Делегирование полномочий как важная составная часть функции организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является раскрытие методов делегирования полномочий и ответственности в системе менеджмента.
Задачи работы:
раскрыть понятие и методы делегирования полномочий;
проанализировать основные способы делегирования полномочий;
показать, какой эффект достигается при применении данного метода в управлении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…..
4
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ И РУКОВОДСТВО…………………………..
6
ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ……………………………………
9
2.1 Планирование……………………………………………….......................
9
2.2 Организация……...…………………………………………………………
11
2.3 Мотивация персонала……………………………………………………...
12
2.4 Контроль……………………………………………………………………
13
ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ………………………………….
15
3.1 Принцип необходимого разнообразия (У. Эшби)……………………….
15
3.2 Принцип переходного периода…………....................................................
16
3.3 Принцип разделения функций…………………………………………….
16
3.4 Принцип иерархичности…………………………………………………..
17
3.5 Принцип централизации………………......................................................
3.6 Принцип сбалансированности (оптимизированности)………………….
3.7 Принцип стимулирования…………………………………………………
ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ………..
ГЛАВА 5. ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ И ОТВЕТСТВЕН-НОСТИ…………………………………………………………………………
5.1 Делегирование полномочий: понятие, сущность и основные принципы………………………………………………………………………
5.1.1 Понятие и сущность делегирования полномочий………………………..
5.1.2 Понятие управленческих полномочий……………………………………....
5.1.3 Централизация и децентрализация управленческих полномочий……..
5.1.4 Типы и виды управленческих полномочий…………………………………
5.1.5 Процесс делегирования полномочий. Этапы и принципы……………… 5.2. Препятствия на пути осуществления метода делегирования и пути их устранения……………………………………………………………………...

5.2.1. Нарушение принципов делегирования полномочий и ответственности……………………………………………………………………..
5.2.2. Препятствия и проблемы на пути осуществления метода делегирования полномочий…………………………………………………………..
5.2.3. Пути решения проблем делегирования полномочий…………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….………………………………………….…...................
18
18
21
22

26

26
26
30
31
35
37

54

54

57
62
65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Делегирование курсовая.doc

— 511.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА 

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

НОВГОРОДСКИЙ  ФИЛИАЛ

 

Кафедра теории и практики управления

 

 

 

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

 

 

ПО КУРСУ:  «Теория управления»

 

НА ТЕМУ: «Делегирование полномочий как важная составная часть функции организации»

 

 

 

 

АВТОР РАБОТЫ:

Студентка группы: 05-11 пго

Туфанова Л.А.

_____________________________

                                                                                          (подпись)

 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

                                                                            Должность, звание: к.э.н., доцент           

Ратковская И.А.                                                                          

_____________________________

                                                                                          (оценка)

_____________________________

                                                                                          (подпись)

 

 

 

 

 

 

Пестово

2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

                                                                                                                                              Стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…..

4

ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ И РУКОВОДСТВО…………………………..

6

ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ  УПРАВЛЕНИЯ……………………………………

9

2.1 Планирование……………………………………………….......................

9

2.2 Организация……...…………………………………………………………

11

2.3 Мотивация персонала……………………………………………………...

12

2.4 Контроль……………………………………………………………………

13

ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ………………………………….

15

3.1 Принцип необходимого  разнообразия (У. Эшби)……………………….

15

3.2 Принцип переходного  периода…………....................................................

16

3.3 Принцип разделения  функций…………………………………………….

16

3.4 Принцип иерархичности…………………………………………………..

17

3.5 Принцип централизации………………......................................................

3.6 Принцип сбалансированности (оптимизированности)………………….

3.7 Принцип стимулирования…………………………………………………

ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК  ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ………..

ГЛАВА 5. ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ  И  ОТВЕТСТВЕН-НОСТИ…………………………………………………………………………

5.1  Делегирование полномочий: понятие, сущность и основные  принципы………………………………………………………………………

5.1.1 Понятие  и сущность делегирования полномочий………………………..

5.1.2 Понятие управленческих  полномочий……………………………………....

5.1.3 Централизация и  децентрализация управленческих  полномочий……..

5.1.4 Типы и  виды управленческих полномочий…………………………………

5.1.5 Процесс  делегирования полномочий. Этапы  и принципы………………                                                                                                             5.2. Препятствия на пути осуществления метода делегирования и пути их устранения……………………………………………………………………...

 

5.2.1. Нарушение  принципов делегирования полномочий и ответственности……………………………………………………………………..

5.2.2. Препятствия  и проблемы на пути осуществления  метода делегирования полномочий…………………………………………………………..

