государственное управление, народное хозяйство, социально – культурные мероприятия, оборону, поддержку и развитие науки.

Также бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.

Как правило, раз в  год, во время утверждения проекта  бюджета разворачивается настоящая война за бюджетные дотации и финансирование. Эта война затрагивает всех: как министерства и исследовательские институты, так и государственные предприятия, и частный сектор.

Множество экономистов  не оставались равнодушными к проблеме формирования бюджеты, к источникам его формирования, статьям его  расхода. Так же не оставался без внимания и вопрос об оптимальном количестве независимых друг от друга бюджетов в стране. Этим проблемам посвящено множество экономических работ. В настоящее время существует множество теорий, затрагивающих различные аспекты бюджетной сферы, начиная от способов его формирования и заканчивая рекомендациями по преимущественному финансированию тех или иных отраслей.

Так же достаток бюджетных  средств позволяет государству  принимать активное участие в  жизни страны. Наличие бюджетных  средств позволяет государству осуществлять государственное регулирование экономики не только в приказной форме. Достаточное количество бюджетных средств позволяет государству задействовать непосредственно экономические рычаги государственного регулирования.

Таким образом, бюджет, его формирование и государственный долг является важным разделом в экономической науки, требующим большого внимания со стороны не только занимающих высокие посты экономистов и политиков, но и рядовых граждан.

Целью настоящей курсовой работы является изучение государственного бюджета и государственного долга, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и государственного долга.

Основными задачами настоящей курсовой работы являются:

  1. раскрытие содержания государственного бюджета как основы экономики, его функций;
  2. определение роли бюджета как базы социально-экономического развития общества;
  3. рассмотреть особенности государственного долга;
  4. показать проблемы государственного долга и направления их решения.

Теоретическую и методологическую основу работы составили концепции и положения, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых, законодательные и нормативные акты РБ, методические материалы финансовых органов, публикации в периодической печати по избранной теме, материалы научных и научно-практических конференций.

Информационной базой исследования явились официальные статистические материалы, данные Министерства финансов РБ, справочные и аналитические материалы, экспертные оценки независимых исследователей, а также материалы, опубликованные в отечественной и зарубежной научной литературе и периодической печати.

 

1  Государственный  бюджет, понятие и проблемы формирования

 

1.1 Понятие государственного  бюджета. Бюджетное устройство в Республике Беларусь

 

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества. Центральное место в системе финансов принадлежит государственному бюджету [6,с.132].

Бюджет – это важнейший  рычаг воздействия на ход общественного  воспроизводства и стимулирования экономического роста, один из главных  инструментов государства в проведении экономической и социальной политики. Путем бюджетного перераспределения ВВП формируется структура общественного производства и народнохозяйственные пропорции, адекватные рыночной системе хозяйствования.

Государственный бюджет – смета доходов и расходов государства на определенный период, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования средств. Бюджет имеет доходную и расходную части, которые в планируемой перспективе должны быть сбалансированы[3,c.87].

Роль бюджета в национальной экономике значительна. Он является частью финансов страны, которую контролирует государство, поэтому с помощью  бюджета государство способно вмешиваться  в рыночные механизмы[10,c.24].

Во-вторых, бюджет является способом аккумуляции денежных средств для решения крупных, глобальных экономических проблем.

В-третьих, наличие бюджета  позволяет решать сложные социальные проблемы (бедности, безработицы, голода, грамотности, здоровья нации и др.).

Государственный бюджет для выполнения своей роли в процессе общественного воспроизводства должен располагать устойчивой базой. С этой целью в бюджет изымается часть доходов юридических и физических лиц. Доходы бюджетов представляют собой часть национального дохода, подлежащую централизации в бюджеты различных уровней.

Поэтому структурно бюджет строится по балансовому принципу и имеет две части:

- доходная, в которой перечисляют все  поступления в бюджет и их  источники;

- расходная, в которой перечисляют расходы бюджета и потребителей бюджетных средств.

Регламентируемая нормами права деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, а также по контролю над их исполнением называется бюджетным процессом.

Бюджетное устройство представляет собой совокупность таких  элементов  как организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, совокупность бюджетных прав.

Вообще, в разных странах  мира бюджетное устройство отличается особенностями в зависимости  от государственного устройства, территориально-административного деления, уровня развития экономики и других специфических черт конкретного государства.

Бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и правовых нормах совокупность бюджетов отдельных административно-территориальных образований каждого государства, занимает главное место в бюджетном устройстве. Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов, ибо во многом зависят от их государственного устройства и ее территориального деления.

