Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:33, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является изучение государственного бюджета и государственного долга, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и государственного долга.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются:
раскрытие содержания государственного бюджета как основы экономики, его функций;
определение роли бюджета как базы социально-экономического развития общества;
рассмотреть особенности государственного долга;
показать проблемы государственного долга и направления их решения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ 5
1.1 Понятие государственного бюджета. Бюджетное устройство в Республике Беларусь 5
1.2 Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь 9
1.3 Формирование расходной части государственного бюджета 14
2 ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНЫЙ ИЗЛИШЕК. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ 18
2.1 Понятие и виды бюджетных дефицитов. Бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет 18
2.2 Способы финансирования дефицита государственного бюджета 23
2.3 Проблема государственного долга 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ А 38
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 39
Характеризуя виды бюджетных дефицитов,
стоит упомянуть, что в теории
различают активный и пассивный
дефициты. Первый возникает в результате
увеличения государственных расходов
при снижении налогов, второй – в
связи с сокращением
В экономической литературе можно
встретить следующие понятия:
К квазибюджетным расходам относятся, например, финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности; централизованные кредиты, предоставляемые на льготных условиях Центральным Банком; расходы, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание «плохих долгов», а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.
Таким образом, скрытый дефицит государственного бюджета существенно занижает величину фактического бюджетного дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно, а так же в рамках «жесткого» курса на ежегодно сбалансированный бюджет.
С учетом всего вышесказанного, можно сделать вывод: если правительство пытается проводить политику, ориентированную на ежегодно сбалансированный бюджет, то это ведет к снижению степени встроенной стабильности экономики, вызывает частые колебания налоговых ставок, снижает инвестиционную активность, снижает эффективность распределения доходов.
Поскольку курс на ежегодно
сбалансированный бюджет связан со
столь значительными
Бюджетный дефицит характерен для большинства развитых стран. В Республике Беларусь бюджетный дефицит стал планироваться с 1991 года, тогда его размер был определен в сумме 3,7 млрд. руб., что составило 11,6 % ко всем расходам. Однако фактически бюджет был исполнен с профицитом в сумме 1,5 млрд. руб., т.к. на 1991 год государственным бюджетом СССР планировались дотации в бюджет Республики Беларусь[10].
Мировая практика показывает, что предел бюджетного дефицита в условиях стабильности рыночной экономики следует ограничивать 2-3 % к ВВП, 5 % к НД, 8-10 % к расходной части бюджета.
Однако эта величина не постоянна, т.к. оптимальный разрыв между доходами и расходами зависит от конкретной ситуации в экономике, доли перераспределяемого через бюджет национального дохода[15, с. 60].
На основании закона РБ «О бюджете Республики Беларусь на 2011 год» от 15 октября 2010 г. № 176-З, предельный размер бюджетного дефицита на 2011 год был установлен в сумме 6 000 000 000 тыс. рублей[5].
Некоторые страны доказали, что в экстремальных условиях, связанных с резким возрастанием дефицита бюджета, можно добиться сбалансирования его доходов и расходов, задействуя для этого весь механизм государственного регулирования.
Поэтому, несмотря на то, что бюджетный дефицит связан с бюджетом, вряд ли можно считать его неотъемлемой частью государственного бюджета. Он должен стать случайным явлением и финансироваться за счет резервных фондов, созданных из профицитов прошлых лет, а при их недостаточности — привлеченных ресурсов. Это положение имеет прямое отношение и к Республике Беларусь как государству, функционирующему в условиях трансформационной экономики.
2.2 Способы финансирования дефицита государственного бюджета
Существует несколько способов финансирования бюджетного дефицита. Один из них — повышение налоговых ставок, введение специальных налогов. Он используется крайне редко, так как ведет к снижению деловой активности и, в конечном счете — к сокращению объема производства[4, с. 103].
Другой способ — внутреннее и внешнее долговое финансирование. Внутреннее имеет место тогда, когда для покрытия бюджетного дефицита осуществляются выпуск и продажа государственных ценных бумаг на открытом фондовом рынке субъектам хозяйствования, населению данной страны. По ценным бумагам выплачивается доход (как правило, в виде процента), источником которого являются средства бюджета. Когда у правительства нет ресурсов для погашения ранее выпущенного займа, оно выпускает новый заем. Деньги, полученные от продажи новых ценных бумаг, используются для погашения тех, срок обращения которых истек, т.е. осуществляется рефинансирование.
Если государственные ценные бумаги продаются субъектам хозяйствования, населению, то такой способ финансирования бюджетного дефицита считается безинфляционным или малоинфляционным. Однако государство также может продавать свои облигации непосредственно центральному банку, который, покупая их, тем самым расширяет объем денежной массы в стране. Если этот процесс происходит активно, то он может привести к избытку денег в обращении и, следовательно, к инфляции. В странах с высокой инфляцией стоимость государственных ценных бумаг быстро падает и добровольный спрос на них снижается. В таких случаях правительства иногда используют прямые или косвенные методы принуждения, заставляющие коммерческие банки, другие кредитно-финансовые институты приобретать облигации, что, по сути, равнозначно дополнительному налогообложению и подрывает доверие к нему. Финансирование дефицита путем реализации облигаций резидентам ведет к росту внутреннего государственного долга.