5.2.3. Пути решения проблем делегирования полномочий…………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….………………………………………….…...................

18

18

21

22

 

26

 

26

26

30

31

35

37

 

54

 

54

 

57

62

65

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………..……………………………………..

Приложение 1…………………………………………………………………..

Приложение 2…………………………………………………………………..

Приложение 3…………………………………………………………………..

Приложение 4…………………………………………………………………..

Приложение 5…………………………………………………………………..

Приложение 6…………………………………………………………………..

Приложение 7…………………………………………………………………..

Приложение 8…………………………………………………………………..

66

69

69

71

73

76

77

78

80

82


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

За последние сто  лет или около того в структуре  общества произошло важное изменение.  Вместо  индивидуалов,  работающих  в  основном  на  самих  себя, общество теперь состоит из больших групп людей,  работающих  в  организациях различных типов: на заводах, фабриках, в  правительственных  учреждениях,  в больницах, университетах и школах, гостиницах, вооруженных силах,  в  банках и  т.д.  Если  организации  хорошо  управляются,  это  означает,  что  люди, составляющие  наше  общество,  будут  преуспевать.  И  напротив:  если   эти организации и занятые в них работники  находятся  под  плохим  руководством, пострадают все люди. Следовательно, хорошее  управление  является  ключом  к благоденствию современного общества.

Искусство управления  (менеджмент)  –  это  умение  работать  посредством других людей, а не выполнять работу самому. Задача руководителя  (менеджера) –  уметь  думать,  анализировать  информацию,  организовывать,  планировать, принимать стратегические решения.

Однако очень часто  огромное количество достаточно важных повседневных дел и  забот  отнимает   рабочее   время   менеджера,   не   давая   возможности, сосредоточится на  самом  главном.  Выход  очевиден  –  необходимо  научится распределять свое время так, чтобы получать  от  него  максимальную  отдачу. Менеджер должен помнить, что он  всего  лишь  один  человек.  Независимо  от того, как усердно он работает, он не  в  силах  сделать  больше,  чем  может сделать один человек. Поэтому его главная функция заключается в  том,  чтобы правильно организовать работу людей, находящихся у него в подчинении.

В теории управления  общепризнанным  является  "золотое  правило":  самое важное умение руководителя - это  получение  нужных  ему  результатов  через своих подчиненных. В той мере, в какой он  умело  передает  свои  полномочия исполнителям, он эффективно руководит. Чем больше и чаще  передается  работа вместе с частью ответственности, тем выше результаты  организации  в  целом. Задачей руководителя является организовать  процесс  (сценарий,  игру),  при котором люди  хотели  бы  работать  с  максимальной  отдачей,  т.к.  желание работать  в  группе  и  достигать  собственной  реализации  -   естественное состояние нормального человека.

Одним из эффективных  способов регулировать количество выполняемой  работы может стать  делегирование  –  передача  полномочий  подчиненным.  Начальник должен научиться делегировать  свои  полномочия.  Чем  больше  полномочий  и ответственности руководитель дает  подчиненным,  тем  выше  его  способность руководить людьми.

Все вышеназванное определяет актуальность темы курсовой работы.

Целью работы является раскрытие  методов делегирования полномочий и ответственности в системе менеджмента.

Задачи работы:

    • раскрыть понятие и методы делегирования полномочий;
    • проанализировать основные способы делегирования полномочий;
    • показать, какой эффект достигается при применении данного метода в управлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ И РУКОВОДСТВО

 

Понятие «управление» широко используется в различных сферах жизнедеятельности человека, обозначая функцию, присущую всем организованным системам (техническим, биологическим, социальным и др.). Поэтому проблема управления изучается многими науками. Однако есть наука, которая является базовой, методологической для всех других наук об управлении — это наука кибернетика.

Кибернетика (kybernetika) — наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе. В зависимости от области применения кибернетических методов и средств различают отрасли кибернетики: технические, биологические, экономические, медицинские и др[1].

Один из основателей этой науки Н. Винер в книге «Кибернетика» отмечает, что «процессы управления и связи в машинах, живых организмах и обществах, будь то общества животных или человеческие, подобны, то есть существуют общие для всех функционирующих систем законы управления»[2].

Основная задача кибернетики — достижение на основе присущих ей методов и средств оптимального уровня управления, т. е. принятие наилучших управленческих решений.

Управление - процесс перевода объекта (системы) из менее упорядоченного состояния в более упорядоченное, с точки зрения целей управления[3]. Соответственно, кибернетическим называется такое управление, которое:

  • Рассматривает   организацию как   некоторую    большую   систему, часть большой совокупности, в которую он входит.