Республика   Беларусь  может  в  собственных   интересах   выделять   другим государствам финансовые  средства  в  размерах,  установленных  актами Президента Республики  Беларусь  и  законом  о  бюджете Республики  Беларусь  на  очередной финансовый (бюджетный) год.

Бюджетное  устройство  в  Республике  Беларусь  основывается   на  принципах единства  бюджетной  системы, полноты, реальности, гласности  и самостоятельности всех бюджетов, входящих  в бюджетную систему Республики Беларусь, и определяется административно-территориальным делением Республики Беларусь.[13.c 12]

Бюджетное устройство основывается на таких принципах, как единство, полнота, реальность, гласность и  самостоятельность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему.

В бюджетную систему  Республики Беларусь как самостоятельные  части включаются: республиканский  и местные бюджеты. К местным  бюджетам относятся: городские, областные, районные, сельские и поселковые бюджеты (Приложение А).

Для анализа совокупных финансовых показателей региона и государства, а также сбалансирования бюджета соответствующей территории применяется свод бюджетов – консолидированный бюджет.

К консолидированному бюджету  относятся: бюджет республики (бюджеты  областей, города Минска и республиканский бюджет), бюджет области (бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет), бюджет района (бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районный бюджет).

Понятие государственного бюджета имеет и правовой (законодательный) аспект. С позиции законодательного (правового) установления государственного бюджета он рассматривается как финансовый план государства.

Формирование бюджета  происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения  национального дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и др.). В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли предприятий и хозяйственных организаций различных форм собственности.

 

1.2 Формирование  доходной  части  государственного  бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь

 

Организация бюджетного процесса в настоящее время регулируется новой Конституцией Республики Беларусь, Законом «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах»; Законом «О налогах сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», Законом «О бюджетной классификации Республики Беларусь», налоговым законодательством и другим законодательными актами.

Кроме того, Министерством финансов республики утверждены «Правила составления и исполнения республиканского и местных бюджетов, поступления средств в государственные внебюджетные и бюджетные целевые фонды и их использование».

В соответствии с указанными актами составление проектов бюджетов находится в исключительной компетенции Правительства Республики Беларусь и соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов.

Несмотря на то, что  механизм создания доходной части бюджета  сегодня выработан, в определенные моменты он оказывается недостаточно эффективным и требует корректировки.

Работа по формированию доходной части бюджета осуществляется по следующим направлениям:

•планирование контингентов всех видов доходов; 
          •распределение регулирующих доходов между уровнями бюджетной системы в порядке и пропорциях, предусмотренных законодательством;

•определение размеров финансовой помощи, предоставляемой 
вышестоящими бюджетами нижестоящим (дотаций, субвенций, субсидий);

•формирование и распределение  средств фонда финансовой поддержки  территорий   и   определение   размеров   трансфертов   для   выравнивания бюджетной обеспеченности регионов.

В странах с развитой рыночной экономикой государственные  доходы составляют значительную часть  валового внутреннего продукта (ВВП) и оказывают сильное влияние на его перераспределение и расширенное воспроизводство. В среднем они равняются в странах ОЕСР от 30% до 44% ВВП[4,c.176]. Государственные доходы, рассчитанные по структуре ВВП, показывают не только отношение перераспределения, но и роль государства в воспроизводстве. Доля стоимости, привлеченная путем государственных закупок и капиталовложения возвращается в процесс производства. Вторая доля стоимости, привлеченная государством, тратится на цели, которые хоть и  не связаны с производством, но оказывают на него значительное влияние. Государственные доходы показывают движение денежных средств от разных слоев общества к государству. То, что для государства является доходом, для широких слоев населения является затратами. Государственные доходы на 85-92 % формируются за счет налогов, неналоговые доходы (преимущественно доходы государственных предприятий и собственности) составляют от 3 до 13 % и республиканский кредит – от 0,5-4 % их общего объема [17].

Увеличение доходной части бюджета Республики Беларусь является одной из важнейших задач всех органов государственной власти на ближайшую и более отдаленную перспективу.

С 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения Министерства труда  и социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета. Его показатели на 2010 год утверждены Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 года №70-З «О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2010 год». В целях сопоставимости данных показатели республиканского и консолидированного бюджетов за 2009 год также приведены без ФСЗН.

Информация о работе Государственный бюджет и проблема государственного долга