Внешнее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с продажей государственных ценных бумаг правительствам, субъектам хозяйствования, населению других стран. Оно возможно в том случае, если национальные облигации приносят больший доход, чем ценные бумаги других стран, т.е. уровень внутренних процентных ставок выше среднемирового. Установление таких ставок может быть результатом сознательных действий центрального банка страны. Любое долговое финансирование ведет к росту расходов государства на выплату процентов по ценным бумагам.
Третий способ покрытия бюджетного дефицита — денежное финансирование (монетизация бюджетного дефицита). Прямая эмиссия денег сейчас практически не используется. Монетизация дефицита осуществляется в основном путем выдачи центральным банком правительству кредитов для покрытия бюджетного дефицита, что также ведет к инфляции. Если уровень инфляции в стране возрастает, то может возникнуть «эффект Танзи», т.е. сознательная отсрочка уплаты налогов налогоплателыциками, что характерно для стран с переходной экономикой. В результате происходит обесценение денег, а следовательно, будущих государственных доходов, что экономически выгодно для налогоплательщика, но ведет к возрастанию бюджетного дефицита [4, с. 105].
Правительства прибегают
к монетизации дефицита в развивающихся
странах, переходных экономиках в связи
с отсутствием внешних
Таким образом, проблема сбалансированности государственного бюджета в абсолютном большинстве случаев сводится к одному, а именно его дефициту. Практически каждое государство сталкивается с дефицитом государственного бюджета, при этом небольшой дефицит не является проблемой. Увеличение же дефицита приводит к проблемам и отражается на макроэкономической стабильности, что, в конце концов, может привести к увеличению инфляции, повышении налоговой нагрузки на резидентов страны, может привести к замедлению экономического роста и падению деловой активности.
2.3 Проблема государственного долга
Государственный долг-это сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим и физическим лицам, правительствам других стран. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату [6, с.265].
В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций. Рост государственного долга наблюдается практически во всех странах мира, что в основном объясняется хронической дефицитностью государственных финансов. Таким образом, государственный долг можно также определить, как задолженность, накопившаяся у правительства, в результате заимствования денег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов.
В соответствии с традиционной точкой зрения государственные займы - фактор уменьшения национальных сбережений и сдерживания накопления капитала. Этой точки зрения придерживается большинство экономистов. Однако существует другая точка зрения, называемая равенством Рикардо, которой придерживается небольшая, но очень влиятельная группа экономистов. В соответствии с рикардианской точкой зрения, государственный долг не влияет на сбережения и накопление капитала.
Как снижение налогов и бюджетный дефицит повлияют на состояние экономики с традиционной точки зрения?
Снижение налогов, финансируемое правительством за счёт займов, будет оказывать воздействие на экономику по многим направлениям. Снижение налогов сразу же вызовет рост потребительских расходов. Рост потребительских расходов влияет на состояние экономики как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде.
На протяжении краткосрочного периода увеличение потребительских расходов приводит к росту спроса на товары и услуги и, таким образом, к росту объёма производства и занятости. Однако ставка процента будет также расти из-за обострения конкуренции между инвесторами в связи со снижением объёма сбережений. Повышение ставки процента будет сдерживать инвестиции и стимулировать приток иностранного капитала. Курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам будет расти, что приведёт к снижению конкурентоспособности национальных фирм на мировом рынке.
В долгосрочном плане сокращение национальных сбережений, вызванное снижением налогов, приведёт к уменьшению размеров накопленного капитала и росту внешней задолженности. Поэтому объём национального продукта снизится, а доля в нём внешнего долга возрастёт.
Различают внутренний и внешний государственный долг.
Внутренний –это долг государства населению, субъектам хозяйствования своей страны. Внешний—это задолженность физическим, юридическим лицам, правительствам других стран. [2, с. 266]
Внутренний долг порождается бюджетными дефицитами, так называемым долговым финансированием. Государственные займы выпускаются на различные сроки. И поэтому государственный долг бывает краткосрочным (до 1 года), среднесрочным (до 5 лет) и долгосрочным (свыше 5 лет). Наиболее обременительными являются краткосрочные долги, так как дата их погашения наступает очень быстро, но проценты по таким займам очень высокие. Большинство экономистов утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования.
Вместе с тем нельзя недооценивать негативные последствия внутреннего долга, потому что при определенных условиях он может стать серьезной проблемой для экономики страны. Рассмотрим некоторые из самых ярких проблем.
Рост внутреннего долга опасен для страны с низким уровнем доходов, но, следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативой инвестированию свободных денежных средств в производство. Поэтому наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала.
Другая опасность связана с тем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным сектором. В результате конкуренции ставка ссудного процента повышается, что ведет к совращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов.
Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем внутреннего. При внешнем долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает жизненный уровень населения данной страны. Кроме того, при предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнения ряда условий, которые "неудобны" для страны-заемщика. В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит. Следует отметить, что абсолютная сумма долга малопоказательна для экономического анализа. Поэтому оценивают его относительную величину. Используют такие показатели, как доля внешнего долга в валовом национальном продукте, отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год. По оценкам специалистов данный показатель не должен превышать 25%.
Информация о работе Государственный бюджет и проблема государственного долга