 

 


[1]  http://ru.wikipedia.org/wiki/Кибернетика

[2]  Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. - 2-е издание. - М.: Наука; Главная редакция изданий для зарубежных стран, 1983. – стр. 17.

[3]  http://ru.wikipedia.org/wiki/Управление 

каждый элемент которой берется не  только сам по  себе, но и как часть большой совокупности, в которую он входит.

  • Обеспечивает оптимальное решение многовариантных    динамических  задач организации.
  • Использует специфические методы, выдвинутые кибернетикой (обратную связь, саморегулирование и самоорганизацию и т. п.).
  • Широко применяет механизацию и автоматизацию управленческих работ на основе использования вычислительной и управляющей техники и компьютерных технологий.

В социальной психологии управление рассматривается как вид индивидуальной или групповой деятельности, представляющей собой воздействие субъекта управления на объект для достижения цели управления.

Очень часто понятия  «управление» и «руководство» считают тождественными. Однако это не так.

Руководство рассматривается как процесс воздействия субъекта управления на личность или группу для достижения целей управления.

Таким образом, понятия  «управление» и «руководство» различают по субъекту и объекту управления.

Поясню. Субъектом управления могут быть технические системы, организационные структуры, люди. В качестве объекта управления, могут рассматриваться любые функционирующие системы: биологические, технические, социальные и т. п. А вот в качестве субъекта и объекта руководства всегда рассматриваются только отдельные личности или группы лиц.

Примерно в середине ХХ в. к понятиям «управление» и «руководство» добавился новый термин «менеджмент», которым обозначалась практика управления. Возникла целая наука об управлении, которая получила одноименное название — «Менеджмент». Ее исследовательский интерес лежит в области законов и закономерностей жизнедеятельности организаций и отношений между работниками в процессе управления.

Сам термин «менеджмент (management)» имеет несколько значений:

  • управление; заведование;
  • умение владеть (инструментом); умение справляться (с работой);
  • правление; дирекция, администрация;
  • хитрость, уловка;
  • осторожно бережное, чуткое отношение (к людям) [4].

Термин «организация»  также имеет несколько смысловых значений:

  • Внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных, автономных частей целого, т.е. качественное состояние, некой функционирующей системы..
  • Объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур (предприятие, учреждение, политическая партия или движение, общественная структура и т.д.).
  • Совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого — процесс упорядочения взаимодействия элементов системы[5].

По сути, организация это некая абстракция, её нельзя увидеть, услышать, потрогать руками. Организация представляет собой определённым образом упорядоченную систему взаимоотношений людей в связи с их совместной деятельностью.

Таким образом, понятия  «управление», «руководство» и «организация» отражают конкретные, вполне самостоятельные явления в сфере совместной деятельности людей и объединяются общим понятием «менеджмент».

 

 

 

 

 

 


[4]  http://ru.wikipedia.org/wiki/Менеджмент 

[5]  http://ru.wikipedia.org/wiki/Организация

ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ  УПРАВЛЕНИЯ

 

Как справедливо полагают отечественные специалисты, функциями  любой деятельности, в том числе  менеджмента, являются совокупности задач, которые они призваны решать.

Основными функциями управления предприятием являются: перспективное и текущее планирование; организация и регулирование; мотивация и координирование; учет и контроль. Таким образом, основа управленческой деятельности – это выполнение менеджером четырех общих функций, которые составляют цикл менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль.

 

    1.  Планирование

 

Важнейшей функцией управления считают планирование, благодаря, которому обеспечивается необходимая организация  хода производства, динамическое равновесие внутренних процессов предприятия.

Принципы планирования:

  • комплексность;
  • точность;
  • непрерывность (органическое единство перспективных и текущих планов);
  • гибкость;
  • экономичность;
  • реальность.

План предприятия выступает как научно обоснованная программа его дальнейшего развития. В плане не только ставятся конечные цели, но и предусматриваются условия их достижения. В условиях плановой экономики существовала система директивного (обязательного к выполнению) народнохозяйственного планирования в масштабах всей страны. Вышестоящими организациями предприятиям утверждался перечень основных показателей хозяйственной деятельности (производство важнейших видов продукции в натуральном выражении; объем реализуемой продукции; общая сумма прибыли и рентабельность; производительность труда; задания по освоению производства новых видов продукции и др.). Ряд расчетных показателей разрабатывался самими предприятиями (объем валовой и товарной продукции, численность работников, средняя зарплата и т.д.).

Информация о работе Делегирование полномочий как важная составная часть функции организации