Государственный бюджет и проблема государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение государственного бюджета и государственного долга, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и государственного долга.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются:
раскрытие содержания государственного бюджета как основы экономики, его функций;
определение роли бюджета как базы социально-экономического развития общества;
рассмотреть особенности государственного долга;
показать проблемы государственного долга и направления их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ 5
1.1 Понятие государственного бюджета. Бюджетное устройство в Республике Беларусь 5
1.2 Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь 9
1.3 Формирование расходной части государственного бюджета 14
2 ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНЫЙ ИЗЛИШЕК. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ 18
2.1 Понятие и виды бюджетных дефицитов. Бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет 18
2.2 Способы финансирования дефицита государственного бюджета 23
2.3 Проблема государственного долга 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ А 38
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 39

Вложенные файлы: 1 файл

Государственный бюджет и проблема государственного долга.doc

— 396.00 Кб (Скачать файл)

В 2010 году доходы консолидированного бюджета составили 48,8 трлн. рублей, что на 4,3% больше, чем в 2009 году (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, меньше на 3,2%). Динамика поступления доходов приведена на рисунке 1.1 Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 34% в 2009 году до 29,9% в 2010 году[26].

 

Рисунок  1.1 - Динамика поступления доходов консолидированного бюджета

Источник:[26]

 

Основными доходными  источниками остаются налог на добавленную  стоимость, доходы от внешнеэкономической  деятельности, налог на прибыль и  акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с 2009 годом. Наиболее значительно увеличились поступления налога на добавленную стоимость – на 24,6%, налога на прибыль – на 12,3%, акцизов – на 10,9% в реальном выражении, приложение Б.

Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,5%. При этом 33,3% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,8% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности, табл. 1.Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 64,8%. При этом 32,4% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,3% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности, табл. 1.1.

 

Таблица 1.1 - Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за  2009-2010 гг., %

Показатели

2009 год

2010 год

1. Налоговые доходы - всего  

88,4

92

в том числе:  

   

Налоги на доходы и прибыль  

20,6

24,2

в т.ч. - подоходный налог  

9,2

11,0

Налоги на собственность  

3,5

3,8

Налоги на товары и услуги  

42,6

47,1

в т.ч. - НДС  

25,6

33,3

     - акцизы  

7,6

8,9

Налоговые доходы от внешнеэкономической  деятельности  

17,1

11,8

2. Неналоговые доходы 

11,4

7,8

3. Безвозмездные поступления  

0,2

0,2

Итого доходов  

100,0

100,0


Источник:[26]

 

Задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые  бюджетные фонды по состоянию  на 1 января 2011 года составила 32 млрд. рублей и уменьшилась по сравнению с началом года на 50,3% в реальном выражении. Отношение недоимки к годовым доходам консолидированного бюджета сократилось с 0,13% на 1.01.2010 г. до 0,07% на 1.01.2011 г.

Доходы бюджета сектора  органов государственного управления за январь-август 2011 года сложились в сумме 62,0 трлн. рублей, или 75,6 процента годового плана.

Доходы республиканского бюджета составили 27,2 трлн. рублей, или 80,8 процента годового плана.

За январь-август 2011 года в бюджет сектора органов государственного управления поступило НДС на сумму 13,8 трлн. рублей, или 72,2 процента годового плана. Налога на прибыль поступило 4,6 трлн. рублей, или 68,6 процента годового плана. Акцизы поступили в сумме 3,3 трлн. рублей, или 61,9 процента годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 8,0 трлн. рублей, или 110,4 процента годового плана. Поступления в Фонд социальной защиты населения составили 17,2 трлн. рублей, или 66,4 процента годового плана.

По состоянию на 1 сентября 2011 года задолженность по налогам и сборам составила 44,2 млрд. рублей и уменьшилась за август т.г. на 11,9 млрд. рублей.

Главными средствами перераспределения доходов и  наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической  политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о бюджетно-налоговой политике (сфере, системе, отношениях и т.п.) Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus — государственная казна и fiscalis -относящийся к казне).                              

В качестве другого синонима бюджета и налогов используют также термины «государственные финансы», «финансы страны». Для обозначения  совокупности бюджетно-налоговой и  денежно-кредитной систем употребляют термин «финансово-кредитная система» (сфера отношения и т.д.) или иногда просто — «финансы».

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости и производство неинфляционного ВНП.

  • Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и изменением оптимизации структуры государственных расходов.
  • Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периодов, том числе и в РБ.

 

1.3 Формирование  расходной части государственного бюджета

 

Расходы консолидированного бюджета в 2010 году профинансированы в сумме 53 трлн. рублей. По сравнению  с 2009 годом расходы в реальном выражении уменьшились на 0,1%[17].

Расходы консолидированного бюджета в разрезе функциональной классификации увеличились по всем разделам, кроме «Национальной экономики» и «Охраны окружающей среды». Наиболее значительно (в реальном выражении) возросли расходы по разделам «Социальная политика» – на 13,7%, «Общегосударственные расходы» - на 17,4% (в том числе расходы на Государственную инвестиционную программу – на 12,1%), «Образование» - на 14,4%, «Здравоохранение» - на 12%. Финансирование по разделу «Национальная экономика» сократилось на 29,6%.

Рост расходов по разделу  «Социальная политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении граждан жильем. В 2010 году на эти цели было направлено на 22% в реальном выражении средств больше, чем в 2009 году. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2010 году в структуре расходов консолидированного бюджета увеличился по сравнению с 2009 годом на 1,2 процентных пункта, рис. 1.2.

Рисунок  1.2 - Структура расходов консолидированного бюджета

Источник:[26]

В расходах консолидированного бюджета в 2010 году в разрезе экономической  классификации преобладали текущие  расходы – 74,4% в общих расходах, в том числе расходы на заработную плату рабочих и служащих в бюджетном секторе и начисления на нее – 27,6%, текущие бюджетные трансферты – 25,9%, обслуживание государственного долга – 2,1%. Доля капитальных расходов составила 25,7%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 16,1% всех бюджетных расходов.

За счет средств консолидированного бюджета в 2010 году было профинансировано 18,6% всех инвестиций в основной капитал  в экономику. Введено 260,4 тыс. квадратных метров жилья, или 3,9% от общей площади  введенного в эксплуатацию жилья.

В 2010 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 4,2 трлн. рублей, или 2,6% к ВВП (в 2009 году дефицит составлял 2,5 трлн. рублей, или 1,8% к ВВП).

Расходы консолидированного бюджета в 2010 году сложились на 46,5% из расходов республиканского бюджета и 53,5% - расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета в доходах консолидированного бюджета составил 62,1%.

Доходы республиканского бюджета составили 30,3 трлн. руб., или 91,7% (в реальном выражении) к уровню 2009 году. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 34,3 трлн. руб., что на 0,5% больше, чем в 2009 году.

Более трети (38,9%) всех поступлений  в республиканский бюджет обеспечено за счет поступлений налога на добавленную  стоимость. По сравнению с 2009 годом его объем увеличился на 33,3% в реальном выражении. Налог на прибыль в 2010 году увеличился на 20,98%, составив 11,7% всех доходов республиканского бюджета. Поступления акцизов возросли на 16,1%. Удельный вес этого источника доходов республиканского бюджета составил 14,4%.

В 2010 году финансирование расходов из республиканского бюджета  почти по всем разделам функциональной классификации осуществлялось выше уровня 2009 года. Наиболее значительно  увеличились расходы по разделам «Общегосударственная деятельность», «Социальная политика», «Здравоохранение». Финансирование расходов по разделу «Национальная экономика» сократилось на 40% в реальном выражении по сравнению с предыдущим годом.

В 2010 году расходы республиканского бюджета превысили доходы на 4 трлн. рублей, или 2,4% ВВП.

Расходы консолидированного бюджета за январь – сентябрь 2011 г. составили 47754,9 млрд. рублей и увеличились по сравнению с  
январем – сентябрем 2010 г. на 28,5%. По отношению к ВВП они составили 25,7% (за январь – сентябрь 2010 г. – 31,8%). В реальном выражении расходы уменьшились на 5,5%.

Основная  доля в общих расходах консолидированного бюджета приходилась на финансирование социальной сферы и национальной экономики. Объем средств, направленных на финансирование социальной сферы (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика), составил  
21,8 трлн. рублей, или 45,6% от всех расходов консолидированного бюджета (за январь – сентябрь 2010 г. – 14,6 трлн. рублей, или 39,4% от всех расходов).

В составе  расходов на национальную экономику  в  
январе – сентябре 2011 г. наибольший удельный вес приходился на сельское хозяйство и рыбохозяйственную деятельность (54,9%), дорожное хозяйство (18,4%) и транспорт (9,6%)[26].

В 2010 и 2011 году бюджетно-финансовая и налоговая политика была ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом.

 

 

2  Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг

 

 

2.1 Понятие  и виды бюджетных дефицитов.  Бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет

 

 

В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов могут иметь место сбалансированность доходов и расходов, превышение расходов над доходами – дефицит бюджета, превышение доходов над расходами – профицит бюджета.

В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Такое состояние бюджета называется «бюджетным дефицитом».

Дефицит (от лат. Deficit - недостает) – 1) убыток, превышение расхода над доходом; 2)  недостаток, нехватка чего-либо.

Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета и выражает такое его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета. [1, с. 84]

Если обозначить государственные расходы буквой G, налоги и прочие сборы – буквой T (Tax), то бюджетный дефицит в абсолютных цифрах это разница: G - T.

Определение бюджетного дефицита  может быть также следующим: бюджетный  дефицит представляет собой систему  экономических отношений по поводу привлечения дополнительных доходов сверх имеющихся у государства, и их использование на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами. [2, с. 243]

Различным стратегиям бюджетно-налоговой  политики соответствуют различные типы бюджетных дефицитов или излишков. Изменение величины сальдо государственного бюджета может происходить как на основе действия так называемых «встроенных стабилизаторов» экономики (циклический дефицит), так и при проведении дискреционной бюджетно-налоговой политики (структурный дефицит).

Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. «Встроенный» (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. [7, с. 258]

Так, например, при спаде деловой активности происходит автоматическое сокращение налоговых поступлений, сопровождаемое увеличением определенных видов трансфертных платежей. В результате этого и возникает циклический дефицит государственного бюджета.

При дискреционной политике правительство  целенаправленно изменяет соотношение  между доходной и расходной частями  бюджета. В частности, в целях  стимулирования совокупного спроса в период спада экономической активности правительство принимает решения, направленные на увеличение уровней занятости и выпуска – увеличивает свои расходы или снижает налоги. Таким образом, правительство фактически целенаправленно создает дефицит госбюджета.

Информация о работе Государственный бюджет и проблема государственного долга